Детский театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Детский театр, 1) спектакли, разыгрываемые силами детей. История Детский театр восходит к так называемому школьному театру, возникшему в России в 17 в. В советское время Детский театр представляет собой один из видов детской художественной самодеятельности, организуемой в дворцах и домах пионеров и школьников, школах, клубах и т.п. (см. Детское творчество, Художественная самодеятельность). 2) Театр для детей (театр юных зрителей — ТЮЗ) — профессиональный театр, предназначенный для детской аудитории.

Детский театр. «Дон. Кихот» по М. С. Сервантесу. Ленинградский театр юных зрителей.1926. Детский театр.

Детский театр. «Дон. Кихот» по М. С. Сервантесу. Ленинградский театр юных зрителей.1926.

Детский театр. «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву. Украинский театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. 1966. Детский театр.

Детский театр. «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву. Украинский театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. 1966.

Детский театр. «Гикор» по О. Туманяну. Армянский театр юного зрителя. 1950. Детский театр.

Детский театр. «Гикор» по О. Туманяну. Армянский театр юного зрителя. 1950.

  В дореволюционной России профессиональных театров для детей не было. После Октябрьской революции создание их стало предметом заботы государства. Советский Детский театр складывался при активной поддержке и прямом содействии первого народного комиссара просвещения А. В. Луначарского (он возглавлял директорию 1-го Государственного театра для детей, Москва, 1920). Большой вклад в дело становления и развития Детский театр внесли его первые деятели и руководители — А. А. Брянцев, Н. И. Сац, Ю. М. Бонди, Г. Л. Рошаль, А. И. Соломарский, С. Я. Городисская, А. А. Такаишвили, Г. И. Шагаев и др. Первые Детский театр появились в годы Гражданской войны в Петрограде, Москве, Саратове, Екатеринодаре, но просуществовали недолго. В 1920-е гг. создаются театры во многих городах страны: Театр для детей в Харькове (1920, ныне ТЮЗ им. М. Горького во Львове), Московский театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Ленинградский театр юных зрителей (1922), Киевский театр для детей (1924, ныне ТЮЗ им. Ленинского комсомола), Московский театр юного зрителя (1924), Русский и Грузинский ТЮЗы в Тбилиси (1927 и 1928), ТЮЗы в Горьком (1928, см. Горьковский театр юного зрителя), Баку (1928), Ереване (1929), Новосибирске (1930, см. Новосибирский театр юного зрителя) и др. К 1930 было уже 20 Детский театр, играющих как на русском, так и на др. языках народов СССР. Сеть их с каждым годом расширялась; одновременно росло и количество кукольных театров. Зарождение советского театра кукол как профессионального театра для детей также относится к 1918—19, когда возникли первые театры этого типа (Театр петрушек и китайских теней Н. Я. и И. С. Ефимовых в Москве, Театр марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде). В 1971 в стране работало около 100 театров кукол, обслуживающих детей младшего школьного возраста (см. Театр кукол).

  Репертуар Детский театр первоначально составляли главным образом инсценировки сказок и повестей, входящих обычно в круг детского чтения («Маугли» по Киплингу, «Соловей» по Андерсену, «Гайавата» по Лонгфелло, «Том Сойер» и «Принц и нищий» по Твену, «Конёк-Горбунок» по Ершову и др.). Свою специфику Детский театр искали не только в репертуаре, но и в сценическом решении спектаклей, стремясь к особой красочности и синтетичности представления или используя принципы детской игры («Дон Кихот» по Сервантесу в Ленинградском ТЮЗе, «Негритёнок и обезьяна» Н. И. Сац и С. Г. Розанова в Московском театре для детей).

