СССР. Общественные науки Педагогика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОБА
ОБВ
ОБГ
ОБД
ОБЕ
ОБЁ
ОБЖ
ОБЗ
ОБИ
ОБК
ОБЛ
ОБМ
ОБН
ОБО
ОБР
ОБС
ОБТ
ОБУ
ОБХ
ОБШ
ОБЩ
ОБЪ
ОБЫ
ОБЬ
ОБЯ

Педагогика

Педагогическая мысль в Древней Руси первоначально выражалась в устном народном творчестве (былинах, сказках, пословицах, поговорках и др.). Воспитательные идеалы христианства и феодальных кругов четко сформулированы в «Поучении» Владимира Мономаха (12 в.). В ряде сборников 11—12 вв. содержались оригинальные и переводные педагогические сочинения. Так, в сборнике «Пчела» помещена работа неизвестного киевлянина «Слово... о чтении книг»; в тот же сборник и ряд др. («Измарагд», «Изборник» Святослава, «Златоструй» и т. д.) включались переводные отрывки из работ Сократа, Аристотеля и других античных, а также византийских авторов.

  В период становления централизованного Русского государства, господствовавшие взгляды на воспитание были изложены в «Домострое» (16 в.). Возникновение книгопечатания (сер. 16 в.) дало мощный толчок развитию просвещения и учебной литературы. Первый русский учебник (Азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 во Львове.

  В 16—17 вв. в противовес христианско-феодальной концепции воспитания начинают распространяться гуманистические взгляды в области просвещения (Ф. Скорина, деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.). Реформы Петра I (начало 18 в.) способствовали оживлению педагогической мысли, развитию» учебной литературы, организации системы народного образования. Введение гражданского шрифта и арабских цифр вместо буквенных обозначений (1708) облегчило усвоение широкого круга знаний (математики, астрономии, навигации и т.д.). В педагогическом отношении лучшим учебником было «Первое учение отроком...» Феофана Прокоповича (1720), в предисловии, к которому он высказал прогрессивные взгляды на воспитание.

  В 18 в. в России началось становление государственной системы школ. Развитие педагогической мысли было связано с обоснованием различных вариантов этой системы (Ф. Ф. Салтыков и др.). Одним из первых организаторов и теоретиков русской народной школы и профессионального образования был В. Н. Татищев, открывший т. н. горнозаводские школы на Урале и разработавший систему обучения в них. Значительный вклад в организацию университетского образования и педагогическую мысль России внёс М. В. Ломоносов. По его инициативе был создан Московский университет (1755). Он составил регламенты московских (университетских) и академических гимназий, основанные на достижениях русской и зарубежной педагогики. Исходя из мысли о решающей роли воспитания в развитии человека, Ломоносов главными средствами воспитания считал науку и труд. Педагогические идеи Ломоносова развивали просветитель Н. И. Новиков, профессора Московского университета Н. Н. Поповский, Х. А. Чеботарев, А. А. Барсов и др., выступавшие против феодально-крепостнических взглядов на воспитание и просвещение.

  В конце 18 в. начала создаваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть народных училищ (по Уставу 1786) учебниками и  учебными пособиями, а учителей — методической литературой. Дидактику разрабатывал Ф. И. Янкович, который совместно с др. сотрудниками (из АН и Московского университета) составил «Руководство учителям первого и второго классов Народных училищ» на основе принципов передовой педагогики, в частности дидактического учения Я. А. Коменского.

  Русскую педагогическую мысль углубил А. Н. Радищев, который с революционно-демократических позиций определил главную цель воспитания как подготовку «истинных сынов отечества», борцов против насилия и деспотизма. Единомышленниками Радищева были Ф. В. Кречетов, В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. Ф. Бестужев, декабристы. Педагогические воззрения декабристов нашли практическое выражение в их деятельности в сибирской ссылке (И. Д. Якушкин, М. А. и Н. А. Бестужевы, В. К. и М. К. Кюхельбекеры, Д. И. Завалишин и др.).

