Турция 1. Естественные и технические науки

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТУА
ТУБ
ТУВ
ТУГ
ТУД
ТУЖ
ТУЗ
ТУИ
ТУЙ
ТУК
ТУЛ
ТУМ
ТУН
ТУО
ТУП
ТУР
ТУС
ТУТ
ТУУ
ТУФ
ТУХ
ТУЦ
ТУЧ
ТУШ
ТУЭ
ТУЮ
ТУЯ

1. Естественные и технические науки

  Османская империя в определённой мере унаследовала научные и технические достижения Византии и Западной Европы, в частности в области артиллерии и военно-строительного (крепости Анадолухисары и Румели-хисары) дела. К 1-й половине 15 в. относится деятельность математика и астронома Кази-заде Руми (в Бурсе), логика и врача Хаджи-паши Айдына (в Конье), географа Али Абдуррахмана (в Эдирне) И Али Кушчу (ученика Улугбека), бежавшего в Малую Азию после разгрома обсерватории в Самарканде и впоследствии основавшего в Стамбуле первую в Турция математическую научную школу и положившего начало астрономическим и геодезическим измерениям в Турция

  Во 2-й половине 15—17 вв. создаётся обширная как переводная (с греческого, арабского, персидского языков), так и оригинальная естественнонаучная литература, особенно по медицине и географии, на турецком языке. Автором ряда трудов по математике, астрономии, классификации наук и философии был в конце 15 в. Лютфи Такади (казнён в 1494 как еретик). Для 2-й половины 15—16 вв. характерен интерес к навигации и географии. В начале 16 в. из завоёванных Сирии и Египта было вывезено много арабских рукописей, содержавших географическое описания и лоции. Турецкий адмирал Пири Рейс, критически переработав многие не дошедшие до нас португальские и венецианские источники, в 1513 составил карту мира, а в 1523 — морской атлас «Бахрие», остававшийся справочником в продолжение всей эпохи парусного флота. Сиди Али Рейс оставил труды «Мухит» («Океан» — навигационное описание Индийского океана), «Мират аль-Малик» («Зеркало стран» — странствия по Ю. Азии и Ближнему Востоку). Ценные историко-географические сведения содержатся в описании путешествия в Китай Али Экбера Хатая, в книге «Маназир аль-авалим» («Зрелище миров») Мехмета Ашика и др. В 17 в. наиболее известны энциклопедическая сводка Кятиба Челеби (Хаджи Халифе), впервые сопоставившего (в книге «Джиханнума» — «Зеркало миров») данные европейской и арабской космографии, и 10-томная «Книга путешествий» Эвлии Челеби (описания Турции, Ю. России, Балкан, Центральной Европы, Египта).

  В 18 в. возросло влияние европейской научной литературы, чему способствовало основание в 1727 первой турецкой типографии. Географические сведения содержатся в многочисленных «Сефаретнаме» — описаниях посольств в европейских и др. странах. Появляются научные работы в области математики (Геленбеви Исмаил-эфенди), картографии, изучения флоры и фауны Турция Мировую известность в 18 в. получило турецкое цветоводство (культура тюльпанов, роз). В 1737 открыто первое в Турция учебное заведение с преподаванием точных наук (Инженерная артиллерия школа в Ускюдаре). В Стамбуле в 1761 основана инженерная школа для навигаторов, артиллеристов и фортификаторов, в 1773 — Морское инженерное училище (ныне Стамбульский технический университет), в 1795 — Сухопутное инженерное училище («Мюхендисхане»), на базе которых начали создаваться национальные инженерные кадры. В период реформ Махмуда II основано Военно-медицинское училище (1826). В 20— 30-е гг. 19 в. выделялись математики Хюсейн-эфенди и Исхак-эфенди, анатом и медик Шанизаде Атауллах, медик Мустафа Бехмет-эфенди и др. Появился интерес к исследованию минеральных ресурсов Турция: в 1828 открыты угольные месторождения в Северной Анатолии — Зонгулдакский бассейн; в середины 19 в. началась разработка месторождений медных и железных руд, магнезита и др. полезных ископаемых. Некоторым стимулом для становления науки в Турция послужили реформы танзимата. Были основаны с.-х. училище и Школа ветеринаров (1847), Лесная школа (1858), Гражданское медицинское училище (1866). Первые научные общества — Турецкое медицинское (1856), Османское научное (1861) — были основаны главным образом для популяризации европейской науки, однако в них велись и оригинальные исследования (особенно в области математики — Видинли Тевфик-паша, Салих Зекль). В 1884 открыта школа гражданских инженеров, в 1895 — гражданская ветеринарная школа. В конце 19 в. проводились прикладные исследования по ветеринарии, лесному делу, сельскому хозяйству.

