XII. Печать, радиовещание, телевидение">  XII. Печать, радиовещание, телевидение">  XII. Печать, радиовещание, телевидение">

Франция   XII. Печать, радиовещание, телевидение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФРА
ФРГ
ФРЕ
ФРЁ
ФРИ
ФРО
ФРУ
ФРЫ
ФРЮ
ФРЯ

  XII. Печать, радиовещание, телевидение

  В 1976 во Франция издавалось 96 ежедневных газет общим тиражом свыше 12 млн. экз. и около 15 тыс. др. периодических изданий. В Париже выходят 13 ежедневных газет тиражом около 5 млн. экз. Большинство газет издаётся крупнейшими газетно-издательскими концернами, такими, как Ашетт, монополистическая группа Эрсана и др., или контролируются промышленными монополиями.

  Самые влиятельные ежедневные газеты, выходящие в Париже: «Франс суар» («France-Soir»), с 1941, тираж 712 тыс. экз. (1975), массовая буржуазная газета, контролируется издательской группой Р. Эрсана; «Паризьен либере» («Le Parisien libéré«), с 1944, тираж 540 тыс. экз. (1977), массовая правая газета «бульварного» типа, издается группой Амори; «Фигаро» («Le Figaro»), с 1826, тираж 470 тыс. экз. (1976), правая газета консервативного оттенка, в 1975 перешла в собственность группы Эрсана; «Орор» («L'Aurore»), с 1944, тираж 360,7 тыс. экз. (1975), контролируется текстильной группой М. Буссака; «Монд» («Le Monde»), с 1944, тираж 554,25 тыс. экз. (1976), самая информированная и влиятельная буржуазная газета Франция; «Круа» («La Croix»), с 1880, тираж 132,1 тыс. экз. (1975), издается группой «Баяр пресс», близкой к католической церкви; «Эко» («Les Echos»), с 1908, тираж 64,5 тыс. экз. (1976), орган деловых кругов; «Котидьен де Пари» («Le Quotidien de Paris»), с 1974, тираж 45 тыс. экз. (1975), близка к правому крылу Социалистической партии; «Матен де Пари» («Matin de Paris»), с 1977, тираж около 150 тыс. экз., издается группой К. Пердриеля, левобуржуазная газета; «Ж'энформ» («J'informe»), с 1977, буржуазная газета, близкая к центристам; крупнейшая провинциальная газета буржуазно-центристского толка «Уэст-Франс» («Quest-France»), с 1944, тираж 710,4 тыс. экз. (1975), выходит в г. Ренн.

Франция. Долина реки Ло близ Эспальона. Франция.

Франция. Долина реки Ло близ Эспальона.

  Издания Коммунистической партии: газета «Юманите» («L'Humanité«), с 1904, с 1920 ЦО ФКП, тираж 232,6 тыс. экз. (1977), еженедельники: «Юманите-ди-манш» («L'Humanité Dimanche»), с 1948, тираж 455,9 тыс. экз. (1975), воскресное издание газеты «Юманите»; «Франс нувель» («France Nouvelle»), с 1945, тираж 120 тыс. экз. (1977); «Тер» («La Terre»), с 1933, тираж 200,1 тыс. экз. (1976), газета ФКП для крестьян; крупнейшая провинциальная газета ФКП «Марсельеза» («La Marseillaise»), тираж 120,5 тыс. экз. (1977), издается в г. Марсель и др.

  Наиболее влиятельные буржуазные еженедельные издания: «Нувель обсерватёр» («Le Nouvel Observatcur»), с 1964, тираж 411,8 тыс. экз. (1976), левобуржуазный журнал антикоммунистического оттенка, издается группой Пердриеля; «Экспресс» («L' Express»), с 1953, тираж 698,1 тыс. экз. (1976), массовый еженедельник, близкий к центристским буржуазным партиям, издаётся группой «Экспресс»; «Пуэн» («Le Point»), с 1972, тираж 350 тыс. экз. (1975), издается группой Ашетт; «Пари-матч» («Paris-Match»), с 1949, тираж 723,5 тыс. экз. (1976), крупный иллюстрированный журнал, принадлежит группе Филипаччи. Крупнейшее агентство печатиФранс пресс.

  До 1975 радиовещание и телевидение находились в ведении «Управления французского радиовещания и телевидения» (ОРТФ) — государственной компании (основана в 1939). В 1975 ОРТФ упразднена и вместо неё создано несколько национальных компаний: «Радио-Франс», включающая 3 редакции — «Франс энтер», «Франс кюльтюр» и «Франс мюзик» (каждая передаёт свою программу), и 3 автономные телевизионные компании — «Французская телевизионная компания ТФ-1», «Антенн-2» и «Французская региональное телевидение ТФ-З» (каждая на телевидении имеет свой канал). Радиопередачи за границу ведутся на 5 языках (1977).

 

XIII.Литература

На территории современной Франция существовало несколько литератур, часто находившихся во взаимном контакте. Наиболее ранняя — литература кельтов (галлов), песни и сказания которых не сохранились; её ответвлением стала бретонская литература. На Ю. с 10 в. развивается провансальская литература. Каталонская литература (в Руссильоне) не выходила за региональные рамки. Вплоть до 18 в. во Франция существовала значительная литература на латинском языке.

  Средневековый фольклор восходит к 9 в. — трудовые, свадебные и др. песни, сказания, легенды, сказки, сохранившиеся в поздних обработках и записях. Первые письменные памятники французской литературы относятся ко 2-й половине 9 в. — сочинения на религиозные темы («Кантилена о св. Евлалии» и др.), созданы в русле латинской традиции. В 10—11 вв. в военно-дружинной среде возникли первые эпические поэмы — жесты, создаваемые жонглёрами, знакомыми как с латинской традицией, так и с фольклором. Жесты посвящены событиям национальной истории 8—10 вв. (войны Карла Великого и его потомков с «неверными», феодальные усобицы и т. д.), переосмысленным в духе своего времени. Жесты, воспевающие воинские свершения одного героя, вскоре оформляются в циклы. С именем Карла Великого и его сподвижников связана «Песнь о Роланде». В цикле о Гильоме д’Оранж, где преданный и храбрый вассал противостоит слабому и коварному королю, появляются комические мотивы, усиливаются экзотика и фантастика, возникает любовная тема. Третий цикл (поэмы «Жирар Руссильонский» и многие др.) изображает феодальные усобицы и рисует яркие образы мятежных баронов.

  Жесты записывались с конца 11 в. по 13 в., т. е. уже в пору становления и расцвета куртуазной литературы и возникновения литературы городской. В это же время создаются и многие памятники агиографии, получает распространение литература на латинском языке — «учёная» поэзия и проза (Алан Лилльский, Гвиберт Ножанский, Пьер Абеляр) и полуофициальная лирика вагантов (бродячих школяров). Этот период отмечен ростом образованности, интересом к античности, серьёзными философскими исканиями, складыванием основных жанров средневековой французской литературы. В стихах Гаса Брюле (умер после 1212) и Тибо Шампанского (1201—53) тонко и сильно переданы переживания человека эпохи. Человеческий характер в его формировании и развитии (в т. ч. женский) — в центре рыцарских романов, появившихся около середины 12 в. Первые романы были обработками античных исторических сказаний и эпопей — «Роман об Александре», «Роман о Фивах», «Эней», «Роман о Трое» (Бенуа де Сент-Мора), все созданы в 1140—65. Безразличные к исторической точности, они изображали героев и их окружение типичными представителями феодального общества, основное внимание уделяя ратным подвигам и любовным переживаниям. Первые стихотворные обработки артуровских легенд принадлежат Васу (около 1100 — после 1174), но создателем стихотворного рыцарского романа «бретонского» цикла был Кретьен де Труа (около 1130 — около 1191; «Эрек и Энида», «Ивейн», «Персеваль» и др.). В последней трети 12 в. появились обработки легенды о Тристане и Изольде (Беруля и Тома) и романы о самоотверженной любви двух юных героев, преодолевающих все препятствия («Флуар и Бланшефлор», «Окассен и Николет»). В книгах Жана Ренара (начало 13 в.) — «Коршун», «Гильом из Доля» и др. — содержатся картины обыденной жизни. В 13 в. в процессе складывания в сложные циклы возникла обширная прозаическая обработка артуровских сюжетов, а также серия прозаических романов на византийском материале («Роман о Кассиодоре» и др.). Наиболее значительные образцы куртуазной новеллы (лэ) — произведения Марии Французской (конец 12 в.). Куртуазные идеалы нашли в 13 в. аллегорическое истолкование в «Романе о Розе» Гильома де Лорриса. Его поэму продолжил около 1270 Жан де Мен. В 12 в. зародилась историография, выдвинувшая Ж. Виллардуэна (около 1150 — около 1213), Ж. де Жуанвиля (около 1224 — 1317), Ж. Фруассара (около 1337 — после 1404) и др., а на пороге Возрождения — Франция де Комина (1447—1511). В 12 в. складывается и театр, выделяясь из литургические драмы. Первые пьесы (миракли) были преимущественно посвящены религиозным темам, но в них делались попытки реалистического отражения действительности. Комический театр был создан Адамом де ла Алем (около 1240 — около 1286), чьи традиции способствовали появлению в 14—15 вв. жанра аллегорические комедии соти и фарсов. Религиозно-этические проблемы решались в моралите и мистериях 15 в.