  В 40—60-х гг. 19 в. прогрессивные педагогические идеи были связаны преимущественно с революционно -демократической общественной мыслью, составляя её органичную часть (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Целью воспитания революционные демократы считали подготовку гражданина-патриота с революционно-материалистическим мировоззрением, широко образованного и трудолюбивого.

  Для разработки проблем педагогики и народного образования многое сделал В. Ф. Одоевский. Он занимался организацией детских приютов, положил начало дошкольному воспитанию в России, создал ряд учебных книг для учащихся и дидактических пособий для учителей.

  Передовые представители культуры и просвещения многих народов Российской империи в 18—19 вв. выступали за демократизацию образования, за воспитание в духе гуманизма, патриотизма, народности. К их числу относятся: на Украине — Г. С. Сковорода, В. Н. Каразин, А. В. Духнович; в Белоруссии и Литве — И. Ф. Копиевич, Г. Конисский, С. Даукантас; в Латвии — Г. Меркел, И. Брауншвейг; в Эстонии — К. Р. Якобсон, Г. Ф. Пар рот; в Грузии — И. Багратиони, Г. Бараташвили; в Армении — А. Аламдарян, Х. Абовян; в Азербайджане — А. К. Бакиханов, М. Ф. Ахундов и др. Большинство из них разделяли идеи русских просветителей и революционных демократов, особенно Белинского и Герцена. Подъём освободит. движения, начавшийся в середине 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-педагогическое движение, которое носило антикрепостнический характер. и В обсуждении проблем воспитания и подготавливавшейся школьной реформы участвовали видные учёные, писатели, деятели народного образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Х. Вессель и др.).

  В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т. п., началось движение за создание национальной системы воспитания. Всё это способствовало выделению педагогики в самостоятельную отрасль и научной деятельности, разработке её на профессиональном уровне.

  Становление педагогики как науки в России связано с именем К. Д. Ушинского, который, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к середине 19 в., создал стройную психолого-педагогическую концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить основы педагогических антропологий, которая была для него наукой о воспитании развивающегося человека, т. е. собственно педагогикой. Исследование этих фундаментальных проблем явилось базой для теории образования и обучения, на основе которой были созданы к лучшие из дореволюционных учебников для народной школы и разрабатывались методы учебно-воспитательной работы. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей в конце 19 — начале 20 вв. стали исследоваться как общие проблемы педагогики и дидактики (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отдельных учебных предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семенов и др.). Идеи Ушинского оказали влияние на развитие педагогической мысли др. народов России — Г. Лгаян (Армения), И. Алтынсарин (Казахстан), Я. С. Гогебашвили (Грузия), Р. Эфендиев (Азербайджан), И. Я. Яковлев (Чувашия) и др. С конца 19 в. благодаря деятельности первых русских социал-демократов в России о стали известны идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании (см. Коммунистическое воспитание). Основные положения марксистского учения о воспитании были развиты в новых исторических условиях В. И. Лениным.

Советская педагогика. После победы Октябрьской революции 1917 пути развития народного образования и связанные с этим задачи советской педагогики были определены Программой Коммунистической партии, принятой 8-м съездом (1919). Выступления Ленина в первые послереволюционные годы содержали решения сложных вопросов: о связи политики с педагогикой, о пролетарской культуре и отношении рабочего класса к культурному наследству и др. Ленин определил сущность коммунистической морали. В социалистическом обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистическое мировоззрение, выработаны коммунистические убеждения и высокие нравственные качества; средства для достижения этой цели — широкое научное образование на политехнической основе, связь обучения с производительным трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Претворяя в жизнь марксистско-ленинские демократические принципы воспитания и образования, советская педагогика главное внимание уделила разработке основ построения единой трудовой политехнической школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации учебно-воспитательной работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, М. Н. Покровский и др.). Работу в этой области возглавляла Н. К. Крупская, видный педагог-марксист, которая внесла большой вклад в разработку проблем детского коммунистического движения, дошкольного воспитания, политехнического образования и трудового обучения, массовой политико-просветительной работы со взрослыми и др.

