Семейное воспитание

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Семейное воспитание, систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача Семейное воспитание — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства Семейное воспитание обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; Семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

  В классово-антагонистических формациях Семейное воспитание носит классовый (при феодализме — сословный) характер, испытывает значительное влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах Семейное воспитание проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе Семейное воспитание развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. «На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к Семейное воспитание В пролетарских семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач Семейное воспитание всё более пронизывается революционными идеями. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём.

  В социалистическом обществе цель Семейное воспитание — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное Семейное воспитание, сущность которого — установление соответствия формируемых семьей качеств ребёнка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших.

  Главные линии Семейное воспитание: постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем — участия в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитание, Трудовое воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание). Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в Семейное воспитание, а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.

  Главное направление Семейное воспитание в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

  Вопросы Семейное воспитание освещаются в народных университетах педагогических знаний, организуемых АПН СССР, органами народного образования и обществом «Знание»; издаётся специальный журнал «Семья и школа», издательство «Знание» выпускает для народных университетов серию брошюр «Педагогический факультет». Проблемы Семейное воспитание включаются в циклы лекций по педагогике, в тематику педагогических конференций, педагогический чтений, обсуждаются на родительских собраниях в школах. Советская педагогика успешно сочетает развитие теории Семейное воспитание с её практическим применением.

  На основе ленинских положений о коммунистическом воспитании проблематика Семейное воспитание была определена Н. К. Крупской; многие её положения развиты и конкретизированы А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, П. П. Блонским, В. А. Сухомлинским и др.

  Значительное внимание уделяется вопросам Семейное воспитание в других социалистических странах. Издаются специальные журналы (например, «Дом и школа», ГДР, «Семейный очаг», Болгария), литература для родителей, проводятся симпозиумы и конференции, используется опыт Семейное воспитание, накопленный в странах социализма.

 

  Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб., сост. П. Н. Груздев], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб., сост. В. П. Груздев], 3 изд., М., 1973; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи. [Сб., сост. Л. К. Виноградов], М., 1968; Крупская Н. К., О воспитании в семье. [Сб., сост. Н. И. Стриевская], М., 1962; Макаренко А. С., Соч., т. 4, М., 1957; Сухомлинский В. А., Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961; Волков К. Н., О времени, детях и о семье, М., 1971; Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963; Ковалев А. Г., Самовоспитание школьников, М., 1967; О совместной работе школы, семьи и общественности. [Сб.], М., 1967; О воспитании дошкольников в семье. [Сб.], сост. Т. А. Маркова и Л. Ф. Островская, М., 1963; Панфилова Т. С., Дараган И. К., Интернациональное воспитание, М., 1971; Печерникова И. А., Величие души. О воспитании в семье Ульяновых, 2 изд., М., 1973; её же, Воспитание в семье Маркса, М., 1974; Семейное воспитание. Словарь, М., 1972; Смолина В. В., Первый ребенок в семье, М., 1966; Физическая культура в семье, 3 изд., М., 1973; Эстетическое воспитание в семье. [Сб., сост. В. А. Разумный], М., 1973.

  И. А. Печерникова.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Леса водоохранные, категория лесов, выделяемых обычно вдоль берегов крупных рек, озёр, водохранилищ, каналов и др.
Мушенбрук Питер ван Мушенбрук, Мюсхенбрук (Musschenbroek) Питер ван (14.
Пёльман Роберт Пёльман (Pohimann) Роберт (31.10. 1852, Нюрнберг,— 27.
Рыжова Варвара Николаевна [15(27).1.1871, Москва, — 18.
Сцифомедузы (от греч. skyphos — чаша, бокал и медузы), особи медузоидного (полового) поколения кишечнополостных класса сцифоидных.
Фриулы, фурланы (итал. Friulani или Furlani), народ, входящий в группу ретороманцев.
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Беджаия (прежнее французское название — Бужи), город на С.
Выгульный двор, выгул, левада, варок, паддок, огороженный участок вблизи животноводческого помещения или непосредственно примыкающий к нему, предназначенный для пребывания животных на открытом воздухе.
Довженко Александр Петрович [30.8(11.9).1894, с.
Карликовый кит (Caperea marginata), млекопитающее семейства гладких китов.
Латвийская сельскохозяйственная академия, основана в 1939 в Елгаве.
Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», крупнейшее механизированное предприятие пищевой промышленности СССР.
Перевязочный пакет индивидуальный, комплект стерильного перевязочного материала, предназначенного для оказания первой медицинской помощи.
Рома, в древнеримской религии богиня, олицетворение г.
Стырикович Михаил Адольфович [р. 3(16). 11. 1902, Петербург], советский теплоэнергетик и теплофизик, академик АН СССР (1964; член-корреспондент 1946), Герой Социалистического Труда (1972).
Фоккер Антони Герман Герард Фоккер (Fokker) Антони Герман Герард [6.4.1890, Кедири (о.
Эль-Аснам (б. Орлеанвиль), город на С. Алжира, в долине р.
Банда Хейстингс Банда (Banda) Хейстингс (р. 1905), государственный деятель Республики Малави.