  После Младотурецкой революции 1908 велось (с участием как турецких, так и французских и немецких специалистов) изучение природных ресурсов Турция В 1909—13 были разведаны месторождения хромитов и бокситов в Тавре, борное (пандермитовое) месторождение близ Бандырмы, ртутно-сурьмяные руды в Центральной Анатолии.

  Научные исследования велись в научно-преподавательских центрах, созданных на территории Турция при участии иностранных держав — Германии, Франции, а с начала 20 в. и США. В 1912 при американском Роберт-колледже (основан в Стамбуле в 1863) создан инженерный факультет, ставший центром промышленно-технологических исследований и разработок. Во время войны за независимость и последовавших реформ Ататюрка научная деятельность в Турция оживилась. Были основаны новые научные общества: в Стамбуле — химическое (1919), электро-радиографическое (1924), микробиологическое (1931) и хирургическое; в Анкаре — ветеринарное (1930) и др. Формировались национальные научные кадры в области математики (Хусни Хамид-бей и его школа), медицины (Ассаф Дервиш-паша, Ахмед Бурханеддин, Мустафа Шевкет-бей, Нешет Эвгер-бей, Тевфик Ремзи), радиологии (Субхи Нешад-бей и его школа). Появились новые научные центры. В 1933 в Стамбульском университете созданы физико-математический, медицинский и др. факультеты, а также научно-исследовательский географический институт. В Анкаре были основаны Педагогический институт им. Ататюрка (1926) и институт по изысканию и исследованию полезных ископаемых (1935).

Турция. Мехмет-ага. Мечеть Ахмедие в Стамбуле. 1609—17. Интерьер. Турция.

Турция. Мехмет-ага. Мечеть Ахмедие в Стамбуле. 1609—17. Интерьер.

  После 2-й мировой войны в Турция возникли научные общества: геологическое (1946), биологическое (1949); научно-исследовательские институты: стандартов (1960), научных и технологических исследований Мраморного моря (1972); университеты: Анкарский (1946), Средневосточный технический в Анкаре (1956, на средства специального фонда ООН), Эгейский в Измире (1955), им. Ататюрка с научно-исследовательским институтом сельского хозяйства в Эрзуруме (1957), Черноморский технический в Трабзоне (1963), Босфорский в Стамбуле (1971).

  Б. А. Старостин.

  2. Общественные науки

Философия. Философская мысль в Турция в период феодализма (14—18 вв.) развивалась под влиянием основных течений мусульманской средневековой философии (см. Ислам), особенно трудов Ибн аль-Араби, Газали и Ибн Рушда. Среди турецких мыслителей того времени наибольшую известность приобрёл шейх Бедреддин Симави, отстаивавший пантеизм, извечность мира, идею социального равенства. Начавшееся в 16 в. наступление реакционного духовенства привело к засилью религиозного фанатизма и застою в культуре.

  Со 2-й половины 19 в. в Турция возникают философские течения, испытавшие влияние западной буржуазной философии. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в Турция стали распространяться идеи марксизма, в пропаганде которых видную роль сыграли М. Субхи и Ш. Хюсню.