  Первые годы развития советской школы и педагогики отмечены смелыми поисками новых форм и методов учебно-воспитательной деятельности, которые в целом давали плодотворные результаты. Вместе с тем имели место серьёзные ошибки: некритическое отношение к новым буржуазным теориям, случаи вульгаризации марксистских идей, переоценка значения личного опыта детей, их практической деятельности, недооценка научного образования, овладения теоретическими знаниями, сведение деятельности учителя к функциям консультанта учащихся и др. В начале 30-х гг. Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд постановлений, определивших коренную перестройку процесса учебно-воспитательной работы в советской общеобразовательной школе (см. СССР. Народное образование). Перед школой была поставлена задача дать каждому учащемуся научное образование на основе твёрдо зафиксированного в учебных планах и программах объёма и уровня знаний по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. В постановлениях осуждены попытки некритического использования «новаторских» систем и методов обучения. Классно-урочная система организации учебной работы признана основной.

  В 20-х — 1-й половине 30-х гг. получила распространение точка зрения, согласно которой педагогика может дать учителю лишь эмпирические рекомендации, а теоретически обосновать их призвана «наука о детях» — педология. Идеалистические и механистические установки педологии, её антипсихологизм отрицательно сказались на развитии психологии и педагогики и причинили большой вред школе. Пренебрежительное отношение к педагогике было осуждено партией [пост. ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», 1936], однако одностороннее понимание критики педологических ошибок привело к тому, что в течение длит. времени недооценивалась важность применения психологических методов изучения детей.

  В 30-е гг. активно разрабатывались проблемы советской дидактики, методологической основой которой стала ленинская теория отражения. Признана необходимость использования разнообразных методов обучения в зависимости от содержания образования, уровня знаний учащихся и дидактических задач.

  Выдающимся достижением советской педагогики явилась система воспитания, созданная А. С. Макаренко. В его трудах разработана теория организации и деятельности дет. коллектива, получили детальное освещение такие вопросы, как опора на положительное в характере и личности воспитанника, усиление эффективности воспитания при одновременном воздействии педагога и коллектива воспитанников, воспитание в труде и др.

  Развитие советской педагогики связано с именами таких видных педагогов, авторов научных исследований, учебников для высшей школы, как Ш. И. Ганелин, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, И. Т. Огородников, А. П. Пинкевич, М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповаленко (дидактика); Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, И. А. Каиров, Э. И. Моносзон, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский (теория и методика воспитания); А. Э. Измайлов, И. К. Кадыров, Н. А. Константинов, Ф. Ф. Королев, А. А. Курбанов, Д. О. Лордкипанидзе, Е. Н. Медынский, М. М. Мехтизаде, В. З. Смирнов, С. Р. Раджабов, С. Х. Чавдаров (история педагогики) и др. Обобщению и систематизации достижений советской педагогики способствовал выпуск педагогических энциклопедических изданий («Педагогическая энциклопедия», т. 1—3, 1927—29; «Педагогический словарь», т. 1—2, 1960; «Педагогическая энциклопедия», т. 1—4, 1964—68). За годы Советской власти подготовлены научные издания педагогических сочинений многих выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента педагогической науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэна, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критическому анализу подвергнуты основные течения в буржуазной педагогике (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.).

