Франция VII. Экономико-географический очеркБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
VII. Экономико-географический очерк Общая характеристика экономики. Франция — одна из главных держав в системе мирового капиталистического хозяйства. По структуре хозяйства Франция — высокоразвитая индустриальная страна. В валовом внутреннем продукте доля промышленности (1974) составила 35,8%, строительства 9,6%, сельского хозяйства 5,3%, торговли 16,9%, транспорта 4,9% и др. отраслей сферы услуг 27,5%. Промышленные изделия дают около 3/4 стоимости французского экспорта. Франция — крупный экспортёр с.-х. продукции. Важное значение для экономики страны имеют внешняя торговля и финансовая деятельность; вывоз и ввоз капитала, иностранный туризм. Она занимает 4-е место среди развитых капиталистических государств по объёмам промышленного производства (6,4% в 1976), одно из первых мест по размерам с.-х. продукции и стоимости внешнеторгового оборота (около 7% оборота внешней торговли капиталистических стран), вывозу капитала, размерам золотого резерва. Национальный доход на душу населения составляет 2670 долл. (1973) (по сов. расчётам). Для экономики типичны высокая степень концентрации производства и капитала наряду с широким распространением в некоторых секторах хозяйства (с. хозяйство, торговля, лёгкая промышленность) мелкого и среднего производства. Решающие позиции в хозяйстве находятся у несколько десятков финансовых и промышленных групп, многие из которых тесно связаны с иностранным капиталом. В 1974 10 крупнейших банков (наибольшее значение из них имеют группы «Банк де Пари э де Пеи-Ба», «Сюэз», Ротшильдов и др.) сосредоточили около 70% банковских активов и почти 80% всех вкладов. Основные отрасли промышленности контролируются немногочисленными концернами и трестами. Например, компании «Сасилор» и «Юзинор» дают 65% выплавки стали; производство алюминия сосредоточено у «Пешине-Южин-Кюльман»; фирма «Томсон — Брандт» выпускает более 2/3 холодильников и стиральных машин, а монополия «Рон-Пуленк» — свыше 80% синтетических волокон. В нефтяной промышленности выделяются «Компани франсез де петроль» и группа ЭЛФранция Иностранные монополии приобрели значительные позиции во Франция сравнительно недавно, в 1960-х гг. Рост иностранных инвестиций связан главным образом с созданием большого числа филиалов иностранных компаний или организацией смешанных фирм, преимущественно в промышленности. Сумма чистых иностранных капиталовложений (за вычетом дезинвестиций), осуществленных во Франция в послевоенный период (до 1968), составила 41,2 млрд. фр. (7,5 млрд. долл.). По размерам иностранных инвестиций на 1-м месте США, на 2-м ФРГ, затем страны Бенилюкса и Швейцария. По данным переписи 1968, фирмы с участием иностранного капитала производили 8% продукции, владели 8,5% акционерного капитала во всех французских компаниях и 10,5% их активов; из 47 отраслей экономики, охваченных переписью, в 7 отраслях зарубежные фирмы владели свыше 30% акционерного капитала, в 3 — свыше 20% и в 2 — более 15%. По официальным данным, в 1972 на предприятия, находящиеся под иностранным контролем, приходилось 5% используемой рабочей силы, 12% коммерческого оборота и 11% капиталовложений всех предприятий на французской территории. К числу отраслей, особенно зависимых от иностранного капитала, относятся (по его доле в акционерном капитале) переработка нефти, общее машиностроение, приборостроение, электронная, резиновая, автомобильная, молочная, жировая промышленность. Значительное развитие получил государственно-монополистический капитализм. государству принадлежит около 1/3 национальной экономики Франция Доля государства в валовом национальном продукте и в производственных капиталовложениях — свыше 20%, на государственных и смешанных предприятиях создаётся около 25% промышленной продукции (1975). Национализированы: угольная, газовая, атомная промышленность, большинство электростанций, часть машиностроительных (в т. ч. основные авиационные заводы СНИАС — Аэроспасьяль и автомобильные заводы «Рено»), химических и военных предприятий, французский эмиссионный банк и крупнейшие депозитные банки. Государство — собственник почт и телеграфа, табачных и спичечных фабрик, большей части ж.