Турция XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТУА
ТУБ
ТУВ
ТУГ
ТУД
ТУЖ
ТУЗ
ТУИ
ТУЙ
ТУК
ТУЛ
ТУМ
ТУН
ТУО
ТУП
ТУР
ТУС
ТУТ
ТУУ
ТУФ
ТУХ
ТУЦ
ТУЧ
ТУШ
ТУЭ
ТУЮ
ТУЯ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории Турция сохранились многочисленные памятники первобытного искусства и искусств древневосточных деспотий (в том числе государства хеттов). Малая Азия была важной областью художественной культуры Греции Древней, государств эпохи эллинизма, Византии.

Основой для средневекового искусства Турция стал художественный опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В конце 12—13 вв. из камня строились города (Коньяи др.), окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга. Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях. Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики. Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность. В этот период существовали также резьба по дереву (строгие геометрические орнаменты) и книжная миниатюра, искусство ковроделия, ткачества, художественной обработки металла.

  Если зодчество Турция в 14—1-й половине 15 вв. было связано преимущественно со строительными навыками сельджукского времени, то архитектуре конца 15—16 вв. свойственно в первую очередь творческое переосмысление византийских традиций. Интенсивно росли города, где преобладала ансамблевая застройка. Разрабатывая тип купольного культового здания, турецкие мастера конца 15—16 вв. (прежде всего Синан) создавали грандиозные целостные, строго центрические пространственные композиции: вместе с тем архитектурная форма живописно обогащалась множеством сводов, ниш и окон, а внутренние помещения насыщались орнаментальными росписями и инкрустированными мраморными панелями. Особая декоративная пышность была характерна для дворцовых построек: стены зданий павильонного типа, возводившихся среди садов, украшались ковровыми керамическими композициями, где преобладали цветочные мотивы. В 12—19 вв. в турецких городах сооружались также медресе, мавзолеи, бани (обычно купольные), изысканно оформленные фонтаны. В городской жилой архитектуре преимущественное распространение получили фахверковые дома с выступающими верхними этажами.

Турция. Жилой дом в Стамбуле. 16 в. Турция.

Турция. Жилой дом в Стамбуле. 16 в.

  В турецкую миниатюру конца 15—16 вв. интенсивно проникает европейское влияние [в этот период зарождается и турецкая станковая живопись (Синан-бей)]. Расцвет турецкой миниатюры приходится на 16 в., когда она отличается ясной повествовательностью образов, угловатостью контуров и грубоватой звучностью колорита, построенного на контрастных сопоставлениях чистых цветов (Осман, Нигяри и др). Среди важнейших областей турецкого декоративно-прикладного искусства 15—19 вв.— керамика [выделяется изникская бытовая и облицовочная керамика с преобладающей кораллово-красной окраской и стилизованными (со 2-й половины 16 в.— более реалистически трактованными) изображениями букетов], изготовление шёлковых и парчовых тканей (чаще всего с глубоким красным фоном, оттеняющим золотые и серебряные узоры), ковроделие (для которого характерны медальонные и звездчатые композиции), изготовление металлической утвари и оружия.

  В период упадка Османской империи архитектура нередко обретает чрезмерную тяжеловесность форм. В 18—19 вв. в турецкое зодчество широко проникают мотивы европейского эклектизма. С конца 1920-х гг. в Турция развернулись градостроительные работы, были утверждены генеральные планы некоторых городов (Анкары и др.), предусматривающие сохранение исторических центров и развитие районов новой жилой застройки; однако застройка большинства турецких городов и в середины 20 в. отличалась хаотичностью. В 1-й половине 20 в. городское строительство велось главным образом иностранными зодчими, но постепенно выдвинулись основоположники национальной школы современной турецкой архитектуры (Э. Онат, С. Х. Эльдем и др.), соединяющие формы европейского неоклассицизма или функционализма с традиционными элементами (широкое использование в отделке зданий цвета и орнаментальных вставок, планировка квартир, учитывающая своеобразие турецкого уклада жизни).

Турция. Э. Онат и А. Арад. Мавзолей Ататюрка. Окончен в 1953. Анкара. Турция.

Турция. Э. Онат и А. Арад. Мавзолей Ататюрка. Окончен в 1953. Анкара.