  В середине 1920-х гг. появляются первые пьесы для детей на современные темы: «Тимошкин рудник» Л. Ф. Макарьева, «Чёрный Яр» А. Н. Афиногенова, «Аул Гидже» Н. Я. Шестакова, «Винтовка 492116» А. А. Крона. Их героем становится советский подросток. Сценическое воплощение подобных ролей выдвинуло на первый план плеяду молодых актрис-травести. Среди них В. А. Сперантова, А. А. Охитина, К. П. Коренева, Н. Н. Казаринова, Г. В. Бурцева, С. А. Фомина, Г. Н. Купрашвили и др. С начала 1930-х гг. советская драматургия заняла основное место в репертуаре Детский театр, способствуя воспитательной работе школы и пионерской организации. В дальнейшем развитии в ней постепенно преодолевалось слишком узкое понимание специфики Детский театр, выражавшееся в иллюстративности и дидактичности ряда детских пьес. Значительно расширился круг авторов. Наряду с детскими писателями — А. Я. Бруштейн, В. А. Любимовой, Е. Л. Шварцем, Л. А. Кассилем, С. В. Михалковым — в создании драматургии Детский театр приняли участие К. А. Тренёв («Гимназисты»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), И. В. Шток («Дом № 5»), А. Н. Толстой («Золотой ключик»), М. А. СветловСказка» и «20 лет спустя»). Центром внимания Детский театр становится проблема морального и общественного облика подростка («Серёжа Стрельцов» Любимовой, «Брат героя» Кассиля, «Клад» Шварца), его способность к подвигу («Единая боевая» Бруштейн, «Хлопчик» М. Н. Даниэля). К середине 1930-х гг. окончательно складываются основные идейно-художественные и педагогические принципы советского Детский театр как театра высокого профессионального уровня, обслуживающего детей разного возраста, строящего свой репертуар в соответствии с интересами и психологическими особенностями той или иной возрастной группы: для младших школьников разрабатывается преимущественно жанр театральной сказки, в которой фантастика и фольклор сочетаются подчас с элементами современной действительности («Снежная королева» Шварца, «Сказки» и «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, «В гостях у Кащея» В. А. Каверина и др.); приключенческие, историко-революционные пьесы, комедии составляют основу репертуара для подростков; спектакли с более углублённой проблематикой (в том числе произведения отечественной и иностранной классической драматургии, выбор которых часто определяется школьной учебной программой) адресованы старшеклассникам. В каждом Детский театр имеется педагогическая часть, осуществляющая связь со школой.

Детский театр. «Черный яр» А. Н. Афиногенова. Педагогический театр для детей. Москва. 1928. Детский театр.

Детский театр. «Черный яр» А. Н. Афиногенова. Педагогический театр для детей. Москва. 1928.

Детский театр. «Два клена» Е. Л. Шварца. Ленинградский театр юных зрителей. 1954. Детский театр.

Детский театр. «Два клена» Е. Л. Шварца. Ленинградский театр юных зрителей. 1954.

Детский театр. «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. Московский театр юного зрителя. 1947. Детский театр.

Детский театр. «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. Московский театр юного зрителя. 1947.

Детский театр. «Тимошкин рудник» Л. Ф. Маркарьева. Ленинградский театр юных зрителей. 1925. Детский театр.

Детский театр. «Тимошкин рудник» Л. Ф. Маркарьева. Ленинградский театр юных зрителей. 1925.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 Детский театр (часть которых была эвакуирована в тыл) вели большую работу по обслуживанию не только детского, но и взрослого зрителя. Особое значение в это время приобрела тема патриотического служения Родине (спектакли «Сказка о правде» М. И. Алигер, «Сын полка» В. П. Катаева, «Город мастеров» Т. Г. Габбе и др.). Со 2-й половины 40-х гг. в спектаклях Детский театр всё большее внимание начинает уделятьсявнутреннему миру, формированию характера подростка и юноши, становлению их этического и гражданского самосознания («Красный галстук» С. В. Михалкова, «Аттестат зрелости» Л. Б. Гераскиной, «Два капитана» по В. А. Каверину). С утверждением высоких нравственных идеалов советской молодёжи связана драматургия В. С. Розова («Её друзья», «В добрый час!», «В поисках радости»). О жизни современной советской школы рассказывали пьесы А. Г. Хмелика («Друг мой, Колька!»), Н. Г. Долининой («Они и мы»). В пьесах «Именем Революции» М. Ф. Шатрова (1957, МТЮЗ), «Семья» И. Ф. Попова (1960, Центральный детский театр), «Удивительный год» М. П. Прилежаевой (1965, там же) на сцене Детский театр был воссоздан образ В. И. Ленина.

Детский театр. «В добрый час!» В. С. Розова. Центральный детский театр. 1954. Детский театр.

Детский театр. «В добрый час!» В. С. Розова. Центральный детский театр. 1954.

Детский театр. «Город мастеров» Т. Г. Габбе. Белорусский театр юного зрителя. 1956. Детский театр.

Детский театр. «Город мастеров» Т. Г. Габбе. Белорусский театр юного зрителя. 1956.

  Большое значение для развития Детский театр имела деятельность режиссёров и актёров Л. Ф. Макарьева, И. С. Деевой, Н. Я. Маршака, А. З. Окунчикова, В. С. Колесаева, П. В. Цетнеровича, М. О. Кнебель, Т. А. Шамирханяна, В. Л. Витальева, Ю. П. Киселёва, Р. Н. Капланяна и др.