Франция. Архитектура 7—17 вв. Собор в Везон-ла-Ромен (Прованс). Основное строительство — 7 в. Франция.

Франция. Архитектура 7—17 вв. Собор в Везон-ла-Ромен (Прованс). Основное строительство — 7 в.

  Сатирическая линия французской литературы представлена стихотворными повестями (фаблио), возникшими в конце 12 в., и животным эпосом — «Романом о Лисе» (середина 12 — середина 13 вв.), соединяющим аллегорическое изображение феодальной действительности с морализированием. Трагизм жизни и душевные метания простого горожанина выразил Рютбёф (около 1230 — 85) в сатирических стихах, фаблио, «Миракле о Теофиле».

  14—15 вв. — переходный период для литературы Франция Поэзия, развивая приёмы куртуазной лирики, оказывается в кругу формальных поисков. Однако Гильом де Машо (около 1300 — 77), Эсташ Дешан (около 1346 — около 1407), Кристина Пизанская (1363 — около 1431), Ален Шартье (1385 — около 1434), Карл Орлеанский (1394—1465) не только довели до совершенства старые поэтические темы (любовь к недоступной даме и т. п.), но и передали дух эпохи: национальную трагедию Столетней войны 1337—1453, крушение феодального миросозерцания, поиски смысла жизни вне религиозной доктрины. Большой лирической глубины, трагедийности и реалистической конкретности достигает творчество Франция Вийона (около 1431 — после 1464). Рыцарский роман в 14—15 вв. насыщается национальной проблематикой и фольклорными мотивами («Мелюзина» Жана из Арраса, 14 в.). Умирающий мир рыцарства изобразил А. де Ла Саль (1388 — между 1462 и 1469) в «Истории Жана де Сантре...»; конфликт между дворянством и городским сословием отразился в сборнике «Сто новых новелл» (около 1462), написанном под влиянием Дж. Боккаччо.

  В конце 15 в. Франция вступает в период Ренессанса. Усиливаются контакты с Италией, развивается книгопечатание, растет интерес к античности и гуманитарным наукам; господство религиозной идеологии поколеблено. В начале 16 в. французские гуманисты Ж. Лефевр д'Этапль (1450—1536), Г. Бюде (1467—1540) и др. ставят острые философские, социальные, политические вопросы, ведя борьбу со схоластикой и религиозной ортодоксией. Сочувствуя идеям гуманизма, король Франциск I поддерживал писателей, способствовал переводческой деятельности (Ж. Амио, 1513—93, и др.), покровительствовал учёным. Наиболее ярким представителем литературы Возрождения во Франция был Франция Рабле (1494—1553). Огромная эрудиция, смелые идеи сочетаются в его «Гаргантюа и Пантагрюэле» с широкой картиной французской действительности, с обращением к народным корням национального искусства. В творчестве Рабле сформировался т. н. ренессансный реализм. История Панурга, «частного» человека с его индивидуальной судьбой (3-я книга), наметила контуры романа нового типа. Близко к Рабле творчество поэта-сатирика К. Маро (1496—1544). Французская лирика 1-й половины 16 в. попала под влияние итальянского неопетраркизма с его спиритуализмом и формальными поисками: лионские поэты М. Сев (1501? — после 1560), А. Эроэ (1492—1568), салонный поэт М. де Сен-Желе (1491—1558). Более искренна в своих стихах лионка Л. Лабе (около 1524 — 66). Платонизмом отмечена лирика Маргариты Наваррской (1492—1549); в сборнике новелл «Гептамерон» она реалистически воссоздала городскую жизнь. К реалистическим традициям тяготеют сборник новелл «Новые забавы» (изд. 1558) и философские прозаические диалоги «Кимвал мира» (изд. 1537) секретаря Маргариты Б. Деперье (около 1500 — 1544?); новеллы Н. Дю Файля (около 1520 — 1591).

  Реформу французской поэзии и драмы предприняли в середине 16 в. поэты «Плеяды» П. де Ронсар (1524—85), Ж. Дю Белле (1522—60), Р. Белло (1528—77), Э. Жодель (1532—73) и др. «Плеяда» углубила гуманистическое содержание поэзии, обогатила её новыми формами (сонет, ода, буколика, эпическая поэма и др.), способствовала формированию национального литературного языка. Зрелое творчество её поэтов дало образцы любовной, философской, пейзажно-описательской, элегической, гражданской лирики, глубоко и всесторонне раскрыло личный и социальный опыт человека эпохи. В произведениях поэтов-драматургов Э. Жоделя, Ж. Гревена (1538—70) и др. ещё в ренессансной форме проступают черты классицизма.

  Поэты конца 16 в. Т. А. д'Обинье (1552—1630), Ж. Воклен де ла Френе (1535?—1606), Франция Депорт (1546—1606) следовали творческим установкам «Плеяды», но их лирика усложняется элементами барокко, отразившими трагические противоречия периода т. н. Религиозных войн. Лирика, драма, эпическая поэзия насыщаются религиозными мотивами, библейской символикой (драматургия Р. Гарнье, 1534 или 1544—1590). Сатира, развивая опыт Рабле, уходит в гротеск, служит политическим целям («Мениппова сатира», 1594). Традиции Возрождения продолжает М. де Монтень (1533—92), автор «Опытов» — своеобразного обобщения поисков, стремлений, надежд и разочарований Ренессанса, его социального, духовного и художественного опыта. Популяризатор Монтеня — моралист П. Шаррон (1541—1603). Скептицизм Монтеня подготовил некоторые идейные течения 17 в.

  В начале 17 в. французская литература переживает сложный процесс развития и преобразования реалистических, классицистических и барочных тенденций, наметившихся в 16 в. Нередко эти тенденции выступают в нерасчленённом виде (галантный роман «Астрея» О. д'Юрфе, 1567?—1625). Воздействием эстетики барокко отмечено и раннее творчество Ш. Сореля (1602—1674), создателя бытового романа, впитавшего реалистический опыт Рабле. Формирование классицистской поэзии связано с деятельностью Франция Малерба (1555—1628), создателя образцов лирики «высокого стиля», и сатирика М. Ренье (1573—1613), наследника ренессансного свободомыслия и реализма. Развивая традиции Возрождения, Малерб стремился к выработке литературной нормы, основанной на хорошем вкусе, чувстве меры и т. д. В середине 17 в. барочные тенденции стали ведущими. Они обнаруживаются в трагикомедиях А. Арди (около 1570 — 1632), в трагедиях А. де Монкретьена (1575—1621), в романах Г. де Ла Кальпренеда, М. де Скюдери, М. Гомбервиля, в поэзии В. Вуатюра (1598—1648), Ж. Гомбо (около 1570 — около 1666) (см. Прециозная литература). Сочинения Тристана Л'Эрмита (1601—55) лишь отчасти затронуты модной прециозностью.

