Ленинградский театр оперы и балета

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЕБ
ЛЕВ
ЛЕГ
ЛЕД
ЛЕЕ
ЛЕЖ
ЛЕЗ
ЛЕИ
ЛЕЙ
ЛЕК
ЛЕЛ
ЛЕМ
ЛЕН
ЛЕО
ЛЕП
ЛЕР
ЛЕС
ЛЕТ
ЛЕУ
ЛЕФ
ЛЕХ
ЛЕЦ
ЛЕЧ
ЛЕШ
ЛЕЩ

Ленинградский театр оперы и балета академический им. С. М. Кирова, один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Историю театр ведёт с 1783, когда в Петербурге открылся Каменный (Большой) театр и указом Екатерины II была организована труппа «... не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Конец 18 — начало 19 вв. — время активного формирования национальной композиторской школы. На сцене театра наряду с иностранными произведениями были поставлены первые оперы русских композиторов Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную труппу в 1803—40 возглавил К. А. Кавос — дирижёр, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных на сцене театра; балетную труппу (в 1801—29; с перерывом в 1811—16) — балетмейстер Ш. Л. Дидло. Ведущее положение занимали певцы П. В. Злов, А. М. Крутицкий, В. М. Самойлов, Е. С. Сандунова и др. и танцовщики Е. И. Колосова, А. И. Истомина, Н. О. Гольц, Е. А. Телешова и др.

  В 1836 заново отстроенное здание Большого театра было полностью отдано под оперные спектакли. В 1836 театр впервые поставил оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин», ознаменовавшую собой рождение русского классического оперного искусства. В 1842 была поставлена его вторая опера — «Руслан и Людмила». В обоих спектаклях раскрылись дарования русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В 1843 в Петербурге была создана итальянская оперная труппа, в связи с чем русская была фактически изгнана и в 1845 переведена в Москву. Спектакли русской оперной труппы возобновились в Петербурге лишь в середине 50-х гг. на сцене Театра-цирка; после пожара в 1859 здание было перестроено (архитектор А. К. Кавос) и открыто в 1860 под названием Мариинский театр. В 1883—96 здание театра перестраивалось под руководством архитектора В. А. Шрётера. Были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены.

  Подъём освободительного движения в 60-е гг. 19 в., появление крупнейших русских композиторов окончательно определили демократические тенденции русской труппы театра. Были впервые поставлены оперы — «Псковитянка» Римского-Корсакова (1873), «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Пиковая дама» Чайковского (1890), «Князь Игорь» Бородина (1890) и др. В эти годы в театре выступали певцы — Е. А. Лавровская, И. А. Мельников, Е. К. Мравина, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, М. И. и Н. Н. Фигнеры, Л. Г. Яковлев и др.; музыкальным руководителем и дирижёром (1863—1916) был Э. Ф. Направник. Выдающимся достижением в балетном искусстве стали балеты П. И. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892; «Лебединое озеро», 1895) и А. К. Глазунова («Раймонда», 1898) в постановке М. Петипа и Л. И. Иванова. В балетной труппе с конца 19 в. выдвинулись — О. И. Преображенская, А. П. Павлова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский и др. В конце 19 — начале 20 вв. в театре выступали крупнейшие мастера оперно-исполнительного искусства. Спектакли отличались законченным музыкальным ансамблем. Ведущее место среди исполнителей принадлежало Ф. И. Шаляпину и И. В. Ершову; на сцене театра пели И. В. Тартаков, И. И. Алчевский, А. М. Давыдов, В. И. Касторский и др., работали дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

  Великая Октябрьская социалистическая революция создала условия для подлинного расцвета театра. 9 ноября 1917 театр был передан в ведение Наркомпроса, в 1920 получил название Государственный академический театр оперы и балета. В 1935 ему присвоено имя С. М. Кирова. Коллектив продолжил лучшие традиции, заложенные мастерами театра. 20—30-е гг. явились периодом сложных исканий верной репертуарной линии. Наряду с возобновленными и новыми постановками произведений классического репертуара, театр ставил оперы и балеты современных зарубежных композиторов. В конце 20-х гг. на сцене театра появились советские оперы — «Орлиный бунт» Пащенко (1925), «Лёд и сталь» Дешевова (1930), «Броненосец ''Потемкин''» Чишко (1937), «В бурю» Хренникова (1939) и балеты — «Красный мак» Глиэра (1929), «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (1934), «Лауренсия» Крейна (1939), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 театр был эвакуирован в Пермь, возвратился в 1944. Здание театра, частично разрушенное во время артиллерийского обстрела, было восстановлено в 1944 в прежнем виде. В 40—50-е гг. театр широко ставил произведения советских композиторов, в том числе оперы — «Емельян Пугачев» Коваля (1942, Пермь), «Дуэнья» («Обручение в монастыре») Прокофьева (1946), «Семья Тараса» Кабалевского (1950), «Декабристы» Шапорина (1953), «Мать» Хренникова (1957) и др. и балеты — «Гаянэ» (1942, Пермь) и «Спартак» (1956) Хачатуряна, «Медный всадник» Глиэра (1949), «Тропою грома» Караева (1958), «Берег надежды» Петрова (1959) и др.

  В театре в разное время работали: певцы — Р. Г. Горская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, К. Н. Лаптев, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, И. А. Нечаев, И. П. Яшугин; артисты балета — М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, О. Г. Иордан, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина, К. М. Сергеев, А. Я. Шелест, В. М. Чабукиани, А. В. Лопухов и др.; дирижёры — Е. А. Мравинский, В. А. Дранишников, А. М. Пазовский, Б. Э. Хайкин, Д. И. Похитонов, С. В. Ельцин и др.; режиссёры — С. Э. Радлов, Л. Б. Баратов, И. Ю. Шлепянов, Е. Н. Соковнин и др.; балетмейстеры — Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев. Среди лучших постановок 60 — начала 70-х гг. оперы — «Семен Котко» Прокофьева (1960), «Судьба человека» Дзержинского (1961), «Октябрь» Мурадели (1964), «Оптимистическая трагедия» (1966) и «Анна Снегина» (1967) Холминова, «Волшебная флейта» Моцарта (1966), «Тихий Дон» Дзержинского (1967), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (1969), «Абесалом и Этери» Палиашвили (1971), «Интервенция» Успенского (1972) и балеты «Легенда о любви» Меликова (1961), «Ленинградская симфония» на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича (1961), «Золушка» Прокофьева (1964), «Горянка» Кажлаева (1968), «Гамлет» Червинского (1970), «Сотворение мира» Петрова (1971), «Зачарованный принц» Бриттена (1972) и др.

  В труппе театра (1973): певцы — народный артист СССР Б. Т. Штоколов, народный артист РСФСР И. П. Алексеев, Р. А. Баринова, И. А. Бугаев, П. А. Ковалева, Н. И. Кривуля, В. В. Максимова; солисты балета — народный артист СССР И. А. Колпакова, народный артист РСФСР С. В. Викулов, Н. А. Кургапкина, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьев, К. И. Федичева и др.; главный дирижёр — народный артист СССР К. А. Симеонов, главный режиссёр — народный артист РСФСР Р. И. Тихомиров, главный балетмейстер — народный артист РСФСР И. Д. Бельский, балетмейстеры — народный артист СССР К. М. Сергеев, заслуженный деятель искусств РСФСР Л. В. Якобсон, главный хормейстер — народный артист РСФСР А. Г. Мурин, главный художник — народный художник РСФСР И. В. Севастьянов. Балетная труппа театра гастролировала в АРЕ, Франции, Англии, ФРГ, Чехословакии, Австрии, Болгарии, ГДР, США, Японии и др. Награжден орденом Ленина (1939).

 

Лит.: Свириденко С., Русская опера в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, Русская музыкальная газета», 1912, № 1, 2, 4, 5; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. 1890—1910, Л. — М., 1940; Гос. ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1957; Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1972.

Ленинградский театр оперы и балета. Зрительный зал. Ленинградский театр оперы и балета.

Ленинградский театр оперы и балета. Зрительный зал.

Ленинградский театр оперы и балета. Здание театра (быв. Мариинский, 1860, архитектор А. К. Кавос). Ленинградский театр оперы и балета.

Ленинградский театр оперы и балета. Здание театра (быв. Мариинский, 1860, архитектор А. К. Кавос).

Сцена из балета «Ленинградская симфония» на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича. Ленинградский театр оперы и балета.

Сцена из балета «Ленинградская симфония» на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича.

Сцена из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Ленинградский театр оперы и балета.

Сцена из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева.

Сцена из оперы «Октябрь» В. И. Мурадели. Ленинградский театр оперы и балета.

Сцена из оперы «Октябрь» В. И. Мурадели.

Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Ленинградский театр оперы и балета.

Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.

Сцена из оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова. Ленинградский театр оперы и балета.

Сцена из оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.

Так же Вы можете узнать о...


Солидол (от лат. solidus — плотный и oleum — масло), антифрикционный консистентный смазочный материал.
Статистика вариационная, см. Вариационная статистика.
Сухонос (Cygnopsis cygnoides), птица отряда гусеобразных.
Темза (Thames), река на Ю. Великобритании. Длина 334 км, площадь бассейна 15,3 тысяч км2.
Тормозное излучение, электромагнитное излучение, испускаемое заряженной частицей при её рассеянии (торможении) в электрическом поле.
Тютюнник Григорий Михайлович (6.5.1920, село Шиловцы, Полтавской области, — 29.
Уюни (Salar de Uyuni), солончак на внутреннее плоскогорье Центральных Анд, в Боливии.
Фон-де-Гом (Font-de-Gaume), пещера с палеолитической живописью в департаменте Дордонь на Ю.
Хаугесунн (Haugesund), город в Норвегии, см.
Целлулоид (от целлюлоза и греч. eidos — вид), пластмасса на основе нитрата целлюлозы (коллоксилина), содержащая пластификатор (дибутилфталат, касторовое или вазелиновое масло, синтетическая камфора) и краситель.
Чешская Губа, залив на В. Баренцева моря, между берегами полуострова Канин Нос и материка.
Широта небесная, то же, что широта эклиптическая; см.