Москва (столица СССР) IV. Экономический очеркБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
IV. Экономический очерк Промышленность дореволюционной Москва (столица СССР) состояла преимущественно из предприятий лёгкой и пищевой отраслей. За годы социалистического строительства структура промышленности коренным образом перестроена, в первую очередь резко возросла доля машиностроения и металлообработки, которые занимают ведущее место в промышленном производстве (см. табл. 4). Созданы автомобильная, подшипниковая, электротехническая, авиационная, радиотехническая, приборостроительная отрасли. Сохранив своё большое значение для страны в изготовлении предметов народного потребления, Москва (столица СССР) стала мощной производственно-технической базой дальнейшей индустриализации. В 1973 объём промышленного производства по сравнению с 1913 увеличился в 173 раза, производительность труда повысилась в 27 раз. Табл. 4. — Среднегодовая численность рабочих в отраслях промышленности (в % к итогу)
За 1940—73 выпуск валовой продукции промышленности возрос в 8 раз. Во всех отраслях промышленности выделяются ведущие предприятия, определяющие профиль развития данной отрасли. В электротехнической промышленности к таким предприятиям относятся: электромеханический завод им. Владимира Ильича, электрозавод им. В. В. Куйбышева, электромашиностроительный завод «Динамо» им. С. Москва (столица СССР) Кирова, кабельный завод «Электропровод»; в станкостроительной и инструментальной промышленности — станкостроительные заводы «Красный пролетарий» им. А. И. Ефремова, им. С. Орджоникидзе, инструментальные заводы «Калибр» и «Фрезер»; в приборостроении — заводы тепловой автоматики, нефтяных измерительных приборов, «Манометр», часовые заводы. Сильно возросло автомобилестроение — автомобильные заводы им. И. А. Лихачева, им. Ленинского комсомола, завод автомобильных кузовов. В других отраслях машиностроения выделяются заводы холодильного оборудования «Компрессор», компрессорный завод «Борец», насосный им. Москва (столица СССР) И. Калинина, Кунцевский игольно-платиновый, Перовский завод торгового машиностроения и др. В чёрной металлургии — завод «Серп и молот», трубный завод, метизный завод «Пролетарский труд». В лёгкой промышленности — хлопчато-бумажный комбинат «Трёхгорная мануфактура», Первая ситценабивная фабрика, Краснохолмский камвольный комбинат, шёлковые комбинаты им. П. П. Щербакова и «Красная Роза», швейно-производственные объединения «Восток», «Буревестник», «Заря»; в пищевой промышленности — кондитерские фабрики «Красный Октябрь», им. П. А. Бабаева, «Большевик», табачные фабрики «Дукат» и «Ява», маргариновый завод, мясокомбинат, молочные комбинаты. Промышленность Москва (столица СССР) играет выдающуюся роль в техническом перевооружении промышленности СССР. Только за 1966—70 было создано 1808 новых типов машин и оборудования, в том числе 298 — электротехнического оборудования, 245 — химического и насосно-компрессорного оборудования, свыше 170 — металлорежущих станков. Кроме того, за этот же период создано 1085 новых видов приборов и средств автоматизации. Благодаря техническому перевооружению предприятий основные фонды промышленности Москва (столица СССР) за 1966—70 возросли на 38%. Капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций Москва (столица СССР) за 1966—73 составили 23,7 млрд. руб., в том числе в строительно-монтажные работы 12,9 млрд. руб. Производство отдельных видов промышленной продукции предприятиями Москва (столица СССР) см. в табл. 5. Табл. 5. — Производство отдельных видов промышленной продукции
Транспорт. Москва (столица СССР) — крупнейший ж.-д. узел СССР. Одиннадцать ж.-д. линий связывают столицу со всеми районами страны. Имеется также прямое ж.-д. сообщение со многими зарубежными странами. На расстоянии 50—120 км от границ города построена Большая окружная железная дорога, по которой транспортируются транзитные грузы, идущие через Москва (столица СССР) В 1972 по сравнению с 1913 объём грузов, поступивших и отправленных через Московский ж -д. узел, возрос в 7 раз. Непрерывно возрастает объём ж.-д. пассажирских перевозок. Большая Садовая улица. 1972. Осуществлены большие работы по техническому перевооружению и электрификации узла, совершенствованию и увеличению подвижного состава. Все станции Московского ж.-д. узла оборудованы автоматической сигнализацией и управлением, радиосвязью и телевидением (см. табл. 6). С постройкой в 1937 канала им. Москвы увеличилось значение Москва (столица СССР) как речного порта. Сооружение Волго-Балтийского водного пути и Волго-Донского судоходного канала открыло водный путь из Москва (столица СССР) к Каспийскому, Азовскому, Чёрному, Белому и Балтийскому морям. В Москва (столица СССР) 3 крупных речных порта — Западный, Северный и Южный. В 1972 удельный вес грузов, отправленных и принятых московскими речными портами, составил свыше 7% всех перевозок речным транспортом Советского Союза (см. табл. 7). Табл. 6. — Оборот Московского железнодорожного узла