-д. транспорта, каналов, научно-исследовательских учреждений. Имеется много смешанных предприятий, где представлен и государственный, и частный капитал. Среди них «Компани франсез де петроль», авиатранспортная компания «Эр Франс». Вмешательство государства в экономическую жизнь страны проявляется и в программировании экономического и социального развития, однако эти программы имеют для частного сектора лишь рекомендательный характер. Эффективность государственного программирования ограничена; финансовая олигархия и монополии используют государственный аппарат в своих целях. Государство стимулирует слияние компаний в целях создания монополий «международного масштаба», способных бороться за внешние рынки. На автомобильном заводе «Рено» в г. Булонь-Бийанкур (пригород Парижа). Забастовка рабочих на заводе «Рено». Париж. Июнь 1968. По размерам заграничных капиталовложений (19 млрд. долл. на 1970) Франция занимает 4-е место после США, Великобритании и ФРГ. Экспорт капитала возобновился в послевоенный период, с начала 1950-х гг. Большую роль играют государственные капиталовложения в бывшей колонии, велики французские капиталовложения в промышленно развитые страны ЕЭС, Испанию, Швейцарию. В 1960—70 объём промышленного производства увеличился на 79%, с.-х. производства — на 23%; с начала 1970-х гг. темпы роста промышленного производства стали падать. Экономический кризис 1975 имел всеобщий характер, за год объём промышленного производства сократился на 8%, число банкротств достигло 14,9 тыс. За 1970—75 военные расходы почти удвоились, прибыли французских монополий увеличились на 83%, тогда как реальная заработная плата многих групп рабочих и служащих осталась неизменной или даже сократилась вследствие интенсивной инфляции. За 6 лет цены на продукты питания, одежду и пр. выросли более чем на 60%. Возросли квартплата и плата за услуги. Тяжелы условия труда. Женщины за равный труд получают зарплату на 1/4—1/3 меньшую, чем мужчины. По официальным данным, среднегодовое число полностью безработных в 1976 составило 933 тыс. чел., в начале 1977 в стране было 1,1 млн. безработных и 0,6 млн. полубезработных. С 1976 в экономике Франция наблюдается оживление, однако проблемы безработицы, инфляции, дефицита торгового и платёжного балансов и многие другие не решены. Промышленность. Несмотря на высокие темпы развития после 2-й мировой войны, значительное обновление основного капитала в промышленности и развитие новейших отраслей, большое значение сохраняют отрасли лёгкой и пищевой промышленности (о структуре промышленности см. табл. 3), уступающие, однако, по многим показателям в силу большей раздробленности производства и сохранения устаревшего оборудования отраслям тяжёлой промышленности. (См. карту.) Свыше 40% промышленных предприятий имеет до 100 занятых (в США, Великобритании, ФРГ — 20—26%; 1970). О концентрации промышленного производства см. табл. 4. Добывающая промышленность и энергетика. Обеспеченность Франция топливно-энергетическими ресурсами недостаточна. Около 3/4 потребляемого в стране топлива импортируется. Угольная промышленность вследствие широкого использования др. видов энергоресурсов (нефти, газа, атомной энергии) и конкуренции более дешёвого импортного угля в 1970-х гг. переживает упадок (по сравнению с 1960 в 1976 добыча упала в 2,4 раза). Главные районы добычи угля — Лотарингский (свыше 9 млн. т), Северный (департаменты Нор и Па-де-Кале; центры: гг. Валансьенн, Дуэ, Денен и др.; добыча около 7 млн. т). Центр — Юг (свыше 3 млн. т). Небольшая добыча нефти (главным образом в районе г. Парантис). Почти вся потребляемая в стране нефть ввозится (импорт 122 млн. т в 1976, главным образом из стран Ближнего Востока); общая мощность 24 нефтеперерабатывающих заводов 176 млн. т в год (1976). Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы размещены около Марселя и в устье Сены (выше Гавра). Государственная компания ЭРАП и «Компани франсез де петроль» контролируют свыше 1/2 переработки нефти и продажи нефтепродуктов, остальная часть контролируется американскими и англо-голландскими нефтяными компаниями. Часть сырой нефти по Южно-европейскому трубопроводу (Марсель — Лион — Страсбур — Карлсруэ) направляется в ФРГ, часть нефтепродуктов — в страны Африки и Западной Европы. Добыча природного газа сосредоточена в районе месторождения Лак; свыше 1/2 потребляемого газа импортируется из Алжира, Нидерландов, СССР. О структуре производства и потребления энергии см. табл. 5. Производство электроэнергии в 1974 (в %): ТЭС — 69,1 (в т. ч. АЭС — 8,3), ГЭС — 30,9. ТЭС работают на каменном угле, газе и мазуте и находятся главным образом в угольном бассейне, крупных городах (Париж), морских портах. Крупнейшие ГЭС (по300—500 тыс. квт) — на р. Рона и её альпийских притоках. Авиационный завод в Тулузе. Много ГЭС в Центральном Французском массиве, Пиренеях и на Рейне. В Бретани в устье р. Ране работает электростанция (240 тыс. квт), использующая энергию морских приливов. Имеются 10 АЭС (общей мощностью в 3,1 млн. квт в 1975), крупнейшие из них (по 450—540 тыс. квт) — Ле-Бюже, Сен-Лоран-1 и Сен-Лоран-2, Шинон-3. Атомная промышленность имеет собственную сырьевую базу (в 1973 получено 1,88 тыс. т урановых концентратов 238U; 1-е место среди стран Западной Европы). Основные центры добычи: Ла-Крузий, Форез, Лашо в Центральном Французском массиве, Л’Экарпьер в Вандее. Поблизости производится обогащение руды. Металлические уран получают в г. Ле-Буше (под Парижем) и на др. заводах. Важные центры атомной промышленности — гг. Пьерлат (производство обогащенного урана) и Маркуль (производство плутония). Развита сеть электропередач, её главный узел — Париж; в столицу поступает значительная доля энергии, производимой в др. районах. Из рудного минер, сырья на территории Франция добывают железную руду (4-е место в капиталистическом мире; главный железорудный район — Лотарингия; центры: гг. Брие, Лонгви, Тионвиль и др.) и бокситы (главный район добычи на Ю., в департаменте Вар), в небольших количествах — цинк (13,9 тыс. т концентрата в 1975), свинец (21,7 тыс. т), вольфрам, золото. Из нерудных минер, ресурсов — значительная добыча калийных солей (2,1 млн. т в 1975, в пересчёте на K2O), серы (лак; побочный продукт очистки природного газа), каменной соли, барита, талька, каолина, асбеста, плавикового шпата (460 тыс. т в 1974). сырья для стройматериалов. АЭС Шинон на берегу р. Луара. Обрабатывающая промышленность. Большое развитие получили отрасли чёрной и цветной металлургии (выплавка чугуна, стали, алюминия и др. металлов). Эти отрасли частично работают на местном сырье, однако значительная часть более высококачественной железной руды и ряд цветных металлов (медь, кобальт, олово, вольфрам и др.) ввозятся из неевропейских стран; в частности, на импортной руде работают новые крупнейшие металлургические комбинаты страны в Дюнкерке (производств, мощность 8 млн. т стали в 1975) и Фос-сюр-Мер (1-я очередь; 3,7 млн. т стали). Главные районы чёрной металлургии — Лотарингия (производственная мощность заводов 15,9 млн. т стали на 1975) и Северный (включая Дюнкерк; 12,6 млн. т стали в год). В горных районах — Савойе, Пиренеях, Центральном Французском массиве, в тех местах, где находятся ГЭС, развита электрометаллургия, производится качественная сталь (Сент-Этьенн, Ижин, Ле-Крёзо) и выплавляется алюминий (глинозёмные заводы в Гарданне и Салендре; алюминиевые заводы в Ногере, Сен-Жан-де-Морьенн, Ланмезане). Выплавка меди (рафинированной 40 тыс. т в 1975) — в Ле-Пале (департамент Верхняя Вьенна), свинца (рафинированного 151 тыс. т) — в Нуайель-Годо (департамент Па-де-Кале) и Лионе, цинка (181 тыс. т) — в Нуайель-Годо и Вивье (департамент Аверон), никеля — в Гавре, кобальта, вольфрама и др. Автомобильный завод Берлье в Лионе. Машиностроение и металлообработка — главные отрасли промышленности (свыше 1/3 промышленных рабочих), особенно развито транспортное и общее машиностроение. Крупное производство автомобилей, главным образом