Москва (столица СССР) IV. Экономический очерк

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

IV. Экономический очерк

Промышленность дореволюционной Москва (столица СССР) состояла преимущественно из предприятий лёгкой и пищевой отраслей. За годы социалистического строительства структура промышленности коренным образом перестроена, в первую очередь резко возросла доля машиностроения и металлообработки, которые занимают ведущее место в промышленном производстве (см. табл. 4). Созданы автомобильная, подшипниковая, электротехническая, авиационная, радиотехническая, приборостроительная отрасли. Сохранив своё большое значение для страны в изготовлении предметов народного потребления, Москва (столица СССР) стала мощной производственно-технической базой дальнейшей индустриализации. В 1973 объём промышленного производства по сравнению с 1913 увеличился в 173 раза, производительность труда повысилась в 27 раз.

  Табл. 4. — Среднегодовая численность рабочих в отраслях промышленности (в % к итогу)

Вся промышленность

1913

1940

1960

1965

1970

1972

100

100

100

100

100

100

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Машиностроение и металлообработка

18

47

49

52,1

53,7

54,8

промышленность стройматериалов

1

1

4

3,8

4,1

4,0

Лёгкая промышленность

44

25

23

20,1

7,9

17,1

Пищевая промышленность

19

7

6

6,1

5,7

5,7

  За 1940—73 выпуск валовой продукции промышленности возрос в 8 раз. Во всех отраслях промышленности выделяются ведущие предприятия, определяющие профиль развития данной отрасли. В электротехнической промышленности к таким предприятиям относятся: электромеханический завод им. Владимира Ильича, электрозавод им. В. В. Куйбышева, электромашиностроительный завод «Динамо» им. С. Москва (столица СССР) Кирова, кабельный завод «Электропровод»; в станкостроительной и инструментальной промышленности — станкостроительные заводы «Красный пролетарий» им. А. И. Ефремова, им. С. Орджоникидзе, инструментальные заводы «Калибр» и «Фрезер»; в приборостроении — заводы тепловой автоматики, нефтяных измерительных приборов, «Манометр», часовые заводы. Сильно возросло автомобилестроение — автомобильные заводы им. И. А. Лихачева, им. Ленинского комсомола, завод автомобильных кузовов. В других отраслях машиностроения выделяются заводы холодильного оборудования «Компрессор», компрессорный завод «Борец», насосный им. Москва (столица СССР) И. Калинина, Кунцевский игольно-платиновый, Перовский завод торгового машиностроения и др. В чёрной металлургии — завод «Серп и молот», трубный завод, метизный завод «Пролетарский труд». В лёгкой промышленности — хлопчато-бумажный комбинат «Трёхгорная мануфактура», Первая ситценабивная фабрика, Краснохолмский камвольный комбинат, шёлковые комбинаты им. П. П. Щербакова и «Красная Роза», швейно-производственные объединения «Восток», «Буревестник», «Заря»; в пищевой промышленности — кондитерские фабрики «Красный Октябрь», им. П. А. Бабаева, «Большевик», табачные фабрики «Дукат» и «Ява», маргариновый завод, мясокомбинат, молочные комбинаты.

  Промышленность Москва (столица СССР) играет выдающуюся роль в техническом перевооружении промышленности СССР. Только за 1966—70 было создано 1808 новых типов машин и оборудования, в том числе 298 — электротехнического оборудования, 245 — химического и насосно-компрессорного оборудования, свыше 170 — металлорежущих станков. Кроме того, за этот же период создано 1085 новых видов приборов и средств автоматизации. Благодаря техническому перевооружению предприятий основные фонды промышленности Москва (столица СССР) за 1966—70 возросли на 38%.

  Капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций Москва (столица СССР) за 1966—73 составили 23,7 млрд. руб., в том числе в строительно-монтажные работы 12,9 млрд. руб. Производство отдельных видов промышленной продукции предприятиями Москва (столица СССР) см. в табл. 5.