  Реалистические тенденции в литературе во многом основывались на реалистическом и эпикурейском учении П. Гассенди (1592—1655). С его философией связана деятельность т. н. либертинов (т. е. «вольнодумцев») Т. де Вио (1590—1626), М. А. Сент-Амана (1594—1661) и С. Сирано де Бержерака (1619—55), к которым примыкал и Ш. Сорель.

  Углубляется разработка эстетики классицизма в теоретических выступлениях Ж. Шаплена (1595—1674), К. Вожла (1585—1650), Г. де Бальзака (1597—1654), Франция д'Обиньяка (1604—76), сформулировавших учение о «трёх единствах», о жанровой и стилевой структуре литературы. Формированию классицистической доктрины способствовали рационалистическая философия Р. Декарта (1596—1650) и деятельность Французской академии (основана в 1635). Наиболее всеобъемлющим было воздействие классицизма на театр, прежде всего в области трагедии. Видным драматургом-классицистом был Ж. Ротру (1609—50), в раннем творчестве отдавший дань эстетике барокко. П. Корнель (1606—84), начав с галантных стихов и комедий, пришёл к «правильным» трагедиям классицизма. В его позднем творчестве заметно усиление лирического начала, усложнение интриги, что уже противоречило канонам классицизма. Корнель стремился выразить самый острый конфликт своего времени — противопоставление личности обществу, частной жизни — общественной в условиях абсолютной монархии: трагедии «Сид» (1637), «Гораций» (1640), «Родогуна» (1644) и др.

Франция. Сцена из спектакля «Сид» П. Корнеля. 1951.Национальный народный театр. Франция.

Франция. Сцена из спектакля «Сид» П. Корнеля. 1951.Национальный народный театр.

  Основоположник и самый выдающийся представитель классицистической комедии — Мольер (1622—73). С позиций народного здравого смысла он разоблачил и высмеял отрицательные стороны современного ему общества. Главная мишень его нападок — тщеславие и раболепие буржуа перед аристократией: «Мещанин во дворянстве» (1670). В комедиях «Тартюф» (1664), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668) Мольер создал психологические и социальные типы большой обобщающей силы. Пороки аристократии (распущенность, лицемерие, паразитизм) также нашли в нём острого критикаДон Жуан», 1665, и др.).

Франция. Сцена из спектакля «Мещанин во дворянстве» Мольера. Театр «Комеди Франсез». 1954 (гастроли в СССР). Франция.

Франция. Сцена из спектакля «Мещанин во дворянстве» Мольера. Театр «Комеди Франсез». 1954 (гастроли в СССР).

  Интерес к характеру, психологии человека и к сатирическому изображению нравов присущ прозаикам-моралистам Франция де Ларошфуко (1613—80), Б. Паскалю (1623—62) и Ж. де Лабрюйеру (1645—96), романистке М. Лафайет (1634—93; «Принцесса Клевская», 1678), поэту Н. Буало (1636—1711) и баснописцу Ж. Лафонтену (1621—95), черпавшему сюжеты из народной поэзии и из творений писателей Возрождения.

  В середине и 2-й половине 17 в. классицизм остаётся ведущим направлением, проникнув в эпистолярную прозу (М. де Севинье), мемуаристику (кардинал Рец, Ларошфуко), церковное красноречие (Ж. Б. Боссюэ). Но рядом существуют и бытовые романы П. Скаррона (1610—60), А. Фюретьера (1619—88), которые иногда связывают с тенденциями барокко. Во 2-й половине 17 в. классицизм приобретает новые черты; он вновь смыкается с прециозностью (Франция Кино), обнаруживает предпросветительские черты (роман «Приключения Телемака» Франция Фенелона, 1651—1715; статьи Ш. Сент-Эвремона, около 1616—1703). Драматургия Ж. Расина (1639—99) воплотила трагическую неразрешимость конфликта человека и государства, которое предстаёт у автора как начало деспотическое, близкое к восточной тирании («Андромаха», 1668, «Британник», 1670). На первый план у Расина выдвигается психология героя, в которой обнаруживаются тёмные, иррациональные черты, игра необузданных страстей («Федра», 1677).

  Уже на исходе 17 в. во французской культуре нарастают просветительские тенденцииИстория оракулов» и др. соч. Б. Фонтенеля), но эпигонский классицизм 1-й трети 18 в. (драматургия П. Ж. Кребийона-отца, 1674—1762) сдерживает развитие Просвещения. Возникает литература рококо, пронизанная гедонизмом и скептицизмом, показным вольномыслием. В лирике рококо культивируются малые формы (эпиграмма): наиболее значительные поэты — Г. А. Шольё (1639—1720), Ш. О. Лафар (1644—1712), Ж. Б. Грессе (1709—77), К. Ж. Дора (1734—80). Соединить игривую лёгкость рококо с нормами классицизма стремился Ж. Б. Руссо (1670 или 1671—1741). В прозе (К. А. Вуазнон, С. Буфлер и др.) литература рококо тяготела к короткой новелле и эротической «сказочке». Приёмами рококо с его духом эпатажа широко пользовались просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро).

  В 1-й половине 18 в. усиленно развиваются комедия и роман. Комедия следует традициям Мольера (Ш. Дюфрени, Ж. Франция Реньяр и др.); у А. Р. Лесажа (1668—1747) усиливается социальная острота и бытовой реализм («Тюркаре», 1709); П. К. Мариво (1688—1763) создал тип комедии, построенной на тонкой словесной игре, передающей прихотливую сложность характеров героев. У Франция Н. Детуша (1680—1754) и П. К. Нивеля де Лашоссе (1692—1754) этот жанр наполнился назидательными мотивами. В романе преобладают нравоописательные реалистические тенденции. Своеобразный плутовской роман создал Лесаж («История Жиль Блаза из Сантильяны», 1715—35). У Мариво («Жизнь Марианны», 1731—41) и А. Франция Прево (1697—1763) в «Манон Леско» (1731) и др. романах глубоко разработана психология героев, а сатирически изображенным представителям общества противостоят «естественные» натуры. П. К. Кребийон-сын (1707—77), отдавший дань вкусам рококо («Софа», 1742), в романе «Заблуждения сердца и ума» (1736) показал паразитизм и бездушие аристократии (как и Ш. П. Дюкло, 1704—72). Гротескно-сатирическую картину французской жизни создал Ш. Л. Монтескье (1689—1755; «Персидские письма», 1721). В 1-й половине 18 в. ведущую роль в литературе играет Вольтер (1694—1778) — крупнейший поэт-сатирик (эпиграммы, поэма «Орлеанская девственница», 1755), драматург, поставивший классицистические нормы на службу просветительским идеалам («Магомет», 1742, и др.), замечательный прозаик (повести «Задиг», 1748, «Кандид», 1759, и др.), философ, историк, публицист.

Клодион. «Сатир и вакханка». Терракота. 1770. Лувр. Париж. Франция.

Клодион. «Сатир и вакханка». Терракота. 1770. Лувр. Париж.

  С 1751 начинает выходить «Энциклопедия», издававшаяся Д. Дидро (1713—1784), Ж. Л. Д'Аламбером и др. просветителями, отразившими радикальные настроения передовой части третьего сословия. Дидро создал жанр «мещанской драмы», где его последователями были М. Ж. Седен (1719—97), Л. С. Мерсье (1740—1814), ранний П. О. К. Бомарше (1732—99), выступал по вопросам эстетики. Его романы «Монахиня» (1760), «Жак-Фаталист» (1773), повесть-диалог «Племянник Рамо» (1762—79) — наиболее значительные произведения просветительской реалистической прозы.

  Отход от просветительского рационализма, связанный с культом природы, естественности, изображением «жизни сердца», обозначился в литературе сентиментализма. Романы «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762) и «Исповедь» (1766—1769) Ж. Ж. Руссо (1712—78) вывели на сцену новый тип третьесословного героя, углубили приёмы раскрытия его подвижного и противоречивого характера, Последователи Руссо — Мерсье, Н. Ретиф де Ла Бретонн (1734—1806), уделявшие внимание социально-бытовой стороне жизни, и Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер (1737—1814), склонный идиллически трактовать жизненные конфликты.

