Сомов Константин АндреевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сомов Константин Андреевич [18(30).11.1869, Петербург, — 6.5.1939, Париж], русский живописец и график, один из основателей журнала «Мир искусства». Сын А. И. Сомова. Учился в петербургской АХ (1888—97; с 1894 у И. Е. Репина) и в академии Коларосси в Париже (1897). Действительный член петербургской АХ (1913). Профессор Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (1918). В 1923 уехал из России и с 1925 жил в Париже. Испытал влияние современных немецких и английских графиков «модерна», а также искусства рококо и мастеров венециановской школы. Сомов Константин Андреевич во многом определил сложение характерного для «Мира искусства» неоромантического ретроспективного жанра, проникнутого рефлексией и иронией, основанного на стилизации и гротеске. Обращаясь к дворянскому быту 18 — начала 19 вв., мотивам итальянской комедии дель арте, эротическим сюжетам, Сомов Константин Андреевич создавал в своих произведениях с их карнавально-игровым строем особый вымышленный «мирок», населённый кукольно-стаффажными персонажами, чья ирреальность нередко подчёркивалась стихийно-живым, пронизанным солнцем пейзажным окружением («Прогулка после дождя», 1896; «Осмеянный поцелуй», 1908, оба — Русский музей, Ленинград; «Вечер», 1902; «Спящая молодая женщина», 1909, оба — Третьяковская галерея). В многочисленных портретных работах Сомов Константин Андреевич точность характеристики модели нередко сочетается с типичной для «модерна» идеей портрета-маски («Дама в голубом платье», 1897—1900; портрет А. А. Блока, графитный и цветные карандаши, 1907; оба произведения — в Третьяковской галерее). В целом живописи Сомов Константин Андреевич присущи тяготение к акцентировке определённых цветовых тонов при сохранении локальности колорита, линеарность и плоскостность, декоративно-орнаментальное решение композиции, а его графике — рафинированная отточенность манеры (оформление журналов «Мир искусства» и «Jugend»; иллюстрации к «Книге маркизы» Ф. Блей и Сомов Константин Андреевич, тушь, перо, акварель, 1907—08, 1915—17, Третьяковская галерея и др. собрания). Сомов Константин Андреевич." alt="К. А. Сомов. Автопортрет. 1909. Третьяковская галерея. Москва." Сомов Константин Андреевич." alt="К. А. Сомов. Обложка журнала «Мир искусства». Тушь, перо. 1900." К. А. Сомов. Автопортрет. 1909. Третьяковская галерея. Москва. К. А. Сомов. «Арлекин и смерть». Гуашь, тушь. Журнал «Золотое руно», 1908, № 11—12. К. А. Сомов. «Эхо прошедшего времени». Акварель, гуашь. 1903. Третьяковская галерея. Москва. К. А. Сомов. Обложка журнала «Мир искусства». Тушь, перо. 1900.
Лит.: Эрнст Сомов Константин Андреевич P., К. А. Сомов, СПБ, 1918: Пружан И. Н., Константин Сомов, М., 1972: К. А. Сомов. (1869—1939). [Альбом, автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова], М., 1973.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|