  Табл. 5. — Производство отдельных видов промышленной продукции

 

1940

1960

1965

1970

1973

Электродвигатели переменного тока мощностью от 0,25 до 100 квт:

 

 

 

 

 

а) тыс. шт.

12

210

286

299

290

б) тыс. квт.

7

1119

1649

1560

1733

Крановые электродвигатели, тыс.шт.

5

68

94

103

122

Трансформаторы силовые, млн. квт

3

12

14

12

15

Генераторы мощностью до 100 квт:

 

 

 

 

 

а) тыс. шт.

15

22

25

28

б) тыс. квт

64

109

104

114

Сборные железобетонные конструкции и детали, тыс. м3

3097

4245

5904

6630

Хлопчато-бумажные ткани, млн. пог. м

514

509

507

482

470

Шерстяные ткани,

млн. пог. м

31

79

72

84

87

Шёлковые ткани,

млн. пог. м

54

327

305

314

312

Кожаная обувь, млн. пар

29

33

32

34

32

Часы бытовые, млн. шт.

2,35

5,7

6,4

8,3

9,9

Радиоприёмники и радиолы широковещательные, тыс. шт.

4

118

192

317

352

Телевизоры широковещательные, тыс. шт.

317

507

700

690

Холодильники бытовые, тыс. шт.

148

216

229

233

Мясо (включая субпродукты 1-й категории), тыс. т

92

157

153

177

196*

Колбасные изделия,

тыс. т

80

161

175

198

213

Кондитерские изделия, тыс. т

223

245

279

303

302

Цельномолочная продукция (в переводе на молоко), тыс. т

902

1080

1392

1561

Транспорт. Москва (столица СССР) — крупнейший ж.-д. узел СССР. Одиннадцать ж.-д. линий связывают столицу со всеми районами страны. Имеется также прямое ж.-д. сообщение со многими зарубежными странами. На расстоянии 50—120 км от границ города построена Большая окружная железная дорога, по которой транспортируются транзитные грузы, идущие через Москва (столица СССР) В 1972 по сравнению с 1913 объём грузов, поступивших и отправленных через Московский ж -д. узел, возрос в 7 раз. Непрерывно возрастает объём ж.-д. пассажирских перевозок.

Большая Садовая улица. 1972. Москва (столица СССР).

Большая Садовая улица. 1972.

  Осуществлены большие работы по техническому перевооружению и электрификации узла, совершенствованию и увеличению подвижного состава. Все станции Московского ж.-д. узла оборудованы автоматической сигнализацией и управлением, радиосвязью и телевидением (см. табл. 6). С постройкой в 1937 канала им. Москвы увеличилось значение Москва (столица СССР) как речного порта. Сооружение Волго-Балтийского водного пути и Волго-Донского судоходного канала открыло водный путь из Москва (столица СССР) к Каспийскому, Азовскому, Чёрному, Белому и Балтийскому морям. В Москва (столица СССР) 3 крупных речных порта — Западный, Северный и Южный. В 1972 удельный вес грузов, отправленных и принятых московскими речными портами, составил свыше 7% всех перевозок речным транспортом Советского Союза (см. табл. 7).

  Табл. 6. — Оборот Московского железнодорожного узла

 

 

1913

1940

1960

1970

1972

Отправлено грузов, млн. т

1,8

4,1

11,0

13,8

14,4

Прибыло грузов, млн. т

7,3

22,9

41,7

49,0

52,6

Оправлено пассажиров, млн. чел.

16

212

379

511

550

в том числе в пригородном сообщении

13

205

368

493

530

 

  Табл. 7. — Грузооборот московских речных портов, млн. т

 

1913

1940

1970

1972

Отправлено грузов

0,4

1,45

10,4

10,6

Прибыло грузов

0,56

2,96

19,2

18,9

 

  Москва (столица СССР) — крупный центр автомобильных перевозок. Город соединён 13 автомобильными дорогами со многими союзными республиками и крупными городами страны. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования возросли с 7 млн. т в 1940 до 114 млн. т в 1965 и 174 млн. т в 1973. В общем объёме пассажирских и грузовых перевозок непрерывно возрастает доля воздушного транспорта. Москва (столица СССР) располагает 4 аэропортами — Внуково, Шереметьево, Домодедово, Быково. Организовано регулярное воздушное сообщение со столицами союзных республик, крупными городами, курортами. Установлена воздушная связь со многими зарубежными странами.

