Франция 2. Общественные науки

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФРА
ФРГ
ФРЕ
ФРЁ
ФРИ
ФРО
ФРУ
ФРЫ
ФРЮ
ФРЯ

2. Общественные науки

Философия, социология, психология, Зарождение философкой мысли во Франция связано с именами Гилария из Пуатье (4 в.) и Клода Мамерта (5 в.), развивавших свои учения в русле патристики. В средневековой французской философии господствовали богословско-схоластические учения. Крупнейшим средневековым философом был Иоанн Скот Эриугена — один из основателей схоластического реализма. В 11—12 вв. развернулась борьба между реализмом (Беренгар Шартрский, Гильом из Шампо) и номинализмом (Беренгар Турский, И. Росцелин, П. Абеляр). В 12 в. возникло неортодоксальное пантеистическое учение (Амальрик Венский, Давид Динанский). В 13 в. центром французской философии стал Парижский университет. Значительное влияние приобрёл оттеснивший господствующий августинизм схоластизированный аристотелизм, который использовался для философского обоснования католицизма (Александр из Гэльса, Фома Аквинский). Противоположные позиции, обусловленные материалистической интерпретацией аристотелизма, занимали сторонники аверроизма (Гильом из Сент-Амура, Сигер Брабантский, Жан Жанден, Пьер Дюбуа). В 14 в. номинализм в Парижском университете принял оппозиционную по отношению к ортодоксальной схоластике форму. Вслед за английким философом У. Оккамом Жан Буридан, Николай Орем, Николай из Отрекура отвергли догматические установки схоластики и обратились к опытному исследованию природы.

  С 16 в. в связи с зарождением капиталистических отношений, экономическим и политическим подъёмом начался процесс распространения идей гуманизма и Реформации (Ж. Лефевр д'Этапль, П. Раме, М. Монтень, Франция Рабле, Ж. Боден, Э. Ла Боэси). 17 век — важнейший период в формировании самобытной французской философии, связанный с именем Р. Декарта — одного из основоположников западно-европейской философии нового времени. Идеи Декарта развивались картезианством, разделившимся на материалистическую линию (Ж. Рого, П. Режи) и идеалистическую, представленную в янсенизме, к которому был близок Б. Паскаль, и окказионализме (Н. Мальбранш). П. Гассенди пытался возродить атомистические и этические идеи Эпикура.

  18 в. для французской философии был веком Просвещения и материализма. Ранним представителем французского Просвещения был П. Бейль, выступивший с критикой метафизики. Развиваясь в постоянной борьбе с феодальной и клерикальной идеологией, французский материализм 18 в. отражал наиболее прогрессивные тенденции научного и общественного знания. В нём было 2 формы: деистическая (Вольтер, Ш. Монтескьё, Э. Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Ж. Робине, А. Тюрго, Ж. Кондорсе) и атеистическая (Ж. Мелье, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, С. Марешаль, К. Вольней). Огромное значение в развитии материалистического мировоззрения сыграла «Энциклопедия» Дидро. Французский материализм 18 в. оказал большое влияние на развитие передовой философской и общественно-политической мысли многих стран, в том числе и России; он явился философской основой идеологии Великой французской революции.

Ж. Руо. «Наша Жанна (Жанна Д'Арк)». 1940-е гг. Частное собрание. Париж. Франция.

Ж. Руо. «Наша Жанна (Жанна Д'Арк)». 1940-е гг. Частное собрание. Париж.

  С 1-й половины 19 в. идеологи буржуазии начали активную борьбу против французского Просвещения и материализма (Ж. Де Местр). Началось возрождение идеалистической философии (А. Дестют де Траси, Биран, П. Руайе-Коллар), появились эклектическое (В. Кузен) и вульгарно-материалистическое (П. Кабанис) учения.

  С начала 30-х гг. преобладающую роль начинает играть позитивизм (О. Конт, Э. Литтре). Возникает утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), стремившийся теоретически обосновать назревшие задачи преобразования общества.

  Для французской буржуазной философии 2-й половины 19 в. характерно противостояние 2 тенденций: позитивистской и иррационалистической. Развитие науки обусловило появление позитивистских концепций философии науки (А. Пуанкаре, П. Дюгем). Вместе с тем официальной университетской философией признаётся спиритуализм (Франция Равессон-Мольен, Э. Бутру, Л. Брюнсвик, Ш. Ренувье). К концу 19 в. на смену позитивизму, переживавшему кризис, пришёл интуитивизмфилософия А. Бергсона.

  В начале 20 в. в обновленной форме выступила религиозная философия: протестантский (О. Сабатье) и католический (М. Блондель, Э. Леруа, А. Луази) модернизм, неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон), христианский экзистенциализм (Г. Марсель). 20—30-е гг. — период переработки зарубежных философских течений: неогегельянства (Ж. Валь, Ж. Ипполит, А. Кожев), феноменологии (Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти). Под влиянием зарубежной философии сложился французский атеистический экзистенциализм.

  Значительное влияние с середины 20 в. приобрели: экзистенциализм (Сартр, А. Камю. М. Мерло-Понти, С. Де Бовуар, Ж. Батай, Франция Жансон), персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Ландсберг, П. Рикёр, М. Недонсель), тейярдизм (П. Тейярде Шарден), неорационализм (Г. Башлар). В 1960—70-х гг. происходит переориентация философской мысли, связанная с развитием различных форм структурализма (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

  Марксистские философские идеи начали распространяться во Франция с 80-х гг. 19 в. Большую роль в пропаганде марксизма сыграли первые французские марксисты — Ж. Гед, П. Лафарг, Г. Девиль. Новый этап развития марксистской философии во Франция связан с созданием в 1920 Французской коммунистической партии. 20—30-е гг. — период углублённого изучения французскими философами марксизма-ленинизма. Вопросы философии получили освещение в трудах М. Тореза, В. Роше, Ж. Дюкло. В 40-е гг. французские марксисты (Ж. Политцер, Ж. Соломон, Ш. Эншлен) ведут борьбу против фашистской идеологии, антинародной политики реакционной буржуазии. После 2-й мировой войны 1939—45 публикуются работы, направленные против религиозного мировоззрения (М. Кашен); ведётся активная борьба с буржуазной философией (А. Мужен); создаются труды по истории философии. В середине 50-х и особенно в 60-х гг. французские коммунисты ведут борьбу против ревизионизма (в частности, концепций А. Лефевра и Р. Гароди). В 70-х гг. философы-марксисты исследуют общие методологические и гносеологические проблемы марксистско-ленинского учения, вопросы исторического материализма, социологические и социально-политические проблемы современности. Разрабатываются проблемы теоретического наследия Маркса (Л. Альтюссер, М. Годелье, Л. Сев) и В. И. Ленина (Ж. Фревиль, Альтюссер, Ж. Коньо, Г. Бесе, М. Симон, Ж. Мило, Д. Лекур); анализируются вопросы религии (Коньо, М. Верре, А. Казанова, Бесе), молодёжи (Роте, Дюкло, Л. Фигер, К. Прево), интеллигенции (С. Лоран, Ж. Тибо); проводятся дискуссии по проблемам экономических формаций (Годелье, Ж. Шено). Марксистская философия изучается в Новом (бывшем Рабочем) университете в Париже, в институте М. Тореза; научные исследования ведутся в Центре изучения марксизма, пропагандируются на страницах коммунистической, прогрессивной печати («Humanite», «Cahiers du communisme», «France nouvelle», «La Pensée», «La nouvelle critique»).

