Турция XVI. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТУА
ТУБ
ТУВ
ТУГ
ТУД
ТУЖ
ТУЗ
ТУИ
ТУЙ
ТУК
ТУЛ
ТУМ
ТУН
ТУО
ТУП
ТУР
ТУС
ТУТ
ТУУ
ТУФ
ТУХ
ТУЦ
ТУЧ
ТУШ
ТУЭ
ТУЮ
ТУЯ

XVI. Драматический театр

Зрелищное искусство в Турция имеет многовековую историю. Традиционные формы народного творчества — кукольный и теневой театры (карагёз), площадные игровые представления (орта оюну) и выступления рассказчиков-импровизаторов (меддахов) — положили начало развитию профессионального турецкого театра. В 19 в. в Стамбуле гастролировали европейские театральные труппы. Армяне и греки, жившие в Турция, познакомившись с европейским театром, основали первые любительские кружки. В 1869 был создан театр «Гедик-паша» (руководитель А. Вардовян, псевдоним — Гюллю Акоп), в репертуар которого вошли пьесы классиков мировой литературы, турецких передовых писателей (Ахмед Мидхат, Намык Кемаль и др.). Первые турецкие актёры: Ахмет Фехим, Ахмет Неджип и др. (женские роли исполняли греческие и армянские актрисы, так как религия запрещала турчанкам выступать в театре). В 1884 театр закрылся. Были предприняты попытки организовать театр в провинции. Ахмет Вефик-паша (переводчик и меценат) в 1879 создал в г. Бурса театр, в который вошли актёры «Гедик-паша» (театр просуществовал более 3 лет). Значительной была деятельность театра «Тулуат» (Театр импровизации, рубеж 19—20 вв.), возглавлявшегося Абдурреззаком-эфенди. Реакционная политика Абдул-Хамида II затормозила развитие турецкого театрального искусства. После Младотурецкой революции 1908 появились полупрофессиональные и любительские театры. В Стамбуле открылся национальный театр «Дарюльбедайи Османи» («Османский храм искусства», основан в 1914, первый спектакль — в 1916, с 1934 — Городской театр). Среди актёров этого театра были первые актрисы-турчанки Афифе, Бедиа, Перихан. Большое влияние на развитие турецкого театрального искусства оказала деятельность Мухсина Эртугрула, пропагандиста лучших традиций русского и советского театра (работал с К. С. Станиславским и В. Э. Мейерхольдом; с 1927 возглавил «Дарюльбедайи Османи»; в 1925, 1927, 1934 и 1973 приезжал в СССР). Ставились произведения западноевропейской драматургии, турецкие пьесы, посвященные национально-освободительной борьбе: «Герой» и «Родина» Фарука Нафыза, «Пастух» и «Аттила» Бехчета Кемаля Чаглара и др., позднее — драмы Назыма Хикмета: «Череп», «Дом покойника» и др. Многие годы театр был ведущим в стране. После провозглашения Турецкой Республики (1923) театры возникли в Анкаре, Измире и др. городах, позднее сложившиеся как государственные, городские и частные театры. Появились многочисленные любительские труппы. Наиболее известные театры: Большой, Анкарский художественный, Театр друзей — в Анкаре; Городской (в шести зданиях), Актёров Кентер — в Стамбуле и др. В 1934 создан первый детский театр. Некоторые труппы популяризируют древнее искусство карагёз и орта оюну. В репертуаре театров — пьесы турецких классиков и современных писателей, произведения мировой классической литературы, современных драматургов, прогрессивные театры ставят русских и советских авторов (У. Шекспир, Б. Брехт, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький и др.). Среди спектаклей 60—70-х гг.: «Жертва» Гангира Кальонджу, «Легенда о любви» Назыма Хикмета, «Жестянка» Яшара Кемаля, «Заключённые» Мелиха Андая, «Сказка об Али из Кешана» Халдуна Танера и др. Ведущие актёры и режиссёры: И. Кентер, Дж. Гёкчер, В. Р. Зобу, Эркал, Х. Дормен, Э. Джеззар, Г. Сурури, М. Джанова, Б. Алчан. В стране функционируют Турецкий театральный центр (президент М. Эртугрул) Международного института театра; имеются театральная кафедра при Анкарском университете и институт исследований о театре. В Стамбуле выходит ежемесячный журнал «Тиятро» («Театр», с 1969).

