Медальерное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Медальерное искусство, искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике. В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и другие), которые благодаря их относительной прочности и мягкой податливости позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. Медальерное искусство возникло в Лидии и Древней Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 веков до н. э.). Медальерное искусство подчинено основным стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для Медальерное искусство характерны: устойчивость иконографических типов и композиционных приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму (главным образом круг) и добиться органичного композиционного сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластических решений, способствующих облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий. О юридических, экономических и социально-исторических аспектах Медальерное искусство см. в статьях Монета, Медаль, Монетное дело, Нумизматика.

Медаль в память Бородинской битвы (1812) по модели Ф. П. Толстого. Медь, чеканка. 1830-е гг. Аверс. Медальерное искусство.

Медаль в память Бородинской битвы (1812) по модели Ф. П. Толстого. Медь, чеканка. 1830-е гг. Аверс.

Для изготовления монет в древности использовалась главным образом чеканка при помощи штемпелей из закалённого металла с гравированными углублёнными негативными изображениями. Реже, преимущественно при выполнении крупных монет, применялось литьё в глиняных и гипсовых формах (италийские монеты 5—4 веков до н. э.). Монеты архаической Греции (7—6 века до н. э.), выполнявшиеся из электра и серебра, были небольшими и односторонними. Помещенные на них рельефные изображения голов или фигур животных отличались лаконизмом и отточенностью, тяготением к стилизации и орнаментальности. В классический период (5—4 века до н. э.) монеты укрупняются, на их лицевых сторонах располагается профильное изображение головы божества, на оборотных — многофигурные композиции на мифологические темы. В конце 5 века до н. э. в Сиракузах чеканятся монеты с фасовым и трёхчетвертным изображением головы божества. Шедевры древнегреческого Медальерное искусство — монеты 5—4 веков до н. э. городов Сицилии и Великой Греции (иногда подписанные именами резчиков — Кимон, Эвенет, Теодот). Их отличают совершенная простота композиции, классическая ясность изображений, мягкость градаций рельефа и тщательность трактовки деталей. В эллинистический период (конец 4—1 века до н. э.) на лицевой стороне монет впервые появляются портреты правителей, на оборотной — фигуры божеств в обрамлении надписей. Наряду с идеализированными портретами (монеты Александра Македонского) встречаются и правдивые (монеты Понта и Бактрии). Для монет Парфии и Сасанидов (2 век до н. э. — 7 век н. э.) с идеализированным портретом царя характерна вычурная орнамент, трактовка царских аксессуаров (одежды, короны). В Древнем Риме крупные литые монеты из меди (5—4 века до н. э.) сменяются в 3 веке до н. э. чеканными серебряными денариями с изображением головы Ромы (божества города Рима) на лицевой стороне и всадников Диоскуров — на оборотной. Позже наряду с фигурами божеств на римских монетах появляются сложные мифологические сцены, изображения статуй и храмов. В имперский период (1—5 века н. э.) распространяются и золотые монеты, возникает новый тип монеты с изображением императора или членов его семьи внутри круговой надписи. На оборотных сторонах наряду с фигурами божеств и аллегориями встречаются воспроизведения триумфов и сцен жертвоприношения. Выполненные в невысоком рельефе профильные погрудные портреты императоров, отличающиеся строгой отобранностью наиболее существенных портретных черт и тщательностью моделировки форм, не уступают по художественным качествам произведениям римской круглой скульптуры. Намечающиеся в Медальерное искусство Древнего Рима с начала 3 века н. э. черты схематизма и графической условности усиливаются на монетах Византии (где наряду с отвлеченно-схематическими портретами императоров появляются христианские символы, а с 7 века — изображения Христа, богоматери и святых).

Б. Хромы (Польша). Медаль «Хиросима — Нагасаки». Бронза, литьё. 1965. Аверс. Медальерное искусство.

Б. Хромы (Польша). Медаль «Хиросима — Нагасаки». Бронза, литьё. 1965. Аверс.

