СССР. Общественные науки Киноведение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОБА
ОБВ
ОБГ
ОБД
ОБЕ
ОБЁ
ОБЖ
ОБЗ
ОБИ
ОБК
ОБЛ
ОБМ
ОБН
ОБО
ОБР
ОБС
ОБТ
ОБУ
ОБХ
ОБШ
ОБЩ
ОБЪ
ОБЫ
ОБЬ
ОБЯ

Киноведение

  Первые попытки разработки теоретических вопросов кино в России были осуществлены в дореволюционные годы. Проблемы кинематографа привлекали внимание Л. Н. Толстого, М. Горького, В. Э. Мейерхольда, Л. Н. Андреева, А. С. Серафимовича, К. И. Чуковского и др. Уже тогда ставились вопросы специфики кино, его выразительных средств и роли в жизни общества, взаимоотношений с другими искусствами.

  Утверждение киноведения как самостоятельной науки произошло после Октябрьской революции 1917. Основополагающими для киноведения стали высказывания В. И. Ленина. Определив кино как важнейшее из искусств, Ленин высоко оценил его огромные возможности в коммунистическом воспитании и просвещении масс. Политические задачи, поставленные партией перед кино, определили особый интерес в 20-х гг. к кино как массовому искусству, способному на высоком художественном уровне решать сложные идеологические и эстетические проблемы. Большое внимание уделялось изучению выразительных средств кино, используемых в целях образно-публицистических трактовок жизненного материала. Советское киноведение развивалось в тесной связи с творческой практикой киноискусства. Принципиально новым явлением в мировом киноведении стала разработка советскими режиссёрами Л. В. Кулешовым, С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным и др. теории монтажа и  реалистического метода в кино. Первым теоретиком документального кино стал Д. Вертов. Росту коммунистической идейности киноведения способствовали статьи и выступления А. В. Луначарского. В трудах В. Б. Шкловского, А. И. Пиотровского, Н. М. Иезуитова ставился вопрос о творческом многообразии советское кино, его направлениях («поэтическое», «прозаическое» и др.). Писатели и литературоведы (Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум и др.), участвовавшие в становлении киноведения, способствовали укреплению связей кино со «старшими» искусствами и обогащению молодой науки достижениями мирового искусствоведения. Формировались кадры первых профессиональных киноведов и критиков — И. В. Соколов, Н. А. Лебедев, А. Курс и др. Закладывались основы киноведения во многих республиках, в частности на Украине, в Грузии. Началась (с 30-х гг.) подготовка киноведов в аспирантуре Института красной профессуры, Государственной академии искусствознания, Научно-исследовательский кинофотоинститута (НИКФИ), ВГИКа. Документы Всесоюзного парт. совещания по кино (1928) определили общественно-политическую направленность советского киноискусства, подчеркнули его народность и партийность, указали на необходимость теоретической разработки отдельных видов и жанров.

  В 30-е гг. перед советским киноведением встали задачи, обусловленные обращением кино к изображению нового человека — строителя социализма. Утверждение и развитие метода социалистического реализма способствовало дальнейшему идейному росту киноведения в СССР. Всесоюзное творческое совещание работников кино в 1935 всесторонне обсудило пути развития киноискусства. В работах этого периода большое внимание уделялось проблеме создания образа экранного героя, особенно героя-коммуниста, изучались выразительные средства, способствующие созданию целостного звукозрительного образа. В этот период появились труды, посвященные искусству киноактёра (Пудовкин), проблемам кинодраматургии (В. К. Туркин, В. М. Волькенштейн), кинорежиссуры (Кулешов, Эйзенштейн и др.). Изучались различные жанры, получившие особое развитие в 30-е гг. (историко-революционные и исторические фильмы, эпопея, кинокомедия). В 40—50-е гг. вышли ценные исследования режиссёров С. И. Юткевича, С. А. Герасимова, оператора А. Д. Головни, капитальные труды Лебедева («Очерк истории кино СССР», 1947), С. С. Гинзбурга, В. Е. Вишневского. Большое значение для развития киноведения имело начавшееся в 50-е гг. издание сочинений классиков советского киноискусства — Пудовкина («Избранные статьи», 1955), Эйзенштейна («Избранные статьи», 1956, «Избранные произведения», т. 1—6, 1964—71), А. П. Довженко (Собр. соч., т. 1—4, 1966—69), Д. Вертова («Статьи, дневники, замыслы», 1966).