Сцена из спектакля «Камера № 72» Орхана Кемаля. Анкарский художественный театр. Турция.

Сцена из спектакля «Камера № 72» Орхана Кемаля. Анкарский художественный театр.

  Лит.: Познаньска К., Старая и новая Турция, пер. с польск., М., 1974, с. 168—75; Cevdet Kudret, Karagöz, с. 1—3, Ankara, 1968—70: его же, Ortao-yunu, Ankara, 1973; Sevengil R. A., Türk tiyatrosu tarihi, c. 1—5, 1st., 1959—1969; And M., 50 Türk tiyatrosu, Ist., 1973.

Турция. Мечеть Улу-джами (Большая) в Бурсе. 1396—1400. Турция.

Турция. Мечеть Улу-джами (Большая) в Бурсе. 1396—1400.

 

Турция (Türkiye), Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti).

Государственный герб Турции. Турция.

Государственный герб Турции.

Флаг государственный. Турция. Турция.

Флаг государственный. Турция.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
1. Естественные и технические науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Драматический театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Звездчатка (Stellaria). род растений сем. гвоздичных.
«Информационный указатель Государственных стандартов СССР» (ИУС), ежемесячное официальное издание Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР.
Каратаи, этнографическая группа мордвы, живущая в Тат.
Клермен Харолд Клермен (Clurman) Харолд (р. 18.9.1901, Нью-Йорк), американский режиссёр и театральный критик.
Корку, малочисленный народ в Индии, входящий в группу народов мунда.
Купрей, серый бык, дикий бык Камбоджи [Bibos (Novibos) sauveli], млекопитающее отряда парнокопытных семейства полорогих.
Лимузин (франц. limousine, от названия исторической области Лимузен), название кузова современного легкового автомобиля, имеющего жёсткую остеклённую перегородку, отделяющую переднее сиденье от остальной части пассажирского помещения.
Мальков Павел Дмитриевич (17.11.1887, слобода Кукарка, ныне город Советск Кировской области, — 22.
Метсанурк Майт (псевдоним; настоящее имя и фамилия Эдуард Хубель) [7(19).
Музыкальная акустика, наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением.
Никитин Сергей Александрович [р. 12(25).6.1901, Москва], советский историк, специалист по истории зарубежных славянских народов, истории России 19 в.
Операторов теория, часть функционального анализа, посвященная изучению свойств операторов и применению их к решению различных задач.
Патентное право, отрасль буржуазного права, нормы которой определяют систему охраны прав на технические решения — изобретения — путём выдачи патента.
Подагра (греч. podagra, буквально — капкан для ног, от pus, родительный падеж podos — нога и agra — ловля, охота), заболевание, вызванное нарушением пуринового обмена в организме и отложением мочекислых соединений в тканях, с преимущественно поражением суставов (2,5% всех случаев заболеваний суставов) и почек.
Прогнозирование отказа изделия, определение вероятности возникновения его отказа в течение заданного интервала времени по опытным данным, полученным до начала этого интервала времени.
«Ревизская душа», единица учёта мужского населения Российской империи 18—19 вв.
Савич Алексей Николаевич (18.3.1811, Беловодск, ныне Сумской области, — 15.
Сериесная машина постоянного тока, машина с последовательным возбуждением, коллекторная постоянного тока машина, у которой обмотка главных полюсов (обмотка возбуждения) включена в электрическую цепь последовательно с обмоткой якоря.
Сольве Эрнест Гастон Сольве (Solvay) Эрнест Гастон (16.4.1838, Ребек-Роньон, Брабант, — 26.