Техническое образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЖ
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

Техническое образование, подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально-технического образования.) Под термином «Техническое образование» понимается также совокупность научно-теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решать производственно-технические, экономические и др. задачи по своей специальности. Наряду со специальным существуют вспомогательное и общее Техническое образование Вспомогательное Техническое образование имеет целью дать студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений технические знания и навыки, необходимые для изучения и использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры. К вспомогательному Техническое образование относятся технические и технологические дисциплины, которые изучаются на геологических, химических, физических, биологических и др. факультетах университетов, на агрономических и зооветеринарных факультетах с.-х. вузов, в медицинских, педагогических и др. институтах и средних специальных учебных заведениях. Значение вспомогательного Техническое образование возрастает по мере оснащения техническими средствами различных областей науки и культуры (техника экспериментальных исследований, вычислительная техника, технические средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.). Общее Техническое образование даёт средняя общеобразовательная школа, закладывающая основы технических знаний, умений и навыков в процессе трудового, политехнического обучения (см. Политехническое образование).

  Система специального Техническое образование в СССР включает отрасли: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное, приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое (в области производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления, а также бытового обслуживания), строительное, геодезическое, гидрометеорологическое, транспортное и связи (о содержании и развитии отраслей Техническое образование см. специальные статьи, например Горное образование, Транспортное образование и др.).

Специалисты с высшим Техническое образование готовятся в политехнических и индустриальных институтах, отраслевых втузах (в том числе заводах-втузах), на технических факультетах некоторых университетов, а также в высших технических военно-учебных заведениях (см. Высшие учебные заведения и статьи об отдельных группах втузов, например Авиационные институты, Энергетические институты). Число втузов в СССР составляет около  всех высших учебных заведений (266 в 1975), в союзных и автономных республиках, во многих промышленных центрах созданы политехнические и отраслевые втузы. Подготовка специалистов во втузах рассчитана на 5—6 лет. Учебный план каждой специальности Техническое образование состоит из общенаучных, общеинженерных и специальных дисциплин. В цикл общенаучных дисциплин входят социально-экономические науки (история КПСС, политэкономия, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм), высшая математика, теоретическая механика, физика, химия, иностранный язык и другие — в зависимости от специальности; к общеинженерным относятся: начертательная геометрия и графика, вычислительная техника в инженерных и экономических расчётах, детали машин, теория механизмов и машин, технология конструкционных материалов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика и гидравлические машины, теплотехника с термодинамикой и другие — в зависимости от требований специальной подготовки. Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля. В цикле специальных дисциплин особо важное значение имеют общеспециальные дисциплины, закладывающие научный основы специальной подготовки (например, теория различных технологических процессов; теория, расчёт и конструирование тех или иных машин, приборов; автоматика и т. п.). Большое внимание уделяется экономической подготовке будущих инженеров: на всех специальностях изучаются конкретная экономика и организация, планирование и управление производством. В учебных планах всех специальностей есть курс охраны труда, включающий основы техники безопасности и противопожарной техники. В соответствии с требованиями научно-технического прогресса в учебные планы втузов введены курсы промышленной электроники, автоматики, автоматизации производственных процессов, применения атомной энергии в народном хозяйстве и др. Значительно увеличено количество часов на изучение математики; в программу общего курса включены теория вероятностей, математическая статистика, элементы линейного программирования и оптимального управления процессами. Чаще всего первые два (иногда три) года изучаются общие для всех специальностей дисциплины. Специальная подготовка в большинстве случаев начинается с 3—4-го курса. В процессе обучения студенты самостоятельно выполняют ряд расчётно-графических работ и курсовых проектов (например, в машиностроительных институтах—по теории машин и механизмов; по деталям машин, подъёмным машинам и механизмам). На старших курсах выполняются 3—5 курсовых проектов по специальности (по инженерно-строительным и архитектурным специальностям — 6—9). Студенты проходят учебную практику в учебных мастерских, на учебных полигонах и т. п. и производственную практику на предприятиях. Получение высшего Техническое образование завершается подготовкой и защитой дипломного проекта (или дипломной работы экспериментального характера). Выпускники получают квалификацию инженера соответствующей специальности, по научному уровню эквивалентную квалификации, которая присваивается, например, выпускникам высших технических учебных заведений США, Великобритании, Японии и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й профессиональной академической степени — магистра.

