Франция X. Просвещение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФРА
ФРГ
ФРЕ
ФРЁ
ФРИ
ФРО
ФРУ
ФРЫ
ФРЮ
ФРЯ

X. Просвещение

  Первые школы на территории современной Франция были основаны в период римского господства в Галлии; обучение строилось в них по римскому образцу. В 6—7 вв. с распространением христианства возникли монастырские и церковные школы, а позднее — немногочисленные приходские училища. Дальнейшее развитие образования относится к эпохе т. н. Каролингского возрождения (8 — начала 9 вв.). В 12 в. в городах появились нецерковные школы, содержавшиеся за счёт платы, взимаемой с учащихся. В начале 13 в. в Париже был основан 1-й французский университет (см. Парижский университет), в 13—14 вв. университеты возникли в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и др. городах. Они были значительными центрами западно-европейской науки и культуры, привлекали преподавателей и студентов из многих стран. Созданные при университетах коллежи давали среднее образование. В 15 в. стали основываться не связанные с университетами коллежи, большинство которых оказалось в 16 в. под контролем иезуитов.

Собор в Реймсе. Франция. 13—14 вв. Интерьер. Франция.

Собор в Реймсе. Франция. 13—14 вв. Интерьер.

  Великая французская революция разрушила феодальную систему образования, провозгласила право на общее для всех образование. Была создана сеть государственных начальных и средних (т. н. центральных) школ, отделённых от церкви. Вместо закрытых в период революции университетов, являвшихся очагами религиозной схоластики, началось основание специализированных вузов (Высшая нормальная школа, Политехническая школа и др.). Наполеон I частично восстановил позиции церкви в области просвещения. В период Реставрации (1814—15, 1815—1830) ещё больше усилилось влияние реакционного духовенства в системе образования. В дальнейшем общая численность учащихся в стране увеличивалась.

«Пятидесятница». Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130. Камень. Франция.

«Пятидесятница». Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130. Камень.

  Парижская Коммуна 1871 поставила одной из своих задач коренную, революционную перестройку школы, принимала меры по реализации принципа всеобщего обучения. Важным историческим этапом развития образования во Франция были законы, принятые в конце 19 — начале 20 вв. и предусматривавшие создание государственных средних женских школ (1880), бесплатное обучение в начальных школах (1881), обязательное обучение детей обоего пола с 6 до 13 лет (1882), устранение религии из учебных планов государственных школ (1882) и др. В 1902 установлена новая структура средней школы, формально уравнявшая классическое и реальное отделения в праве получения дальнейшего образования. В начале 30-х гг. демократические силы добились введения бесплатного обучения в государственных средних школах. Правительство Народного фронта продлило в 1936 срок обязательного обучения до 14 лет.

  С конца 50-х гг. власти Пятой республики проводят многочисленные реформы системы образования с целью привести её в соответствие с объективными требованиями науки, техники и производства и в то же время закрепить систему классового отбора учащихся, сохранить образовательные привилегии господствующих классов и социальных групп. Прогрессивные силы во главе с ФКП выдвигают проекты коренного демократического обновления системы просвещения (Ланжевена — Баллона план, 1947, «Предложения ФКП по демократической реформе образования», 1967—70) и ведут борьбу за их реализацию.

  Современная государственная система просвещения строго централизована. Структура и функции учебных заведений, учебные планы и программы определяются инструкциями министерства образования. Территория Франция делится на 23 академии (учебные округа), в каждую из которых входит несколько департаментов. Во главе академии стоит ректор, в департаменте — высший чиновник ведомств просвещения — инспектор академии. Их функции — контроль за выполнением распоряжений центральных властей. Государственная школа отделена от церкви, но большинство частных школ находится под контролем католической церкви; в начале 70-х гг. частные школы охватывали 17% учащихся.

  Дошкольное воспитание осуществляется в т. н. материнских школах и в классах для малышей при начальных школах. В 1974/75 учебном году в дошкольных учреждениях воспитывалось 2,2 млн. детей (всего дошкольным воспитанием было охвачено 26% 2-летних, 77% 3-летних, свыше 90% 4-летних, почти 100% 5-летних детей).

  Обязательное обучение (с 1967 его срок 10 лет) начинается с 6 лет. Первые 5 лет обучения составляет общий для всех детей элементарный цикл (в 1974/75 — 4,2 млн. учащихся). Далее идёт 4-летний 1-й цикл среднего образования (6—9-е годы обучения в т. н. общеобразовательных коллежах и лицеях — 1-й этап школьной ориентации; в 1974/75 — свыше 2,5 млн. учащихся). Внутри него уже выделяются разные по содержанию обучения и социальным функциям учебные потоки, распределение учащихся между которыми является формой социальной селекции и фактически предопределяет дальнейший путь получения образования.

  2-й цикл среднего образования имеет 2 направления: краткое (неполное) и длительное (полное среднее образование). Краткое направление — профессиональная подготовка в 2-летних коллежах техническое образования (профтехшколах), выпускающих рабочих средней квалификации. Программа их носит узкоутилитарный характер. Общеобразовательные занятия в них сведены к минимуму (6—10 часов в неделю), основной упор делается на приобретение профессиональных знаний и навыков (в 1974/75 учебном году — 540 тыс. учащихся). Существуют и одногодичные профессиональные курсы, дающие будущим рабочим самую элементарную производственную подготовку. К длительному направлению относятся старшие классы общеобразовательного лицея (10—12-е годы обучения; в 1974/75 — 460 тыс. учащихся). Лицеи, созданные в 1802, являются классическим образцом элитарной школы, предназначенной для детей привилегированных слоев населения. Их структура строится на базе дифференцированного обучения, особенно ярко выраженного в выпускном классе, который разделён на 5 секций, соответствующих профилям высших учебных заведений. Выпускники лицея, успешно сдавшие экзамены специальной государственной комиссии, получают степень бакалавра (свыше 30% сдающих терпят неудачу). К длительному направлению 2-го цикла относятся также 3—4-летние средние специальные учебные заведения (педагогическое, коммерческое и др. училища).