  Главное направление современных педагогических исследований — отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, разработка вопросов, связанных с идейно-политическим и нравственным воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистического мировоззрения. Советская педагогика обосновывает пути развития содержания образования, приводит его в соответствие с потребностями развитого социалистического общества. Для эпохи научно-технической революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма научного образования, которое должна давать средняя школа. В связи с этим разрабатываются новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизма как одного из ведущих критериев отбора научного материала, подлежащего изучению, и т. п. В области организации учебной работы ведутся поиски путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим проводятся модернизация классической формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы учащихся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у учащихся познавательных интересов и способностей, формирования у них умений рационализировать свой труд. Значительное внимание уделяется выработке системы трудового воспитания и профориентации учащихся. Расширились исследования по общей, педагогической и социальной психологии, по педагогике и психологии профессионально-технического образования, возрастной физиологии, дефектологии, психофизиологическим проблемам дошкольного воспитания. Продолжается работа в области изучения истории школы и педагогической мысли народов СССР.

  Академия педагогических наук СССР, научно-исследовательские институты педагогики союзных республик, кафедры педагогических вузов имеют тесные творческие связи с научными педагогическими учреждениями социалистических стран: идёт постоянный обмен планами научных исследований, организуются совместные двусторонние и многосторонние исследования, проводятся конференции и симпозиумы и др.; советские учёные-педагоги ведут разработку проблем развития школы и педагогики социалистических стран, развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

  Научно-исследовательская работа в области педагогики ведётся в научно-исследовательских институтах АПН СССР (в 1943—66 АПН РСФСР), министерств просвещения (нар. образования) союзных республик, Всесоюзном научно-исследовательском институте профтехобразования Государственного Комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию, в НИИ проблем высшей школы. Ещё в 20-х гг. Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), научной педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Институт политехнического образования (в 1937 преобразован в Институт средней школы). В 1938 все научно-исследовательские институты педагогического профиля были объединены в институт школ Наркомпроса РСФСР. За годы Советской власти сложилась система научно-исследовательских педагогических учреждений, охватившая все союзные республики. Во 2-й половине 20-х гг. педагогические научно-исследовательские учреждения открылись на Украине (1926), в Белоруссии (1928), Грузии (1929), Узбекистане (1929), в 30—50-х гг.— во всех др. союзных республиках. См. Педагогические институты научно-исследовательские.

  Периодические издания: журналы «Советская педагогика» (с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955); научно-методические журналы: «Дефектология» (с 1969); «Известия АПН» (с 1945), периодические сборники «Новые исследования в педагогических науках» и др.

  А. Н. Пискунов, М. Ф. Шабаева.

 

Общественные науки
Философия
Психология
Исторические науки
Экономическая наука
Экономическая география
Юридическая наука
Педагогика
Языкознание
Литературоведение
Искусствознание
Музыковедение
Театроведение
Киноведение
Так же Вы можете узнать о...


Перициты (от пери... и греч. kytos — вместилище, здесь — клетка), адвентициальные клетки, клетки Руже, отростчатые клетки в стенке кровеносного капилляра.
Пластинки, тела, имеющие форму прямой призмы или прямого цилиндра, высота которого (толщина) мала по сравнению с размерами основания.
Полная мощность, кажущаяся мощность, величина, равная произведению действующих значений периодического электрического тока в цепи I и напряжения U на её зажимах: S=U×I; для синусоидального тока (в комплексной форме) Предводителев Александр Саввич [30.8(11.9).1891, село Букрино, ныне Старожиловского района Рязанской области, — 27.
Профессиональные болезни ,
Радлов Эрнест Леопольдович (20.11.1854, Петербург, — 28.
Рельеф (геогр.) Рельеф (франц. relief, от лат. relevo — поднимаю) (географический), совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
Ростово-Суздальское княжество, древнерусское княжество, возникшее в 10 в.
Сальвия, виды растений рода шалфей; название используется в цветоводстве.
Священное писание, религиозные иудейские и христианские книги, составляющие Библию, согласно вероучению написанные «по внушению бога».
Сёва (период правления япон. имп. Хирохито) Сёва (япон., буквально — просвещённый мир), официальное название периода правления японского императора Хирохито (вступил на престол в 1926).