Табл. 7. — Грузооборот московских речных портов, млн. т
Москва (столица СССР) — крупный центр автомобильных перевозок. Город соединён 13 автомобильными дорогами со многими союзными республиками и крупными городами страны. Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования возросли с 7 млн. т в 1940 до 114 млн. т в 1965 и 174 млн. т в 1973. В общем объёме пассажирских и грузовых перевозок непрерывно возрастает доля воздушного транспорта. Москва (столица СССР) располагает 4 аэропортами — Внуково, Шереметьево, Домодедово, Быково. Организовано регулярное воздушное сообщение со столицами союзных республик, крупными городами, курортами. Установлена воздушная связь со многими зарубежными странами. Торговля. Общий объём розничного товарооборота Москва (столица СССР) возрос с 2,1 млрд. руб. в 1940 и 6,1 млрд. руб. в 1960 до 12,1 млрд. руб. в 1973, составив около 7% общего товарооборота по стране. В 1973 продано населению больше, чем в 1965: мяса и мясопродуктов на 68%, рыбы и рыбопродуктов на 72%, масла животного на 30%, молока и молочных продуктов на 45%, тканей шерстяных на 75%, одежды и белья на 86%, мебели на 53%, часов на 76%, холодильников на 67%; это свидетельствует о быстром росте благосостояния населения. Расширяется торговая сеть столицы. Построены крупные магазины, комплекс предприятий торговли на проспекте Калинина, торговые центры в Кунцеве, Тушине, Зеленограде и др. (см. табл. 8). Табл. 8. — Рост числа предприятий розничной торговли и общественного питания
Городское хозяйство. Большое развитие получило жилое строительство. Осуществлен переход к возведению домов повышенной этажности с улучшенной планировкой квартир. Созданы новые крупные жилые массивы: на Юго-Западе, в Измайлове, Хорошёво-Мневниках, Фили-Мазилове, Новых Кузьминках, Перове, Медведкове, Бескудникове, Тушине и др. районах. Развернулась реконструкция центральных районов Москва (столица СССР) За 10 лет (1961—70) 4,9 млн., или около 70%, москвичей улучшили свои жилые условия (в среднем ежедневно получали жилую площадь более 500 семей). По состоянию на 1971 свыше половины (51,2%) жилого фонда Москва (столица СССР) приходится на застройки 1961—70. Большую роль в строительстве играют домостроительные комбинаты Москва (столица СССР) и Московской области (см. табл. 9). Табл. 9. — Жилищный фонд Москвы (включая находящийся в личной собственности граждан), на начало года
Коммунальное хозяйство Москва (столица СССР) за годы Советской власти было перестроено. Увеличены мощности действующих водопроводных станций, построены очистные сооружения, проделана большая работа по газификации и теплофикации. В целях повышения надёжности водоснабжения построены Можайское, Рузское и Озернинское водохранилища. Сооружается (1974) новый источник водоснабжения столицы — гидротехнические системы на р. Вазузе. Москва (столица СССР) связана рядом магистральных газопроводов с крупными месторождениями природного газа (газопровод Дашава — Москва, Ставрополь — Москва, Средняя Азия — Центр). Действует система мощных ТЭЦ, обеспечивающих город электроэнергией и теплом. Входя в Московскую энергосистему, Москва (столица СССР) связана сетью высоковольтных линий электропередач не только с электростанциями Центрального района, но и с крупнейшими волжскими ГЭС — Волжской им. В. И. Ленина и им. 22-го съезда КПСС и др. Достигнут относительно высокий уровень благоустройства жилого фонда: на начало 1973 было оборудовано городского обобществленного жилого фонда водопроводом, канализацией, газом, центральным отоплением на 99% и ваннами на 90%. Жилой дом на ул. Чайковского. 1928—1930. Архитекторы Москва (столица СССР) Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис. Осуществляются крупные мероприятия по совершенствованию перевозки пассажиров. В дореволюционной Москва (столица СССР) пассажирский транспорт состоял из конки, трамвая и извозчиков (в 1913 в Москва (столица СССР) была 21 тыс. извозчиков). За годы социалистического строительства коренным образом изменился внутригородской транспорт: построен метрополитен, созданы троллейбусное, автобусное и таксомоторное хозяйства. Во много раз увеличились перевозки пассажиров всеми видами городского транспорта: 289 млн. пассажиров в 1917, 2640 млн. в 1940, 3659 млн. в 1960, 4561 млн. в 1970 и свыше 5 млрд. в 1973. Развитие отдельных видов городского транспорта см. в табл. 10. Табл. 10. — Развитие внутригородского транспорта
* 1972. Комсомольская (бывшая Каланчёвская) площадь. Казанский вокзал. 1972. Произведена реконструкция телефонной связи, значительно расширена телефонная сеть. Число телефонных аппаратов министерства связи в 1972 достигло 1533 тыс. (50 тыс. в 1913 и 168 тыс. в 1940). Установлена прямая междугородная телефонная связь со всеми столицами союзных республик и крупными городами СССР и зарубежных стран. Москва.I. Общие сведения. Население II. Городское управление III. Исторический очерк IV. Экономический очерк V. Просвещение, наука, культура VI Здравоохранение VII. Планировка и архитектура |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|