Франция XVI. Балет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФРА
ФРГ
ФРЕ
ФРЁ
ФРИ
ФРО
ФРУ
ФРЫ
ФРЮ
ФРЯ

XVI. Балет

  Формирование сценического танца началось в 13—14 вв. В 16 в. появились балетные спектакли («Комедийный балет Королевы» балетмейстер Б. Бальтазарини, 1581) в виде пьес с пением и диалогами, где танец был составной частью представления. В 17 в. начал развиваться придворный балет, где роль танца постепенно возрастала, хотя он ещё не отделился от слова. В 1661 была создана Академия танца, занимавшаяся его регламентацией. С 1669 начинается история парижской Оперы (см. «Гранд-Опера»), где ставились балеты, вошедшие в историю французского хореографического искусства. Во 2-й половине 18 в. балет выделился в самостоятельный вид театрального представления. На смену придворному зрелищу с феерическими эффектами и дивертисментами пришёл драматический балет, где в танце раскрывались переживания героев. Такими были постановки крупнейшего французского теоретика танца и балетмейстера Ж. Ж. Новера (трагедийный балет «Медея и Язон» Ж. Ж. Родольфа, 1776, и др.). Последователь Новера балетмейстер Ж. Доберваль поставил «Тщетную предосторожность» (музыка сборная, 1789). Известные танцовщики 1-й пол. 18 в. — М. Камарго, М. Салле, 2-й половины 18 в. — О. и Г. Вестрис, П. Гардель.

  В 30-х гг. 19 в. во Франция утвердился романтический балет. Спектакли Франция Тальони («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, 1832; «Дева Дуная» А. Адана, 1830), в которых выступала М. Тальони, отражали противоречие между мечтой и действительностью. Образы неземных существ, олицетворяющих недосягаемый идеал, потребовали новой танцевальной техники, в частности танца на пальцах. В балетах Ж. Перро действительность поэтизировалась, романтизировалась; здесь возникали образы, родственные поэзии Дж. Байрона, произведениям В. ГюгоКорсар» Адана, «Эсмеральда» Ч. Пуньи). Один из самых значительных балетов эпохи романтизма — «Жизель» Адана (балетмейстеры Перро и Ж. Коралли, 1841). В 60-х — начале 70-х гг. значительные постановки осуществили балетместер А. Сен-Леон («Коппелия» Л. Делиба, 1870), затем Л. Мерант. Со 2-й половины 19 в. с упадком романтизма балет деградировал и в начале 20 в. интерес к нему иссяк. Возрождение балета началось в 1910-х гг., после первых Русских сезонов в Париже, когда были показаны балеты М. М. Фокина в исполнении А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Франция Нижинского. В труппе Русский балет С. П. Дягилева, работавшей во Франция до 1929, были поставлены балеты французских композиторов М. Равеля, Д. Мийо, Франция Пуленка, Э. Сати, A. Соге и др. Декорации П. Пикассо, А. Матисса, А. Дерена, Франция Леже и др. определяли характер спектакля (балеты в стиле кубизма, сюрреализма и др.). Балетмейстеры Л. Франция Мясин, Б. Франция Нижинская, Дж. Баланчин часто ставили балеты во Франция Русские артисты О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова и др. открыли в Париже балетные школы. В 30-х гг. значительной была деятельность труппы «Балле рюс де Монте-Карло» и др. трупп, возникавших на её основе. В 1929 — начле 60-х гг. с перерывами балет Оперы возглавлял С. Лифарь. Он работал здесь и как ведущий танцовщик (до 1956). Лифарь создал обширный репертуар преимущественно из своих постановок («Сюита в белом» на музыку Э. Дало, 1943; «Федра» Ж. Орика, 1950; «Наутеос» Ж. Леле, 1954, и др.), в которых выступали Л. Дарсонваль, С. Перетти, затем И. Шовире, Н. Вырубова, Л. Дейде, М. Рено, Ю. Алгаров. Во 2-й половине 40-х гг. молодые артисты, искавшие новых путей в искусстве, сближения его с современностью, создали собственные коллективы с новым репертуаром. Балетмейстер Р. Пти работал в труппе «Балет Елисейских полей» (с 1945), затем «Балет Парижа», где поставил «Кармен» на музыку Бизе (1949), «Волк» А. Дютийё (1953). В балетах Пти выступала танцовщица Р. Жанмер. Собственными труппами руководили Ж. Шарра, Ж. Бабиле. В середине 50-х гг. началась балетмейстерская деятельность М. Бежара, труппа которого «Балет 20 века» с 1960 базируется в Брюсселе при «Театре де ла Монне». Бежар продолжает работать и во Франция, он создал новый вид монументального хореографического представления, предназначенного для исполнения на больших сценических площадках, аренах («IX симфония Л. Бетховена», 1964; «Ромео и Джульетта» на музыку Г. Берлиоза, 1966; «Нижинский, клоун божий» П. Анри и др., 1971). В 60—70-е гг. в репертуаре Оперы были балеты Пти, Бежара, Баланчина, Дж. Роббинса и др. К середине 70-х гг. наметились 2 тенденции: восстановление в канонических редакциях старинных балетов («Сильфида», «Коппелия») и предоставление широкой возможности для экспериментов молодым французским и иностранным балетмейстерам (Г. Тетли, Дж. Батлеру, представителю американского «авангарда» М. Каннингему). Отойдя от академизма «Гранд-Опера», балетная труппа старается не отстать от общей тенденции французского балета, в котором прочно утверждается интерес к новейшим театральным формам. Среди трупп конца 60-х — начала 70-х гг.: Современный балетный театр (балетмейстер Франция Адре; в 1968—71 в Амьене, с 1971 в Анже), Французский театр танца Ж. Лаззини (работал в 1969—71). Балет Феликса Бласка (с 1969), Национальный балет музыкальной молодёжи (балетмейстер П. Лакот, 1962), «Театр молчания» (с 1972) и др. Труппы имеются при оперных театрах Лиона (балетмейстер В. Биаджи), Бордо (балетмейстер В. Скуратов), Мюлуза (балетмейстер Ж. Бабиле) и др. «Балет Марселя» возглавляет с 1972 Пти. В 60—70-х гг. известность получили танцовщицы — К. Мот, К. Бесси, Ж. Амьель, Ж. Рейе, К. Власси, Н. Тибон, Н. Понтуа, В. Пьолле, Г. Тесмар; танцовщики — А. Лабис, С. Атанасов, Ж. П. Бонфу, М. Денар, Ж. П. Франкетти, Ж. Пилетта, П. Бар.