  Средневековые монеты Западной Европы в целом свидетельствуют об упадке Медальерное искусство В 9—12 веках получает распространение мелкая монета из серебра (денарий) с плоскостными портретами, изображениями храмов, святых и т. п., часто несущими отголоски римских и византийских традиций. Тщательностью и изяществом выполнения выделяются денарии Чехии 12 века. В Италии около 1231 в подражание римским монетам чеканились золотые «августалы» императора Фридриха II Гогенштауфена. Появившиеся в Центральной Европе в конце 12 — начале 14 веков тонкие серебряные односторонние монеты (брактеаты) чаще всего имеют несложные изображения геральдического характера. Сложностью и графическим изяществом плоскорельефных изображений и надписей выделяются некоторые германские брактеаты (на которых встречаются изображения феодала на троне, воина-всадника, видов городов и монастырей). Первые монеты стран мусульманского Востока (монеты Омейядов 7—8 веков) подражали византийским и сасанидским образцам. Однако в дальнейшем здесь получили распространение серебряные монеты с изощрёнными каллиграфическими надписями, складывающимися в орнаментальные композиции. В Китае, где в древности (с 8 века до н. э.) бытовали литые медные монеты в форме реальных предметов (мотыги, ножа, ключа), в средневековый период были распространены круглые монеты с квадратным отверстием посредине и иероглифическими надписями.

И. Хён Младший (Германия). Медаль в память Оливского мира (1660). Серебро, чеканка. Аверс. Медальерное искусство.

И. Хён Младший (Германия). Медаль в память Оливского мира (1660). Серебро, чеканка. Аверс.

  На рубеже 14 и 15 веков в Италии возникает медаль, то есть памятный знак, не имеющий покупательной силы. Портретные изображения на лицевой стороне итальянских медалей, отражающие влияние античные Медальерное искусство, служат увековечению человеческой личности. На оборотной стороне медалей, выполненных преимущественно в технике литья, обычно помещались эмблемы и аллегории, комментирующие портретное изображение. Лучшие итальянские медали отличают строгая простота композиции, мягкая обобщенность пластической лепки, свободное пространственное расположение фигур, органически связанных с плоскостью. Среди медальеров итальянского Возрождения (15—16 века) — Пизанелло, Маттео де Пасти, Никколо Фьорентино, Сперандио Савелли, К. Джеремия, Л. Леони, Б. Челлини. Некоторые из них выполняли также и штемпеля для чеканки монет. Немецкие медали 16 века складываются в своеобразную галерею портретов королей, герцогов, епископов и бюргеров, поражающих жизненностью образов. На них часто помещаются (под влиянием Реформации) религиозно-аллегорические композиции. Во Франции стиль ренессанс в Медальерное искусство представляют Э. де Лон и Ж. Пилон. В 16—18 веках в Западной Европе преобладающей монетой становится талер (крупная монета из серебра), чаще всего с портретом правителя и государственным гербом. Особое место занимают специальные выпуски монет (главным образом немецкие) со сложными разноплановыми изображениями батальных сцен, видов городов, отдельных зданий, сцен коронаций и другими, а также с изображениями агитационного характера (например, антипапские монеты протестантских князей). В 17—18 веках монеты по своему облику часто приближаются к медали. В 17 веке достижения в области металлургии позволяют изготовлять более твёрдые стальные штемпеля, что приводит к расцвету штемпелерезного мастерства. Появляется возможность чеканить монеты и медали в большем числе экземпляров, насыщая их всё более мелкими деталями. Характерными особенностями французских медалей 17 века, нередко отмеченных чертами барокко, становятся пышная репрезентативность и вместе с тем правдивость портретных образов, ювелирная тщательность отделки деталей (Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье), немецких и польских медалей — тяготение к насыщенным деталями мелкофигурным композициям (И. Хён, С. Дадлер). В 18 веке, когда выпуск медалей становится государственной монополией, творчество медальеров попадает в зависимость от дворов монархов. Произведения Медальерное искусство, часто приобретающие официальный характер, перегружаются аллегориями и эмблематикой. Одновременно усиливаются функции медали как исторического памятника, возникают «медальерные серии» (Ж. Можье, Ж. Дювивье — во Франции, Ф. Г. Мюллер — в Германии). В начале 19 века М. п. испытывает воздействие ампира, что выражается в поисках простых и строгих художественных средств (Б. Андриё, Н. Брене — во Франции, Б. Пиструччи — в Англии, Х. Кристенсен — в Дании). Отдельные мастера в начале 19 века (П. Ж. Давид д’Анже — во Франции) вносят в Медальерное искусство черты романтизма, прибегая к живописности лепки и придавая образам внутренняя взволнованность. Художественная выразительность монет в 19 веке обедняется в связи с механизацией чеканки и повсеместной стандартизацией монетной типологии. Вместе с тем изобретение штемпелерезной машины, сделавшей возможным механическое копирование лепных моделей, расширяет возможности мастеров Медальерное искусство На рубеже 19—20 веков ряд медальеров (Ф. Понкарм, Ж. Шаплен, О. Роти — во Франции, А. Шарф — в Австрии) ищет новые выразительные средства, используя под воздействием импрессионизма эффекты светотени и мягкой лепки. В 20 веке усиливаются пластические эксперименты. Мастера Медальерное искусство обращаются к фактурным и живописным эффектам, применяя в медалях контррельеф, углублённый контур, чернение и эмали, прибегают к динамической асимметрии композиции и т. п. В М. к. проникают приёмы кубизма и экспрессионизма. Новые технические средства используются и при изготовлении монет. Среди европейских медальеров выделяются: во Франции — А. Л. Гальтье, Р. Деламар, Ж. Лей, А. Ж. Адам, в Бельгии — Д. Ледель; в Чехословакии — О. Шпаниель, Я. Т. Фишер, И. Прадлер, Р. Прибиш, Я. Кулих; в Польше — Е. Копчуньский, Б. Хромы, З. Демковская, В. Ковалик. Лучшим современным европейским мемориальным медалям при фактурной выразительности, лаконизме и остроте композиции нередко свойственна яркая публицистичность художественного образа в целом.

