Пуссен НиколаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пуссен (Poussin) Никола (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, — 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля,Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ Пуссен Никола достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622—24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 Пуссен Никола — в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен Никола создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко («Мученичество свыше Эразма», около 1628—29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. («Спящая Венера», Картинная галерея, Дрезден; «Нарцисс и Эхо», Лувр, Париж; «Ринальдо и Армида», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три — около 1625—27; «Царство Флоры», около 1631—1632, Картинная галерея, Дрезден; «Танкред и Эрминия»). Более четко классицистические принципы Пуссен Никола выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. («Похищение сабинянок», 2-й вариант, около 1635; «Израильтяне, собирающие манну», около 1637—39; обе — в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640—1642 Пуссен Никола работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641—42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссен Никола вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода («Моисей, иссекающий воду из скалы», Эрмитаж, Ленинград; «Элиазар и Ревекка», Лувр, Париж; обе — около 1648; «Аркадские пастухи» или «Et in Arcadia ego», 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; «Отдых на пути в Египет», около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен Никола строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссен Никола (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. Пуссен Никола всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен Никола представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии («Пейзаж с Полифемом», около 1649, Эрмитаж, Ленинград; «Орион», около 1650—55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира [«Св. Иоанн на Патмосе» (около 1644—45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660—65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне «Зима, или Потоп» размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо Пуссен Никола выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о «Модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений). Пуссен Никола." alt="Пуссен Н. «Селена и Эндимион». 1653. Фрагмент. Институт искусств. Детройт." Пуссен Никола." alt="Пуссен Н. «Царство Флоры». Около 1630—32. Картинная галлерея. Дрезден." Пуссен Н. «Селена и Эндимион». 1653. Фрагмент. Институт искусств. Детройт. Пуссен Н. «Вдохновение поэта». Около 1627—29. Фрагмент. Лувр. Париж. Пуссен Н. «Лес». Карандаш, бистр. Альбартина. Вена. Пуссен Н. «Царство Флоры». Около 1630—32. Картинная галлерея. Дрезден. Пуссен Никола." alt="Пуссен Н. «Спящая Венера». Около 1630. Фрагмент. Картинная галлерея. Дрезден." Пуссен Н. «Св. Иоан на Патмосе». Около 1644—45. Институт искусств Чикаго. Пуссен Н. «Спящая Венера». Около 1630. Фрагмент. Картинная галлерея. Дрезден. Пуссен Н. «Аркадские пастухи» (1-й вариант). Около 1629—1630. Чатсуорт (Великобритания). Пуссен Н. «Отдых на пути в Египет». Около 1658. Эрмитаж. Ленинград.
Илл. к произведениям Горация. Резцовая гравюра по рис. Н. Пуссена. Париж. 1642. Соч.: Correspondance, P., 1911; в рус. пер. — Письма, М. — Л., 1939.
Лит.: Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946; Grautoff О., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1—2, Münch. — Lpz., 1914; Friedländer W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1—4, L., 1939—63; Nicolas Poussin, v. 1—2, P., 1960; Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1—2, N. Y., 1967]; Badt К., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1—2, [Köln], 1969. Н. Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр. Париж.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|