  Работы Зии Гёкальпа, сторонника учения Э. Дюркгейма, положили начало развитию социологии в Турция В современных условиях наряду с эмпирическими социологическими исследованиями различных аспектов жизни общества (Н. Абадан, М. Кирай) турецкие социологи обращаются к общим проблемам экономического и социально-политического развития страны. Многие социологи (Х. З. Ульген, М. Н. Чанкы и др.) стоят на идеалистических позициях. Ряд учёных (Д. Авджиоглу, М. Сойсал и др.) пропагандируют социалистические идеи. Острая борьба развернулась вокруг вопроса о роли религии. Реакционное «традиционалистское» течение (А. Ф. Башгиль, А. Ялман, А. Х. Башар), видя в исламе силу, способную противостоять росту влияния социалистических идей в Турция, выступило против принципа лаицизма (светского государства). Другие буржуазные учёные (Н. Беркес, Турция З. Туная, Ш. Мардин) последовательно защищают идею лаицизма и разоблачают реакционную деятельность духовенства.

  Получили распространение различные варианты «турецкого социализма», в основе которых лежат идеи мелкобуржуазного «исламского социализма», буржуазно-националистические (Дж. С. Барлас), социал-реформистские (Х. Озген, М. Айбар), левацкие (М. Белли, Д. Перинчек) концепции. Вместе с тем работы Б. Боран, С. Арена и др. свидетельствуют о растущем влиянии идей научного социализма. Социологические исследования ведутся на факультетах Стамбульского и Анкарского университетов. Издаётся социологический журнал «Sosyoloji dergisi» (с 1945).

  М. С. Мейер.

Историческая наука. К числу самых ранних исторических сочинений на турецком языке относятся анонимные летописные труды по османской истории (начало 15 в.). Основной формой исторических сочинений в средние века были династийные хроники придворных биографов («шахнамеджи»). Среди хронистов 15 в. наиболее известны Урудж бен Адиль, Ашикпашазаде, Нешри. Крупнейшими представителями турецкой феодальной историографии, расцвет которой приходится на 16—18 вв., были Ибн Кемаль, Садеддин, Печеви, Мюнеджимбаши, Найма. Традиции феодальной историографии сохранились и в 19 в. (Джевдет-паша, Вефик-паша и др.).

  Зарождение буржуазной исторической науки в Турция относится к периоду танзимата. В работах турецких историков 2-й половины 19 в. проявляется стремление преодолеть описательность средневековых хроник, усвоить идеи и методы европейской исторической науки. После Младотурецкой революции 1908 было создано общество османской истории, поставившее своей целью изучение и публикацию архивных документов. В Стамбульском университете началась подготовка исторических кадров. Однако общий уровень турецкой исторической науки в этот период оставался низким, исследования носили подражательный характер, повторяя в основном работы европейских авторов.

  Новый этап в развитии турецкой историографии начался после победы Кемалистской революции. Созданное в 1931 общество по исследованию турецкой истории (преобразовано позже в Турецкое историческое общество) под непосредственным влиянием Ататюрка провозгласило главной задачей исследователей более глубокую разработку истории Турция с целью разоблачения тенденциозных взглядов европейских буржуазных историков, рассматривавших турок как второстепенную нацию и преуменьшавших значение вклада турецкого народа во всемирную историю. Новые взгляды (так называемые национальные концепции) нашли своё отражение в 4-томной «Истории», давшей официозное толкование турецкой истории с древнейших времён до республиканского периода включительно. Однако в борьбе за пересмотр истории страны турецкие историки нередко вставали на позиции крайнего национализма, во многих работах получили распространение идеи пантюркизма. Была начата разработка проблем социальной, экономической, культурной и религиозной жизни турецкого общества; наряду с работами по османской истории всё больше внимания стало уделяться истории Сельджукидов Малой Азии 13—14 вв., этногенезу турок, древнейшей истории тюркских народов, истории материальной культуры. Большой вклад в развитие турецкой историографии в 30—40-е гг. внесли М. Ф. Кёпрюлю, А. Р. Алтынай, И. Х. Узунчаршылы, А. Инан. Благодаря их работам значительно расширилась источниковедческая база исследования за счёт архивных материалов, документов вакуфов, литературных произведений и фольклора, исторических источников соседних народов.

