Федеративная Республика Германии X. Просвещение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕФ
ФЕХ
ФЕЦ

X. Просвещение

По конституции государство сохраняет право только общего контроля над системой образования. В каждой земле имеется министерство культов, которое ведает всеми вопросами образования. Администрация земель несёт основную долю расходов на нужды народного образования (около 70%), остальная часть покрывается из общинных ассигнований и ассигнований федерального правительства. Координация и сотрудничество центральных и земельных органов народного образования осуществляются через Постоянную конференцию министров культов земель (создана в 1948) и через Герм. совет по образованию (1965). Оба органа носят лишь совещательный характер. С 70-х гг. заметна тенденция к централизации дела народного образования и усилению компетенции центральных органов власти в школьной политике. В 1973 федерально-земельной комиссией был принят Общий план развития народного образования в стране до 1985, но и он не устранил все различия в структуре школьного образования, в целях и содержании обучения, в подготовке педагогических кадров и т.п. в отдельных землях. Религия, согласно конституции, является обязательным школьным предметом.

  Сеть дошкольных учреждений развита слабо. Это в основном частные воспитательные учреждения (до 75%), созданные церквами, фирмами, благотворительными обществами или частными лицами. К 1975 в детских садах было свыше 1 млн. мест (1/3 детей в возрасте от 3 до 5 лет). Государственные дошкольные учреждения посещало 84 тыс. детей.

  Обучение в школе начинается с 6 лет и обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.

  Начальной ступенью обязательного обучения является 4-летняя (а в некоторых землях 6-летняя) т. н. основная школа (раньше она называлась народной). В 1975 её посещало 4,1 млн. учащихся. После её окончания учащихся распределяются по 3 разным типам школ, неодинаковых по объёму и уровню обучения. 1-й тип — главная обязательная школа с 5-летним сроком обучения, старшая ступень основной (народной) школы (в ней обучается около 70% учащихся, окончивших основную школу). После её окончания возможно получение только низшего профессионального образования. В 1975 было около 19 тыс. народных школ (основных и главных), в которых обучалось более 6,5 млн. учащихся. 2-й — реальная школа (5—10-е или 7—10-е классы), даёт неполное среднее образование с профессионально-практической направленностью. Окончание её даёт право поступления в среднее профессионально-техническое учебное заведение, а затем в технический вуз. (В реальной школе обучается около 12% учащихся.) В главных и реальной школах большой отсев учащихся, их не оканчивает более 14% учащихся каждого года обучения, 3-й — гимназия (5—13-е или 7—13-е классы), единственный тип общеобразовательной школы, дающий полное среднее образование (аттестат зрелости) и право поступления в университет. Наряду с традиционными гимназиями (классическими, естественно-математическими и современных языков) в последние годы появились новые типы (экономические, технические, социально-экономические, педагогические и др.). В гимназиях обучается 18% всех учащихся. Переход из основной школы в реальную и особенно гимназию осложнён целой системой пропускных формальностей, различных в каждой земле (тестовые испытания, испытательный срок от 6 месяцев до 2 лет, наблюдательный период). Эти условия «перехода» из одного типа школы в другой являются формами сохранения принципа классового характера буржуазного воспитания и обучения.

  Профессиональное образование дифференцировано и различно в разных землях. Существует обязательное профессиональное обучение с отрывом или без отрыва от производства для тех учащихся, которые не продолжают обучение после 14 лет в повышенных общеобразовательных школах. Кроме того, есть повышенные профшколы, технические и инженерные училища, школы среднего специального образования по различным профилям и с различными сроками обучения, специальные вузы. В 6 тыс. профшкол и училищ обучается свыше 2 млн. учащихся. Правительство уделяет повышенное внимание совершенствованию и развитию системы профессионального образования.

  Кроме государственных и общинных школ, имеются частные школы, в том числе и конфессиональные, получающие значительную финансовую поддержку от государства и др. ведомственных организаций (иногда до 90% всех расходов). К началу 70-х гг. количество частных реальных школ составляло 10,5% от общего числа школ, гимназий — 18,6%, профтехшкол — 26,6%, школ специального образования — 39,3%.

  В систему высшего образования входят университеты, гуманитарные вузы, медицинские, технические, художественные высшие школы, ещё не доведённые до статуса высшей школы инженерные академии, повышенные специально-технические учебные заведения и др. Подавляющее большинство вузов — государственные. Лишь небольшая часть — частные или принадлежащие церкви (философско-теологические вузы и высшие церковные школы). Обучение в вузах платное. Для поступления требуется аттестат зрелости. В 1974/75 учебном году в 252 вузах (в т. ч. в 22 университетах) обучалось 725 тыс. студентов. Дети рабочих составляют 5,7% от общего числа учащихся. В основе системы высшего образования страны лежит т. н. принцип академической свободы: каждый вуз имеет право определять свой устав, формы студенческого управления, обсуждать вопросы финансирования. Срок обучения в вузах колеблется от 3 до 7,5 лет в зависимости от специализации. Для подготовки и сдачи экзаменов на присвоение учёной степени срок увеличивается до 18 семестров. Система высшего образования в настоящее время отстаёт от уровня экономического развития, не обеспечивает экономику и науку страны кадрами высшей квалификации. Разработанный и утвержденный проект реформы высшего образования предусматривает расширение сети высших учебных заведений и контингента студентов, изменение структуры высшего образования, ликвидацию жёстких границ между факультетами, мобильность учебных курсов, повышение качества научной подготовки специалистов.