Франция. Архитектура 17—20 вв. Р. Анжер, П. Пуччинелли. Башенный дом в жилом комплексе Иль-Верт в Гренобле. 1960-е гг. Франция.

Франция. Архитектура 17—20 вв. Р. Анжер, П. Пуччинелли. Башенный дом в жилом комплексе Иль-Верт в Гренобле. 1960-е гг.

  Проводятся балетные фестивали: Международный балетный фестиваль в Париже (ежегодно с 1963), Театральный фестиваль в Авиньоне и др.

  Среди исследователей балета 30—70-х гг. П. Тюгаль, Франция Рейна, Л. Вайя, Б. Кохно, М. Франция Кристу, А. Ливио, И. Лидова и др. В 50-е гг. издается журнал «Dance et rythmes», «Toute la dance et la musique», в 60—70-е гг. — «Cahiers de la danse», «Art et danse», «Les saisons de la danse».

 

  Лит.: Иофьев М., Профили искусства.,., М., 1965, с. 179—200; Guest I., The ballet of the Second Empire, L., [1953]; Vailiat L., Ballets de L'Opéra de Paris, [P.], 1947; Kochno В., Le ballet. [Le ballet en France du quinzieme siècle à nos jours], [P., 1954]; Christout М. F., Le ballet de cour de Louis XIV, P., 1967; Guest I., Le ballet de l'Opéra de Paris, P., 1976.

  Е. Я. Суриц.

 

Франция (France), Французская Республика (République Française).

Флаг государственный. Франция. Франция.

Флаг государственный. Франция.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк


  VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
 
  XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
Так же Вы можете узнать о...


Осетровые (Acipenseridae), семейство рыб группы хрящевых ганоидов.
Сасыкколь (Гнилое озеро), озеро в Казахской ССР, к В.
Урологические заболевания, болезни органов мочевой и мужской половой систем, выделение которых в самостоятельную группу обосновано применением специального (т.
Аварайрская битва 451 произошла 26 мая на Аварайрском поле (южнее современного Маку) между восставшими против Сасанидского Ирана армянами во главе с полководцем Варданом Мамиконяном и иранской армией.
Вещь (в гражданском праве) Вещь в гражданском праве, материальный предмет, объект права собственности и иных вещных прав.
Жеребейка, металлическая опора для установки литейных стержней в литейной форме и поддержания их во время заливки формы расплавом.
Кроталярия (Crotalaria), род растений семейства бобовых.
Неофашизм, понятие, объединяющее современное право-радикальные движения, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны 1939—45.
Рафаэль [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.
Технико-экономические показатели, система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий (производственных объединений) и комплексное использование ресурсов.
Щелевые согласные (фрикативные, щелинные, спиранты), согласные, при произнесении которых происходит сближение органов речи, в результате чего воздушная струя, проходя через образовавшуюся щель, производит шум трения (фрикацию).
Большой Сен-Бернар (франц. Grand-Saint-Bernard, итал.
Дени Виктор Николаевич Дени (настоящая фамилия Денисов) Виктор Николаевич [24.
Кожа искусственная, полимерный материал промышленного производства, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, головных уборов, галантерейных и некоторых технических изделий.
Митин Марк Борисович [р. 22.6(5.7).1901, Житомир], советский философ и общественный деятель, академик АН СССР (1939).