легковых (фирмы «Рено», «Пежо — Ситроен», «Крайслер-Франс»); почти 1/2 продукции экспортируется. Центры автомобильной промышленности: Париж, Сошо-Монбельяр, Лион. По авиаракетной промышленности Франция занимает 2-е и 3-е места среди капиталистических стран. Она производит и экспортирует во многие страны военные и гражданские самолёты разного типа, в том числе сверхзвуковой франко-британский самолёт «Конкорд», вертолёты, двигатели. Франция выпускает разнообразную ракетную и космическую технику, космические спутники Земли и др. Основные центры авиастроения — Париж, Тулуза, Бордо. Видное место занимает судостроение; центры — гг. Нант (Сен-Назер), Дюнкерк, Марсель (Ла-Сьота). Значительное производство локомотивов (144 шт.) и вагонов (9,6 тыс. шт. грузовых в 1975). Крупные отрасли машиностроения — станкостроение и производство кузнечно-прессового оборудования, электротехнической и электронной аппаратуры, генераторов и двигателей, средств связи, бытовых электроприборов, тракторов, оружия. Более 1/2 предприятий электротехнической и электронной промышленности сосредоточено в Париже. Часовня Сент-Шапель в Париже. 1243—48. Интерьер. Химическая промышленность развивается быстрыми темпами; происходит активная перестройка химического производства. Новейшие и традиционные отрасли являются объектом государственно-монополистического регулирования. Особенно быстро растут нефтехимия, производство пластмасс (главным образом полиэтилен, поливинилхлорид, аминопласты, полистирол и др.), синтетического каучука, химические волокна, синтетических моющих средств, продуктов военной химии. Велико производство удобрений: азотных, фосфатных, калийных. Важные позиции в химической промышленности занимают монополии — «Рон-Пуленк» (синтетическое волокно, фармацевтические изделия, пластмассы), «Мишлен» (резинотехнические изделия), «Сен-Гобен», «Пешине-Южин-Кюльман». Главные центры химической промышленности: Париж, Лион, районы гг. Гавр и Марсель. Лёгкая и пищевая промышленность имеют крупные масштабы производства. В текстильной и швейной промышленности занято 0,7 млн. чел. в 1973. Франция даёт около 5% мирового производства текстильных изделий. Текстильная промышленность, как и другие отрасли, в послевоенный период произвела перестройку внутриотраслевой структуры, что вызвано более широким применением искусственных и синтетических волокон. Основные районы текстильной промышленности: Северный (гг. Рубе — Туркуэн, Лилль, Армантьер и другие) — шерстяная, хлопчато-бумажная, льняная, джутовая; Вогезы и южная часть Эльзаса (Мюлуз, Эпиналь) — хлопчато-бумажная промышленность; Лионский район — производство тканей из химического волокна. Большое значение имеет трикотажное производство (Париж, Труа). Главный центр выпуска одежды и галантереи — «законодатель мод» Париж. Франция занимает одно из первых мест в мире по выпуску кожаной обуви (205 млн. пар, 1975). Пищевая промышленность, как и текстильная промышленность, имеет относительно медленные темпы роста. Однако в этой отрасли происходят глубокие структурные преобразования: переход от полуремесленного, мелкокапиталистического производства к современному крупному капиталистическому. Известную роль в этом процессе сыграл иностранный, главным образом американский капитал (преимущественно в производстве варенья, сухарей, сгущенного молока, крахмала, специй, продуктов животного происхождения и многого др.). Наиболее активны в пищевой промышленности американской фирмы «Дженерал фудс», «Дженерал милс», «Консолидейтед фуд», «Грейс», «Борден», международные фирмы «Юнилевер» и «Нестле». Пищевая промышленность наиболее распылена в производственном отношении и представлена многочисленными отраслями. Франция — классическая страна виноделия (в 1975 произведено 6,7 млн. т виноградных вин); вина Жиронды (центр — г. Бордо), Шампани, Бургундии, коньяки и ликёры пользуются мировой известностью. В числе др. отраслей пищевой промышленности Франция — мукомольная, мясо-, молочно-, рыбо-, плодоконсервная, сахарная. О производстве основных видов промышленной продукции см. табл. 6.
