Федеративная Республика Германии XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Во 2-й половине 1940-х гг. строительство носило сугубо утилитарный характер: расчищались от развалин разрушенные города и сёла, строились многочисленные бараки в виде стоящих на земле сводов из гофрированной стали, церкви (т. н. церкви нужды, типовой проект О. Бартнинга) из щебня и сборных деревянных конструкций. В архитектуре административных и правительственных зданий преобладали тенденции неоклассицизма. В то же время поощрялось экспериментальное строительство, делались попытки творческого приобщения к традициям новой архитектуры (особенно к принципам «Баухауза»). Под воздействием В. Гропиуса и Л. Миса ван дер Роэ возникла своеобразная «мисовская» школа, представители которой (Э. Эйерман, П. Шнейдер-Эслебен) стремились к строгой рациональности композиционных решений. В течении органической архитектуры (Х. Херинг, Х. Шарун) возродились некоторые черты нем. экспрессионизма (жилые дома «Ромео» и «Джульетта» в Штутгарте, 1957—59, архитектор Х. Шарун). В конце 1950-х гг. сформировался зап.-герм. вариант брутализма (О. М. Унгерс и др.). К началу 1970-х гг. в зодчестве наметились тенденции к большей гибкости и динамичности композиций, усилились поиски структурных решений, допускающих возможность трансформации по горизонтали и вертикали. Важной областью совр. зап.-герм. архитектуры является церковное строительство, где широко применяются сложные конструкции, причудливые пространственные решения. Для градостроительных работ, развернувшихся с начала 1950-х гг., характерно стремление сохранить исторические центры городов, рационально решить транспортные проблемы, расширить парковые зоны. Однако во многих городах центры в результате бессистемной застройки превращены в обособленные, перенасыщенные транспортом супергорода. В жилом строительстве интенсивно используются ряды малоэтажных сблокированных домов, строятся многочисленные корпуса башенного типа. Для общественных сооружений характерны консольно-подвесные конструкции, висячие конструкции из железобетона, оригинальные покрытия из тканей в виде растянутых тентов, предложенные архитектор Ф. Отто (спортивные сооружения Олимпийского комплекса в Мюнхене, 1968—72, архитектор Г. Бениш и др.). Федеративная Республика Германия. В. Тидье. Жилой дом «Фазан» в Штутгарте. 1962. Художественная жизнь на территории ФРГ в момент окончания 2-й мировой войны 1939—45 находилась в состоянии застоя. Постепенно возникавшие художественные группировки объединили ряд художников-реалистов («Мюнхенское товарищество художников», «Новая группа») и авангардистов («Немецкий художественный союз»). Видную роль в первоначальном развитии изобразительного искусства сыграли мастера старшего поколения, продолжавшие традиции искусства 1910—20-х гг.: экспрессионисты М. Пехштейн, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Хеккель и др., ученик А. Матисса пейзажист Х. Пурман. Философски углублённые, нередко насыщенные гражданственным пафосом произведения создавал О. Дикс. Гуманистические и антимилитаристские образы заняли важное место в творчестве В. Гейгера и О. Панкока. Вместе с тем произведения ряда живописцев отличались крайней условностью художественного языка (В. Баумейстер, В. Гиллес, Х. А. П. Грисхабер, И. Керковиус и др.). 1960-е гг. в искусстве стали периодом интенсивного распространения абстрактного искусства (Т. Вернер, Ф. Винтер, Э. В. Най), тогда как в др. европейских странах абстракционизм уже пошёл на убыль. Драматизм катастрофы, постигшей Германию в период фашистской диктатуры, пытались воплотить в своих произведениях сюрреалисты Р. Эльце, Э. Энде, М. Циммерман и Ф. Радзивилл, сочетающий элементы сюрреализма и «новой вещественности». К началу 1970-х гг. на арену художественной жизни вышли многочисленные представители новейших авангардистских течений: «оп-арта», «поп-арта» (А. Башлаков, П. Вундерлих, К. Клафек, Х. П. Альверман, К. Штек, вводящие в свои произведения элементы социальной критики), гиперреализма, искусства «хеппенинга» (И. Бойюс и др.) и т.