  Социология. Важнейшей вехой в развитии французской социологической мысли была система О. Конта (ввёл самый термин «социология»). Во 2-й половине 19 в. консервативное направление в социологии возглавлял Франция Ле Пле. А. Гобино выдвинул реакционные идеи расизма; его последователем был Ж. В. Лапуж. В конце 19 — начале 20 вв. складываются 4 основных направления в социологии. 1-е — школа «социальной науки» (А. Турвиль, Э. Демолен, П. Бюро и др.); группировалась вокруг журнала «La science sociale» (основан в 1886) и развивала идеи Ле Пле. 2-е направление составляли сотрудники выходившего во Франция журнала «Revue Internationale de sociologie» (основан в 1893) и члены «Международного института социологии» (основан в 1893 Р. Вормсом). Среди разнообразных течений, представленных в этой группе, доминировали 2 теоретические тенденции: органицизм, уподоблявший общество биологическому организму (Вормс, А. Фулье), и психологизм, рассматривавший социальные процессы как разновидность психических, а социологию — как часть психологии (Г. Тард, Г. Ришар, Г. Л. Дюпра и др.). 3-е направление — «католические социологи» (О. Абер, С. Деплуаж, Ж. Легран и др.), приверженцы томизма. 4-е направление — основанное Э. Дюркгеймом французская «социологическая школа» (М. Мосс, М. Хальбвакс, Франция Симиан, С. Бугле, Ж. Дави, П. Фоконне); группировалась вокруг журнала «L'Année sociologique» (основан в 1898) и занимала доминирующее положение в социологии вплоть до 1930-х гг.

Ле Корбюзье. Дом Жауль в Нёйи (Иль-де-Франс). 1954—56. Франция.

Ле Корбюзье. Дом Жауль в Нёйи (Иль-де-Франс). 1954—56.

  После 2-й мировой войны 1939—45 ведущее место во французской социологии заняли эмпирические исследования. В 50—70-х гг. проводились исследования в области индустриальной социологии и социологии труда (Ж. Фридман, П. Навиль, А. Турен, Ж. Д. Рейно), классов и социальных слоев (К. Дюран, М. Крозье, С. Малле), урбанизации (П. А. Шомбар де Лов, Р. Ледрю), социологии села (А. Мандра), политики (Р. Арон, М. Дюверже, Ж. Мейно, Ж. Эллюль), организациям. Крозье), образования (П. Бурдье, Ж. К. Пассерон, В. Изамбер-Жамати), социологии семьи (А. Мишель, А. Жирар), массовых коммуникаций (Ж. Казнев, Э. Морен, Фридман), общественного мнения (Ж. Стёцель), народонаселения (А. Сови), социального прогнозирования (Ж. Фурастье, Б. де Жувенель), искусства и литературы (Л. Гольдман, Р. Эскарпи, П. Франкастель, Ж. Дювиньо), досуга (Ж. Дюмазедье), развивающихся стран (Ж. Баландье, Франция Перру). В области социологической методологии работают Бурдье, Пассерон, Ж. К. Шамборедон, Р. Будон.

  Наиболее значительные течения в буржуазной социологии 50—60-х гг.: апологетическая концепция «единого индустриального общества» (Арон, Перру и др.), идеалистическая «микросоциология» Ж. Гурвича, технологический детерминизм (Фурастье). На рубеже 60—70-х гг. возникает концепция «постиндустриального общества» (Турен). В работах представителей «социопсихоанализа» (Ж. Мандель и др.) разрабатываются некоторые идеи З. Фрейда. В качестве общей теоретико-методологические тенденции, оказывающей подспудное влияние на эмпирические исследования и частные теории, выступает немарксистский структурно-функциональный анализ.

  Психология. Наряду с философским влиянием (Декарт и др.) психологическая мысль во Франция неизменно испытывала воздействие психиатрии и неврологии (Франция Пинель, Ж. Шарко), что сказалось уже на трудах первого во Франция крупного представителя психологии как самостоятельной экспериментальной науки Т. Рибо (конец 19 — начало 20 вв.). В центре внимания П. Жане находилась проблема личности и её действий, также изучавшаяся на патопсихологическом материале. Проблемами психических расстройств и гипноза первоначально занимался также А. Бине, который внёс значительный вклад в разработку современных методов психодиагностики, изобретя тесты по определению уровней умственного развития школьников (шкала Бине — Симона). Крупными представителями экспериментальной психологии конца 19 — начала 20 вв. были Б. Бурдон, изучавший главным образом сенсорные процессы, Ж. Дюма, занимавшийся эмоциями, мышлением, волевыми актами, П. Гийом. В области психофизиологии выделяются исследования Л. Пьерона и его последователей (А. Фессар и др.), стремившихся трактовать нервно-психические функции в широком контексте биологической эволюции организма. Основные работы П. Фреса посвящены восприятию времени. В укреплении марксистских идей во французской психологии важная роль принадлежит Ж. Политцеру, выдвинувшему план разработки «конкретной психологии» на основе марксизма. Диалектико-материалистическое учение о психике оказало также влияние на А. Баллона, крупнейшего представителя детской и генетической психологии. После 2-й мировой войны с идеями внедрения в психологию принципов историзма выступил И. Мейерсон. Во Франция успешно разрабатываются различные отрасли психологии — медицинская, социальная, детская, инженерная.

Франция. Архитектура 7—17 вв. Церковь Сен-Маклу в Руане. 1434—70. Франция.

Франция. Архитектура 7—17 вв. Церковь Сен-Маклу в Руане. 1434—70.

  Философские, социологические и психологические общества и организации: Национальный центр научных исследований, секция философии, Французское философское общество, Федерация французских философских обществ, Центр социологических исследований, Национальный институт демографических исследований, Французский институт общественного мнения, институт социальных наук о труде, Французское психологическое общество. Философские, социологические и психологические журналы: «Archives de philosophie» (с 1923), «Esprit» (с 1932), «Etudes philosophiques» (с 1926), «Revue de métaphysique et de morale» (с 1893), «Revue philosophique de la France et de l'Etranger» (с 1876), «Temps modernes» (с 1945), «Analyse et prévision» (с 1966), «Annales. Economies. Sociétés. Civilisations» (с 1929), «L'Année sociologique» (с 1898); «Archives européennes de sociologie» (с 1960); «Revue française de sociologie» (с 1960), «L'Année psychologique» (с 1894), «Journal de psychologie normale et pathologique» (с 1904).

  Т. А. Сахарова (философия),

  А. Б. Гофман (социология),

  М. Г. Ярошевский (психология).

 