Табл. 3. — Структура промышленности
Табл. 4. — Концентрация промышленного производства (предприятия с числом занятых более 5), 1971, %
Табл. 5. — Структура потребления основных видов первичной энергии, %
Табл. 6. — Производство основных видов промышленной продукции
Сельское хозяйство. Сельское хозяйство Франция развивается в условиях обострения аграрного кризиса, вызванного преимущественно жёсткой конкуренцией на рынке продовольствия стран Европейского экономического сообщества. (См. карту.) Усилилась капиталистическая концентрация с.-х. производства, выросла его техническая оснащённость (например, за 1950—74 парк тракторов увеличился со 139 тыс. до 1337 тыс., парк зерновых комбайнов — с 5 до 151 тыс.), потребление минеральных удобрений выросло в 6 раз, повысилась урожайность культур и продуктивность скота. Этому способствовали как научно-техническая революция, так и государственно-монополистическая политика, направленная на достижение т. н. «максимальной рентабельности труда и капитала» (закон 1960), стимулирование индустриализации с.-х. производства в целях завоевания рынка ЕЭС. Государство активно поддерживает крупные хозяйства, предоставляет им кредиты и субсидии, а также налоговые льготы и т. д., расходует значительные средства на регулирование цен и сбыт продукции, на развитие с.-х. науки, на землеустройство. Ускорилось разорение мелких т. н. нерентабельных хозяйств; за 1956—74 их число сократилось на 1 млн., т. е. на 44%, а средняя площадь одного хозяйства увеличилась с 14 до 23 га. Распространение получили капиталистическая аренда земли (55% с.-х. площади обрабатывается арендаторами, 1967), снабженческо-сбытовая и перерабатывающая кооперация. Однако в сельском хозяйстве Франция численно преобладают мелкие и средние хозяйства (см. табл. 7), хотя основные площади находятся в крупных хозяйствах, которые широко применяют наёмную рабочую силу (из 2,3 млн. чел., занятых в сельском хозяйстве, 0,4 млн. — наёмные рабочие, 1974) и дают основную массу товарной продукции. Н. де Шатийон. Королевская площадь (ныне площадь Вогезов) в Париже. 1606—2 (фрагмент из плана Тюрго. 1734—39). Обстроена зданиями с одинаковыми фасадами. В центре монумент Людовика XIII. Площадь с.-х. угодий составляет 2/3 территории Франция (35,5 млн. га в 1973); всё более уменьшается доля пашни и растут площади, покрытые травами, что связано с усилением животноводческой специализации сельского хозяйства. Пашня занимает 16,8 млн. га, многолетние насаждения — 2,2 млн. га (виноградники и сады), пастбища и сенокосы — 13,9 млн. га, под лесом 14,5 млн. га (1972). Структура сельского хозяйства по стоимости продукции в %: растениеводство 43,3, в том числе зерновые 16,0, овощи и фрукты 9,0, виноград (на вино) 8,5; животноводство 56,7, в том числе производство мяса 26,1, молока 18,6, битой птицы и яиц 7,7. Растениеводство среднеевропейского и средиземноморско-субтропического типов. По сборам зерновых Франция среди капиталистических стран уступает только США, Индии и Канаде. Главная зерновая культура — пшеница (около 1/2 всего сбора зерна), основной район её производства — низменность на С. страны. Выросло значение кукурузы и ячменя; в дельте Роны — рисоводство. Виноградники в Восточной Франции. Посевы сахарной свёклы, как и сахарные заводы, сосредоточены на С. Из-за уменьшения продовольственного использования теряет своё значение картофель. Важное значение имеет виноградарство (1-е место в мире по сбору винограда). Основная часть урожая используется для производства вина, из-за перепроизводства вина проводится политика ограничения виноградарства. Виноградники распространены почти повсеместно (за исключением сев. районов Франция). Главные районы производства винограда и виноделия: провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турень, район г. Бордо, Гасконь. В южных районах распространена культура оливы (1,8 тыс. т оливкового масла в 1974). Производство овощей и фруктов развито повсеместно. Эти отрасли служат основой хозяйства многих районов (долины рр. Рона, Гаронна и Луара, провинция Руссильон, северное побережье провинция Бретань), снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь Париж. Основная продукция плодовых — яблоки (сбор 3,5 млн. т в 1973, из которых свыше 40% пошло на изготовление сидра), груши, персики, цитрусовые (о. Корсика). О производстве основных с.