  Торговля. Общий объём розничного товарооборота Москва (столица СССР) возрос с 2,1 млрд. руб. в 1940 и 6,1 млрд. руб. в 1960 до 12,1 млрд. руб. в 1973, составив около 7% общего товарооборота по стране. В 1973 продано населению больше, чем в 1965: мяса и мясопродуктов на 68%, рыбы и рыбопродуктов на 72%, масла животного на 30%, молока и молочных продуктов на 45%, тканей шерстяных на 75%, одежды и белья на 86%, мебели на 53%, часов на 76%, холодильников на 67%; это свидетельствует о быстром росте благосостояния населения.

  Расширяется торговая сеть столицы. Построены крупные магазины, комплекс предприятий торговли на проспекте Калинина, торговые центры в Кунцеве, Тушине, Зеленограде и др. (см. табл. 8).

  Табл. 8. — Рост числа предприятий розничной торговли и общественного питания

 

1940

1960

1970

1973

Всего предприятий розничной торговли

8065

10355

10932

11213

В том числе:

 

 

 

 

магазинов

3349

4921

5017

5125

палаток

4716

5434

5915

6088

Всего предприятий общественного питания

3841

5973

7419

7780

Городское хозяйство. Большое развитие получило жилое строительство. Осуществлен переход к возведению домов повышенной этажности с улучшенной планировкой квартир.

  Созданы новые крупные жилые массивы: на Юго-Западе, в Измайлове, Хорошёво-Мневниках, Фили-Мазилове, Новых Кузьминках, Перове, Медведкове, Бескудникове, Тушине и др. районах. Развернулась реконструкция центральных районов Москва (столица СССР) За 10 лет (1961—70) 4,9 млн., или около 70%, москвичей улучшили свои жилые условия (в среднем ежедневно получали жилую площадь более 500 семей). По состоянию на 1971 свыше половины (51,2%) жилого фонда Москва (столица СССР) приходится на застройки 1961—70. Большую роль в строительстве играют домостроительные комбинаты Москва (столица СССР) и Московской области (см. табл. 9).

  Табл. 9. — Жилищный фонд Москвы (включая находящийся в личной собственности граждан), на начало года

 

1913

1940

1961

1970

1973

Общая (полезная) площадь жилищ, млн. м2

16,9

28,2

59,4

93,8

105,5

в том числе жилая площадь, млн. м2

11,9

18,5

40,0

64,0

72,2

Число квартир, тыс.

190

325

880

1781

2044

 

  Коммунальное хозяйство Москва (столица СССР) за годы Советской власти было перестроено. Увеличены мощности действующих водопроводных станций, построены очистные сооружения, проделана большая работа по газификации и теплофикации. В целях повышения надёжности водоснабжения построены Можайское, Рузское и Озернинское водохранилища. Сооружается (1974) новый источник водоснабжения столицы — гидротехнические системы на р. Вазузе. Москва (столица СССР) связана рядом магистральных газопроводов с крупными месторождениями природного газа (газопровод Дашава — Москва, Ставрополь — Москва, Средняя Азия — Центр). Действует система мощных ТЭЦ, обеспечивающих город электроэнергией и теплом. Входя в Московскую энергосистему, Москва (столица СССР) связана сетью высоковольтных линий электропередач не только с электростанциями Центрального района, но и с крупнейшими волжскими ГЭС — Волжской им. В. И. Ленина и им. 22-го съезда КПСС и др. Достигнут относительно высокий уровень благоустройства жилого фонда: на начало 1973 было оборудовано городского обобществленного жилого фонда водопроводом, канализацией, газом, центральным отоплением на 99% и ваннами на 90%.