  В 60—70-е гг. продолжается разработка теоретических проблем, в которой активно участвуют и творческие работники — Герасимов («О киноискусстве», 1960), Юткевич («Контрапункт режиссёра», 1960), Головня («Мастерство кинооператора», 1965). Исследуются общие проблемы советского киноведения (Е. С. Добин, Лебедев, Р. Н. Юренев), идейно-эстетические вопросы, принципы социалистического реализма, партийности и народности искусства в условиях развитого социалистического общества. Общетеоретические и идеологические проблемы изучают В. Е. Баскаков, Е. С. Громов, В. Н. Ждан, А. В. Караганов, В. А. Кудин, А. В. Мачерет, Е. Д. Сурков. Совершенствуется изучение специфики кино и его выразительных средств (исследования И. В. Вайсфельда и С. И. Фрейлиха по кинодраматургии), отдельных жанров и видов кино (Н. М. Зоркая об историко-революц. фильме, Юренев о кинокомедии, Гинзбург о мультипликационном фильме, С. В. Дробашенко и Ю. М. Ханютин о документальном кино), восприятия кинопроизведения зрителем (работы И. А. Рачука, Л. Н. Когана). Значительное место в киноведении занимает история и практика многонационального советского кино (книги и статьи И. С. Корниенко, М. Х. Зака, А. В. Красинского, Н. И. Туманова, К. Д. Церетели и др.). Внимание киноведов союзных республик сосредоточено главным образом на вопросах истории национальных кинематографий и актуальных проблемах, связанных с творческой деятельностью национальных киностудий. Исследуется кино социалистических стран (Я. К. Маркулан, Л. П. Погожева, И. И. Рубанова и др.). Важное направление советского киноведения составляет критика буржуазных течений в мировом киноискусстве.

  Современному киноискусству капиталистических стран посвящены работы С. В. Комарова, В. И. Божовича, Г. А. Капралова, М. И. Туровской и др. Большое влияние на развитие советского киноведения оказали постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» и «О мерах по дальнейшему развитию советского кинематографа» (оба в 1972). Современное киноведение уделяет пристальное внимание взаимосвязи теории, истории кино и кинокритики, разработке методологии научных исследований, использует методику социологии, психологии и педагогики в изучении зрителя. Киноискусство развитого социализма — основная тема исследований советских киноведов.

  Ведущая научно-исследовательская организация в области теории и истории кино и координирующий центр киноведческих исследований — Научно-исследовательский институт теории и истории кино Госкино СССР (основан в 1974, Москва). Киноведческую работу ведут также Всесоюзный государственный институт кинематографии, Госфильмофонд СССР, Центральный архив кинофотодокументов СССР, Сектор художественных проблем средств массовой коммуникации института истории искусств (Москва), Сектор социологии культуры Института экономики Уральского научного центра АН СССР (Свердловск), Сектор кино Института музыки, театра и кинематографии (Ленинград). Киноведческие центры на Украине — Отдел киноведения Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского и кафедра истории и теории киноискусства Государственного института театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого (Киев); в Белоруссии — Сектор театра и кино Института искусств, этнографии и фольклора АН Белорусской ССР (Минск). В Грузии киноведческие исследования ведёт сектор истории и теории театра и кино Грузинский театральный института им. Ш. Руставели (Тбилиси). Киноведческие группы существуют также и в других республиканских искусствоведческих институтах. Кадры киноведов готовит (с 1945) киноведческий факультет ВГИКа.

  Киноведы и кинокритики ежегодно проводят встречи и симпозиумы в рамках Международных кинофестивалей. Советские деятели кино входят в Международную ассоциацию научного кино (основана в 1947), Международную федерацию киноархивов (ФИАФ, 1938), Международную ассоциацию кинопрессы (ФИПРЕССИ, 1930).

  Периодические издания: журналы «Искусство кино» (с 1931) и «Советский экран» (с 1925).

  См. раздел Кино, а также Киноведение, Киноискусство.

  В. А. Кузнецова.

Общественные науки
Философия
Психология
Исторические науки
Экономическая наука
Экономическая география
Юридическая наука
Педагогика
Языкознание
Литературоведение
Искусствознание
Музыковедение
Театроведение
Киноведение
Так же Вы можете узнать о...


Мабуи (Mabuya), род ящериц семейства сцинков.
Марал, два подвида благородного оленя: алтайский М.
Международный год спокойного Солнца Международный год спокойного Солнца (МГСС), программа согласованных наблюдений и исследований солнечной активности и связанных с нею геофизических явлений, реализуемая во время минимума солнечной деятельности (при «спокойном» Солнце).
Микрометры в астрономии, приспособления для измерения малых расстояний в фокальной плоскости астрономической трубы или измерительного микроскопа.
Монастир, город на В. Туниса, в вилайете Сус, на побережье Средиземного моря.
Мусабаев Исак Курбанович [р. 9(22).10.1910, с.
Национальная гвардия (Garde Nationale), вооружённое гражданское ополчение, впервые созданное в Париже (под командованием генерала М.
Нирод Федор Федорович [р. 31.3(13.4).1907, Петербург], советский театральный художник, народный художник СССР (1965).
Обручева академика хребет, Академика Обручева хребет, горный хребет в центральной части Восточно-Тувинского нагорья, на В.
Оптиматы (лат. optimates — знатные, от optimus — наилучший), идейно-политическое течение в Римской республике (конца 2—1 вв.
Ояпоки (Oiapoque), река в Южной Америке, служит границей между Бразилией и Гвианой (французской).