  Подготовка техников ведётся в средних специальных учебных заведениях по широкому перечню специальностей (но более узким, чем во втузах, профилям). Учебные планы средних технических учебных заведений (техникумов) рассчитаны на 3,5—4 года (для окончивших 8-летнюю школу) и 2,5—3 года (для окончивших среднюю школу). Техникумы на базе 8-летней школы дают не только специальные знания, но и общее образование. Особое значение придаётся производственному обучению (600—700 часов учебного времени), в процессе которого учащиеся получают квалификацию по рабочей профессии, а также производственной работе и производственной практике по специальности. Так же как и во втузах, в средних технических учебных заведениях принята система курсового проектирования и по окончании обучения — защита дипломного проекта (см. Среднее специальное образование).

  Для получения Техническое образование без отрыва от работы существуют заочные и вечерние втузы и техникумы, а также факультеты (отделения) при дневных высших и средние специальные учебные заведениях. Сроки обучения в вечерней и заочной системах Техническое образование на 6—12 мес больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. Многие втузы имеют общетехнические факультеты (1— 3-й курсы), которые дают студентам общетехническую и общенаучную подготовку, позволяющую в дальнейшем продолжать Техническое образование по избранной специальности. Систематическое повышение научного уровня подготовки специалистов обеспечивается научно-исследовательской работой кафедр вузов, введением элементов исследований в лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Для повышения уровня научных исследований во втузах организованы проблемные лаборатории и вычислительные центры, в некоторых — научно-исследовательские институты. Для подготовки инженеров, владеющих основами технических наук наряду с глубокими математическими, физическими, экономическими знаниями, в системе советской высшей школы созданы Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, ряд инженерно-математических факультетов во втузах и т. д. Научные и научно-педагогические кадры по техническим наукам готовятся преимущественно в аспирантуре втузов и научно-исследовательских институтов.

  В условиях научно-технической революции в связи с быстрым обновлением, расширением знаний в Техническое образование включается также система повышения квалификации и переподготовки руководящих инженерно-технических работников и специалистов. В институтах повышения квалификации, на курсах при предприятиях, организациях и учебных заведениях специалисты с высшим и средним образованием изучают новейшие достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, эффективные методы научной организации производства, труда и управления. В вузах созданы факультеты повышения квалификации специалистов с высшим образованием и в ряде институтов (например, в Уральском политехническом институте, Московском институте управления и др.) — факультеты по подготовке организаторов промышленности и строительства. В МГУ, московских авиационном, энергетическом, инженерно-физическом. институтах, МВТУ им. Н. Э. Баумана, Ленинградском технологическом институте, Новосибирском университете и др. созданы специальные факультеты переподготовки инженеров по новым, перспективным направлениям развития науки и техники.

  Значительных успехов достигло Техническое образование в др. социалистических странах, где число студентов и учащихся, получающих Техническое образование, непрерывно растет и составляет в некоторых странах (например, в ЧССР, ПНР, НРБ) до 40—50% общей численности студентов. Системы Техническое образование отвечают требованиям народного хозяйства и национальным особенностям стран. В ряде стран (например, в ПНР, ВНР, СРР) ведётся подготовка инженеров двух типов: профессиональных (срок обучения 4 года) и магистров (4—5 лет). Профессиональные инженеры готовятся главным образом для практической деятельности, инженеры-магистры — для научно-исследовательских и проектных организаций. В НРБ Техническое образование близко по структуре советскому Техническое образование Крупнейшие центры Техническое образование в социалистических странах: Варшавский и Познанский политехнические институты, Краковская горно-металлургическая академия (ПНР); Дрезденский и Магдебургский технические университеты, Фрейбергская горная академия (ГДР); Пражский политехнический институт, Высшая техническая школа в Кошице, Горно-металлургическая школа в Остраве (ЧССР); Будапештский (ВНР), Софийский (НРБ), Белградский (СФРЮ) политехнические институты и т. д.

  В капиталистических странах высшее Техническое образование осуществляется в университетах и специализированных высших технических учебных заведениях, среднее — в университетских колледжах и других средних технических учебных заведениях различного назначения. В ряде стран специалисту, получившему высшее Техническое образование, выдаётся диплом инженера, который не даёт права вести инженерную работу (быть автором проекта и т. п.); широкие права он получает после присуждения инженерной квалификации соответствующими инженерными обществами; она присуждается при наличии нескольких лет стажа практической работы и сдачи специальных экзаменов (см. Высшее образование и раздел Просвещение в статьях о странах).