Историческая наука. Зарождение исторической науки во Франция относится к раннему средневековью — к периоду, когда французская территория входила в состав Франкского государства. Почти во всех монастырях, епископских центрах велись местные анналы. Первыми крупными историческими сочинениями были всемирные хроникиИстория франков» Григория Турского, 6 в., хроника Фредегара, 7 в., и др.). В эпоху Каролингов появилась официозная анналистика (Сен-Бертенские анналы, 8—9 вв.). С 11—12 вв. преобладающей формой исторического повествования стали хроники. Более значительные хроники 11—12 вв. — «Нантская хроника» (11 в.), Ордерика Виталия (12 в.), Гвиберта Ножанского (12 в.). В процессе централизации государства в исторических сочинениях стала обосновываться необходимость сильной королевской власти (впервые эти взгляды были выражены в 12 в. аббатом Сугерием в биографии короля Людовика VI); в 13—15 вв. был создан королевский летописный свод («Большие французские хроники»). Определяющим для средневековых хроник являлось феодально-церковное мировоззрение, провиденциалистский взгляд на историю (см. Провиденциализм). С 13—14 вв. авторами хроник были наряду с монахами рыцари и горожане; в рыцарские и городские хроники проникли элементы светского мировоззрения (самый яркий пример — «Хроника» Ж. Фруассара, 14 в.). В 14 в. в период значительных народных волнений появились произведения, проникнутые сочувствием к народу, — хроники Жана де Венета и анонимного монаха из Сен-Дени. В 13 в. возник новый жанр исторических сочинений — мемуары [таковыми фактически являлись произведения (на французском языке) участников крестовых походов Ж. Виллардуэна, Ж. Жуанвиля]. «Мемуары» Франция де Комина (15 в.) знаменуют переход во Франция к гуманистической историографии; в них даны реалистические портреты государственных деятелей, сделана попытка исторического анализа с выяснением причин и следствий, излагаемые события служат автору материалом для рассуждения о смысле исторического процесса и изучения уроков политической мудрости. Гуманистическая историография в 16 в. была представлена А. Ла Попелиньером, О. де Ту. В 16 в., в период Реформации и Религиозных войн, значительная часть исторических произведений и католических, и кальвинистских авторов характеризовалась острополитической направленностью («Всеобщая история» гугенота д'Обинье; тираноборческих сочинений кальвинистов Франция Дюплесси-Морне, Франция Отмана, католика Ж. Буше). В защиту формировавшегося королевского абсолютизма выступил Ж. Боден, который ставил своей задачей вскрыть законы исторического процесса (в отличие от гуманистов развивал теорию прогресса), подчёркивал влияние на историю географической среды. Боден стремился выработать научные методы изучения истории.

Монастырь Мон Сен-Мишель. 11—15 вв. Франция.

Монастырь Мон Сен-Мишель. 11—15 вв.

  С 16 в. во Франция начали развиваться вспомогательные исторические дисциплины: метрология и хронология (Ж. Скалигер); в 17 в. мавристами (Ж. Мабильон, Б. Монфокон) было положено начало палеографии, дипломатике; стали издаваться исторические источники и многотомные исторические работы (в т. ч. истории французских провинций), основанные на источниках. Критикой и публикацией источников занимались и светские эрудиты 17 в. (Л. Ж. Брекиньи, Э. Балюз, Ш. Дюканж). В 17 в. заложены научные основы византиноведения (Дюканж).

  В 18 в. в ходе идеологической подготовки Великой французской революции идейная борьба между буржуазией и реакционным дворянством проявилась в историографии в полемике между романистами (Ж. Дюбо) и германистами (А. Буленвилье) по вопросу о происхождении общественно-политического строя Франция В исторической науке 18 в. доминировали идеи Просвещения: подход к проблемам истории с позиций рационализма, отказ от теологического объяснения исторического процесса. Просветители выдвинули идею расширения географических рамок истории, воссоздания всемирной истории (одним из первых, вышедших за рамки европоцентризма, был Вольтер), теорию исторического прогресса (Ж. Кондорсе и др.), учение о влиянии на общественное развитие естественной географической среды (Монтескье). Примыкая к просветителям, Ж. Ж. Руссо, однако, отказался считать исторический прогресс абсолютным благом, ибо видел его внутреннюю противоречивость в условиях антагонистического общества.

  Великая французская революция оказала глубокое воздействие на развитие французской исторической мысли и историографии. На непосредственном опыте революции базировалась проникнутая историзмом концепция А. Барнава, который связывал политические изменения и революции в Европе 16—18 вв. с изменением форм собственности. Идеологи утопического коммунизма Г. Бабёф и бабувисты увидели в истории непрерывную борьбу угнетателей и угнетённых, т. е. борьбу классов. Выдающееся достижение исторической мысли 1-й половины 19 в. — философско-историческая концепция социалиста-утописта А. Сен-Симона, согласно которой развитие человечества — закономерная и прогрессивная смена общественных систем, завершающаяся установлением общества без эксплуатации. Оставаясь идеалистом в понимании истории, Сен-Симон придавал, однако, большое значение в историческом процессе формам производства, собственности и классовой борьбе.

  В 1-й половине 19 в. во франц. историографии преобладало романтическое направление. Представители реакционного романтизма (Ж. де Местр, Л. Бональд, Франция Шатобриан, Ж. Мишо, Ж. Монлозье) противопоставили идеям Просвещения провиденциализм, апологию средневековья и католицизма. Но ведущие позиции занимали либерально-буржуазные историки. Ими была создана буржуазная теория классов и классовой борьбы и под этим углом зрения рассмотрена история средних веков (О. Тьерри, Франция Гизо), история английской (Гизо) и французской (Франция Минье, А. Тьер) буржуазных революций. В 30-е гг. возникло мелкобуржузно-демократическое течение во французском романтизме; его крупнейшим представителем был Ж. Мишле (считавший главной силой французской истории не буржуазию, а простой народ). В 30—60-е гг. изучали историю Великой французской революции с позиций мелкобуржуазного социализмаФранция Бюше, Л. Блан, утопического коммунизмаЭ. Кабе, Г. Тридон, с радикально-демократических позиций — Ж. Авенель. Революция 1848 побудила буржуазных историков к пересмотру наиболее радикальных концепций, выдвинутых в пору борьбы буржуазии с дворянством. На дальнейшем развитии буржуазной историографии сказались взгляды А. Токвиля, пытавшегося доказать ненужность Великой французской революции. Непосредственной реакцией на Парижскую Коммуну 1871 был пересмотр с реакционных позиций истории Великой французской революции И. Тэном и его последователями. В конце 19 — начале 20 вв. в буржуазной исторической науке превалировал позитивизм. Сильными сторонами позитивистской историографии во Франция были убеждение в познавательных возможностях истории как науки, выработка приёмов критического изучения источников. Научная и классовая ограниченность буржуазных историков-позитивистов проявлялась во враждебности к социализму и революционным концепциям исторического развития, в их приверженности к эволюционизму и плюрализму (см. Факторов теория); для многих из них был характерен отказ от широких синтетических обобщений. В этот период расширялось историческое образование, совершенствовалась организация исторической науки (учреждение новых кафедр истории в университетах, исторических обществ, исторических журналов и др.). Большую роль в перестройке исторической науки играл Г. Моно, основавший в 1876 1-й общеисторический журнал «Revue historique». В области древней истории прославился работами по раннему христианству Ж. Э. Ренан. Значительное развитие получила медиевистика. Буржуазные историки-позитивисты отказались от некоторых завоевании французской историографии начала 19 в., прежде всего от её понимания классовой борьбы как движущей силы истории в средние века. преимущественно внимание уделялось истории средневековых социальных учреждений, в особенности государства и права (Моно, Э. Лависс, А. Жири, А. Люшер, Ш. Ланглуа, Ш. Сеньобос). Начало специальному изучению аграрных отношений раннего средневековья положил Н. Д. Фюстель де Куланж, выдвинувший концепцию континуитета (непрерывности) при переходе от античности к средневековью (в чём отразилась его враждебность к революции). С критикой выводов Фюстель де Куланжа выступили сторонники общинной теории Э. Глассон, П. Виолле, Ж. Флак. Историко-экономическое направление в медиевистике представляли Г. Фаньез, Э. Левассёр, А. Се (два последних изучали также экономическую историю нового времени). В конце 19 — начале 20 вв. выделилась специальная отрасль исторической науки, исследующая историю Великой французской революции; ведущую роль в этой отрасли играло буржуазно-республиканское направление (А. Олар, Франция Саньяк и др.). Реваншистские настроения французских господствующих классов после поражения Франция во франко-прус. войне 1870—71 сказались в усиленном внимании к истории наполеоновских войн и внешней политики Наполеона I. Этой проблематикой занимались с националистических позиций преимущественно праволиберальные и консервативные историки т. н. «академические школы» (в своём большинстве — члены Французской академии): А. Сорель, А. Вандаль, Франция Массон, Л. Мадлен. Значительно активизировалось также изучение истории др. стран Европы (России — А. Рамбо, Германии — Лависс, Великобритании — Э. Галеви, П. Манту). Проявлением начавшегося на рубеже 19—20 вв. кризиса буржуазной исторической мысли явилось «критическое направление» в медиевистике. Оно подвергло пересмотру с реакционных методологических позиций позитивистские буржуазно-либеральные исторические концепции 2-й половины 19 в.; однако оно не заняло господствующего положения во французской историографии (заметнее всего «критическое направление» прослеживается в области истории средневекового государства — в работах Ш. Пти-Дютайи). Позитивисты (Олар, Саньяк, Ж. Пажес и др.) продолжали сохранять преобладающие позиции в исторической науке.