д. Однако и реалистические тенденции достаточно сильны в современной живописи (Т. Нидеррейтер, А. Хейнцингер и др.); многие прогрессивные мастера сплотились вокруг основанного в 1960 критиком Р. Хипе журнала «Теndenzen». Федеративная Республика Германия. О. Дикс. Фреска «Война и мир». 1960. Ратуша в Зингене. Фрагмент. Ф. Радзивилл. «Большой натюрморт с красным платком». 1952. Музей искусства и истории культуры земли Северный Рейн-Вестфалия. Мюнстер. Федеративная Республика Германия. Х. Пурман. «Пейзаж в Лакко Амено». 1956. Галерея Тео Хиль. Кёльн. Федеративная Республика Германия. В. Гейгер. «Вновь открытая античность». 1955. Собрание Доррер. Прин-ам-Химзе. Федеративная Республика Германия. О. Панкок. «Автопортрет».Гравюра на дереве. 1955. Федеративная Республика Германия. Э. В. Най. «Сад». 1952. Музей Вальраф-Рихарц. Кёльн. В. Гейгер. Корзина с фруктами на фоне руин. 1959. Важное значение в графике имеют традиции политической и социальной сатиры нем. графики 1-й трети 20 в. Острые противоречия общественной жизни нашли отражение в офортах А. В. Дреслера, литографиях А. П. Вебера, гравюрах К. Хуббуха; трагической патетики исполнены произведения К. Рёссинга, О. Хермана, К. Шеллемана. В скульптуре прогрессивные традиции нем. пластики были продолжены Г. Марксом, а также Х. Виммером, А. Лёрхером, Э. Шарфом и др.; в области религиозной скульптуры выделяются остроэкспрессивные произведения Ю. Вебера, Э. Матаре. Им противостоят скульпторы-авангардисты старшего поколения (К. Леман, Б. Хайлигер) и представители абстракционистской пластики, выдвинувшиеся в 1940-е—50-е гг. (Н. Крикке, Б. Майер-Деннингхоф, Х. Ульман, О. Х. Хайек, Э. Херманс и др.). При работе над памятниками жертвам фашистских концлагерей у некоторых представителей абстрактной пластики (В. Эльфес и др.) намечаются тенденции к созданию образов, более конкретно связанных с социально-исторической действительностью. Федеративная Республика Германия. Г. Маркс. «Скованный Прометей». 1948. Музей Вальраф-Рихарц. Бронза. Кёльн. Федеративная Республика Германия. Х. Виммер. «В. Фуртвенглер». 1953. Музей современного искусства (Бенхаус). Любек. Бронза. Федеративная Республика Германия. Э. Матаре. Средняя часть врат южного собора. 1949. Бронза. Кёльн. Интенсивно развивается искусство дизайна (одно из ведущих мест в котором занимают мастера, связанные сульмской высшей школой художественного конструирования).
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 11, [М., 1973]; Марченко Е., Искусство Федеративной Республики Германии, в сборнике: Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах, М., 1975, с. 160—90: Simon A., Bauenin Deutsch., land, Essen, 1969 (на англ., франц., исп. н нем. яз.); МörscheI J., Roh J., Deutsche Kunst der 60-rJahre, Bd 1—2, Münch., 1971—72. Федеративная Республика Германии, ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). Государственный герб. Федеративная Республика Германия. I. Общиесведения ФРГ — государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем и Балтийским морем. В состав ФРГ входят острова Вост.-Фризские и Сев.-Фризские, а также Гельголанд и Дюне в Сев. море, о. Фемарн в Балтийском море. Площадь 248, 1 тыс. км2. Население 59,5 млн. чел. (1976). Столица — г. Бонн. ФРГ — федерация 10 земель (см. табл. 1). Табл. 1. — Административное и политическое деление
III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVIII. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|