  Высшее Техническое образование в США получают, как правило, в 2—3 этапа: первый (4 года) охватывает изучение общенаучных и специальных технических дисциплин и завершается присвоением окончившему инженерный факультет степени бакалавра; второй (примерно 1 год) — направлен главным образом на повышение уровня теоретических знаний по избранной специализации, выработку навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и завершается сдачей экзаменов или защитой диссертации на соискание степени магистра наук. Введена академическая степень инженера (например, в Массачусетсском технологическом институте), которую могут получить бакалавры после прохождения дополнительного курса обучения (до 2 лет). Получившие степень магистра нередко поступают на работу в научно-исследовательские и проектные организации. В крупных фирмах организуется третий этап Техническое образование непосредственно на производстве для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра. В течение этого этапа (до 1 года) слушатели изучают технологию, организацию и управление производством, а также специфику производства фирмы и конкретного предприятия, где предстоит им работать. Совершенствуется система специальных школ и институтов, предназначенная для повышения квалификации специалистов и осуществления т. н. продолженного образования технических кадров. Во многих технических колледжах и институтах Великобритании обучение строится по системе так называемого слоёного пирога (sandwich), рассчитанной на 4—5 лет и предусматривающей чередование (через 3—6 мес) теоретических занятий с практической работой в промышленности. Во Франции инженерно-технические кадры обычно готовятся в университетах и специальных институтах различного профиля (высшие школы горного дела, мостов и дорог, аэронавигации и др.). Курс обучения— 4—6 лет, состоит обычно из 3 циклов, причём в течение второго студент сдаёт экзамены на степень лиценциата и может получить звание инженера, по окончании третьего — степень доктора 3-го цикла и при наличии звания инженера может стать соискателем степени доктора-инженера. В Японии Техническое образование осуществляется на базе институтов и отраслевых технических институтов, как правило, в течение 4 лет. Окончившие курс получают степень бакалавра, после дополнительного (1—2 года) обучения — степень магистра наук.

  Важнейшие центры Техническое образование: в СШАМассачусетсский технологический институт (Кембридж), Технологический институт Карнеги (Питсбург), Бруклинский, Вашингтонский технологические институты, технические факультеты и колледжи Гарвардского, Колумбийского, Калифорнийского, Иллинойсского, Станфордского и др. университетов; в Великобритании — технические факультеты и колледжи университетов Кембриджа, Бирмингема, Манчестера, Эдинбурга, Лидса, Шеффилда и др.; в ФРГ — Горная академия в Клаустале, высшие технические школы в Ахене, Гамбурге, Кельне и др.; во Франции — высшие технические школы и технологические институты в Париже, Марселе, Лионе, Страсбурге, институты металлургии в Париже и Сент-Этьенне и др.

  В развивающихся странах Техническое образование осуществляют в Индии — Бомбейский, Кхарагпурский, Канпурский и Мадрасский технологические институты, Бенгальский инженерный колледж, инженерные колледжи в Пуне и Варанаси; в Бирме — Рангунский технологический и Мандалайский технический институты; в Египте — Каирский и Александрийский университеты, Эт-Таббинский металлургический институт; в Алжире — Национальная политехническая школа, Аннабский горно-металлургический институт и др.

  В соответствии с потребностями научно-технического прогресса во многих странах разрабатываются и осуществляются реформы Техническое образование, направленные главным образом на качественное совершенствование его.

 

  Лит. см. при ст. Высшее образование и статьях об отраслях спец. образования.

  А. И. Богомолов, А. А. Пархоменко.

Так же Вы можете узнать о...


Социалистическая революция, пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической формации.
«Таймырская роза», растение семейства розоцветных, обычно относимое к роду сиверсия.
Трехполье, трёхполка, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые.
Фекете Лайош Фекете (Fekete) Лайош (Людвиг) (22.10.1891–16.
Хиос (остров) Хиос (Chios), остров в Эгейском море, вблизи полуострова Малая Азия.
Чортков, город (с 1939), центр ского района Тернопольской области УССР.
Электрофотополупроводниковая бумага, электрофотографическая бумага, предназначена для изготовления копий при электрофотографическом копировании.
Азиновые красители, синтетические красящие вещества различных цветов (от красного до синего).
Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus — обрамляющая дуга), архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма.
Бернадот Жан Батист Бернадот (Bernadotte) Жан Батист (26.1.1763, По, — 8.
«Вавилонское пленение пап», встречающееся в литературе другое название Авиньонского пленения пап (по аналогии с Вавилонским пленом).