Филиппины (государство) XII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XII. Литература Литература народов и народностей Филиппины (государство) развивается на тагальском (филиппинском, или пилипино) и др. местных языках (илоканском, пампанго), а также на исп. и англ. языках. Древнейшие пласты филиппинской литературы – фольклор и эпос (сохранилось 26 эпических произведений) несут следы влияния малайской (см. Малайская литература) и индо-яванской литературных традиций. Большое влияние на литературу Филиппины (государство) оказало исп. колониальное господство (16–19 вв.): население было обращено в католичество, а литература приобрела религиозное содержание. Сложились мистериальная поэзия пасьон («страсти господни») и др. жанры. В 16 в. появились адаптации испанских средневековых легенд «Бернарде Карпио», а также куридо (лирико-эпические баллады) и авит (поэмы на героические сюжеты). В 18 в. популярны стали моро-моро – театральные представления на темы борьбы христиан с мусульманами. Светские жанры на местных языках складываются лишь в 19 в. Основоположник филиппинской литературы – Филиппины (государство) Бальтасар (псевдоним Балагтас) (1788–1862), автор поэмы «Флоранте и Лаура» (1838). В 1856 вышел роман в письмах «Урбана и Фелиса» М. де Кастро – первый роман на тагальском языке. Зарождение светской испаноязычной филиппинской литературы связано с творчеством Х. Рисаля (1861–96), гуманиста и патриота, казнённого колонизаторами. Его романы («Не прикасайся ко мне», 1887, «Флибустьеры», 1891), стихи и публицистика оказали большое влияние на дальнейшее развитие литературы Филиппины (государство) Национально-освободительная революция 1896–98 привела к мощному подъёму национального самосознания, выразившемуся в расцвете литературы на исп. и местных языках. Превращение страны в колонию США и распространение англ. языка нарушило преемственность в развитии филиппинской литературы. Плеяда одарённых испаноязычных поэтов и прозаиков – С. Апостол (1877–1938), Х. Бальмори (1886–1948), Х. Пальма-и-Веласкес (1876–1903) и др. – уже не имела широкого читателя, и испаноязычная филиппинская литература постепенно сходила на нет, хотя в середине 20 в. ещё выходили произведения на исп. языке. В 20 в. продолжается развитие литературы на местных языках, прежде всего на тагальском. Появились бытописательные романы Л. К. Сантоса (1879–1963), в которых проповедовались идеи социализма, А. Толентино (1867–1915). В начале 20 в. под влиянием амер. литературы сложился жанр рассказа, достигший расцвета к 40-м гг. Современная поэзия на местных языках пользуется наибольшей популярностью, что связано с её близостью к синкретическому комплексу, всё ещё живому в художественном сознании филиппинцев. Классиком тагальской литературы является А. В. Эрнандес (1903–1970), автор социально насыщенных произведений. В 30-е гг. группа поэтов-«бунтарей» во главе с А. Абадильей ввела в поэзию «простого человека», выступила против жёстких канонов, отказалась от традиционных восьмии двенадцатисложника, перейдя на верлибр (см. Свободный стих). Продолжателями «бунта» Абадильи являются писатели Р. С. Тинио (р. 1937), В. Альмарио (р. 1945) и др. С конца 60-х гг. наметился новый подъём литературы на местных языках, что проявилось и в увеличении публикаций, и в переходе ряда англоязычных писателей на местные языки. Англоязычная филиппинская литература прошла (согласно периодизации филиппинского литературоведения) периоды «подражательности» (амер. литературе; 1900–24), «экспериментирования и самоутверждения» (1924–35) и с 1935 «самостоятельности». В 30-х гг. выступила группа англоязычных писателей (М. Аргилья, К. Булосан и др.), обратившихся в своих произведениях к жизни низов. У филиппинских англоязычных писателей отчётливо проявляется творческая индивидуальность, для них характерны тщательный анализ социальной действительности, умелая передача местного колорита. Филиппинская и зарубежная критика выделяет трёх крупнейших писателей англоязычной филиппинской литературы: Х. Г. Вилью (р. 1911), Н. Хоакина (р. 1917) и Н. В. М. Гонсалеса (р. 1915), стихи и проза которых широко известны за пределами Филиппин. Англоязычная литература считается наиболее зрелой, хотя тенденция к её вытеснению литературой на тагальском языке (и уже не только количественному) обозначилась достаточно четко. В целом для филиппинской литературы характерны гипертрофированное дидактическое начало и сентиментальность, а со времён Рисаля – обострённое внимание к политическим и социальным проблемам, что вносит в литературу сильную публицистическую струю.
Лит.: Сантос А., Филиппинская литература, М., 1965; Castillo у Tuazon Т., Medina B. S. Jr., Philippine literature from ancient times to the present, Quezon City, [1966]; Galdon J. A., [ed.], Philippine fiction, Quezon City, 1972; Cruz A. C., Contemporary Philippine literature: Themes and Trends, «Fookien Times Yearbook», Manila, 1973, p. 244–47, 263; Yabes L. Y., Philippine literature and its place in world literature, «Solidarity», 1974, v. 8, № 7, p. 25–32. И. В. Подберезский. Филиппины, Республика Филиппины (Republika ñg Pilipinas; Republic of the Philippines). Государственный герб. Филиппины. I. Общиесведения Ф. – государство в Юго-Вост. Азии, на островах Филиппинского архипелага в зап. части Тихого океана, из них 11 крупных (96% территории страны) – Лусон, Минданао, Самар, Негрос, Палаван, Панай, Миндоро, Лейте, Себу, Бохоль, Масбате. Площадь около 300 тыс. км2. Население 42,5 млн. чел. (1975). Столица – г. Манила. В административном отношении территория разделена на провинции (73 в 1975). II. Государственный стройIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Экономико-географический очерк VII. Вооружённые силы VIII. Медико-географическая характеристика IX. Просвещение XI. Печать, радиовещание, телевидение XII. Литература XIII. Архитектура и изобразительное искусство XIV. Музыка XV. Театр Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|