Собор Сен-Пьер и Ангулеме. 1105—23. Интерьер. Франция.

Собор Сен-Пьер и Ангулеме. 1105—23. Интерьер.

  В предреволюционные годы во французской литературе рядом с сентиментализмом возникает предромантизм (Ж. Казот, 1719—92); у Э. Парни (1753—1814) элегические мотивы, предвещающие романтизм, сочетаются с заострённой антирелигиозностью и с обращением к приёмам рококо. Измельчание феодальных идеалов, общественный и духовный крах дворянства раскрыли Ж. Б. Луве де Кувре (1760—97) и особенно П. А. Франция Шодерло де Лакло (1741—1803) в романе «Опасные связи» (1782) и Бомарше в комедии «Женитьба Фигаро» (1784), отмеченной революционным духом. Традиции классицизма продолжают тонкий лирик А. М. Шенье (1762—94) и драматург М. Ж. Шенье (1764—1811), наполнивший свои трагедии гражданским пафосом. Революционный классицизм — ведущий метод в период Великой французской революции. Были созданы новые пьесы М. Ж. Шенье, Франция Франция Н. Фабра д'Эглантина (1750—94), оды и гимны П. Лебрена (1729—1807), Т. Дезорга (1763—1808) и др. Получает распространение массовая революционная песня («Марсельеза» К. Ж. Руже де Лиля, 1760—1836), публицистика (Робеспьер, Марат), очерк (Мерсье). Наследник просветительских идеалов — автор летучих песен-прокламаций, тираноборческого фарса «Страшный суд над королями» (1793) П. С. Марешаль (1750—1803), отразивший взгляды якобинцев.

  С начала 19 в. господствующим направлением во французской литературе становится романтизм. Феодальную реакцию на революционные события отразил консервативный романтизм, с позиций защиты христианской религии отрицавший «вольномыслие» просветителей: публицисты Ж. де Местр (1753—1821), Л. Бональд (1754—1840). Авторитет церкви утверждал в трактате «Гений христианства» (1802) Франция Р. де Шатобриан (1768—1848); однако художественное значение включенных в трактат повестей «Атала» (отдельное издание 1801) и «Рене» (отдельное издание 1802) оказалось шире первоначального замысла: здесь впервые в европейской литературе прозвучала тема «лишнего человека». В полемику с идеологами Реставрации вступили писатели, признававшие исторически прогрессивную роль революции. Анна Луиза Жермена де Сталь (1766—1817) в книге «О литературе» (1800) призывала к либерализации общественного строя Франция Её романы «Дельфина» (1802), «Коринна, или Италия» (1807) выдвинули поэтический образ женщины, живущей в разладе с окружающей средой, стремящейся к духовному раскрепощению. Одинокий герой — в центре романов-«исповедей» Б. Констана (1767—1830; «Адольф», опубликован 1815) и Э. П. Сенанкура (1770—1846; «Оберман», 1804). В жанре «разбойничьего романа» написан «Жан Сбогар» (1818) Ш. Нодье (1780—1844). В области поэзии — сборник «Поэтические раздумья» (1820) и др. А. де Ламартина (1790—1869) — французский романтизм обогатил александрийский стих и рифму. От чувства трагического разлада с действительностью к богоборческим настроениям эволюционирует творчество А. де Виньи (1797—1863).

  2-й этап французского романтизма связан с предреволюционным и революционным движением 30—40-х гг. и ярко проявился в творчестве В. Гюго (1802—85). Его эпический цикл «Легенда веков» (1859—83) и стихи о Парижской Коммуне 1871 («Грозный год», 1872) завершили реформу французской поэзии, начатую романтиками. Стихия непосредственного чувства, жизнерадостность, ирония, грусть — основные мотивы лирики А. де Мюссе (1810—57). Влиятельным защитником романтизма в 20—30-х гг. был литературный критик Ш. О. Сент-Бёв (1804—69). Торжество прогрессивных тенденций романтизма 30-х гг. чрезвычайно полно выявилось в связи с театральным искусством в острой полемике между романтиками и неоклассицистами. Накануне Июльской революции 1830 эта полемика приобретала политический характер. Её кульминацией явилось предисловие Гюго к его драме «Кромвель» (1827) — декларация эстетических принципов прогрессивного романтизма. Гюго («Собор Парижской богоматери», 1831; «Отверженные», 1862; «Девяносто третий год», 1874), Виньи («Сен-Мар», 1826), Мюссе («Исповедь сына века», 1836), Жорж Санд (1804—76), А. Дюма-отец (1802—70) превратили роман в «синтетический» жанр, сочетающий лирическое, эпическое и драматическое начала. Ведущая тема творчества Санд — борьба женщины за человеческие права («Индиана», 1832; «Консуэло», 1842—43, и др.). Социальные проблемы ставил Э. Сю (1804—57) в романах-фельетонах «Парижские тайны» (1842—43) и др. В стилистически изощрённой поэзии и прозе Т. Готье (1811—72) и Ж. де Нерваля (1808—55) намечается переход к «чистой» поэтической форме (у Готье), к символической многозначности образов (у Нерваля).

Франция. Сцена из спектакля «Фракасс» («Капитан Фракасс») по Т. Готье. Театр «Компани дю котурн». 1974 (гастроли в СССР). Франция.

Франция. Сцена из спектакля «Фракасс» («Капитан Фракасс») по Т. Готье. Театр «Компани дю котурн». 1974 (гастроли в СССР).

Франция. Сцена из спектакля «Три мушкетёра» по А. Дюма. «Театр де ла Сите». 1958. Франция.

Франция. Сцена из спектакля «Три мушкетёра» по А. Дюма. «Театр де ла Сите». 1958.

  Революционный подъём 30—40-х гг., способствовавший интенсивному развитию прогрессивного романтизма, создал предпосылки и для реалистического осмысления современных общественных отношений. Французский критический реализм с начала своего возникновения сочетал остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. Черты реализма обнаруживаются в памфлетах П. Л. Курье (1772—1825), в сатирических стихах и песнях П. Ж. Беранже (1780—1857), Э. Моро (1810—38), О. Барбье (1805—82). Высшее воплощение он получил в романах Стендаля (1783—1842) и О. де Бальзака (1799—1850).

  Стендаль и Бальзак сыграли ведущую роль в развитии западно-европейского критического реализма 19 в. Они обогатили мировую литературу, разработав свои методы реалистической типизации. В романе «Красное и чёрное» (1831) Стендаль утвердил основы психологические направления в реализме. Он дал герою романа многогранную аналитическую характеристику. Гибель Жюльена Сореля предстаёт как следствие того, что буржуазному обществу он пытался противостоять в одиночку. Эту же тему Стендаль варьирует в романах «Люсьен Левен» (1834—36, впервые под название «Зелёный стрелок», изд. 1855, полностью 1929) и «Пармская обитель» (1839). Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, художественное исследование французского общества в период Реставрации и Июльской монархии дал Бальзак в цикле романов и повестей «Человеческая комедия» (1829—1848). Писатель сосредоточил внимание на темах распада семьи («Отец Горио»,1834—35), власти золота («Гобсек», 1830) и нравственной гибели личности («Шагреневая кожа», 1830—31). Источники драматизма «Человеческой комедии» — в напряжённом характере эпохи и человеческого существования. Мастером новеллы был П. Мериме (1803—70), подходивший к задаче воссоздания «местного колорита» реалистически, как историк и этнограф («Матео Фальконе», 1829; «Кармен»,1845).

