Белорусская Советская Социалистическая Республика Х. Медико-географическая характеристика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

Х. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1968 на 1 тыс. жителей рождаемость составляла 16,5, смертность 7,0 (25,5 в 1913). Детская смертность — 19,9 на 1 тыс. живорождённых (180 в 1913). В 1968 средняя продолжительность жизни 73 года (37 лет в 1896—97). Основные причины смертности — злокачественные новообразования и сердечно-сосудистые болезни.

  Встречавшиеся до 1-й мировой войны 1914—18 холера и натуральная оспа были ликвидированы в первые годы Советской власти. Во время немецко-фашистской оккупации в Б. распространились возвратный, сыпной и брюшной тифы, малярия и другие инфекционные болезни. Благодаря проведённым санитарно-противоэпидемическим мероприятиям к 1950 интенсивные показатели заболеваемости брюшным и сыпным тифами, дизентерией, дифтерией, трахомой, венерическими болезнями стали более низкими, чем в 1940, а заболеваемость возвратным тифом была ликвидирована. В последующие годы были ликвидированы малярия, сыпной тиф, полиомиелит, бешенство. Единичными стали заболевания дифтерией, столбняком, туберкулёзным менингитом. Значительно снижена заболеваемость брюшным тифом, коклюшем. Отмечаются отдельные случаи заболевания людей сибирской язвой, бруцеллёзом, лептоспирозом.

  С медико-географической точки зрения на территории Б. выделяют низменные районы, расположенные в бассейнах рр. Припяти, Березины, Днепра, Немана, Западной Двины. Торфяно-болотные почвы, лесные массивы создают условия для возможного распространения здесь некоторых природно-очаговых болезней (туляремии, клещевого энцефалита, лептоспирозов) и эндемического зоба. К 1969 в Б. функционировало 1050 больничных учреждений на 87,7 тыс. коек (9,9 койки на 1000 жителей) против 240 больниц с 6,4 тыс. коек (0,9 койки на 1000 жителей) в 1913. В стационарах специализированные койки: для терапевтических (14,0 тыс.), хирургических (10,0 тыс.), онкологических (1,7 тыс.), оториноларингологических (1,1 тыс.), офтальмологических (0,9 тыс.), нервнобольных (1,9 тыс.), для беременных и рожениц (7,0 тыс.), гинекологических (3,7 тыс.), для больных детей (неинфекционных, 9,7 тыс.) и т.д. Поликлиническая помощь населению оказывало 1547 амбулаторных и поликлинических учреждений, 2800 фельдшерско-акушерских пунктов (соответственно 139 и 224 в 1913); на предприятиях трудящихся обслуживало 13 медико-санитарных частей и 192 врачебных здравпункта. К 1969 работали 533 женские и детские консультации. Число детей ясельного возраста в постоянных детских яслях и яслях-садах составляло 68 тыс., мест в санаториях для детей 2,9 тыс. Работали диспансеры: 75 туберкулёзных (2 в 1913), 11 онкологических и 33 кожно-венерологических (в 1913 не было). В 1969 было 1085 аптек и 3141 аптечный пункт (против 297 частновладельческих аптек в 1913). Создана сеть санаторно-противоэпидемических учреждений, в том числе 169 санаторно-эпидемиологические станции. В лечебно-профилактических учреждениях в 1969 работало 21,3 тыс. врачей всех специальностей, т. е. 1 врач на418 жителей (1167 врачей, т. е. 1,7 врача на 10 тыс. жителей в 1913) и 66 тыс. лиц среднего медицинского персонала. Подготовка медицинских кадров осуществляется в 3 медицинских институтах (в Минске, Витебске и Гродно) и 22 медицинских училищах. Для повышения квалификации медицинских работников организованы Институт усовершенствования врачей в Минске (1932) и 4 медицинских училища (Бобруйск, Пинск). Насчитывается 9 медицинских НИИ. Б. располагает разнообразными природными лечебными факторами: благоприятный климат, живописные места, значительные залежи торфа, сапропелей, многочисленные источники минеральных вод создают базу для развития курортной сети. К 1969 было 19 санаториев для взрослых на 4,4 тыс. мест, 25 для детей на 3,0 тыс. мест и 1 пансионат на 100 мест,15 домов отдыха на 4,4 тыс. мест. Министерству здравоохранения Б. принадлежат также санатории на территории других союзных республик (УССР, Грузинская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР). Средства, выделяемые из бюджета республики на развитие здравоохранения и физической культуры непрерывно растут: 268 млн. руб. в 1969 против 36,4 млн. руб. в 1940.

  Большой размах приобрели спорт и туризм. К 1969 имелось 65 стадионов (с количеством мест для зрителей 1500 и более), свыше 3000 комплексных спортивных площадок 34 бассейна. Общая численность физкультурников 2142 тыс. чел., мастеров спорта свыше 2,9 тыс. Развита сеть кемпингов и туристских маршрутов среди которых 364 по местам боевой и трудовой славы советского народа, 4 всесоюзных. 20 турбаз в 1968 обслужили около 18 тыс. туристов. Имеется 113 оздоровительных спортивных лагерей, домов охотников и рыболовов. Б. посетило (1969) около 20 тыс. туристов из 42 стран мира.