  После 2-й мировой войны и особенно в 50—60-е гг. в трудах турецких историков значительное место заняли проблемы новейшей истории, в особенности национально-освободительной войны турецкого народа под руководством Ататюрка и кемалистских реформ (исследования Ю. Х. Баюра, Ф. Г. Уната и др.). Началось интенсивное изучение истории Турция 19 — начала 20 вв., в частности причин превращения Турция в полуколонию империалистических держав (труды Э. З. Карала, Турция З. Туная, Н. Беркеса, Ш. Мардина и др.). Проблемы социально-экономического и политического развития османского общества в средние века разрабатывались в трудах О. Л. Баркана, М. Акдага, Х. Иналджика, Турция М. Гёкбильгина, А. Н. Курата, С. Танселя, А. Гёкпынарлы. В ряде работ турецких историков наметился сдвиг к более глубокому научному анализу. В работах некоторых историков, левых политических деятелей и журналистов (Б. Боран, М. Тунчай) исследуются проблемы развития общественной мысли, зарождения и развития рабочих и социалистических организаций. В буржуазной историографии значительное место занимают исследования по истории тюркских народов (О. Туран, М. А. Кеймен, И. Кафесоглу), этнографии (Х. Барлас, К. Гюнчер), археологии (Ш. А. Кансу, А. М. Манзель), истории искусства Турция (О. Асланпа) и ряду прикладных исторических дисциплин. Однако научное значение большинства этих работ, содержащих большой фактический материал, обесценивается националистическими и даже шовинистическими взглядами их авторов.

  Основные исторические исследования координируются Турецким историческим обществом и ведутся в университетах, при которых существуют исследовательские институты, в том числе в Стамбульском — институте экономической и социальной истории, Востоковедческий и Тюркологический институты, институт исламоведческих исследований; при Анкарском — институте истории, институт истории турецкой революции. В Анталье действует Центр археологических исследований.

  Материалы исторических исследований публикуются в журналах Турецкого исторического общества: «Belleten» (с 1937), «Belgeler» (1964); Стамбульского университета: «Tarih dergisi» (с 1949), «Türkiyat mecmuasi» (с 1925), «Vakiflar dergisi» (с 1947), «lktisat fakültesi mecmuasi» (с 1939); Анкарского университета: «Tarih arastirmalan dergisi» (с 1963), «Dil ve tarih-corafya fakultesi dergisi» (c 1942).

  М. С. Мейер.

Экономическая наука. Разработка национально экономических концепций в Турция практически началась после победы национально-освободительного движения под руководством М. К. Ататюрка (1922). До этого турецкие экономисты придерживались различных теорий западноевропейской буржуазной политической экономии.

  Формирование экономической науки в Турция происходило в тесной связи с практическими потребностями развития её народного хозяйства. В первые годы существования Турецкой республики, когда правительство проводило курс поощрения частного капитала, приоритет имели концепции «экономического либерализма» и привлечения «нейтрального», «неэксплуатирующего» иностранного капитала (бельгийского, шведского, польского, голландского и др.). С переходом в 30-х гг. к политике государственного капитализма основное внимание турецкие экономисты стали уделять анализу роли и места государства в системе общественного производства, теоретическим проблемам взаимоотношений государственного и частного секторов экономики, перспективам их развития. При этом высказывались различные точки зрения. Буржуазные апологеты (Турция Альп, А. Х. Башар, Дж. Кутай) с целью затушевать классовую природу государственного капитализма трактовали его в качестве метода удовлетворения «всеобщих интересов нации» и обеспечения «классовой гармонии». Мелкобуржуазные радикалы (Ш. С. Айдемир, Я. К. Караосманоглу, В. Н. Тёр, И. Х. Тёкин) рассматривали его как особый (не капиталистический и не социалистический) способ общественного производства, с элементами, присущими якобы только Турция Экономисты лево-демократических убеждений рассматривали государственный капитализм не как альтернативу капитализма, а, наоборот, как средство, призванное форсировать становление капиталистического способа производства.

  После 2-й мировой войны в экономической политике Турция преобладала установка на свёртывание государственного предпринимательства и возврат к политике «экономической либерализации». Для 40—50-х гг. стала вновь характерна приверженность турецкой экономической науки (начиная с политэкономических терминов и кончая трактовкой социально-экономических процессов) к теоретическим и методологическим основам различных школ буржуазно-политической экономии стран Запада.