  Конец 40 — начало 50-х гг. отмечены углублением идейно-эстетических противоречий. Представители реалистической песенной поэзии П. Лашамбоди (1806—72), П. Дюпон (1821—70), Л. Менар (1822—1901) выступили в защиту жертв Июньского восстания 1848. Вершина гражданской поэзии, связанной с Революцией 1848, — стихи Гюго в сборнике «Возмездие» (1853). Идейными противниками республиканцев становятся после государственного переворота 1851 писатели-бонапартисты О. Фёйе (1821—90), М. Дю Кан (1822—94), Э. Абу (1828—85) и др. Буржуазно-апологетическая литература в период Второй империи противопоставляет принципам реалистического искусства «школу здравого смысла»; к ней принадлежали драматурги Ф. Понсар (1814—67), Э. Ожье (1820—89) и А. Дюма-сын (1824—1895). Попытку теоретически осмыслить опыт Бальзака (и в области живописи — Г. Курбе) предпринимают Шанфлёри (1821—89; сборник статей «Реализм», 1857) и Л. Э. Дюранти (1833—80; журнал «Реализм», изд. им в 1856—1857). Однако в своих художественных произведениях они, как и А. Мюрже (1822—61), обращались преимущественно к бытописательству. Это характерно и для романов братьев Гонкуров (Жюль, 1830—70; Эдмон, 1822—1896), с творчеством которых связано зарождение натурализма во французской литературе («Жермини Ласерте», 1865; «Девка Элиза», 1877, и др.). Г. Флобер (1821—80) в романах «Госпожа Бовари» (1857), «Воспитание чувств» (1869), «Бувар и Пекюше» (1861) обличал буржуазную мораль, нравы, науку, политическую жизнь. В центре внимания писателя — проблема ограниченности человеческих возможностей, тщетные поиски глубокого чувства, полноты жизни в буржуазном обществе. Издававшие лирические сборники «Современный Парнас» (1866—76) Ш. Леконт до Лиль (1818—94), Т. де Банвиль (1823—91), Сюлли-Прюдом (1839—1907), Франция Коппе (1842—1908) и др. (см. «Парнас») неприятие буржуазного мира выражали выключением его из своей эстетической сферы, обращаясь к сюжетам древнегреческих и индийских мифов, скандинавских саг (Леконт де Лиль), используя мотивы восточной поэзии (Л. Буйе, 1822—69), итальянского Возрождения (Ж. М. Эредиа, 1842—1905). В творчестве Ш. Бодлера (1821—67), напротив, конфликт художника с буржуазной действительностью принимает бескомпромиссную форму: поэт с горечью пишет о судьбе искусства и художника в современном мире, обнажая язвы общества, создавая гротескные образы торжествующих буржуа (сборник стихов «Цветы зла», 1857).

Франция. Изобразительное искусство 18—20 вв. Г. Курбе. «Молодые дамы у Сены». 1856. Музей Пти Пале. Париж. Франция.

Франция. Изобразительное искусство 18—20 вв. Г. Курбе. «Молодые дамы у Сены». 1856. Музей Пти Пале. Париж.

  В условиях технического и научного прогресса 60—70-х гг. развивается приключенческая, научно-фантастическая литература — романы Ж. Верна (1828—1905). Возрастает интерес и к гуманитарной культуре (история искусств, религий и др.): «История происхождения христианства» (т. 1—8, 1863—83; Ж. Э. Ренан, 1823—92).

  Патриотическое народное движение во время франко-прусской войны 1870—71 и Парижская Коммуна 1871 открыли новую эпоху в развитии литературы. Многие писатели связали свою жизнь и творчество с идеалами и революционной борьбой пролетариата. Э. Потье (1816—87), «... один из самых великих пропагандистов посредством песни» (Ленин В. И., Соч., 5 изд., т. 22, с. 274), создал в июне 1871 «Интернационал» (опубликован 1887); величие Парижской Коммуны и её уроки осмыслены им в поэме «Парижская Коммуна» (1876). Героизм коммунаров запечатлен в лирике Луизы Мишель (1830—1905), в песнях Ж. Б. Клемана (1836—1903), в поэзии Э. Вермерша (1845—78), Э. Шатлена (1829—1902), К. Гюга (1851—1907). Коммуне посвящен «Военный гимн Парижа» и др. стихи А. Рембо (1854—91). Член Парижской Коммуны, редактор газеты «Кри дю пёпль» («Le cri du peuple») Ж. Валлес (1832—85) воссоздал в реалистической трилогии «Жак Вентра» (1879—86) историю жизни и революционной борьбы молодого человека 19 в. Л. Кладель (1835—92) в традициях революционно-романтической патетики повествует о героических днях в романе «INRI» (1872—87, опубликован 1931; в рус. пер. — «Жак Ратас», 1933). Парижская Коммуна и развивающееся в 80—90-е гг. социалистическое рабочее движение, предельно обнажив классовый антагонизм буржуазного общества, воздействовали на творчество крупнейших мастеров критического реализма.

Типография. Эстамп 16 в. Национальная библиотека. Париж. Франция.

Типография. Эстамп 16 в. Национальная библиотека. Париж.

  Э. Золя (1840—1902) в цикле «Ругон-Маккары» (1871—93) дал социально-психологическое исследование общества в эпоху перерастания капитализма в империализмЖерминаль», 1885). В противоборстве с натуралистическими тенденциями (в 80-е гг. Золя — признанный теоретик натурализма) писатель реалистически запечатлел сложное взаимодействие между типичными характерами эпохи («Деньги», 1891; «Разгром», 1892), увидел в поднимающемся социализме зародыш социального закона будущего (роман «Труд», 1901). Творчество Ги де Мопассана (1850—93) пронизано резким неприятием буржуазной пошлости (роман «Жизнь», 1883), политиканства Третьей республики (роман «Милый друг», 1885), предпринимательского ажиотажа (роман «Монт-Ориоль», 1886) и колониальных авантюр. Новеллы Мопассана рисуют широкую панораму быта и нравов Франции последней четверти 19 в. Разнообразие средств реалистической типизации и изобразительности присуще А. Доде (1840—97; трилогия «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», 1872—90).

  В поэзии конца 19 в. наиболее влиятельным направлением был символизмС. Малларме (1842—98; эклога «Послеполуденный сон фавна», около 1865, опубликован 1876), П. Верлен (1844—96), Рембо (стихотворение «Пьяный корабль», сонет «Гласные»), П. Фор (1872—1960). В русле натурализма развивалось творчество П. Алексиса (1847—1901), О. Мирбо (1850 — 1917).

  В ранних повестях и романах Ж. Ш. Гюисманса (1848—1907) содержались реалистические сцены из народной жизни (роман «Марта», 1876); впоследствии писатель испытал воздействие декаданса (роман «Наоборот», 1884). П. Бурже (1852—1935), продолживший в романе «Ученик» (1889) тему судьбы молодого человека 19 в., в 90-е гг. смыкается с реакционной, шовинистической литературой; её ведущая фигура — М. Баррес (1862—1923; трилогия «Роман национальной энергии», 1897—1902).

  Реалистическая литература на рубеже 19—20 вв. развивалась в борьбе с литературой империалистической реакции (Ш. Моррас, 1868—1952; П. Адан, 1862—1920) и одним из самых характерных её проявлений — колониальным романом П. Лота (1850—1923), К. Фаррера (1876—1957), в полемике с декадентскими (М. Швоб, 1867—1905; А. Жид, 1869—1951) и авангардистским (А. Жарри, 1873—1907) течениями. Художественный прогресс французской литературы этого периода определяло творчество классиков реалистического искусства, воспринявших социалистические идеи, — А. Франса (1844—1924), Р. Роллана (1866—1944), Ж. Ренара (1864—1910), Ш. Л. Филиппа (1874—1909).

  В тетралогии «Современная история» (1897—1901) Франс открыто выражал сочувствие рабочему классу. Буржуазную цивилизацию обличал в фантастических, сатирических и гротескных романах «На белом камне» (1904), «Остров пингвинов» (1908), «Восстание ангелов» (1914). Литературную и общественную деятельность сочетал Ренар, сотрудничавший в газете «Юманите» («L'Humanité«) со дня её основания. Его желчная ирония направлена против праздных, озлобленных буржуа (повесть «Рыжик», 1894). Филипп противопоставил паразитическому существованию парижского «дна» (роман «Бюбю с Монпарнаса», 1901, и др.) жизненную мудрость бедняков (роман «Папаша Пердри», 1902). Жизнь народа реалистически воссоздал Э. Ле Руа (1836—1907) в эпопее «Жаку Крокан» (1899), а взаимоотношения человека с природой — Л. Пенго (1882—1915), Габриель Сидони Колетт (1873—1954). Героические мотивы звучали в творчестве неоромантика Э. Ростана (1868—1918; комедия «Сирано де Бержерак», 1898). Социалистические идеи вооружили Роллана философией, которая сопрягает устремления личности с ходом истории. Его драматургический цикл «Драмы Революции» — реалистическая классика, определившая гражданственный пафос французской демократической драматургии. История жизненных и идейных исканий творческой личности — содержание романа «Жан-Кристоф» (1904—1912). Роман «Кола Брюньон» (1918) возродил ренессансную традицию Рабле.