Франция. Архитектура 17—20 вв. Г. Жилле. Церковь Нотр-Дам в Руайане. 1954—59. Франция.

Франция. Архитектура 17—20 вв. Г. Жилле. Церковь Нотр-Дам в Руайане. 1954—59.

  В 80-е гг. 19 в. во французской историографии зародилось марксистское направление. Теоретическими проблемами материалистического понимания истории, критикой буржуазной методологии истории много занимался П. Лафарг, создавший также ряд ценных трудов, посвященных Франция конца 19 — начала 20 вв. Под определённым влиянием марксизма развивалась окрепшая в начале 20 в. социалистическая историография (Ж. Жорес, Ж. Ренар, П. Луи, А. Зеваэс и др.), хотя ей были присущи реформистские и эклектические тенденции, отразившиеся, в частности, в коллективной «Социалистической истории» (руководитель и автор лучших её томов — Жорес).

  Влияние марксизма усилилось после Октябрьской революции 1917 в России, образования в 1920 ФКП. Руководители ФКП М. Торез, М. Кашен, Ж. Дюкло придавали большое значение изучению истории, обращались в своих работах к осмыслению революционных традиций французского народа. В 30-х гг. сформировалось первое поколение профессиональных историков-марксистов (Ж. Брюа, О. Корню, А. Собуль и др.). Наметились значительные изменения и во французской буржуазной историографии. Выявилась слабость позитивистской (преимущественно описательной) историографии, её неспособность выработать синтетическую концепцию исторического процесса и противостоять росту влияния марксизма-ленинизма. Развитие естественных наук также стимулировало пересмотр познавательных методов исторической науки. Появились школы, пытавшиеся модернизировать буржуазную историческую науку, искавшие новые пути в историческом исследовании. Большое влияние на эти поиски оказали идеи французской социологической школы Э. Дюркгейма, теория «культурно-исторического синтеза» А. Вера, географическая школа (Видаль де ла Блаш), изучавшая воздействие на общество природного окружения и демографических процессов. В 30-е гг. 20 в. складывается т. н. школа «Анналов» вокруг нового журнала «Annales d'histoire économique et sociale» (основан в 1929 М. Блоком и Л. Февром, в 1946 переименован на «Annales. Economies, sociétés, civilisations»). Критикуя историко-политическую описательную историографию и отвергая вместе с тем исторический материализм как целостную теорию исторического процесса, эта школа настаивала на создании «глобальной» истории на основе исследования экономических и социальных явлений, а также «коллективной психологии», выдвигала идею развития тесных связей исторической науки с др. «науками о человеке». В 30-е гг. в изучении социально-экономической истории нового времени возникло направление (особую роль в нём играл историк-социалист Э. Лабрус), выдвинувшее на первый план статистические исследование циклических движений цен и доходов, рассматривавшихся как ключ к объяснению исторического процесса. В отображении истории Великой французской революции на смену буржуазно-либеральной школе Олара пришло радикально-демократическое направление А. Матьеза (развернувшего исследование народного движения и социальной политики якобинской диктатуры), с 1932 возглавленное прогрессивным историком, испытавшим воздействие марксизма, Ж. Лефевром (изучал революцию «снизу», т. е. положение и роль в ней народных масс, прежде всего крестьянства). Лабрус и Лефевр оказали большое влияние на французскую историческую науку периода после 2-й мировой войны 1939—45.

  Между 1-й и 2-й мировыми войнами внимание многих историков привлекли проблемы подготовки и истории 1-й мировой войны 1914—18. В основном буржуазные историки оправдывали внешнюю политику Франция (П. Ренувен и др.). Усилился интерес к т. н. «колониальной истории» (А. Мартино, Г. Аното и др.); в работах обосновывался тезис о якобы «цивилизаторской» миссии французского колониализма. Победа Октябрьской революции 1917 способствовала некоторому оживлению интереса к истории Парижской Коммуны 1871, ей был посвящен ряд работ и реакционных (Ж. Ларонз) и либерально-буржуазных (Сеньобос) историков; с социал-реформистских позиций Коммуна рассматривалась в работах Ж. Буржена. Историю рабочего и социалистического движения по-прежнему изучали главным образом историки социал-реформистского (Зеваэс, Э. Доллеан) и анархо-синдикалистского (П. Луи) толка.

  После 2-й мировой войны развитие мирового революционного процесса, научно-техническая революция, рост влияния марксизма обусловили существенную перестройку буржуазной историографии. В отличие от западногерманской и англосаксонской, во французской исторической науке не получили значительного распространения неокантианские идеи (среди видных историков их сторонником был лишь А. Марру). Увлечение некоторых историков (М. Фуко) структурализмом, воспринятым из этнологии (К. Леви-Строс), также не нашло широкого отражения в конкретных исторических исследованиях. В 50—60-х гг. наиболее влиятельным течением была школа «Анналов». Крупнейший историк этого направления — Франция Бродель (фактически возглавлявший его до конца 60-х гг.). В послевоенные годы в практику исследований вошли количественные методы обработки массовых («серийных») источников, с 60-х гг. — с применением современной вычислительной техники. Большое место в проблематике заняла история материальной жизни общества; были созданы (и создаются) работы по социально-экономической (особенно аграрной) истории средних веков и начала нового времени, по 18 в. включительно (Ж. Дюби, П. Губер, П. де Сен-Жакоб, Э. Ле Руа Ладюри), по истории «экономических конъюнктур» (Р. Берель), торгового обмена (П. Шоню); ведутся региональные и отраслевые исследования по истории промышленности и транспорта в новое время (П. Леон, Франция Карон, М. Жилле), банков (Ж. Бувье, Б. Жиль), по истории буржуазии 18—19 вв. (Ж. Санту, А. Домар, А. Ж. Тюдеск). Значительное развитие получила историческая демография (М. Ренар, А. Арманго), которая выделилась в особую дисциплину с собственным периодическим изданием («Annales de la démographic historique»). Одним из быстро развивающихся участков историографии является исследование социально-исторической психологии (Р. Мандру, М. Вовель). В изучении истории международных отношений исследователи стали также обращаться к социально-экономическим, демографическим и психологическим «факторам» (Ренувен, Ж. Б. Дюрозель). Возрос интерес к истории России и славянских стран (Р. Порталь), Германии (Ж. Дроз), государств Африки, Азии, Латинской Америки (Г. Дешан и др.). Ряд историков обратился к широким синтетическим исследованиям, охватывающим историю крупных регионов и мира в целом (Бродель, Ж. Ле Гофф). Многие труды французских учёных содержат ценные материалы, интересны их частные выводы, которые, однако, не могут заменить целостной монистической теории исторического процесса. Отвергая исторический материализм, французские буржуазные историки придерживаются той или иной разновидности экономического материализма (географизм, техницизм) либо, чаще всего, — концепции, близкой к позитивистской «теории факторов». Признавая большое значение в историческом процессе материальных условий, буржуазная историография концентрирует внимание на истории техники, обмена, на изучении природной среды обитания человека, оставляя зачастую в стороневажнейший качественный аспект материальной жизни — производственные отношения, исторически обусловленные формы собственности. Для послевоенной буржуазной историографии (в частности, для школы «Анналов») типично преуменьшение роли политических потрясений, прежде всего революций, в историческом развитии. Работы по истории социальных структур и народных движений в средние века и в новое время нередко отчётливо направлены против марксистской концепции классов и классовой борьбы (Р. Мунье, М. Молла, Франция Вольф, Ле Руа Ладюри). Предпринимаются атаки на марксистско-ленинскую концепцию Великой французской революции (Франция Фюре, Д. Рише). Некоторые историки-экономисты (Ж. Марчевский, Ж. Тутен) пытаются создать чисто «количественную» экономическую историю, полностью игнорирующую социально-классовые аспекты экономического развития. В то же время всё чаще профессиональные историки концентрируют своё внимание на истории рабочего класса и рабочего движения 19—20 вв. (Ж. Метрон, М. Агюлон, Р. Трампе, М. Перро); создан специальный исследовательский центр и журнал «Le mouvement social», в котором участвуют приверженцы различных направлений, главным образом левой ориентации. Некоторые буржуазные историки (А. Крижель) рассматривают историю рабочего движения с позиций борьбы против марксизма-ленинизма. Большое внимание уделяется разработке истории 2-й мировой войны и Движения Сопротивления (А. Мишель); ещё в 1944—45 был основан Комитет по истории 2-й мировой войны. Широкое развитие получила «политология», возникшая ещё перед войной (А. Зигфрид); политологи (Франция Гогель, М. Дюверже, Р. Ремон) изучают историю и типологию политических партий и государственных учреждений, историю выборов. Актуальной остаётся т. н. колониальная история; в буржуазной историографии преобладает «неоколониалистская» концепция (А. Брюншвиг, Г. Дешан); демократическую струю в разработке колониальной истории представляет левый социалист Ш.-А. Жюльен.