  Крупнейшие университеты: Мюнхенский университет (основан в 1472, 35 тыс. студентов в 1974/75 учебном году), университеты в Гамбурге (основан в 1919, около 26 тыс.), Мюнстере (основан в 1780, свыше 25 тыс.), Кельне (основан в 1388, свыше 23 тыс.), Бонне (основан в 1786, свыше 21 тыс.), Гейдельберге (основан в 1386, свыше 17 тыс.), Марбурге (основан в 1527, свыше 13 тыс.) и др. городах.

  Крупнейшие библиотеки (1976): Государственная библиотека в Мюнхене (свыше 3,8 млн. тт.), библиотека во Франкфурте (свыше 2 млн. тт.), библиотеки университетов — в Гёттингене (около 2,4 млн. тт.), Кельне (1,5 млн. тт.), Марбурге (свыше 1,2 млн. тт.), Мюнхене (свыше 1,7 млн. тт.), Фрейбурге (свыше 1,7 млн. тт.), Бохуме (886 тыс. тт.).

Федеративная Республика Германия. П. Ваго, Ф. Борнеман. Библиотека университета в Бонне. 1957—60. Федеративная Республика Германии.

Федеративная Республика Германия. П. Ваго, Ф. Борнеман. Библиотека университета в Бонне. 1957—60.

  Из 146 музеев ФРГ наиболее крупные — Старая и Новая пинакотеки (см. Баварские государственные собрания картин), Нем. музей (основан 1903) и Баварский национальный музей (основан 1855) в Мюнхене, Музей прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне (основан 1877), Музей изящных искусств в Бремене (основан 1823), Дом-музей Бетховена в Бонне (основан 1889), Музей братьев Гримм в Касселе (основан 1960), Международный газетный музей в Ахене (основан 1885).

Пьетро Перуджино. «Мадонна с младенцем». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Федеративная Республика Германии.

Пьетро Перуджино. «Мадонна с младенцем». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

  Т. Яркина.

Федеративная Республика Германии, ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).

Государственный герб. Федеративная Республика Германия. Федеративная Республика Германии.

Государственный герб. Федеративная Республика Германия.

I. Общиесведения

ФРГ — государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем и Балтийским морем. В состав ФРГ входят острова Вост.-Фризские и Сев.-Фризские, а также Гельголанд и Дюне в Сев. море, о. Фемарн в Балтийском море. Площадь 248, 1 тыс. км2. Население 59,5 млн. чел. (1976). Столица — г. Бонн. ФРГ — федерация 10 земель (см. табл. 1).

  Табл. 1. — Административное и политическое деление

Земли

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел. (1975)

Административно-политические центры

Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein)

15,7

2582

Киль (Kiel)

Гамбург (Hamburg)

0,8

1717

Гамбург (Hamburg)

Нижняя Саксония (Niedersachsen)

47,4

7239

Ганновер (Hannover)

Бремен (Bremen)

0,4

717

Бремен (Bremen)

Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein — Westfalen)

34,1

17130

Дюссельдорф (Düsseldorf)

Гессен (Hessen)

21,1

5550

Висбаден (Wiesbaden)

Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz)

19,8

3666

Майнц (Mainz)

Баден-Вюртемберг (Baden-Württemberg)

35,7

9153

Штутгарт (Stuttgart)

Бавария (Bayern)

70,5

10810

Мюнхен (München)

Саарская область (Saarland)

2,6

1096

Саарбрюккен (Saarbrücken)

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Клязьма, река в Московской и Владимирской области РСФСР, частично протекает по их границе с Ивановской и Горьковской областью, левый приток р.
Латышев Василий Васильевич [29.7(10.8).1855, с.
Местр Жозеф Мари де Местр (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя, — 26.
Нормальные волны, собственные волны, гармонические волны той или иной физической природы (электромагнитные, упругие и др.
Пихта (Abies), род вечнозелёных хвойных деревьев семейства сосновых.
Рейсмусовый станок ,деревообрабатывающий станок для плоского фрезерования (простругивания) досок, брусьев или щитов в размер по толщине.
Скумбриевые, макрелевые (Scombridae), семейство рыб отряда окунеобразных.
Термализация нейтронов, последняя стадия процесса замедления нейтронов в различных средах, когда существенную роль начинают играть химическая связь, тепловое движение атомов среды.
Фонд обороны в СССР, денежные средства и материальные ценности, добровольно собиравшиеся населением СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–45 для нужд фронта.
Шерф (Scharf) Адольф (20.4.1890, Никольсбург, совр.
Актинии (Actiniaria), морские анемоны, отряд морских кишечнополостных животных класса коралловых полипов (Anthozoa).
Беляев Евгений Михайлович (р. 11.9.1926, г. Клинцы Брянской области), русский советский певец (лирический тенор), народный артист СССР (1967).
Винтовой конвейер, шнек, см. Конвейер.