  В полемике с символистской отстраненностью от реальности в 1906 возник унанимизм с его иллюзорной верой в гармонию между классами: Ж. Дюамель (1884—1966), Ш. Вильдрак (1882—1971) и Ж. Ромен (1885—1972). Романтическая традиция ощутима в лирическом «романе воспитания» Ален-Фурнье (1886—1914) «Большой Мольн» (1913). Сложным переплетением модернистских и реалистических тенденций отмечено творчество М. Пруста (1871—1922), чей роман «В поисках утраченного времени» (публикация завершена в 1927) — одно из первых сочинений «потока сознания». Живое чувство истории побуждало писателя-католика П. Клоделя (1868—1955) выходить за пределы символизма (А. де Ренье, 1864—1936) и неоклассицизма (Ж. Мореас, 1856—1910) к социально значимым проблемам — драматическая трилогия «Заложник» (1911), «Чёрствый хлеб» (1918), «Униженный отец» (1920). Мистические туманности и велеречивости символистов поэты-«фантазисты» Т. Дерем (1889—1941), П. Ж. Туле (1867—1920), Франция Карко (1886—1958) противопоставили искренность чувства и ясность поэтического языка. Дань модернистским исканиям «конца века» отдал Г. Аполлинер (1880—1918), прокладывавший собственный путь к «новому реализму» в поэзии (книга «Алкоголь», 1913) и прозе (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), автор лиро-эпической хроники о войне «Каллиграммы» (1918).

Эйфелева башня в Париже (1889, инженер А. Г. Эйфель). Франция.

Эйфелева башня в Париже (1889, инженер А. Г. Эйфель).

  1-я мировая война 1914—18 и Великая Октябрьская социалистическая революция в России обозначили новый этап в развитии французской литературы. Романы «Огонь» (1916) и «Ясность» (1919) А. Барбюса (1873—1935) — родоначальника социалистического реализма во французской литературе — отразили рост революционного сознания французского народа. Барбюс в 1919 создал международную организацию писателей «Кларте» для защиты Советской России, борьбы за мир. Против реакции направлены его «Правдивые повести» (1928), работы о литературе («Золя», 1932) и публицистика П. Вайян-Кутюрье (1892—1937), который в 1921 встречался с В. И. Лениным и в очерковых репортажах рассказал об СССР. Роллан от позиции «Над схваткой» (название сборника его статей, 1915) приходит к революционному гуманизму: роман-эпопея «Очарованная душа» (1922—33). Новое качество роллановского реализма сказалось также в его эстетике (ст. «Ленин. Искусство и действие», 1934), публицистике и драматургии («Робеспьер», 1939). Роллан был идейным вдохновителем международного антифашистского фронта, организатором конгрессов миролюбивых сил. В литературе 20—30-х гг. видное место занимают моралист Ален (1868—1951), П. Валери (1871—1945), для которого характерно движение от символизма к интеллектуальной поэзии. Авангардистское направление представляли Б. Сандрар (1887—1961), П. Реверди (1889—1960), кубофутурист Ж. Кокто (1889—1963), дадаист (см. Дадаизм) Т. Тцара (1896—1963) и сюрреалисты (см. Сюрреализм) А. Бретон (1896—1966), П. Элюар (1895—1952), Л. Арагон (р. 1897), Франция Супо (р. 1897), А. Арто (1896—1948) — автор авангардистского манифеста «Театр жестокости» (1935).

  В сплочении писателей демократического направления существенную роль сыграли Международные конгрессы писателей в защиту культуры (1935, 1937). Выходят романы о положении рабочего класса, его участии в общественной борьбе в годы Народного фронта — «Запрещенная манифестация» (1935) Л. Муссинака (1890—1964), «Тяжёлый хлеб» (1937) Ж. Фревиля (1898—1971), «Зелёная зона» (1935) Э. Даби (1898—1936), «Великая борьба» (1937) Т. Реми (р. 1897). Арагон создаёт книгу стихов «Ура, Урал!» (1934) и романы «Базельские колокола» (1934) и «Богатые кварталы» (1936). В 30-е гг. переходит на революционные позиции («Испания! Испания!», 1936) Ж. Р. Блок (1884—1947).

  Находясь на стороне прогрессивных сил, А. Мальро (1901—76) в романе «Надежда» (1937) осудил фашистскую агрессию в Испании. Поворот вправо совершается в политических взглядах Ромена («Люди доброй воли», т. 1—27, 1932—46). Автор пацифистского романа «Большое стадо» (1931) Ж. Жионо (1895—1970) оказывается в плену консервативно-утопических идей (роман «Песнь земли», 1934). Откровенно реакционные тенденции во французской литературе конца 30-х гг. проявились в творчестве А. Монтерлана (1896—1972), Л. Селина (1894—1961).

  Укрепление позиций критического реализма ярко выразилось в творчестве Р. Мартен дю Гара (1881—1958), Франция Мориака (1885—1970) и Дюамеля. Многотомный роман Мартен дю Гара «Семья Тибо» (1922—40) раскрыл духовное оскудение буржуазии и социал-демократических лидеров в канун 1-й мировой войны 1914—18. В романах Мориака «Тереза Декейру» (1927), «Клубок змей» (1932), «Дорога в никуда» (1939) католическая тенденциозность сочетается с острой критикой буржуазных отношений, Дюамель разоблачал буржуазное своекорыстие и эгоизм, отказываясь, однако, от общественной активности в пользу нравственного самосовершенствования (цикл романов «Жизнь и приключения Салавена», т. 1—5, 1920—32). В русле критического реализма развивалось в 20—30-е гг. творчество Вильдрака (пьесы «Пароход ”Тинэсити“», 1919. и др.), Р. Доржелеса (1886—1973; роман «Деревянные кресты», 1919), А. Моруа (1885—1967; «Первые рассказы», 1935), М. Арлана (р. 1899; сб. новелл «Лучшие дни нашей жизни», 1937), Ж. Бернаноса (1888—1948; роман «Дневник сельского священника», 1936), Л. Гийу (р. 1899; роман «Чёрная кровь», 1935), А. Арну (1884—1973) и М. Эме (1902—67). Общественно значимые проблемы поставлены в драмах Ж. Жироду (1882—1944; «Троянской войны не будет», 1935), Ж. Ануя (р. 1910; «Дикарка», 1938). Романтическая оппозиция бесчеловечной логике капиталистического развития отразилась в творчестве П. Мак-Орлана (1882—1970) и А. Дотеля (р. 1900).

  В годы 2-й мировой войны 1939—45 рождается литература антифашистского Сопротивления. Продолжала выходить газет «L'Humanité«, организовывались антифашистские издания — «Résistance», «La Pensée libre», орган Национального комитета писателей (основан 1942) «Les léttres françaises» и др. Высокая идейность и гражданственность обусловили масштабность и художественная значимость патриотической поэзии Сопротивления: «Открытая книга II» (1942) и «Поэзия и правда 1942» (1942) Элюара, сборники Арагона «Нож в сердце» (1941), «Французская заря» (1945), цикл трагических стихов «Бойня» Э. Гильвика (р. 1907), стихи Мадлен Риффо (р. 1923; сборник «Сжатый кулак», 1945). Первой повестью Сопротивления стало «Молчание моря» (1942) Веркора (р. 1902). Отказавшись от сюрреалистического экспериментаторства, обращается к песенной, народной основе стиха Р. Деснос (1900—45). Фашистскому варварству противопоставляет стойкую память о нормальном ходе жизни, о счастье мирных дней Ж. Превер (1900—77). Тема ответственности за судьбы родины звучит в творчестве писателей-католиков Ж. Кейроля (р. 1911; «Поэмы ночи и тумана», 1946), Л. Массона (1915—69; «Посюсторонние стихи», 1942). В поэзии А. Мишо (р. 1899), Р. Кено (р. 1903), Ж. Одиберти (1899—1965), Франция Понжа (р. 1899), Р. Шара (р. 1907), пронизанной чувствами безысходности и скорби, определяющим был гражданский пафос.