Франция. Борцы Сопротивления на улицах Парижа во время антифашистского вооружённого восстания. Август 1944. Франция.

Франция. Борцы Сопротивления на улицах Парижа во время антифашистского вооружённого восстания. Август 1944.

  В послевоенные годы значительно усилилось марксистское направление; выдвинулся ряд историков-марксистов, пользующихся широким научным авторитетом во Франция и за её пределами (по аграрной истории средних веков и начала нового времени — Ш. Парен; по социально-экономической истории Испании — П. Вилар; по истории Великой французской революции — Собуль; по истории революционного, рабочего и социалистического движения 19—20 вв. — Дюкло, Брюа, К. Виллар, Ж. Дотри, Э. Терсан, М. Шури). Марксисты уделяют много внимания новейшей истории. Вышли коллективный труд по истории ФКП (под руковоством Дюкло и Франция Бийу), работы по истории Народного фронта (К. Виллар и П. Шамбаз), Движения Сопротивления (А. Герен); исследуется история народов бывших французских колоний — Центральной и Западной Африки (Ж. Сюре-Каналь), Мадагаскара (П. Буато). В 1959 по инициативе ФКП был организован Центр марксистских исследований (СЕРМ), в 1964 — институт Мориса Тореза при ЦК ФКП.

  Основные исторические журналы: «Revue historique»(c 1876); «Revue de synthèse» (с 1900);»Revue d'histoire économique et sociale» (с 1908); «Annales. Economies, sociétés, civilisations» (с 1929); «Cahiers d'histoirede I'lnstitut Maurice Thorez» (с 1966).

  А. Д. Люблинская (до 1789),

  А. В. Адо (с 1789).

 

Экономическая наука. Становление экономической науки во Франция как самостоятельной отрасли знаний началось в 17 в. Виднейшим представителем меркантилизма во Франция был А. Монкретьен (он же ввёл термин «политическая экономия»). Родоначальник французской классической буржуазной политической экономииП. Буагильбер явился одним из создателей теории трудовой стоимости. Его идеи получили дальнейшее развитие трудах физиократов Франция Кенэ, А. Тюрго и др. С критикой феодальных производственных отношений выступили французские просветители. Со 2-й половины 18 в. во Франция получили развитие теории утопического социализма. Учения Морелли и Г. Мабли, а затем Г. Бабёфа, Э. Кабе, К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье оказали значительное влияние на формирование марксистской теории.

  В 1-й половине 19 в. во Франция зародилась вульгарная политическая экономия. Её основоположник Ж. Б. Сей выдвинул теорию трёх факторов производства. Большое влияние на буржуазную теорию воспроизводства оказало его положение о невозможности кризисов перепроизводства. Идеи вульгарной политической экономии развивал также Франция Бастиа (гармонии интересов теория). Концепции Сея и Бастиа послужили основой для разработки теорий либерализма, получивших заметное распространение во французской экономической науке вплоть до середины 20 в.

  В 1-й половине 19 в. во Франция свои концепции выдвинули мелкобуржуазные социалисты (П. Ж. Прудон и др.). Они считали промышленный переворот источником всех коллизий капиталистического общества, однако защищали принцип частной собственности на средства производства. Французские мелкобуржуазные социалисты подвергли критике вывод А. Смита и Д. Рикардо об абсолютной прогрессивности капитализма, указав на его противоречия. Их взгляды положили начало мелкобуржуазной политической экономии. С 60-х гг. 19 в. в экономической науке Франция получил распространение маржинализм (А. Курно и др.). В 70—80-е гг. во Франция стало известно экономическое учение К. Маркса. Видными его пропагандистами явились П. Лафарг и Ж. Гед.

  В 1-й половине 20 в. французские экономисты достигли значительных результатов в разработке теории государственных финансов. Заметным явлением стал «принцип акселерации» А. Афтальона (см. Акселератор), получивший признание буржуазных экономистов. В начале 20 в. Ш. Жид выступил с теорией «кооперативного социализма», утопический характер которой был вскрыт В. И. Лениным.

  После 2-й мировой войны значительное развитие получила марксистская политическая экономия. Экономисты-марксисты внесли большой вклад в изучение структуры и тенденций развития французской экономики, общего кризиса капитализма (М. Торез, В. Роше, Ж. Дюкло, Ж. Марше, П. Боккара, А. Клод, Франция Эрцог и др.). Особое значение для развития марксистской экономической мысли имели международная теоретическая конференция по проблемам государственно-монополистического капитализма, организованная ЦК ФКП в Шуазиле-Руа (1966), а также выход в свет труда «Государственно-монополистический капитализм. Очерки марксистской политической экономии» (т. 1—2, 1971), подготовленного ЦК ФКП. Важным этапом в разработке экономических и социальных проблем, стоящих перед Франция, стала совместная правительственная программа левых сил, опубликованная в 1972 ФКП и Социалистической Партией.

  Под воздействием успехов социализма и усиления неустойчивости капитализма в 50—60-е гг. во Франция получили распространение логически взаимосвязанные апологетические концепции: теория «планового капитализма» (П. Боше, Франция Перру и др.),теория «индустриального общества», различные аспекты которой пропагандируют Р. Арон («два типа индустриального общества»), Ж. Фурастьеобщество изобилия»), Ж. Эллюль («технологическое общество») и др., теория конвергенции (М. Дюверже, Ж. Мок и др.).

