Федеративная Республика Германии XV. МузыкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка Музыкальная жизнь после разгрома фашизма быстро восстановилась. Среди нем. композиторов после окончания 2-й мировой войны 1939—45 крупнейшим оставался П. Хиндемит. Не менее значительной фигурой стал в 50—60-е гг. К. Орф, музыкально-театральные сочинения которого занимают видное место в современном репертуаре нем. оперных театров («Бернауэрин», 1947; «Антигона», 1949; «Царь Эдип», 1959; «Прометей», 1968; «Комедия конца света», 1973; новые пост. «Кармины Бураны» и «Умницы», 1947—75). Оперный композитор В. Эгк после сочинений 30-х гг. («Волшебная скрипка», 1935, и «Пер Гюнт», 1938) создал для музыкального театра ряд новых опер и балетов (особенно значительны «Ирландская легенда», 1955, и «Ревизор» по Гоголю, 1957). Примечательными событиями в жизни оперного театра были также постановки сочинений Г. Рейтера («Доктор Иоганнес Фауст», 1936, «Любекские пляски смерти», 1948, и «Дорога в город счастья», 1948). В послевоенные годы стали исполняться произведения К. А. Хартмана, музыка которого была запрещена в годы нацизма. В репертуар вошли его единственная опера «Симплиций Симплициссимус» (новая редакция 1955), симфонии и камерные произведения. Камерными операми «Прилив» (1947) и «Ночная птица» (1948), оперой-балетом «Прусская сказка» (1950) и рядом экспериментальных инструментальных сочинений снова заявил о себе Б. Блахер. В. Фортнер в послевоенные годы эволюционировал от неоклассицизма к экспрессионизму (оперы «Кровавая свадьба» по Гарсиа Лорке, 1957; «Елизавета Тюдор», 1972). Заметное место занимают Г. Биалас («Индианская кантата», 1951; кантата «В начале», 1962; оперы «Геро и Леандр», 1966; «Окассен и Николетт», 1969; «Кот в сапогах», 1974) и из композиторов старшего поколения — Э. Пеппинг, В. Малер, Х. Генцмер, З. Боррис. Поколение композиторов, выдвинувшихся после 1945, многочисленно. Х. В. Хенце (с 1956 — в Италии) в своих операх («Бульвар одиночества», 1952; «Король-Олень», 1956; «Принц Хомбургский», 1960; «Молодой лорд», 1965, и др.), ораториях, симфониях и камерных сочинениях применяет разнообразные виды композиторской техники — от обычного тонального письма до ультрасовременных приёмов. К. Штокхаузен принадлежит к группе т. н. авангарда, он получил известность благодаря фестивалям новой музыки (среди его произведений «Контрапункты» для 10 инструментов, 1953; фортепианные пьесы, 1952—53; «Пение юношей в пещи огненной», 1956, и «Контакты», 1960, воспроизводимые электронными средствами звучания); его произведения конца 60-х — начала 70-х гг. отразили увлечение вост. религиями и философией. К послевоенному поколению относятся авторы опер и балетов Г. Клебе, Б. А. Циммерман (опера «Солдаты» по Р. Ленцу, 1960), Х. У. Энгельман и др. Группа более молодых композиторов т. н. авангарда (переселившийся из Аргентины М. Кагель, швейцарец К. Хубер, а также П. Ружичка, Э. Каркошка, Х. Лахенман и др.) продолжает свои эксперименты, хотя общий интерес к музыке этого рода резко снизился. ФРГ имеет крупные музыкальные центры: Мюнхен, Бонн, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Дюссельдорф, Кельн и др. В них находятся консерватории или высшие музыкальные школы, оркестры, музыкальные театры, церковные и светские хоры. В ФРГ проводится множество национальных и международных музыкальных фестивалей, конкурсов, конгрессов, съездов и симпозиумов по вопросам музыкальной науки и педагогики. Федеративная Республика Германия. Р. Бём. Санктмартинскирхе в Ганновере. 1960. Интенсивное развитие получила наука о музыке. Под редакцией Ф. Блуме завершается издание капитальной музыкальной энциклопедии («Музыка в истории и современности»), написаны труды о современной музыке (К. Х. Вёрнер, Х. Х. Штуккеншмидт, У. Дибелиус), социологические и музыковедческие работы — Т. Адорно; об Орландо Лассо и о Р. Шумане — В. Бёттихера, фольклористические исследования — В. Виоры и др. Успехи достигнуты в области массового музыкального воспитания (в детских садах и общеобразовательных школах), которое стало государственным делом благодаря усилиям композитора К. Орфа (его система музыкальной педагогики получила распространение не только в европейских странах, но также в Америке, Азии и Африке) и его учеников и сотрудников (В. Твиттенхофа, Г. Кетман и др.). Среди исполнителей: певцы Э. Шварцкопф, Х. Пиларчик, Д. Фишер-Дискау, И. Борк, А. Шлемм, К. Александер, К. Хефлигер; дирижёры — Э. Йохум, Р. Кемпе, Х. Кнаппертсбуш, И. Кайльберт, Ф. Лайтнер, Р. Кубелик; режиссёры В. Вагнер, Г. Реннет, Г.-Р. Зельнер. В ФРГ функционируют (1976): Вюртембергский оперный театр (Штутгарт), Баварская государственная опера (Мюнхен), Гамбургская опера, опера Франкфурта-на-Майне, оперный театр в Кельне и др.; в числе крупнейших музыкально-исполнительских коллективов: симфонический оркестр Северо-Германского радио, симфонический оркестр Баварского радио. Издаются музыкальные журналы: «Мusik und Bildung» (с 1959), «Melos/Neue Zeitschrift fur Musik» (c 1974, Майнц) и др. Федеративная Республика Германия. Сцена из оперы «Валькирия» Р. Вагнера. Бейрёйтский театр. 1951.
Лит.: Stuckenschmidt Н. Н., Musik des 20. Jahrhunderts, Münch., 1969; Linke N., Musik zwischen Konsum und Kult: eine kritische Studie zum Musikieben in der Bundesrepublik, 2 Aufl., Wiesbaden, 1974; Wiesand A., Fohrbeck K., Musiktheater, Schreckgespenst oder öffentliches Bedürfnis?, Mainz, 1975. О. Т. Леонтьева. Федеративная Республика Германии, ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). Государственный герб. Федеративная Республика Германия. I. Общиесведения ФРГ — государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем и Балтийским морем. В состав ФРГ входят острова Вост.-Фризские и Сев.-Фризские, а также Гельголанд и Дюне в Сев. море, о. Фемарн в Балтийском море. Площадь 248, 1 тыс. км2. Население 59,5 млн. чел. (1976). Столица — г. Бонн. ФРГ — федерация 10 земель (см. табл. 1). Табл. 1. — Административное и политическое деление
III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVIII. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|