  Движение Сопротивления выявило решающую роль народа, рабочего класса и его авангарда — ФКП в завоевании национальной независимости. Путь от трагического 1940 до освобождения Парижа в 1944 запечатлен в публицистике Блока, в дневниковой книге Муссинака «На плоту ”Медузы“» (1945), в повести Ж. Коньо «Побег» (1947), в сатирических и социально-психологических новеллах Фревиля и П. Куртада (1915—63), в повести Ж. Лаффита (р. 1910) «Живые борются» (1947). Книга «Письма расстрелянных» (1946) — документельное свидетельство героизма борцов-коммунистов. О героической борьбе патриотов повествуют роман А. Шамсона (р. 1900) «Кладезь чудес» (1945), документ, очерк «Поезд 12 ноября» (1943, опубликован 1965) и повесть «Последняя бригада» (1946) М. Дрюона (р. 1918), книга рассказов Э. Триоле (1896—1970) «За порчу сукна — штраф двести франков» (1945), публицистика Франция Мориака («Чёрная тетрадь», 1943). В романе «Коммунисты» (1949—1951) Арагон запечатлел историю Франция в этот переломный период её развития. Литература понесла потери: был казнён Ж. Декур (1910—42); пали в бою Ж. Прево (1901—1944), А. Шеневьер (1908—44); П. Юник (1909—45), Деснос, М. Жакоб (1876—1944), Б. Фондан (1898—1944) — жертвы фашистских концлагерей. Выполняя боевое задание, погиб А. Сент-Экзюпери (1900—44), автор повести «Военный летчик» (1942), философской сказки «Маленький принц» (1943).

  Опыт военных лет питает французскую реалистическую прозу конца 40 — 50-х гг. — романы «Странная игра» (1945) Р. Вайяна (1907—65), «Время мертвецов» (1953) П. Гаскара (р.1916), «Смерть — моё ремесло» (1953) Р. Мерля (р. 1908), «Там, где больше трава не растет» (1952) Ж. Маньяна (р. 1902), «Майор Ватрен» (1956) А. Лану (р. 1913). В трилогии Дрюона «Сильные мира сего» (1948—51) воссоздана эпоха между двумя мировыми войнами, история нравственной деградации правящих классов, приведших страну к национальной катастрофе. Э. Базен (р. 1911) в трилогии о частной жизни буржуа «Семья Резо» (1948—73) обнажает систему домашнего мучительства, рождающую в душе героя протест. Литература критического реализма является наиболее представительной и постоянно пополняет свои ряды: М. Женевуа (р. 1890), Г. Шевалье (1895—1970), М. Паньоль (р. 1895), Франция Эриа (1898—1971), М. Фомбёр (р. 1906), Э. Роблес (р. 1914), Ж. Э. Клансье (р. 1914), Р. Гренье (р. 1919), Б. Клавсль (р. 1923), П. Лене (р. 1942), Б. Пуаро-Дельпеш (р. 1929) и др. Для творчества Симоны де Бовуар (р. 1908), А. Труайя (р. 1911), Франсуазы Саган (р. 1935), Р. Сабатье (р. 1923) характерно противоборство натуралистических и реалистических тенденций. В 50-егг. достигает расцвета творчество поэтов Сен-Жон Перса (1887—1975), П. Ла Турдю Пена (1911—75), в 60—70-е — Ж. Рубо (р. 1932), Б. Варгафтига (р. 1934).

  Буржузной «массовой» культуре противостоит творчество писателей социалистического реализма, отражающее жизнь во Франция: борьба трудящихся за возрождение страны (А. Стиль, р. 1921; сб. рассказов «Слово ”шахтёр“, товарищи», 1949), движение за мир (П. Гамарра, р. 1919; «Сирень Сен-Лазара», 1951). Писатели марксистско-ленинского мировоззрения выступают против войн французских империалистов в Индокитае (Куртад, роман-репортаж «Чёрная река», 1953; Ж. П. Шаброль, р. 1925; роман «Последний патрон»,1953) и в Алжире (М. Риффо, сб. стихов «Если в этом повинен жасмин», 1958), за коренные изменения условий жизни и труда (Г. Монмуссо, 1883—1960; «Котомка Жана Бреко, уроженца Турени», 1951; Вайян, роман «Пьеретта Амабль», 1954). Эстетику социалистического реализма развил в 50-е гг. Арагон (литературно-критическое соч. «Свет Стендаля», 1954). Исторические романы «Страстная неделя» (1958) Арагона и «Божьи безумцы» (1961) Шаброля посвящены осмыслению роли народных масс в историческом процессе.

  В 50—60-е гг. социалистический и критический реализм во французской литературе продолжали идейно-эстетическую борьбу с консервативно-охранительным направлением (Т. Мольнье, р. 1909) и с различными декадентскими и модернистскими школами и течениями, в первую очередь с экзистенциализмом Ж. П. Сартра (р. 1905), пришедшего в конце 60-х гг. к защите «новых левых», и А. Камю (1913—60). Экзистенциалистские идеи по-разному преломились в «театре абсурда» Э. Ионеско (р. 1912; «Носороги», 1959), С. Беккста (р. 1906; «В ожидании Годо», 1952) и в «новом романе» Натали Саррот (р. 1900; роман «Золотые плоды», 1963), А. Роб-Грийе (р. 1922; роман-киносценарий «В прошлом году в Мариенбаде», 1961), М. Бютора (р. 1926), К. Симона (р. 1913). Экзистенционалистские мотивы проникают и в творчество Ануя (драма «Беккет, или Честь божья», 1959). Многие писатели отошли от экзистенциализма, от теории и практики модернизма. Так, А. Адамов (1908—70) от «театра абсурда» пришёл к «общественному театру» (трагедия «Весна 71 года», 1961; трагифарс «Святая Европа», 1966). А. Салакру (р. 1899), в 20-е гг. близкий к сюрреализму, в послевоенные годы создаёт трагедии об эпохе Сопротивления («Ночи гнева», 1946), о забастовке докеров («Бульвар Дюран», 1960).

Франция. Сцена из спектакля «Ночи гнева» А. Салакру. Театр М. Рено и Ж. Л. Барро. 1946. Франция.

Франция. Сцена из спектакля «Ночи гнева» А. Салакру. Театр М. Рено и Ж. Л. Барро. 1946.

  Развитие социалистического реализма во французской литературе середины 60 — 70-х гг. происходит в упорной борьбе с ревизионизмом А. Лефевра, Р. Гароди, П. Декса. Напряжение этой идейной борьбы по-разному отозвалось в творчестве писателей. Арагон создаёт новую редакцию романа «Коммунисты» (1967), экспериментально-психологический «Театр/Роман» (1974); романы «Пушка ”Братство“» (1970) Шаброля, «Семьдесят два солнечных дня» (1975) Гамарра в полной мере подтверждают действенность и жизнеспособность литературы социалистического реализма.

  А. Д. Михайлов (до 19 в.),

  И. Б. Дюшен (с начала 19 в. до 1870),

  В. П. Балашов (с 1871).