  На буржуазную экономическую мысль Франция в послевоенный период оказывают заметное влияние кейнсианство и неоклассическое направление, концепции которых в основном разработаны английскими, американскими и немецкими буржуазными экономистами. Большую роль играет социологическое направление (Франция Перру, Франция Блок-Лене, К. Грюзон, Ж. Лекайон, А. Маршаль, П. Массе и др.), для которого характерен макроэкономический подход к экономическим явлениям с учётом процессов, происходящих в социальной сфере. Оно заметно отразилось в 40—50-х гг. на теории и практике государственного регулирования и программирования (в частности, на разработке системы национального счетоводства, ставшей самой совершенной в капиталистическом мире). В противовес социологическому направлению в 60-х гг. 20 в. возникает т. н. новая французская школа (С. К. Кольм, Э. Малинво, Т. де Монбриаль, Л. Столерю и др.), опирающаяся на неоклассические концепции и на разработанные в 20—50-е гг. на их основе Ж. Рюэфом и М. Алле денежно-кредитные и валютные теории. Неоклассические концепции были использованы во 2-й половине 60-х — начале 70-х гг. для обоснования замены некоторых прямых форм государственной регламентации рыночным и частным монополистическим регулированием. Неоклассики дали общее направление экономической политике Франция (т. н. индустриальный императив), в которой приоритет отдаётся государственной поддержке ведущих монополий. Однако с середины 70-х гг. в обстановке углубления кризисных явлений их влияние несколько ослабло. В целях преодоления отраслевых и региональных диспропорций в экономике и повышения её эффективности правящие круги Франция начали пересматривать экономическую политику, что находит выражение в ограниченных социально-экономических преобразованиях. Большое внимание уделяется разработке проблем международных экономических отношений (Ж. Марси; М. Бие, Г. де Лашарьер и др.).

  Научные исследования в области экономики осуществляются: Национальным институтом статистики и экономических исследований (основан в 1946), Национальным институтом демографических исследований (основан в 1945), Национальным институтом агрономических исследований (основан в 1946), институтом прикладной экономической науки (основан в 1944), Центром по исследованию социально-экономических проблем (основан в 1961), обществом по исследованию проблем экономического и социального развития (основано в 1958), экономическими факультетами университетов, экономическими школами, исследовательскими центрами банков, министерством экономики и финансов и некоторыми др. государственными учреждениями. Экономические журналы: «Revue d'économie politique» (с 1887), «Revue économique» (с 1950), «Les collections de I'INSEE» (с 1969), «Economic etstatistique» (с 1969), «Statistiqueset études financières» (с 1949), «L'Expansion» (с 1967), «Le Nouvel Ecopomiste» (с 1975). Статьи по вопросам экономики публикуются также в теоретическом журнале ФКП: «Cahiers du communisme» (с 1924), «Economie et politique» (с 1954).

  В. Ю. Пресняков.

 

  Географическая наука. Первоначально научные интересы французских географов шли в направлении создания серии книг «Всемирная география» под руководством Э. Реклю. Это направление породило традицию живописных характеристик Земли с преимущественно интересом к населяющим её людям; т. о., страноведение стало как бы стержнем географии. Она развивалась главным образом как «университетская наука». К концу 19 в. сложилась т. н. французская школа «географии человека», основоположником которой явился П. Видаль де ла Блаш, разработавший синтетические характеристики дробных ареалов («pays») Франция В 1930—40-х гг. её представители — Ж. Брюн, А. Деманжон, Р. Бланшар и др. создали новую многотомную «Всемирную географию», включившую комплексные региональные характеристики стран мира.

  Характерной чертой этой школы было преобладание теоретических принципов географического поссибилизма и историзм; последний усиливал внимание к социальным вопросам (но без должного понимания значения классовой структуры общества и ведущей роли производства). Несмотря на появление специальных исследований в области физической географии (Э. Мартонн, А. Боли, Ж. Дрешидр.), центр тяжести по-прежнему лежит в создании страноведческих трудов (в частности, по Северной Америке, Средиземноморью, Северной Африке). Крупным представителем школы в её традиционной форме был М. Сор, создавший в 1947—52 3-томный труд «Основы географии человека», весьма многопланово анализирующий природные, социально-технические, медико-биологические и др. условия среды обитания населения.

  С 1950-х гг. развитие географии во Франция идёт в сторону постепенного «растворения» наследства школы «географии человека» и усиления специализации. География населения, выделяясь в особую дисциплину, сильно демографизируется (Ж. Божё-Гарнье, Ж. Вейре-Верне). Для географических характеристик всё шире привлекаются количественно-математические методы и экономико-географические показатели. Попытки территориального планирования французские экономики стимулируют появление региональных атласов и ряда работ по обоснованию «регионов тяготения» (Ж. Лабас и др.), по развитию сети городов (Ж. Копполани и др.) и т. д.; различные аспекты урбанизма вообще становятся едва ли не ведущей темой во французской географии (Ж. Шабо, Ж. Бастье, М. Рошфор и многие др.), причём проблемы городов и расселения трактуются в ряде случаев уже с марксистских или близких к ним позиций (П. Жорж, И. Лакост и др.). Растет число исследований в различных областях экономической географии. Прогрессивный характер получает стремление развивать прикладные аспекты географии (теоретически обосновано М. Флиппонно), в результате чего география закрепляет свои позиции в ряде специальных научных центров (например, по урбанистике, районной планировке и туризму).

  Сохраняя позиции единства географии, поддерживаемого традиционным господством регионализма, французские географы считают себя «специалистами по комплексам» (выражение принадлежит Ж. Божё-Гарнье, 1974). Усиливается разработка теоретических проблем, освоение системных подходов. Одна из поздних работ французских географов — 36 книг серии Магеллан («География и её проблемы»), завершенная под руководством П. Жоржа. Её отдельные тома посвящены экономико-географической характеристике стран мира и проблемам отдельных отраслей географии.

  Французская география оказала значительное влияние на развитие научных школ в странах Африки и Латинской Америки (работы О. Бернара, Ж. Дреша, М. Ле-Ланну, П. Монбейга и др.), в Канаде (Р. Бланшари др.), Италии и др. странах. Научные объединения географов: Ассоциация географов Франции (тесно связана с институтом географии Парижского университета), Географическое общество [публикует «Acta geographica» (с 1947), «Annales de géographic» (с 1891; с 1942 — официальный бюллетень Парижского географического общества)]. Издаётся также ряд региональных географических журналов.

  В. В. Покшишевский.

 

Юридическая наука. Юридическая наука традиционно занимает во Франция важное место в национальной культуре и системе общественных наук. Её истоки восходят к 13 в., когда сложились 3 направления правовых исследований: 1) систематизация и интерпретация обычного права (например, «Кутюмы Бовуази» Франция де Бомануара); 2) изучение в университетах римского права в традициях глоссаторов и постглоссаторов; 3) разработка и систематизация канонического права. В 14—16 вв. изучением обычного права занимались многие авторы (Ж. Буийе, Ш. дю Мулен, А. Луазель и др.). Наиболее известна книга Буржона «Общее право Франции и обычаи Парижа, изложенные как принципы» (1747). В области изучения римского права сложилась т. н. гуманистическая или французская школа, ставившая своей задачей восстановление римского права в чистом виде с освобождением его от всех позднейших наслоений. Виднейшими представителями этой школы были Ж. Кюжас (Куяций, 1522—90) и Х. Доно (Донеллус, 1527—91). В 14—16 вв. изучение обычного права и римского права сливается в единое направление, однако сохраняется деление на легистов (т. е. юристов светского римского права, как правило, сторонников королевской власти) и декретистов (т. е. юристов канонического права). К числу легистов может быть отнесён и известный учёный Ж. Боден, выдвинувший такое важное понятие государственно-правовой науки, как суверенитет.

Франция. Архитектура 7—17 вв. Ратуша в Сен-Кантене (Пикардия). 1351—1509. Франция.

Франция. Архитектура 7—17 вв. Ратуша в Сен-Кантене (Пикардия). 1351—1509.