  Благоприятные условия для разработки турецкими экономистами теорий, отличных от официальной концепции, сложились лишь после государственного переворота 27 мая 1960. Кроме внутренних условий, этому способствовали и внешние факторы: победа социализма в ряде стран Европы и Азии, крушение колониальной системы империализма, распространение в развивающихся странах концепции некапиталистического пути развития.

  Наряду с официальной экономической доктриной, придерживающейся традиционно-консервативных установок «умеренного прогресса в рамках законности и порядка» (Ш. Билькур, О. Дж. Сардж, М. Эте), в Турция были разработаны концепции и теории, не поддерживаемые правящими кругами: концепция «направляемого капитализма», представляющая собой конгломерат идей, заимствованных из буржуазно-экономических учений 19 в., кейнсианства и кемализма, и предусматривающая преодоление общественно-политического кризиса в стране на базе принятия последовательно капиталистических решений под прикрытием фразеологии о «социальной справедливости», «народном государстве», «развитии в условиях демократии» и т.д. (Б. Эджевит, И. Гиритли, С. Кючюк и др. сторонники курса «левее центра», провозглашенного Народно-республиканской партией); теория так называемого нового этатизма или «национального» («демократического») социализма, эклектически сочетающая в себе идеи кемализма, социал-реформизма (лейбористского толка) и некапиталистического пути развития (Д. Авджиоглу, М. Аксой, М. Сойсал); теория некапиталистического пути развития, отстаиваемая Рабочей партией и содержащая наряду с научными положениями ряд догматических постулатов (Б. Боран, Ф. Наджи, С. Аксой, Х. Айтекин).

  В 60—70-х гг. возросло число учёных-экономистов, которые в своих исследованиях всё более опираются на марксистско-ленинскую экономическую теорию, используя её категории и методологию.

  Между сторонниками различных экономических концепций борьба ведётся по теоретическим проблемам развития национального капитализма и системы «смешанной экономики», аграрному вопросу, проблемам индустриализации, границ и возможностей планирования народного хозяйства. Необходимость составления экономических планов развития страны поставила перед турецкими экономистами задачу анализа национального дохода.

  Центры экономической науки — ряд гуманитарных факультетов университетов, при которых функционируют научно-исследовательские институты, направляющие исследовательскую работу по экономическим специальностям. Экономические исследования ведутся в университетах Анкары, Стамбула и Измира. Аналитические прикладные исследования осуществляют Государственная плановая организация, исследовательские центры др. государственных организаций, ведающих вопросами социально-экономического развития (отраслевых министерств, управлений государственных предприятий, крупных государственных банков), а также частные экономические центры: Турецкое экономическое общество, Союз торговых и промышленных палат и товарных бирж, исследовательские группы ряда крупных частных банков («Ишбанкасы», «Япы ве креди банкасы», «Акбанк») и отдельных компаний.

  Экономические журналы и газеты: «Ekonomi» (с 1944), «Istanbul ticaret odasi mecmuasi» (c 1884), «Türkiye iktisat gazetesi» (c 1952).

  П. П. Моисеев.

Языкознание. Системное описание и научное изучение турецкого языка началось в середины 19 в. в эпоху Танзимата: было издано много грамматик, учебников, трактатов, Шемсеттин Сами создал «Словарь турецкого языка» («Kamus-i Türki», 1899—1901). В 19 в. исследования османского литературного языка (см. Турецкий язык) находились под сильным влиянием традиций арабской лингвистической школы и не отражали многих типологических особенностей турецкого языка.

  Возникшая после национально-освободительной революции 1918—23 проблема создания новых форм литературного турецкого языка, близких к народному языку, изменила ориентацию и методы исследования. Мероприятия по языковому строительству, включая реформу алфавита 1928, получили наименование «языковой революции» (Dil Devrimi) и связаны с деятельностью Турецкого лингвистического общества (Türk Dil Kurumu, 1932).