  В изобразительном искусстве Турция 19 в. (когда художники впервые стали выезжать для учёбы в европейские страны, преимущественно Германию и Францию) мастерам, имитирующим иностранное салонное искусство, противостояли живописцы, стремившиеся сочетать новоевропейские реалистические и турецкие средневековые художественные принципы (О. Хамди-бей и др.). Х. А. Лифиж, воспроизводивший патриархальный быт старых турецких городов, возглавил в начале 20 в. течение турецкого импрессионизма. События национально-освободительной революции 1918—23, демократические преобразования первых лет республики нашли отражение в плакате, объединяющем черты лубка, книжной миниатюры и станковой картины, а также в жанровой живописи Н. Исмаила, И. Чаллы и др. В 1929 возник «Союз независимых художников и скульпторов», а в 1933 — «Группа Д», члены которых в поисках национальной самобытности обратились к хеттскому искусству (живописец и скульптор Дж. Толлу), к средневековой миниатюре и народному творчеству (Дж. Дерели, Турция Заим). Многие участники «Группы Д» использовали приёмы кубизма (Н. Берк) или постепенно переходили к абстрактному искусству (С. Беркель). В укреплении реалистического направления в турецком искусстве 60—70-х гг. (когда в Турция интенсивно развиваются «поп-арт» и др. крайне модернистские течения) ведущую роль играет монументальная скульптура (А. Х. Бара, Х. Гёзер, З. Мюридоглу), а также графика (И. Балабан, выступающий и как живописец, М. Аслыер, Н. Гюнал и др.), в том числе сатирическая. Продолжают развиваться многие старинные художественные промыслы (ковроделие и др.).

 

  Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961—65; Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969—73; Миллер Ю., Искусство Турции, М.—Л., 1965; его же, Художественная керамика Турции, [Л., 1972]; Yetkin S. К., Larchitecture turque en Turquie, P., [1962]; Berk N.,Gezer H., Türk resim ve heykel, Ist., 1973; Sözen M., Tapan M., 50 Türkr mimarisi, Ist., 1973.

Турция (Türkiye), Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti).

Государственный герб Турции. Турция.

Государственный герб Турции.

Флаг государственный. Турция. Турция.

Флаг государственный. Турция.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
1. Естественные и технические науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Драматический театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Холлоши Шимон Холлоши (Hollosy) Шимон (2.2.1857, Марамарошсигет, ныне Сигет, Румыния, — 8.
Чеченский язык, язык чеченцев. Распространён преимущественно в центральных и восточных районах Чечено-Ингушской АССР и в Хасавъюртовском районе Дагестанской АССР.
Шяуляйская операция 1944, операция советских войск 1-го Прибалтийского фронта (командующий генерал армии И.
Южакова Елизавета Николаевна (революционный псевдоним — Наташа) [1851, Херсонская губерния, — 4 (16).
Акантопанакс (Acanthopanax), род растений семейства аралиевых.
Апломб (франц. aplomb), чрезмерная, подчёркнутая самоуверенность (в поведении человека, в разговоре, в манере держаться и т.
Балвы, город, центр Балвского района Латвийской ССР.
Биологический метод защиты растений от вредителей и болезней, использование межвидовых и внутривидовых взаимоотношений в биоценозах и биологических особенностей их обитателей (компонентов) с целью контроля численности и вредоносности организмов, повреждающих с.
Буркацкая Галина Евгеньевна [р.4 (17).12.1916, с.
Вигонь, викунья (Vicugna vicugna), млекопитающее семейства верблюдовых.
Высокообъёмные нити, комплексные химические нити, в которых элементарные нити имеют устойчивую извитость.
Гидратация (от греч. hydor — вода), процессы связывания воды химическими веществами.
Грипп (франц. grippe), инфлуэнца, высокозаразительное острое вирусное заболевание дыхательных путей, характеризующееся коротким инкубационным периодом (1—2 дня) и быстрым циклическим течением (3—5 дней).
Джанашиа Симон Николаевич [5(18).11.1900, с.
Дюрвиля море, окраинное море Южного океана у берега Антарктиды, между 136° и 148° восточной долготы.
Зернь, мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни.
Иркутский университет им. А. А. Жданова, первый вуз Восточной Сибири.
Кариатида (от греч. karyаtides, буквально — жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору).