Киноведение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Киноведение, наука о кино, специфике киноискусства, закономерностях общественной природы фильма. В Киноведение входят теория и история кино, кинокритика и в качестве вспомогательного раздела — фильмография. Киноведение развивается в тесной связи с философскими науками, особенно с эстетикой. В социалистических странах Киноведение базируется на марксистско-ленинской эстетике, руководствуется ее общими положениями, познает собственные законы кино. Киноведение связано с другими областями искусствоведения, а также историей, социологией, психологией.

  Первые попытки осмысления вопросов кино в России были предприняты ещё в дореволюционные годы. Своеобразие нового вида искусства привлекло внимание выдающихся деятелей русской культуры — Л. Н. Толстого, М. Горького, В. Э. Мейерхольда, Л. Н. Андреева и др. Уже тогда были поставлены проблемы специфики киноискусства, его выразительных средств, места в жизни общества. Однако становление Киноведение как самостоятельной науки произошло лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Направление развития советского Киноведение определила политика коммунистической партии в области кино, видевшей в нем могучее средство политического воспитания и просвещения масс. Ответственные задачи, поставленные партией перед киноискусством, потребовали рассмотрения его природы и художественных возможностей. Основополагающими для советской киноведческой науки стали высказывания В. И. Ленина о кино.

  Основная направленность советского Киноведение в 1920-е гг. — изучение выразительных средств кино, связанных с образно-публицистической трактовкой материала действительности в целях революционного воспитания масс. Становление советского Киноведение происходило в неразрывной связи с творческой практикой советского киноискусства. Большой вклад в советское Киноведение принадлежит ведущим советским кинорежиссерам — Л. В. Кулешову, Д. Вертову, С. М. Эйзенштейну, В. И. Пудовкину. В формировании советского Киноведение участвовали также сценаристы Н. А. Зархи, В. Киноведение Туркин, политические деятели А. В. Луначарский, П. М. Керженцев, писатели В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, И. Г. Эренбург, литературоведы Б. М. Эйхенбаум, В. Б. Шкловский, первые профессиональные киноведы и кинокритики Н. А. Лебедев, И. В. Соколов, а также деятели музыкального и театрального искусства. Ряд теоретиков кино 20-х гг. ошибочно отрицал художественный вымысел, «игровое» кино, переоценивал роль монтажа по сравнению с выразительностью материала кадра и др. В 30-е гг. перед советским Киноведение встали новые задачи, обусловленные введением звука, а главное — обращением киноискусства к изображению личности нового человека, формирующегося в борьбе за революционное преобразование мира. Утверждение в начале 30-х гг. метода социалистического реализма, определение его основных особенностей в киноискусстве способствовали идейному росту советского Киноведение Внимание Киноведение сосредоточилось на исследовании выразительных форм, соответствующих новым задачам кино; разрабатывались проблемы искусства киноактера (большое значение имели труды В. И. Пудовкина), вопросы кинодраматургии, теория монтажа звука и изображения (статьи С. М. Эйзенштейна «Вертикальный монтаж», «Монтаж» и др.). Появились труды по истории советского и зарубежного кино (Н. М. Иезуитов, Г. А. Авенариус). В конце 30-х — начале 50-х гг. наметилось некоторое сужение тематики киноведческих работ, отказ от постановки общетеоретических проблем и др. С середины 50-х гг. подъем советского Киноведение проявился в повышении идейно-теоретического уровня киноведческих работ, в расширении круга авторов, в разнообразии тематики, в научной разработке истории русского дореволюционного, советского и мирового кино. В числе видных историков и теоретиков кино — киноведы М. Ю. Блейман, И. В. Вайсфельд, С. С. Гинзбург, Е. С. Добин, С. В. Дробашенко, В. Н. Ждан, А. В. Караганов, Р. Н. Юренев, С. И. Фрейдлих, а также кинорежиссеры С. А Герасимов, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм, С. И. Юткевич и др. Современное советское Киноведение практикует комплексное изучение кино, использующее методику социологии, психологии, педагогики, а также естественно-математических наук. Успешно решаются проблемы взаимосвязи теории, истории и кинокритики. Для современного этапа развития Киноведение характерно внимание к общим, идейно-эстетическим проблемам кино. Глубокий интерес киноведов вызывает проблема изображения современного героя на экране. В 60—70-е гг. разработка вопросов Киноведение в СССР сосредоточена во ВГИКе, Госфильмофонде СССР, институте истории искусств, Научно-исследовательском кинофотоинституте (Москва), институте театра, музыки и кинематографии (Ленинград), Украинском институте искусствоведения, этнографии и фольклора (Киев) и в других республиканских искусствоведческих институтах.