  Высшее образование дают университеты и высшие школы. В университетах обучается около 90% всех студентов (см. Высшее образование). Бакалавры принимаются без экзаменов, число студентов на 1-м курсе не лимитируется, но впоследствии значительная часть студентов отсеивается. В 1968 во Франция было 23 университета. Крупнейший из них — Парижский университет (Сорбонна). В 1969 начался процесс разукрупнения университетов, и к 1973/74 учебном году насчитывалось около 70 университетов, где обучалось 742 тыс. студентов (на факультетах права и политических наук — 118 тыс., экономических наук — 53 тыс., филологии и гуманитарных наук — 237 тыс., естественно-математических — 118 тыс., медицинских и фармацевтических — 169 тыс.). Срок обучения на медицинских факультетах 6 лет, фармацевтических — 5 лет, на остальных — 3—4 года. В середине 60-х гг. при университетах были созданы 2-летние технологические институты, готовящие специалистов узкого профиля (в 1973/74 — 35 тыс. студентов).

  Большинство студентов вузов принадлежит к семьям буржуазии, интеллигенции и т. н. средних слоев; дети рабочих и крестьян составляют около 20% всех студентов.

  Кроме университетов, существуют специализированные высшие школы (инженерные, агрономические, коммерческие и др.), приём в которые проводится на основе конкурсных экзаменов по профилирующим дисциплинам. Среди высших школ Франция наиболее известными и привилегированными являются т. н. Большие школы (например, Высшая нормальная школа, Высшая практическая школа, Национальная школа администрации, Высшая горная школа, Национальный политехнический институт, Национальная школа современных восточных языков, Высшая национальная школа технического образования и др.). По академическому уровню и социальному престижу они стоят выше университетов, открывая прямой путь в правящую экономическую, финансовую или политическую элиту общества. В этих школах учатся дети имущих классов; дети рабочих составляют примерно 4,7% общего числа студентов. Для поступления в них необходимо после лицея окончить 2-летние «классы по подготовке в Большие школы» (в 1973/74 учебном году — 25 тыс. учащихся).

Франция. Архитектура 17—20 вв. Э. Бодуэн, М. Лодс. Школа в Сюрене (Иль-де-Франс). 1935. Франция.

Франция. Архитектура 17—20 вв. Э. Бодуэн, М. Лодс. Школа в Сюрене (Иль-де-Франс). 1935.

  Особое место в системе просвещения страны занимает Коллеж де Франс.

  Крупнейшие библиотеки находятся в Париже: Национальная библиотека (7 млн. тт., в 1976), библиотека института Франции (свыше 1,5 млн. тт.), библиотека Сорбонны (свыше 1,8 млн. тт.), библиотека Сент-Женевьев (1,5 млн. тт.), библиотека Арсенала (1,5 млн. тт.) и др. (см. в ст. Париж); из библиотек др. городов крупнейшая — Национальная и университетская библиотека Страсбурга (свыше 3 млн. тт.).

Пахота. Миниатюра в рукописи 12 в. Национальная библиотека. Париж. Франция.

Пахота. Миниатюра в рукописи 12 в. Национальная библиотека. Париж.

  Главные музеи расположены в Париже (см. в ст. Париж).

  Б. Л. Вульфсон.

 

Франция (France), Французская Республика (République Française).

Флаг государственный. Франция. Франция.

Флаг государственный. Франция.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк


  VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
 
  XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
Так же Вы можете узнать о...


Окуджава Булат Шалвович (р. 9.5.1924, Москва), русский советский поэт.
Сантонин, лекарственный препарат из группы противоглистных средств.
Фавус, принятое в ветеринарии название парши.
Актуальное членение предложения, функциональная перспектива предложения, лингвистический термин, означающий членение предложения, исходящее из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации.
Вруб, искусственная полость в массиве горных пород (преимущественно в виде щели), создаваемая для облегчения разрушения массива.
Иловля (река в РСФСР) Иловля, река в Саратовской и Волгоградской областях РСФСР, левый приток Дона.
Литвиненко Василий Тимофеевич [20.12.1899 (1.
Павсаний (спартанский полководец) Павсаний (Pausanias) (умер около 470 до н. э.
Сернокислые соли, то же, что сульфаты.
Фот (от греч. phos, родительный падеж photos – свет), применявшаяся ранее единица освещённости, равная освещённости поверхности площадью 1 см2, по которой равномерно распределён световой поток 1 люмен.
Антефикс (лат. antefixum, от ante — спереди и fixus — прикрепленный), архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в форме пальметты либо щита с рельефным орнаментом или с изображением фантастического животного).
Гекатей Милетский (греч. Hekataios Milesios) (около 546—480 до н.
Какофония (от греч. kakos — дурной и phone — звук), сочетания звуков, производящие впечатление беспорядочного, хаотического их нагромождения.
Манштейн Кристоф Герман фон Манштейн (Manstein) Кристоф Герман фон [1 (12).
Питерборо (город в Великобритании) Питерборо (Peterborough), город в Великобритании, на р.
Специальное образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения квалифицированной работы по специальности.