-х. культур см. табл. 8. Уборка зерновых в Парижском районе (Иль-де-Франс). Животноводство имеет мясомолочное направление, усилилось значение свиноводства и птицеводства. По производству мяса Франция уступает в Западной Европе только ФРГ, а по производству молока занимает 1-е место. Разведение крупного рогатого скота особенно развито на С.-З. и в горных районах на альпийских пастбищах; свиноводство — в Бретани, Эльзасе, на С. и Ю.-З. — в районах, где кукуруза или картофель, а также отходы пищевой промышленности служат кормовой базой. Овцеводство сохраняет значение главным образом на Ю. Центрального Французского массива и в Южных Альпах. В Парижском и Северном районах интенсивность животноводства выше, чем в др. районах. Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг. О составе поголовья скота и продукции животноводства см. табл. 9 и 10. Лесное хозяйство. Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1975) принадлежит частному сектору, меньшая — коммунам (17%) и государству (11%). Заготовка древесины 31,3 млн. плотных м3 (1974). Рыболовство. Главный район лова — Атлантический океан. Улов рыбы 806 тыс. т (1974). Главные рыболовные порты — Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный промысел (до 70% мирового сбора устриц).
Табл. 7. — Распределение земли по категориям хозяйств (1970)
Табл. 8. — Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
1 В среднем за год. 2 1960.
Табл. 9. — Поголовье скота и птицы, тыс. голов
Табл. 10. — Производство продукции животноводства и птицеводства, тыс. т
1 В среднем за год.
Транспорт. Транспортная сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центром — Парижем. Доля отдельных видов транспорта во внутреннем грузообороте (т/км, в %): ж.-д. 34,9, автомобильного 36,7, внутреннего водного 6,9, морского каботажа 3,9, трубопроводного 17,6 (1972). Перевозки пассажиров (км, в %): ж.-д. транспортом 12,6, автомобильным 82,8, водным 0,2, морским 0,5, воздушным 3,9 (1972). Длина ж.-д. сети общего пользования 34,3 тыс. км, в том числе 27,2% электрифицированы (1975). Франция занимает одно из первых мест в мире по протяжённости автодорог (длина 1479 тыс. км, 1975) и величине автопарка (17,8 млн. машин, в т. ч. 14,5 млн. легковых, 1974). Важнейшая автострада — Лилль — Париж — Лион — Марсель. Длина внутренних водных путей 7,2 тыс. км (в т. ч. 4,7 тыс. км каналов, 1973). Главные водные магистрали — Сена (которая через Уазу и Северный канал связана с Северным районом, а через Марну и канал Марна — Рейн — с Лотарингией и Эльзасом) и канализованная р. Мозель (путь для экспорта лотарингской руды и металла и импорта угля и кокса); на эти пути приходится свыше 4/5 перевозок. Осуществляются работы по реконструкции системы каналов Рона — Рейн. Главные речные порты: Париж, Страсбур, Руан, Лилль. После 2-й мировой войны 1939—45 начал быстро развиваться трубопроводный транспорт (протяжённость сети 5231 км, 1974), важнейшие трубопроводы: нефтепровод Марсель — Лион — Страсбур — Карлсруэ (ФРГ), продуктопровод Гавр — Париж, газопроводы, соединяющие месторождение Лак и месторождение в Нидерландах с Парижем, Лионом и др. городами. Ж. Франция Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37. Во внешних связях велика роль морского торгового флота (тоннаж 8,5 млн. брутто регистровых т в 1975, в том числе свыше 1/2 тоннажа — танкеры) и авиатранспорта. Общий грузооборот морских портов 306 млн. т в 1974. 