  В зарубежном Киноведение идёт постоянная борьба двух тенденций, связанных с разным социальным и идеологическим подходом к кинематографу: с одной стороны, анализируются закономерности киноискусства как специфической формы общественного сознания, с другой — теория направлена на утверждение фильма как стандартного коммерческого зрелища, на разработку оптимальных условий его создания и массового потребления. Ещё до 1-й мировой войны 1914—18 появились работы Г. Уэфкера, В. Пановски, Э. Альтенлоб (Германия), Р. Канудо (Франция), в которых исследовались отличия основных компонентов кинопроизведения (актёрское искусство, изобразительное решение) от соответствующих компонентов театра, социология фильма. В 20-е гг. А. Антуан, Л. Деллюк, Л. Муссинак (Франция) изучали специфику кино в ряду др. искусств. Возникали теории «движущейся живописи», «зрительной музыки». Представители французского «Авангарда» выступали против коммерческого стандарта, за эксперимент в киноискусстве. Некоторые «авангардисты» (например, А. Шомет) пропагандировали так называемое элитарное кино, то есть кино для «избранных». В эти годы самостоятельной областью Киноведение стала кинокритика. Значительные теоретические работы, рассматривавшие кинематограф как сложный и целостный объект, возникли в 30-е гг. Работа немецкого учёного Р. Арнхейма «Кино как искусство» достаточно полно характеризовала «немой» фильм, но в ней автору не удалось правильно оценить возможности звукового кино. Английский режиссёр и киновед П. Рота создал (1936) первую книгу по истории мирового кино. Эмигрировавшие в США после прихода фашистов к власти (1933) немецкие киноведы Р. Арнхейм и 3. Кракауэр исследовали кинематограф, используя методику психологии и социологии. После 2-й мировой войны 1939—45 итальянские кинокритики У. Барбаро, Л. Кьярини, Г. Аристарко, опираясь на опыт советского кино, посвятили свои работы изучению законов реализма в кино, утверждению принципов социально активного киноискусства — неореализма. В связи с бурным ростом кинодокументализма изучалась природа и специфика документального фильма (Дж. Грирсон, Киноведение Рейс — Великобритания). Во Франции была предпринята попытка объединить представителей гуманитарных и естественных наук в рамках «Института фильмологии» (Париж, 1947—62) для комплексного изучения кинематографа. Однако из-за отсутствия единой методологической основы этот замысел осуществить не удалось. Киновед-марксист Ж. Садуль создал уникальную по энциклопедичности «Всеобщую историю кино» (не завершена). Некоторые киноведы (А. БазенФранция, 3. Кракауэр — США) обращались к изучению онтологии кинематографа наряду с исследованием взаимодействия кино с др. искусствами. Ряд работ был посвящен идеологическим функциям фильма в капиталистическом обществе, вопросам киноэкономики, фильму как объекту массовой культуры (Дж. Лоусон — США, А. Монтегю — Великобритания, П. Башлен, А. Мерсийон — Франция, Э. Паталас — ФРГ). Пропаганде русского и советского кино на Западе способствовала исследовательская работа Дж. Лейды (США).

  С конца 60-х гг. в зарубежном Киноведение возникает направление (киносемиотика), которое при изучении фильма использует методику современной лингвистики (Киноведение Метц — Франция, П. П. ПазолиниИталия). Исследуются взаимосвязи кино и телевидения. Распространение в массовой кинопродукции Запада тем насилия, секса, фильмов «ужасов» вызвало к жизни кинотеории, базирующиеся на фрейдистских концепциях (А. Киру, Л. Дюка — Франция). Буржуазное Киноведение нередко обращается к идеям экзистенциализма. Специальные теоретические исследования проводятся в Международном католическом Киноцентре (Париж) в связи с широким использованием кинематографа для религиозной пропаганды.

  Научно-исследовательские изыскания в области Киноведение ведутся в Музее современного искусства (Нью-Йорк), в Британской киноакадемии (Лондон), в Пизанском университете, в Немецком институте киноведения (Висбаден, ФРГ), в институте киноведения и в Германской академии искусств (Берлин, ГДР), в секторе теории и истории кино института искусства Польской академии наук (Варшава) и др.

  Значителен вклад в Киноведение многих учёных социалистических стран. Б. Балаж (Венгрия; в 1931—45 работал в СССР) исследовал как внутреннюю структуру фильма, так и его социальные функции. Е. Теплиц (Польша) создал один из лучших трудов по истории мирового кино. В области Киноведение работают также Е. Плажевский, В. Михалек, З. Питера (Польша), И. Немешкюрти (Венгрия), Н. Милев, Г. Стоянов-Бигор (Болгария), Л. Лингарт, А. Броусил (Чехословакия). Польские киноведы (Киноведение Жигульский и др.) многое сделали для изучения зрителя. Социологическим проблемам кино, воздействию фильма на детскую аудиторию посвящены значительные работы чехословацких учёных. В ГДР ведётся разработка методики прогнозирования кинематографа (Г. Херлингхауз).