 

Литературоведение. Предвестниками французского литературоведения явились «Защита и прославление французского языка» (1549) Ж. Дю Белле и «Краткое изложение поэтического искусства» (1565) П. Ронсара, в которых предпринята попытка систематизации литературных жанров. В 17 в. в формирование науки о литературе большой вклад внесли Франция Малерб, Г. де Бальзак и Н. Буало, давший в «Поэтическом искусстве» (1674) формулировку теории классицизма. Существенным для эволюции взглядов на литературу явился «спор о древних и новых» в конце 17 в. между Буало, защищавшим незыблемый авторитет древней литературы, и Ш. Перро (1628—1703) и Фонтенелем, отстаивавшими за современными писателями право ориентироваться на запросы нового времени. В эпоху Просвещения литературоведческие критерии классицизма неоднократно подвергались критике, однако в целом Просвещение не отвергло их окончательно. Борьба с классицизмом стала основным пунктом эстетической программы романтиков. Ж. де Сталь впервые сформулировала принцип социально-исторической обусловленности литературы. В работах Стендаля («Расин и Шекспир», 1823—25) и В. Гюго антиклассицистические положения получили дальнейшее развитие. Ш. О. Сент-Бёв («Беседы по понедельникам», 1851—62; «Новые понедельники», 1863—70) стал родоначальником т. н. биографического метода в литературоведении, согласно которому творчество писателя трактовалось как выражение его внутреннего мира. Субъективизм метода Сент-Бёва попытался преодолеть И. Тэн (1828—93; «Философия искусства», 1865—69), который, используя достижения естественных и общественных наук, создал культурно-историческую школу в литературоведении. Однако тэновская концепция, игнорируя роль социальных и идеологических противоречий, была не в состоянии объяснить появление различных литературных направлений в одну и ту же эпоху. Этот недостаток пытался компенсировать Франция Брюнетьер (1849—1906), объясняя развитие литературы взаимовлиянием творческих методов («Эволюция жанров в истории литературы», 1890). В конце 19 — начале 20 вв. традиции культурно-исторической школы во Франция развивали Э. Фаге (1847—1916) и Г. Лансон (1857—1934). Тэновскому направлению в литературоведении противопоставляла себя импрессионистическая критика в лице А. Франса, Ж. Леметра, Р. де Гурмона. Яркий пример перерастания науки в художественное творчество дают некоторые работы М. Пруста («Против Сент-Бёва», опубликовано в 1954).

  Зарождение марксистского литературоведения во Франция связано с появлением в конце 19 в. работы П. Лафарга (1842—1911) «Происхождение романтизма» (1885—96). В 20 в. существенное влияние на французское литературоведение оказали интуитивистские идеи А. Бергсона (1859—1941; «Смех», 1900), наиболее последовательно развитые А. Тибоде. У Ш. Дюбо, практикующего метод «углублённого чтения», бергсонианство соединялось с традициями импрессионизма. С позиций абстрактного рационализма боролся против бергсоновских идей Ж. Бенда (1867—1956). Верность принципам историзма сохраняли Р. Лалу (1889—1960), Л. Казамиан, П. В. ван Тигем. Важную роль в развитии прогрессивного французского литературоведения в конце 30-х гг. сыграли литераторы-марксисты П. В. Кутюрье, Ж. Р. Блок, Л. Арагон.

  В буржуазном послевоенном литературоведении известны имена Р. М. Альбереса (р. 1921), П. Буадефра (р. 1926), Г. Пикона (р. 1915), П. А. Симона (1903—70), рассматривающих историю литературы через призму философии. Философичностью послевоенное французское литературоведение обязано как возрастающей роли марксизма, так и моде на экзистенциализм. Ж. П. Сартр высказался в пользу активного, «ангажированного» искусства, однако метафизический характер его экзистенциальной философии существенно ограничил её влияние. Экзистенциализма философии и литературе сменил неопозитивистский структурализм. Как метод он чрезвычайно неоднороден: наряду с литературоведческо-лингвистическим структурализмом Р. Барта (р. 1915), А. Греймаса, Ц. Тодорова (р. 1939) существует психоаналитический структурализм Ж. Лакана, социологический структурализм Л. Гольдмана (1913—70). К структуралистской тенденции в литературоведении примыкает также журнал левацкого толка «Tel Quel» (с 1960). Определённое влияние на литературоведческий структурализм оказал французский философ Г. Башлар (1884—1962), положивший начало структуралистско-символической критике (М. Бланшо, р. 1907; Ж. Пулет, р. 1902; Ж. П. Ришар, р. 1922). В разработке теории марксистского литературоведения во Франция большую роль сыграл руководимый Арагоном еженедельник («Les léttres françaises», 1942—1972). Марксистское литературоведение последовательно отстаивает принципы социального анализа, важную роль искусства в классовой борьбе. Позиции прогрессивного литературоведения укрепляются благодаря широкому обсуждению его проблем на страницах ряда периодических изданий — «L'Humanité«, «La Pensée», «La Nouvelle critique» (с 1948), «L'Europe» (с 1923), «France nouvelle».

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Франция, Об искусстве, т. 1—2, М., 1967; История французской литературы, т. 1—4, М. — Л., 1946—1963; Андреев Л. Г., Французская литература 1917—1956 гг., М., 1959; его же, Современная литература Франции, 60-е годы, М., 1977; Анисимов И., Французская классика со времен Рабле до Р. Роллана, М., 1977; Шишмарев В. Франция, Избранные статьи, т. 1, М. — Л., 1965; Державин К. Н., Театр французской революции (1789—1799), Л., 1932; Французский реалистический роман XIX в. Сб. статей, под ред. и с предисл. В. А. Десницкого, Л. — М., 1932; Обломневский Д. Д., Французский классицизм, М., 1968: Евнина Е. М., Современный французский роман. 1940—1960, М., 1962; Великовский С., Поэты французских революций, 1789—1848 гг., М., 1963; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле..., М., 1965; Наркирьер Франция С., Французская революционная литература (1914—1924), М., 1965; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1976; Виппер Ю. Б., Поэзия Плеяды, М., 1976; Якимович Т. К., Французская драматургия на рубеже 1960—1970-х гг.. К., 1973; Реизов Б. Г., Французский роман XIX в., М., 1969; Трущенко Е. Франция, Социалистический реализм во французской литературе, М., 1972; Еремеев Л. А., Французский «новый роман», К., 1974; Neuf siècles de littérature française..., [Р., 1958]; Manuel d'histoire littéraire de la France, [sous la dir. de P. Abraham et Desné], t. 1—4, P., 1965—1973; Adam A., Histoire de la littérature française au XVII siècle, v. 1—5, P., [1948—56]; Zurnthor P., Histoire littéraire de la France médiévale. P., 1954: Brun Ch., Le roman social en France au XIX siècle, P., 1910; Rousseaux A., Littérature du XX siècle, [v. 1—7, P., 1938—62]; Sénéchal Ch., Les grands courants de la littérature française contemporaine, [Nouv. éd.], P., 1941; Dumesnil R., Le rélisme et le naturalisme, P., [1965]; Nadeau M., Le roman françis depuis la guerre, [P., 1970]; Prévost C., Littérature, politique, idéologie, P., 1973; Langlois P., Mareuil A., Guide bibliographique des études littéraires, 3 éd., P., [1966]; Carloni J.-C., Filoux J. C., La critique littéraire, 5 éd., P., 1966; Moreau P., La critique littéraire en France, P., [1960]; Tieghem Ph. van, Les grandes doctrines littéraires en France de la Pléiade au surréalisme, P., 1974.

Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия (<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>украшенный стиль<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>; аббатство Гисборо). 4. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Перпендикулярная готика<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Англия (собор в Уинчестере). Франция.

Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).

  В. А. Никитин.

 

Франция (France), Французская Республика (République Française).

Флаг государственный. Франция. Франция.

Флаг государственный. Франция.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк


  VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
 
  XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
Так же Вы можете узнать о...


Экономика (от греч. oikonomikë, буквально— искусство ведения домашнего хозяйства),
Яремча, город областного подчинения в Ивано-Франковской области УССР.
Альтазимут (от лат. altum — высота и азимут), астрономический угломерный инструмент, употреблявшийся до начала 19 в.
Астрономический институт им. П. К. Штернберга Астрономический институт имени П. К. Штернберга Государственный (ГАИШ), научно-исследовательское учреждение Московского университета.
Бережаны, город, центр Бережанского района Тернопольской области УССР, на р.
Буль Джордж Буль (Boole) Джордж (2.11.1815, Линкольн, — 8.
Виньола Джакомо да Виньола (Vignola) (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1.
Гарвизм, гарвеизм, буржуазно-националистическое сепаратистское течение в негритянском движении в США.
Горное дело, отрасли науки и техники, охватывающие процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых (см.
Дергачи (посёлок гор. типа в Харьковской обл.) Дергачи, посёлок городского типа, центр Дергачёвского района Харьковской области УССР, на р.