  В 17 в. на юридических факультетах всех университетов Франция было введено преподавание французского права и учрежден титул «профессор французского права». Среди первых профессоров французского права особую известность приобрёл Р. Потье («Курс обязательственного права», 1761—64, использованный в начале 18 в. при подготовке т. н. Кодекса Наполеона).

  Большую роль в прогрессивном развитии правовой мысли сыграли французские просветители 18 в. (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, Гельвеций, Гольбах и др.). Конкретизируя исходные положения своей социальной философии — идею неотчуждаемых прав человека и гражданина (см. Естественное право), антиабсолютистское требование заменить правление людей правлением закона — идеологи Просвещения разработали ряд важнейших демократических принципов государственного устройства, правотворчества, правосудия, юридической ответственности и др., которые стали действующими правовыми принципами законодательства Великой французской революции. Как отмечал Франция Энгельс, учение французского Просвещения дало текст для «Декларации прав человека» (см. К. Маркс, Франция Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 311). Многие деятели Французской революции известны своими исследованиями в области права [например, работы Ж. П. Марата «План уголовного законодательства» (1780), Ж. П. Бриссо «Теория уголовных законов» (1781) и др.].

  В 1-й половине 19 в. во французской юридической науке утвердился позитивизм, на позициях которого стояла т. н. школа экзегезов, представители которой занимались в основном комментированием французского гражданского кодекса 1804, в этом же направлении велось преподавание права в университетах. Наиболее видные представители школы экзегезов (т. н. великие комментаторы): А. Дюрантон, автор «Курса французского права, соответствующего гражданскому кодексу», т. 1—22 (1834—42), Ш. Обри и Ш. Ро («Курс французского гражданского права», т. 1—8, 1869—78), Ш. Демоломо («Курс Кодекса Наполеона», т. 1—31, 1845—82), В. Маркаде («Теоретическое и практическое объяснение Кодекса Наполеона», т. 1—12, 1866—67) и др. Позитивистские принципы господствовали также в науке уголовного права (см. Классическая школа уголовного права), административного и государственного права [т. н. юридическая школа (Л. Мишу, Г. Жезе, А. Эсмен, Р. Карре де Мальтерг и др.), отражавшая идеи буржуазного либерализма]. К концу 19 в. школа экзегезов утратила своё значение, хотя многие курсы, снискавшие в 20 в. репутацию «классических» (например, курсы гражданского права М. Планиоля, Ж. Рипера, Колена — Капитана, Л. Жюллио де ла Морандьера), написаны в её традициях. Переориентация юридической науки в конце 19 — начале 20 вв. отразила процесс приспособления буржуазного права к условиям монополистического, а затем и государственно-монополистического капитализма, что потребовало модификации ряда правовых институтов и принципов. На смену характерного для позитивизма культа закона приходит требование свободного судейского усмотрения — т. н. школа свободного права (Франция Жени, Ж. Крюэ, Р. Салейль и др.). Социологическая ориентация юридической науки выражена в работах Л. Дюги, А. Ориу (см. также Институционализм), в области гражданского права — в трудах Г. Морена, Р. Саватье и др.

  В юридической науке во Франция ранее, чем в др. буржуазных странах, развивается сравнительное правоведение (Общество сравнительного законодательства было создано в 1869); наиболее видными представителями этого направления в 1-й половине 20 в. были Р. Салейль и Э. Ламбер, в 40—60-х гг. 20 в. — Р. Давид.

  Развитие французской юридической науки после 2-й мировой войны 1939—45 проходит под знаком её дальнейшей социологизации и политизации. Новая политическая наука, сложившаяся на стыке социологии и науки конституционного права, придала юридической науке и её преподаванию политологический характер (М. Дюверже, Ж. Бюрдо, А. Ориу и др.). Аналогичный процесс происходит в таких дисциплинах, как международное публичное право и международные отношения (К. Кольар и др.). В результате усиления борьбы рабочего класса за свои социальные права активизировалась наука трудового права (Ж. Лион-Кан, Г. Камерлинк, А. Давид и др.). Повысилось значение науки административного права (М. Валин, Ж. Ведель, Ж. Риверо, П. Лавинь, Г. Бребан и др.). В области уголовно-правовых дисциплин (наиболее известные представители — Ж. Пинатель, П. Буза) усилилось внимание к криминологии; сложилась концепция т. н. новой социальной защиты, развитая М. Анселем (см.также «Социальной защиты» теория). Новейшая литература по общей теории права и

философии права, в которой сильно влияние неотомизма, незначительна; социология права представлена работами Ж. Гурвича, Л. Леви-Брюля, Ж. Карбонье.

Л. Лево. Замок-дворец Во-ле-Виконт (Иль-де-Франс) 1656—61. Франция.

Л. Лево. Замок-дворец Во-ле-Виконт (Иль-де-Франс) 1656—61.

  Социалистическая политико-правовая мысль во Франция развивалась по преимуществу вне рамок официальной юридической науки. Её истоки восходят к учениям социалистов-утопистов 18 в. Ж. Мелье, Г. Мабли, Морелли, Г. Бабёфа, Сен-Симона и др. Распространение марксистских взглядов на государство и право связано с именами Ж. Геда и особенно П. Лафарга; в 70-х гг. 20 в. следует отметить книги М. и Р. Вейль «Революция и перспективы права» (1974), А. и Франция Демишель и М. Пикемаля «Институты и власть во Франции. Институционное отражение государственно-монополистического капитализма» (1975). Научно-исследовательская деятельность в области права ведётся по преимуществу в рамках университетов.

  Основные юридические журналы: прогрессивный журнал «Revue de droit contemporain» (с 1954), издается Международной ассоциацией юристов-демократов; «Revue internationale de droit comparé« (с 1869), «Revue historique de droit français et étranger» (с 1855), «Revue trimestrielle de droit civil» (с 1902), «Journal du droit international» (с 1874), «Revue générale de droit international public» (с 1894), «Revue de science criminelle et de droit pénal comparé« (с 1936), «Revue du droit public et de la science politique en France et à I'etranger» (с 1894), «Revue française de science politique» (с 1951), «Archives de philosophic du droit» (с 1957), «Droit social» (с 1938).

  В. А. Туманов.

 

Языкознание. В средние века вопросы языка обсуждались в связи с участием французских философов в спорах о природе словесных наименований (см. Номинализм). Издавались пособия для изучения латинского языка. Становление языкознания как науки относится к 16 в., когда начинает изучаться французский язык, становящийся национальным языком страны, а также др. языки («Словарь латинского языка» Р. Этьенна, т. 1—2, 1532), создаются первые двуязычные словари и грамматики иностранных языков, делаются первые попытки классификации языков (Ж. Скалигер, 1599). Выходят первые грамматики французского языка на латинском (Ж. Дюбуа, 1531) и французском (Л. Мегре, 1550) языках, активно обсуждаются проблемы орфографии. Зарождается разработка языковых проблем в двух аспектах: нормативном (труды Мегре, где впервые представлено понятие нормы) и сравнительном (грамматики А. Этьенна, сопоставлявшего французский язык с греческим и латинским языками и др.). В 17—18 вв. языкознание развивалось в связи с изучением французского языка, описание и нормативная фиксация которого была важной общественной задачей. Разрабатываются два подхода к языку: нормативный — труды грамматистов К. Франция Вожла, Д. Буура и др., ориентировавших литературную норму на язык образованных (придворных) кругов общества, и логико-философский — Пор-Рояля грамматика, где в качестве критерия правильности языковых норм выступает понятие «разума». Эта грамматика — первая попытка универсально-типологической грамматики на логической основе — знаменовала собой начало общего языкознания и повлияла на французских грамматистов 18 в., углубивших изучение языка, особенно в области синтаксиса сложного предложения (грамматики Н. Бозе, С. Дюмарсе, Э. Кондильяка). Развивается одноязычная лексикография — толковые словари Ж. Нико (1606), А. Фюретьера (1690), словарь Академии (1-е изд. 1694), имевшие большое значение для фиксации языковой нормы. В 17 в. проявляется интерес к этимологии и истории французского языка (труды Ж. Менажа), углубляется изучение классических языков («Словарь средневековой латыни» Ш. Дюканжа, т. 1—3, 1678). В 18 в. учёные обращаются к философским вопросам происхождения языка (сочинения Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро).