  Национальные фильмархивы объединены Международной организацией киноархивов (ФИАФ).

 

  Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино, М., 1963; Кинематограф. Сб. ст., М., 1919; Поэтика кино. [Сб. ст.], М.—Л., 1927; Кулешов Л. В., Искусство кино (Мой опыт), [М.], 1929; Лебедев Н. А., К вопросу о специфике кино, М., 1935; Туркин В. Киноведение, Драматургия кино, М., 1938; Вопросы кинодраматургии. [Сб. ст.], в. 1—5, М., 1954—65; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Вопросы киноискусства. Сб. ст. и материалов, в. 1—14, М., 1956—1972; Очерки истории советского кино, т. 1—3, М., 1956—1961; Ваисфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Добин Е. С., Поэтика киноискусства, М., 1961; Зоркая Н. М., Советский историко-революционный фильм, М., 1962; Юткевич С., О киноискусстве, М., 1962; Мачерет А. В., Художественные течения в советском кино, М., 1963; Ромм М. И., Беседы о кино, М., 1964; Эйзенштейн С. М., Избр. произведения, т. 1-6, М., 1964—71; Юренев P., Советская кинокомедия, М., 1964; Луначарский о кино. Статьи. Высказывания. Сценарии. Документы, М., 1965; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, М., 1965; Шкловский В. Б., За сорок лет, [М., 1965]; Довженко А. П., Собр. соч., т. 1—4, М., 1966—69; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [М., 1966]; Кино и зритель. Опыт социологического исследования, [М., 1968]; История советского кино, т. 1, М.. 1969; Пиотровский А. И., Театр. Кино. Жизнь, Л., 1969: Герасимов С., Жизнь, фильмы, споры, М., 1971; Козинцев Г., Глубокий экран, М., 1971; Ждан В., Введение в эстетику фильма, М., 1972: Селезнева Т., Киномысль 1920-х годов, М., 1972.

  Деллюк Л., Фотогения кино, пер. [с франц.], М., 1924; Муссинак Л., Рождение кино, пер. [с франц.], Л., 1926; Мартен М., Язык кино, [пер. с франц.], М., 1959; Арнхейм Р., Кино как искусство, пер. с англ., М., 1960; Аристарко Г., История теорий кино, пер. с итал., М., 1966; Płazewski J., Język filmu, Warsz., 1961; Базен А., Что такое кино?, [пер. с франц.], М., 1972; Epstein J., Le sinématographe vu de l'Etna, P., 1926; Cohen-Séat G., Essai sur les principes d'une philosophie du cinéma, P., 1958; Kracauer S., Theory of film, N., Y., 1960; Mitry J., Esthétique et psycologie du cinéma, [v.] 1—2, P., [1963—65]; Lewicki В. W., Wprowadzenie do wiedzy о filmię, Wrocław [i. i.], 1964; Wstęp do badania dzieła filmowego, Warsz., 1966; Wspołczesaé teorie filmowe, Warsz., 1968; Stephenson R., Debrix J. R., The cinéma as art, [Harmonds-worth (Midd'x), 1969]; Metz C., Langage et cinéma. P., 1971. см. также лит. при ст. Киноискусство.

  В. А. Кузнецова, Я. Б. Иоскевич.

Так же Вы можете узнать о...


Тотиги, префектура в Японии, в центральной части острова Хонсю.
Туцович Димитрие Туцович (Туцовиħ) Димитрие (1.
Уруша, посёлок городского типа в Сковородинском районе Амурской обл.
Фигура (в геометрии) Фигура в геометрии, термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф.
Фревиль Жан Фревиль (Freville) Жан (25.5.1898 — 23.6.1971, Париж), французский писатель, историк.
Хикаят, хикайят (араб. — повествование), литературный термин у народов Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.
Целые алгебраические числа, числа, являющиеся корнями уравнений вида xn + a1xn-1+.
Чернавода (Cernavodă), город на юго-востоке Румынии, в уезде Констанца, порт на Дунае.
Шашков Серафим Серафимович [5(17).11.1841, Иркутск, — 28.
Шхентель, см. Шкентель.
Эль-Омари, археологическая культура эпохи неолита в Нижнем Египте (4-е тыс.
Юри Гарольд Клейтон Юри (Urey) Гарольд Клейтон (р. 29.4.1893, Уолкертон, штат Индиана), американский химик, член Национальной АН.
Автоклав (в медицине) Автоклав в медицине, аппарат для стерилизации паром под давлением хирургического перевязочного материала, инструментов, большинства питательных сред для выращивания микроорганизмов, для обеззараживания инфицированного материала, операционных халатов и т.