  В 1960-е гг. выдвинулись режиссёры 3. Я. Корогодский, П. О. Хомский, А. Я. Шапиро, И. Унгуряну и др. Среди актёров Детский театр — Л. Н. Князева, М. Г. Куприянова, И. Д. Воронов, В. Ф. Сингаевская, Р. Ф. Лебедев, Е. И. Шевченко и др. В Детский театр начинали творческую деятельность О. Н. Ефремов, Р. А. Быков, А. В. Эфрос. Для Детский театр работали художники Н. А. Шифрин, В. Ф. Рындин, Б. Г. Кноблок, В. Л. Талалай, композиторы Д. Б. Кабалевский, Н. М. Стрельников, И. Н. Ковнер и др.

  В СССР в 1971 действовали 46 драматических и один музыкальный (1965, руководитель Н. И. Сац) Детский театр

  Наряду с Детский театр спектакли для детей ставятся также и в театрах для взрослых.

  В социалистических странах Детский театр широко пользуются опытом и репертуаром советского театра для детей, имеют государственную поддержку, располагают стационарными помещениями. Детский театр созданы в Болгарии, Венгрии, ГДРТеатр дружбы» в Берлине, руководитель И. Роденберг, «Театр молодого поколения» в Дрездене), Румынии, Чехословакии (Театр им. Й. Волькера в Праге, руководитель В. Адамек). В капиталистических странах Детский театр является делом частной инициативы или местной общественности. Большей частью это передвижные коллективы полупрофессионального характера. В США спектакли для детей часто осуществляются силами студентов гуманитарных факультетов университетов и колледжей (в виде их летней практики). В числе видных деятелей Детский театр за рубежом: Л. Шансерель (Франция), П. Слейд (Великобритания), Г. Снюк (Нидерланды) и др.

  В 1965 создана Международная ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом которой с 1968 является К. Я. Шах-Азизов (руководитель Центрального детского театра, Москва), генеральным секретарём — Р. М. Бодуэс (Франция).

 

  Лит.: Сац Н., Розанов С., Театр для детей, М., 1925; Аронов С., Театр юного зрителя в СССР, М. — Л., 1940; Театр для детей, Сб., М., 1955; Сац Н., Дети приходят в театр, [М., 1961]; Любинский И., Театр и дети, М., 1962; Рубина Ю., Театр и подросток, М., 1970; Шпет Л., Советский театр для детей. Страницы истории, М., 1971.

  Л. Г. Шпет.

 

Так же Вы можете узнать о...


Горизонтально-ковочная машина Горизонтально–ковочная машина (ГКМ), предназначена для горячего безоблойного штампования заготовок из прутка в разъёмных матрицах.
Кичу, река в юго-западном Китае; см. Джичу.
Мосты, см. Мост.
Растения-паразиты, растения, полностью или частично живущие за счёт питательных веществ живых организмов (см.
Тула, город, центр Тульской области РСФСР. Расположен на р.
Адад в религии ряда народов Древнего Востока — бог грозы, ветра и дождя (в Шумере — Ишкур, в Вавилонии и Ассирии — А.
Габашвили Екатерина Ревазовна [16 (28).6.1851, Гори, — 7.
Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко в Алма-Ате, основана в 1935.
Мацзяяо, неолитическая культура, распространённая в верховьях Хуанхэ (Китай).
Попустительство, по советскому уголовному праву умышленное невоспрепятствование совершению какого-либо преступления при наличии возможности принять меры, необходимые для его пресечения или предотвращения.
Талица, город, центр Талицкого района Свердловской области РСФСР.
Эксгаустер (англ. exhauster, от exhaust — высасывать, вытягивать), устаревшее название вентилятора (как правило, центробежного), работающего на всасывание и предназначенного для удаления пыли, дымовых газов и других вредных примесей, содержащихся в воздухе производств.
Вейерштрасс Карл Теодор Вильгельм Вейерштрасс (Weierstraß) Карл Теодор Вильгельм (31.
Зеленодольск (город в Татарской АССР) Зеленодольск, город в Татарской АССР. Расположен на З.
Линчберг (Lynchburg), город на юго-востоке США, в штате Виргиния, на р.
«Пашенные солдаты и драгуны», категория служилых людей, созданная русским правительством в 40-х гг.
Сонная одурь, сонный дурман, сонное зелье, народное название белладонны, метко характеризующее это ядовитое растение.
Чеботарёв Николай Григорьевич [3(15).6.1894, Каменец-Подольский, ныне Хмельницкой области, — 2.