  Значительны успехи турецкой лексикологии и лексикографии: нормативный толковый «Словарь турецкого языка» («Türkic Sözlük», 1945), «Словарь диалектной лексики» Омера Асыма Аксоя («Derleme Sözlüğü», т. 1—8, 1963—75), «Исторический словарь турецкого языка» Омера Асыма Аксоя и Д. Дильчина («Таrama Sözlüğü», т. 1—7, 1963—74), «Словарь неологизмов» А. Пюскюллюоглу («Öz Türkçe Sözcükier ve Terimler Sözlüğü», 1966), «Словарь турецкого арго» Ф. Девеллиоглу («Türk Argo Sözlüğü», 1970), «Орфографический словарь» («Yeni lmlâ Kilavuzu», 1970), энциклопедические, переводные и терминологические словари.

  Ведутся исследования в области турецкой диалектологии (работы А. Джафероглу, О. А. Аксоя, Х. З. Кошая, О. Айдына), грамматики (по морфологии и синтаксису — работы А. Д. Эмре, Турция Н. Генджана, В. Хатибоглу), фонетики (Турция Бангуоглу).

  Среди работ по истории, развитию, современному состоянию и изучению турецкого языка наиболее крупными являются исследования К. Эрена, Х. Куна, А. Дильачара, А. С. Левента. Широко публикуются памятники турецкой и тюркской литературы с переводами и комментариями, в том числе и уникальные рукописи, находящиеся в книгохранилищах Турции: «Словарь тюркских языков Махмуда Кашгарского», переведённый Б. Аталаем («Divanü Lûgat-it-Türk Tercümesi», т. 1—3, 1939—72), «Кутадгу билиг» («Kutadgu Bilig». т. 1—3, 1942—43), «Деде Коркут» («Dede Korkut Kitab», т. 1—2, 1958—63: издан Мухарремом Эргином с индексом и грамматическим очерком).

  Основные языковедческие центры: Анкарский университет; общество турецкого языка (Türk Dil Kurumu, Анкара); Стамбульский университет. Основными периодическими лингвистическими изданиями являются ежегодник «Türk Dili arastirmalan Yilliğ Belleten» (c 1953) и журналы («Türk Dili», c 1951, и др.).

  А. Н. Баскаков.

Турция (Türkiye), Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti).

Государственный герб Турции. Турция.

Государственный герб Турции.

Флаг государственный. Турция. Турция.

Флаг государственный. Турция.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
1. Естественные и технические науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Драматический театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Менипп (Menippos), древнегреческий писатель 3 в.
Монтаньяры (франц. montagnards, от montagne — гора), то же, что Гора (название демократических группировок во время Великой французской революции и Революции 1848 во Франции).
Научно-технический прогресс, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
Ньюком Саймон Ньюком, Ньюкомб (Newcomb) Саймон (Симон) (12.
Основной обмен * 1 ккал = 4,19 кдж.
Первая мировая война 1914-1918 Первая мировая война 1914—1918, империалистическая война между двумя коалициями капиталистических держав за передел уже поделенного мира, передел колоний, сфер влияния и приложения капитала, порабощение др.
Подкормка растений, внесение удобрений под с.
Приморский (пос. гор. типа в Приморском крае) Приморский, посёлок городского типа в Хасанском районе Приморского края РСФСР.
Рак-богомол (Squilla mantis), один из видов отряда ротоногих ракообразных; назван так за некоторое сходство с насекомыми богомолами.
Ростропович Мстислав Леопольдович (р. 27.3.1927, Баку), советский виолончелист, народный артист СССР (1966).
Светославский Сергей Иванович [24.9(6.10).1857, Киев, — 19.
Скадарское озеро, Шкодер (серб.-хорв. Skadarsko jezero, алб.
Сперма (от греч. spérma — семя), семя, эйякулят, жидкость (мутная, вязкая, опалесцирующая, светло-серого цвета), выделяемая при половом акте мужчинами, а также самцами животных.
Суратгарх, город в Индии, в штате Раджастхан.
Терское казачье войско, часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся в Терской области (ныне южная часть Ставропольского края, Кабардино-Балкарская АССР, Северно-Осетинская АССР, Чечено-Ингушская АССР и северная часть Дагестанской АССР) с центром во Владикавказе (ныне — Орджоникидзе).
Тулий (лат. Thulium), Tm, химический элемент семейства лантаноидов; атомный номер 69, атомная масса 168,9342.
Файюм (оазис в Египте) Файюм, оазис в Египте, на В. Ливийской пустыни.