Д. Ледель (Бельгия). Плакетка «Творить!». Бронза, чеканка. 1954. Медальерное искусство.

Д. Ледель (Бельгия). Плакетка «Творить!». Бронза, чеканка. 1954.

  Русское Медальерное искусство зарождается с появлением монет в Киевской Руси (10 век). Первые русские медали (рубеж 17—18 веков) посвящены военным победам Русского государства. Своего расцвета русское Медальерное искусство достигает во 2-й половине 18 — начале 19 веков, в эпоху классицизма. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А. А. Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящают свои работы важнейшим историческим событиям в жизни России, великим полководцам, деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластической моделировки, совершенством технического выполнения выделяются медали Ф. П. Толстого. В конце 19 — начале 20 веков русское Медальерное искусство, находившееся в ведении царского двора и всё более становившееся выразителем реакционных идей, переживало упадок. Советские медальеры 1920—1930-х годов (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились возродить Медальерное искусство, найти новый художественный язык, отразить дух эпохи. Их работам, посвященным героям и событиям Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918—20, присущи простота композиции, известная плакатность пластического языка, стремление к документальности изображений. Великая Отечественная война 1941—45 приостановила работу над созданием памятных медалей. С 1950-х годов выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер. В 1955 при Министерстве культуры СССР создан Художественный совет по памятным и юбилейным медалям. В 1971 проведена 1-я Всесоюзная выставка Медальерное искусство Лучшим произведениям советского Медальерное искусство (работы В. М. и Н. Н. Акимушкиных, Э. Амашукели, Л. М. Белокурова, И. А. Дарагана, А. А. Зайле, А. Г. Кнорре, А. А. Королюка, П. В. Мельниковой, Ю. Г. Нероды, П. Римши, И. М. Рукавишникова, С. Л. Тульчинского, М. Л. Шмакова), посвященным памятным событиям истории КПСС и Советского государства, достижениям в коммунистическом строительстве и освоении космоса, юбилеям учреждений, деятелей партии, правительства, науки и культуры, присущи романтическая приподнятость образов, смелость и острота композиционных решений, выразительная обобщенность пластической лепки, многообразие технических приёмов и художественных манер.

Ж. Варен (Франция). «Людовик XIV». Аверс медали, посвящённой исполненному Л. Бернини проекту колоннады Лувра. Золото, чеканка. 1665. Медальерное искусство.

Ж. Варен (Франция). «Людовик XIV». Аверс медали, посвящённой исполненному Л. Бернини проекту колоннады Лувра. Золото, чеканка. 1665.

 

Декадрахма с именем резчика Кимона. Серебро, чеканка. Сиракузы. Ок. 413 до н. э. Реверс. Медальерное искусство.

Декадрахма с именем резчика Кимона. Серебро, чеканка. Сиракузы. Ок. 413 до н. э. Реверс.

  Лит.: Смирнов В. П., Описание русских медалей, СПБ, 1908; Щукина Е. С., Медальерное искусство в России 18 века, Л., 1962; [Шатэн А. В.], Советская мемориальная медаль 1917—1967. [Альбом], М., 1970; Forrer L., Biographical dictionary of medallists, coin, gem and seal-engravers, mint-masters, ancient and modern, v. 1—8, L., 1904—30; Babelon J., La médaille eties médailleurs, P., 1927; его же, La médaille en France, P., 1948; его же, Great coins and medals, L., 1959; Hill G. F., A corpus of Italian medals of the Renaissance before Cellini, v. 1—2, L., 1930; Suhle A., Die deutsche Renaissance-medaille, Lpz., 1950; Sutherland С. Н. V., Art in coinage, L., 1955.

В. А. Рогайшис. Медаль в память 100-летия со дня основания 1-го Интернационала. Томпак, чеканка 1964. Реверс. Медальерное искусство.

В. А. Рогайшис. Медаль в память 100-летия со дня основания 1-го Интернационала. Томпак, чеканка 1964. Реверс.

  К. В. Голенко, А. С. Шкурко.

Так же Вы можете узнать о...


Кладофора (Cladophora), род широко распространённых макроскопических зелёных водорослей из класса сифонокладовых.
Ледерин (от нем. Leder — кожа), хлопчатобумажная ткань, на одну сторону которой нанесена окрашенная непрозрачная гибкая плёнка из пластифицированной нитроцеллюлозы, наполнителей и пигментов.
Миньо, Минью (исп. Miño, португ.
Онкологии экспериментальной и клинической институт Академии медицинских наук СССР, крупнейшее в СССР научно-исследовательское учреждение по разработке проблем происхождения, развития, предупреждения и лечения опухолей человека.
Пояс иголок, искусственное космическое образование, выведенное на орбиту вокруг Земли и состоящее из тонких медных или вольфрамовых проволочек небольшой длины, выброшенных из контейнера искусственного спутника Земли; может быть использован как пассивный ретранслятор с ненаправленным рассеянием в радиорелейной линии связи.
Саспейры, саспиры, древнегрузинские племена, жившие в 5 в.
Сумка, орган спороношения сумчатых грибов; то же, что аск.
Фао, порт в Ираке, в устье р. Шатт-эль-Араб.
Шакяй, город, центр ского района Литовской ССР.
Аламеда (Alameda), город на западе США, в штате Калифорния.
Биологический метод защиты растений от вредителей и болезней, использование межвидовых и внутривидовых взаимоотношений в биоценозах и биологических особенностей их обитателей (компонентов) с целью контроля численности и вредоносности организмов, повреждающих с.
Всеобщая стачка 1926 в Великобритании, крупнейшая стачка в истории рабочего движения Великобритании, охватившая свыше 5 млн.
Декларация об образовании СССР, исторический документ, который наряду с Договором об образовании СССР составил конституционную основу построения Союза ССР как многонационального государства.
Иловайск, город (с 1938) в Донецкой области УССР.
Колорадо (река в США, Мексике) Колорадо (испанский Colorado, буквально— красный, окрашенный), река главным образом в США, низовье — в Мексике.
Лисовский Николай Михайлович [1(13).1.1854, Москва, — 19.
Моруа Андре Моруа (Maurois) Андре (псевдоним; настоящее имя и фамилия Эмиль Эрзог, Herzog) (26.
Ош, город, центр ской области Киргизской ССР.