Жилой дом на ул. Чайковского. 1928—1930. Архитекторы Москва (столица СССР) Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис. Москва (столица СССР).

Жилой дом на ул. Чайковского. 1928—1930. Архитекторы Москва (столица СССР) Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис.

  Осуществляются крупные мероприятия по совершенствованию перевозки пассажиров. В дореволюционной Москва (столица СССР) пассажирский транспорт состоял из конки, трамвая и извозчиков (в 1913 в Москва (столица СССР) была 21 тыс. извозчиков). За годы социалистического строительства коренным образом изменился внутригородской транспорт: построен метрополитен, созданы троллейбусное, автобусное и таксомоторное хозяйства.

  Во много раз увеличились перевозки пассажиров всеми видами городского транспорта: 289 млн. пассажиров в 1917, 2640 млн. в 1940, 3659 млн. в 1960, 4561 млн. в 1970 и свыше 5 млрд. в 1973. Развитие отдельных видов городского транспорта см. в табл. 10.

  Табл. 10. — Развитие внутригородского транспорта

 

1940

1960

1970

1973

Метрополитен

 

 

 

 

Протяжённость пути в однопутном исчислении, км

77

208

400

427

Число станций

22

56

89

96

Перевезено пассажиров, млн. чел.

377

1038

1628

1841

Троллейбусы

 

 

 

 

Протяжённость эксплуатационной одиночной троллейбусной линии, км.

199

540

844

916

Перевезено пассажиров, млн. чел.

201

793

784

870

Автобусы

 

 

 

 

Протяжённость автобусных маршрутов, км

985

1902

2753

2991*

Перевезено пассажиров, млн. чел.

220

990

1519

1729*

Трамваи

 

 

 

 

Протяжённость эксплуатационного одиночного трамвайного пути, км

541

485

472

463

Перевезено пассажиров, млн. чел.

1842

838

630

626

* 1972.

Комсомольская (бывшая Каланчёвская) площадь. Казанский вокзал. 1972. Москва (столица СССР).

Комсомольская (бывшая Каланчёвская) площадь. Казанский вокзал. 1972.

  Произведена реконструкция телефонной связи, значительно расширена телефонная сеть. Число телефонных аппаратов министерства связи в 1972 достигло 1533 тыс. (50 тыс. в 1913 и 168 тыс. в 1940). Установлена прямая междугородная телефонная связь со всеми столицами союзных республик и крупными городами СССР и зарубежных стран.

Москва.
I. Общие сведения. Население
II. Городское управление
III. Исторический очерк
IV. Экономический очерк
V. Просвещение, наука, культура
VI Здравоохранение
VII. Планировка и архитектура
Так же Вы можете узнать о...


Археологическое образование, см. в ст. Историческое образование.
Бабушкин Михаил Сергеевич (1893 — 18.5.1938), советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (27 июня 1937).
Бастид Сюзанна Бастид (Bastide) Сюзанна (p. 15.8.1906, Ренн, Франция), французский юрист, профессор международного права Парижского университета, член института международного права, председатель Административного трибунала ООН.
Беринг Витус Ионассен Беринг (Bering) Витус Ионассен (в документах часто — Иван Иванович) (1681 — 8.
Богза Джео Богза (Bogza) Джео (р. 6.2.1908, Плоешти), румынский писатель, академик АН СРР.
Брестская крепость, крепость-герой около г. Бреста (БССР), при впадении р.
Бюджетное право, совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по образованию и использованию общегосударственного фонда денежных средств.
Великая Колумбия (La Gran Colombia), Колумбия, федеративная республика, образована в 1819—22 в ходе Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—26.
Вина закон смещения, закон, утверждающий, что длина волны lмакс, на которую приходится максимум энергии в спектре равновесного излучения, обратно пропорциональна абсолютной температуре Т излучающего тела: lмакс·Т = b, где b — постоянная, равная 0,2897 см·К.
Волокнит, прессовочный материал, состоящий из целлюлозного наполнителя (чаще всего волокнистого), пропитанного феноло (крезоло)-формальдегидной смолой.