2/3 объёма морских перевозок приходится на 2 порта — Марсель и Гавр со спутниками (соответственно 109 млн. т и 84 млн. т), сооружены новые порты — Фос-сюр-Мер (район Марселя) и Антифер (у Гавра); другие крупные морские порты: Дюнкерк, Нант, Бордо, Руан, Кале, Булонь. Главные аэропорты в Париже (Орли, Бурже, Шарль де Голль) перевезли 17,3 млн. пассажиров. Гавр. Общий вид порта. Внешние экономические связи. Объём внешнеторгового оборота Франция за годы после 2-й мировой войны существенно увеличился; по размерам экспорта и импорта Франция среди капиталистических стран уступает лишь США, ФРГ и Японии. В экспорте капиталистических стран доля Франция составила (1975) свыше 6,9%, импорта — свыше 6,7% (см. табл. 11). На мировом рынке Франция принадлежит видная роль экспортёра машин, оборудования и транспортных средств (автомобили, суда, самолёты) — около 30% стоимости экспорта в 1974 и свыше 40% в 1975, продуктов сельского хозяйства (зерно, скот, молочные продукты, вина) — 19% (15% в 1975), а также чёрных металлов и алюминия, химикатов, изделий лёгкой промышленности. Основные статьи импорта: машины и оборудование, нефть, каменный уголь, цветные металлы, целлюлоза, хлопок, шерсть, древесина хвойных и тропических пород. Табл. 11. — Внешняя торговля, млрд. фр.
Около 1/2 внешнеторгового оборота Франция приходится на страны ЕЭС; главный торговый партнёр Франция — ФРГ, торговля с которой, как и с США, ведётся с большим пассивом. Растет торговля Франция с социалистическими странами, в том числе с СССР (см. табл. 12). В начале 1970-х гг. французское правительство приняло меры по улучшению торгового и платёжного балансов страны (программа экономии топлива и сокращения импорта нефти; кредиты для расширения производства экспортных товаров и т. д.). В результате внешнеторговый баланс Франция в некоторые годы сводился с активным сальдо, однако платёжный баланс обычно сводится с дефицитом вследствие значительных расходов на фрахт, иностранные патенты, транспорт, денежные переводы иностранных рабочих за границу. Платёжный баланс в млрд. фр.: — 3,0 в 1973, — 28,7 в 1974, — 0,3 в 1975, — 27,5 в 1976. Советско-французская торговля развивается на основе долгосрочных межправительственных соглашений об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве, широко используются сделки на компенсационной основе. В 1975 была принята Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Франция, подписаны соглашения о сотрудничестве в области энергетики, авиационной промышленности и гражданской авиации, в области туризма. В 1977 была достигнута договорённость о разработке новой долгосрочной программы углубления советско-французского сотрудничества в области экономики и промышленности на период до 1990. Франция ввозит из СССР главным образом жидкое топливо, лесоматериалы, хлопок, антрацит, металлоруды, подсолнечное масло и др. потребительские товары, станки, промышленное оборудование, а экспортирует в СССР в основном комплексное промышленное оборудование, станки и машины, прокат чёрных металлов, изделия лёгкой и пищевой промышленности. В 1976 товарооборот между Франция и СССР оценивался в 1,7 млрд. руб. Франция является одним из главных районов международного туризма. Ежегодно страну посещают 10—15 млн. туристов. Валютные поступления от иностранного туризма 3,2 млрд. долл. (1975). Денежная единица — франк. По курсу Госбанка СССР, 100 фр. = 14 руб. 94 коп. (1977, сентябрь). Табл. 12. — Распределение внешней торговли, %
Франция (France), Французская Республика (République Française). Флаг государственный. Франция. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|