  В начале 19 в. начинается изучение санскрита, древнеегипетского, арабского и др. языков. Основы сравнительного изучения романских языков были заложены трудами Франция Ренуара (с 1816). Во 2-й половине 19 в. издаются старые тексты и изучается старофранцузский язык (Г. Парис, П. Мейер), выходят словарь (Франция Годфруа) и грамматики (Э. Литтре, 1863, А. Дармстетер, 1888) старофранцузского языка.

  Конец 19 — 1-я половина 20 вв. характеризуются развитием сравнительно-исторического языкознания, интересом к проблемам общей лингвистики, изучением современного французского языка. Возникают и развиваются отдельные отрасли общего и французского языкознания: семантика (М. Бреаль), фонетика (Ж. П. Руссло, П. Пасси, М. Граммон), грамматика (Ж. Дамурет, Э. Пишон и др.), диалектология (Ж. Жильерон), история языка (Э. Бурсье, Л. Фуле, Ш. Брюно), изучение народного языка (Л. Сенеан), стилистика (Ж. Марузо и др.). Создаются словари французского языка (П. Литтре, П. Ларусса, Дармстетера и др.). Большую роль для развития сравнительно-исторического языкознания сыграли труды работавшего в Париже Франция де Соссюра, А. Мейе и др. Расширяется круг изучаемых языков: исследуются латинский и древнегреческий (А. Эрну, М. Лежен, П. Шантрен), кельтские (Франция Лот), иранский (Э. Бенвенист), славянский (А. Мазон, А. Вайян), финно-угорские (О. Соважо), кавказские (Ж. Дюмезиль), семитские, африканские и др. языки. Проблемам общей лингвистики посвящены труды Мейе, Ж. Вандриеса, А. Делакруа и др. В развитии французского и мирового языкознания важную роль сыграли Парижская социологическая Школа (Мейе, Вандриес и др.), подчёркивавшая социальный характер языковых явлений, лингвогеографическая школа Жильерона, а также лингвисты Женевской школы, разрабатывавшие на материале французского языка некоторые идеи Соссюра. Среди теорий составивших важную веху в развитии французской лингвистической мысли, — анализ языковых фактов от значений к способам выражения (Брюно), психосистематика Г. Гийома, изучающая образование грамматических форм и их актуализацию в речи.

Складывание единого Французского централизованного государства. Франция.

Складывание единого Французского централизованного государства.

  На развитие языкознания во Франция оказывали влияние разные философские направления: картезианство (17—18 вв.), сенсуализм (18 в.), позитивизм (19 в.), социология Э. Дюркгейма (1-я половина 20 в.). В конце 19 — 20 вв. ряд исследователей обращается к марксистской методологии (П. Лафарг, М. Коэн и др.).

  Во 2-й половине 20 в. продолжается изучение французского языка и диалектов, расширяется круг изучаемых языков, исследуются общефилософские и социологические аспекты языка. Существует разнообразие методов и направлений: культурно-социологическое, связывающее факты языка с цивилизацией и историей народа (Э. Бенвенист, Ж. Гугенем, Коэн, Ж. Маторе), функциональное (А. Мартине), структурно-семантическое (П. Потье, А. Ж. Греймас), логическое (Ш. Серрюс, О. Дюкро), структурное с использованием дистрибутивных или трансформационных методов (Л. Теньер, Ж. Дюбуа, Н. Рюве), статистическое (П. Гиро, Ш. Мюллер). Характерно стремление связать проблемы языкознания с семиотикой, социологией, историей цивилизации, литературоведением (теория текста), психологией. Дальнейшее развитие получило прикладное языкознание (лексикография, аудио-визуальная педагогика, экспериментальная фонетика).

  Лингвистические исследования ведутся в секциях Национального совета научных исследований в университетах, в фонетических центрах Парижа, Страсбура, Гренобля, Экса, в лексикографических центрах Безансона и Нанси, использующих автоматические средства обработки текстов. Среди научных лингвистических обществ важнейшее — Парижское лингвистическое общество (с 1864). Основные периодические издания: «Bulletin de la Société de linguistique de Paris» (с 1869), «Revue des langues romanes» (с 1870), «Romania» (с 1872), «Revue de linguistique romane» (с 1925) «Le Français moderne» (с 1933), «Le Français dans le monde» (с 1961), «Etudes de linguistique appliquée» (с 1962), «La Linguistique» (с 1965), «Langages» (с 1966), «Langue française» (с 1969).

  В. Г. Гак.

 

Франция (France), Французская Республика (République Française).

Флаг государственный. Франция. Франция.

Флаг государственный. Франция.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк


  VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
 
  XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
Так же Вы можете узнать о...


Наос (греч. naós), целла (лат.
Силлабическое письмо (от греч. syllabe — слог), слоговое письмо; вид звукового (фонетического) письма, в котором знак (силлабема) передаёт звучание последовательностей согласных и гласных фонем или одних гласных (чаще звучание открытых слогов, см.
Шорта часы, высокоточные маятниковые часы. Названы по имени их изобретателя английского астронома и оптика 18 в.
Высокович Владимир Константинович [16 (28).1.
Кодовая коммутация в телеграфии, автоматическая передача телеграмм по определённым направлениям в соответствии с кодом, указанным в заголовке телеграммы.
Оперативно-розыскные действия, специальные мероприятия органов дознания, направленные на предупреждение и пресечение преступлений, раскрытие совершенных преступлений, розыск лиц, их совершивших, и имущества, которым завладели преступники; включают также выяснение возможных источников доказательственной информации.
Стопор (англ. stopper — пробка, затычка, от stop — затыкать, останавливать), 1) деталь, обеспечивающая неподвижное соединение частей машины в определённом положении.
Абонент (от французского abonner — подписываться), лицо (или учреждение, организация), имеющее право на пользование абонементом.
Горшечный камень, плотная горная порода тёмного зеленовато-серого цвета, состоящая в основном из агрегата мелких чешуек талька и хлорита.
Кубка Франтишек Кубка (Kubka) Франтишек (4.3.1894, Прага, — 7.
Пименов Юрий Иванович Пименов Юрий (Георгий) Иванович [родился 13(26).
Тонирование, см. Окрашивание фотографических изображений.
Ариллус (позднелат. arillus — мантия), кровелька, присемянник, крупный мясистый вырост, развивающийся вокруг семени, начиная от основания его, и более или менее охватывающий семя, играет роль в распространении семян птицами, поедающими А.
Дистиллированная вода, вода, очищенная от растворённых в ней минеральных солей, органических веществ, аммиака, двуокиси углерода и других примесей путём перегонки.
Лубяных культур институт Всесоюзный научно-исследовательский, организован в 1931 в городе Глухове Сумской области УССР, на базе Зональной опытной станции прядильных культур.
Протопопов Александр Дмитриевич [18(30).12.1866 — 19.
Феррохром ,ферросплав, содержащий около 70% Сr (остальное Fe и примеси).
«Бетлехем стил корпорейшен» (Bethlehem Steel Corporation) (США), см.