Социология познания

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Социология познания (знания), направление теоретических и эмпирических исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-исторической обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов, социальных групп, организаций.

  Основные проблемы Социология познания — учение о социальной сущности и обусловленности сознания, историческая природа познания, методология их изучения разработаны классиками марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням и степени адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития и классовые корни идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания противостоит как их натуралистической трактовке, так и вульгарному социологизму.

В 20-х гг. 20 в. складывается буржуазная Социология познания как относительно самостоятельная отрасль исследований (работы М. Шелера и К. МанхеймаГермания, а также П. Сорокина, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Чайлда, Ч. Р. Миллса, В. Старка, П. Бергера, Т. Лукмана — США, и др.). Заимствуя из марксизма идею о социальной обусловленности сознания, буржуазная Социология познания, которая крайне разнородна в теоретическом и методологическом планах, интерпретирует её либо в явно идеалистическом духе, либо в духе узко понимаемого детерминизма (технологического, организационного, лингвистического и т. д.). При этом игнорируется роль общественно-исторической практики в формировании сознания, а из сферы социальной детерминации обычно исключается всё естественно-научное знание. Буржуазная Социология познания в значительной части направлена против марксизма-ленинизма.

  В буржуазной Социология познания при изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур, идей, их создателей и носителей социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение, идеологии, ценности и т.д.) рассматриваются главным образом как деформирующие процесс познания. С этим связана преобладавшая до конца 60-х гг. тенденция к противопоставлению науки и идеологии, к «очищению» знания от ценностных суждений (концепции «деидеологизации», «конца идеологии»). Вместе с тем с конца 60-х гг. резко усилилась тенденция противоположного характера, особенно в США, к релятивизации научных знаний (см. Релятивизм), к идеологизации науки. При эмпирическом исследовании состояний сознания (общественных настроений, мнений и т. д.) различных классов, социальных, профессиональных и др. групп и общностей подчёркивается функциональный характер взаимоотношений между сознанием индивида и его непосредственным окружением. Представители буржуазной Социология познания придерживаются различных политико-идеологических ориентаций — от откровенно апологетических до буржуазно-демократических. В целом буржуазная Социология познания характеризуется хроническим кризисом её философско-методологическим принципов, что находит выражение в их постоянной смене и острой внутренней полемике. Вместе с тем заслуживают внимания её эмпирический материал, техника и процедуры его сбора.

  В марксистской Социология познания изучаются методологические проблемы социологического подхода к сознанию и процессу познания, общественно-историческая природа познания, социально-классовая обусловленность объективного отражения действительности и его извращённых, иллюзорных форм — «ложного сознания»; подвергаются критике различные концепции буржуазной Социология познания Проводятся также исследования механизмов познавательной деятельности, становления и функционирования различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных групп, коллективов.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3: Маркс К,, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959; Мамардашвили М.К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Москвичев Л. Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность, М., 1971: Мегрелидзе К. Р., Основные проблемы социологии мышления, [2 изд.], Тб., 1973; Ленинская теория отражения и современная наука, в. 3 — Теория отражения и обществознание, София, 1973; Ребане Я. К., О некоторых методологических принципах оценки буржуазной «социологии знания», «Уч. зап. Тартуского гос. университета. Труды по философии», 1974, в. 17; The sociology of knowledge. A reader, ed. J. Curtis, 1. Petras, N. Y., 1970; Friedrichs R., Sociology of sociology, N. Y., 1970.

  Л. Н. Москвичев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Дингаан (г. рождения неизвестен — умер 1843), верховный вождь (инкоси) союза зулусских племён в 1828—40.
Коксоак (Koksoak), река в Канаде, на полуострове Лабрадор.
Мешен Пьер Франсуа Андре Мешен (Mechain) Пьер Франсуа Андре (16.8.1744, Дан, — 20.
Пластикат, эластичный материал на основе поливинилхлорида.
Славковые (Sylviidae), семейство насекомоядных птиц отряда воробьиных.
Фовизм (франц. fauvisme, от fauve – дикий, хищный), авангардистское течение во франц.
Академический год, промежуток времени (как правило, в 8—10 месяцев) от начала занятий в вузах, обычно осенью календарного года, до их окончания летом следующего; термин употребляется в ряде стран и соответствует термину учебный год, принятому в СССР для всех учебных заведений.
Виброплита, вибрационная машина для уплотнения несвязных грунтов и гравийно-щебёночных дорожных оснований.
Дюкло Пьер Эмиль Дюкло (Duclaux) Пьер Эмиль (24.6.1840, Орийак, — 3.
Кордильера-Мерида (Cordillera Merida), горный хребет в Андах, на 3.
Моравов Александр Викторович [8(20).12.1878, с.
Популизм (франц. populisme, от лат. populus — народ), французская литературная школа, существовавшая в конце 20-х — 30-х гг.
Спаак Шарль Спаак (Spaak) Шарль (р. 25.5.1903, Брюссель), французский писатель, киносценарист.
Хафизи Абру, Хафиз-и Абру (г. рождения неизвестен, Герат, — умер в 1430 или 1431; по некоторым данным, 1451), придворный историк Тимура и его сына Шахруха.
Англо-русское соглашение 1907, см. Русско-английские соглашения.