Декарт Рене

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Р. Декарт. Декарт Рене.

Р. Декарт.

Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя — Картезий; Renatus Cartesius) [31.3.1596, Лаэ (Турень), — 11.2.1650, Стокгольм], французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения — «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

  Основная черта философского мировоззрения Декарт Рене — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт Рене понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт Рене утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрожденной во времена Декарт Рене античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт Рене рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт Рене сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарт Рене является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

  Учение Декарт Рене о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Декарт Рене, посредством особого органа — т. н. шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Декарт Рене на первое место выдвигал волю. Гланвое действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарт Рене, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт Рене отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарт Рене, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

  Декарт Рене исследовал строение различных органов животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декарт Рене основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Декарт Рене считал рефлекторными не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.

  В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт Рене, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт Рене видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека Декарт Рене ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарт Рене — сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Декарт Рене, есть не убеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о., сомнение — достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: «...Я мыслю, следовательно я существую...» (Избр. произв., М., 1950, с. 282).

  Идеализм Декарт Рене связан с религиозными предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, по Декарт Рене, необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Декарт Рене строил по образцу онтологического доказательства бога Ансельма Кентерберийского (см. в ст. Бог). Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно.

  В учении о познании Декарт Рене был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарт Рене, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт Рене отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления — интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистического метода Декарт Рене состоят из четырёх требований:

  1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Совершенство знания и его объём определяются, по Декарт Рене, существованием в нас врождённых идей, разделяемых Декарт Рене на врождённые понятия и врождённые аксиомы. Достоверно известно очень немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеческом духе и ещё больше о боге.

  Учение Декарт Рене и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства — от латинизированной формы имени Декарт Рене Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Декарт Рене о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С др. стороны, учение Декарт Рене о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарт Рене одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.

  В. Ф. Асмус.

  В «Геометрии» (1637) Декарт Рене впервые ввёл понятия переменной величины и функции. Переменная величина у Декарт Рене выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления — текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Декарт Рене действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон; отрицательные числа получили у Декарт Рене реальное истолкование в виде направленных ординат. Декарт Рене значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (x, у, z,...) и коэффициентов (a, b, с,...), а также обозначения степеней (х4, a5,...). Запись формул у Декарт Рене почти ничем не отличается от современной. Декарт Рене положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода), указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо. В аналитической геометрии, которую одновременно с Декарт Рене разрабатывал П. Ферма, основным достижением Декарт Рене явился созданный им метод координат. В область изучения геометрии Декарт Рене включил «геометрические» линии (названные позднее Г. Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов. Трансцендентные («механические») кривые Декарт Рене исключил из своей геометрии. В «Геометрии» Декарт Рене изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, т. н. овалам Декарта. Заложив основы аналитической геометрии, сам Декарт Рене продвинулся в этой области недалеко — не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства. Тем не менее его «Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики. В переписке Декарт Рене содержатся и др. его открытия: вычисление площади циклоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмической спирали. Из рукописей Декарт Рене видно, что он знал (открытое позднее Л. Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и рёбер выпуклых многогранников.

 

  Соч.: uvres, publiées par Ch. Adam et P. Tannery, t. 1—12, suppi., P., 1897—1913: Correspondance, publ. par Ch. Adam et G. Milhaud, v. 1—6, P..1936—56;в рус. пер. — Соч., т. 1, Казань, 1914; Избр. произв., [М.], 1950: Геометрия, с прил. избр. работ П. Ферма и переписки Декарта, М. — Л., 1938.

 

  Лит.: Вилейтнер Г., История математики от Декарта до середины 19 столетия, пер. с нем., 2 изд., М., 1966; Любимов Н. А., Философия Декарта, СПБ, 1886; Фулье А., Декарт, пер. с франц., М., 1895; Фишер К., История новой философии, т. 1 — Декарт, его жизнь, сочинения и учение, пер. [с нем.], СПБ. 1906; Спиноза Б., Принципы философии Декарта, М., 1926: Быховский Б. Э., Философия Декарта, М. — Л.. 1940; Асмус В. Ф., Декарт, М., 1956; Laporte J., Le rationalisme de Descartes, P., 1945; Lefévre R., La vocation de Descartes, pt. 1, P., 1956: Alquié F., Descartes, P., 1963; Sebba G., Bibliografia cartesiana, The Hague, 1964.

Так же Вы можете узнать о...


Свеча зажигания, искровая запальная свеча, устройство для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя внутреннего сгорания искрой, образующейся между её электродами.
Увечье трудовое, по советскому трудовому праву временное или стойкое повреждение здоровья, наступившее в результате несчастного случая, который связан с работой.
Энантиоморфизм (от греч. enantios — находящийся напротив, противоположный и morphe — форма), свойство некоторых веществ кристаллизоваться в «правой» и в «левой» модификациях (см.
Боразол (боразин), B3N3H6, по структуре, а также по ряду физических и химических свойств напоминает бензол, вследствие чего Б.
Гяур-Кала, Гяуркала, 1) развалины древнего города Мерей (площадь около 3,5 км2), близ г.
Карусель (франц. caroussel, от итал. carosello), 1) специальное сооружение, предназначено для катания по кругу на народных гуляниях, ярмарках и т.
Майский Иван Михайлович [родился 7(19). 1. 1884, город Кириллов, ныне Вологодской области], советский дипломат, историк, публицист, академик АН СССР (1946).
Отпуск (по беременности и родам) Отпуск по беременности и родам, в СССР отпуск, предоставляемый женщинам — работницам, служащим и колхозницам, продолжительностью в 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.
Саид Нури (1888, Багдад, — 15.7.1958, там же), иракский политический и государственный деятель.
Треугольник (муз. инструмент) Треугольник, ударный музыкальный инструмент: стальной прут, согнутый в виде незамкнутого треугольника.
Эверния (Evernia), род лишайников семейства Usneaceae.
Бизония (букв. — двойная зона; от би... и греч.
Гравитационная вертикаль, то же, что отвесная линия.
Камень-на-Оби, город в Алтайском крае РСФСР.
Лопастно-регулируемая гидротурбина, реактивная гидротурбина одинарного регулирования, в которой мощность изменяется поворотом лопастей рабочего колеса.
Омнопон, пантопон, лекарственный препарат из группы обезболивающих средств; смесь гидрохлоридов алкалоидов опия, содержащая около 50% морфина, который и определяет фармакологические свойства О.
Розмини-Сербати Антонио Розмини-Сербати (Rosmini Serbati) Антонио (25.
Тиосульфат натрия, серноватистокислый натрий, гипосульфит натрия Na2S2O3.