 

  Лит. Савченко Н.Е. Здравоохранение Белоруссии к пятидесятилетию Советской власти, «Здравоохранение Белоруссии», 1967, № 11; Кардаш И. Б., Итоги пятидесятилетней борьбы с острозаразными и социальными болезнями в БССР, «Здравоохранение Белоруссии», 1967, №11.

  Г.Р. Крючок, И. Я. Кудоярова.

Ветеринарное дело. На территории Б. вследствие сложившихся природно-географических условий периодически возникают кровепаразитарные болезни сельскохозяйственных животных (бабезиоз и анаплазмоз крупного рогатого скота, пироплазмоз лошадей), переносчиками которых являются клещи. В лесисто-болотистых районах распространены миазы сельскохозяйственных животных и подкожный овод. Территория Б. энзоотична (стационарно поражена) по трихинеллёзу свиней, вследствие чего это заболевание регистрируют здесь чаще, чем в других районах СССР. Распространены гельминтозные болезни рогатого скота и свиней (фасциолёз, аскаридоз, диктиокаулез и др.).

  В 1969 работало 2235 специалистов с высшим и 5610 со средним ветеринарным образованием. В Б. 2266 ветеринарных учреждений, в том числе 117 станций по борьбе с болезнями животных, 1040 ветеринарных участков, 123 ветеренарные лаборатории. Руководство ветеринарной службой осуществляет Управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства республики; в административных районах — главные ветеринарные врачи. Специалистов высшей квалификации готовят в Витебском ветеринарном институте; ветеринарных фельдшеров — в 8 ветеринарных техникумах. Ведущие исследовательские центры по ветеринарии: Витебский ветеринарный институт и Белорусский научно-исследовательский ветеринарный институт (под Минском).

XI. Народное образование икультурно-просветительные учреждения. Обучение детей грамоте (по церковным книгам) в гг. Полоцке, Турове, Пинске, Минске, Витебске проводилось уже в 11—12 вв. «Поучения» Кирилла Туровского (12 в.) распространялись по всей Руси. В 12 в. Евфросиния Полоцкая вела в своём монастыре обучение грамоте и переписку книг. В 12—13 вв. грамотность на западно-русских землях стала всё больше проникать в среду горожан — ремесленников и купцов, о чём свидетельствуют берестяные грамоты 13—14 вв., найденные в Витебске.

  Становление белорусской культуры проходило в острой борьбе с национальном и религиозным гнётом литовских и польских феодалов и католического духовенства. На культурное и идеологическое развитие белорусского народа огромное воздействие оказало реформаторское и гуманистическое движение. Особенное значение белорусские гуманисты и реформаторы придавали просвещению народных масс. На территории Б. возникло много протестантских школ, типографий, появились первые учебники на белорусском языке. В 16—17 вв. в Ивье, Клецке, Любче, Несвиже, Новогрудке и других городах существовали арианские школы — учебные заведения представителей реформаторского движения в Б. Важную роль в борьбе с католицизмом и униатством играли братства и принадлежавшие им братские школы. Во 2-й половине 17 в. в результате усиления панско-католической реакции часть братских школ и типографий была закрыта.

  Наиболее известные представители просвещения и педагогической мысли в Б. в 16—17 вв. — учёный-гуманист, первопечатник Франциск (Георгий) Скорина, белорусские гуманисты Симон Будный, Василий Тяпинский, Лаврентий Зизаний Тустановский, Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкии, книгоиздатели братья Л. и К. Мамоничи, С. Соболь, П. Мстиславец.

  Большое прогрессивное значение имело для Б. воссоединение с Россией в конце 18 в., способствовавшее укреплению культурных связей братских русских и белорусских народов. Было открыто более 20 небольших русских школ для городского населения, 2 главных и 6 малых народных училищ. Однако уровень развития народного образования оставался низким: белорусы были лишены возможности обучаться на родном языке, русских школ и училищ было мало, в большинстве учебных заведений (монастырских униатских и иезуитских училищах) преподавание по-прежнему велось на польском языке, школы были малодоступны для детей трудящихся. Значительно хуже, чем в других губерниях России, было поставлено среднее образование. К середине 90-х гг. 19 в. в Б. и Литве, входивших в состав Виленского учебного округа, имелось 15 средних школ (гимназий, реальных училищ и учительских семинарий). Монастырские католические училища в Б. были закрыты только во 2-й четверти 19 в., когда господствующей стала общеобразовательная русская школа. В 1840 была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (см. Белорусская сельскохозяйственная академия).

Белорусская ССР. Иезуитский костёл в Гродно. 1667. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Иезуитский костёл в Гродно. 1667.

  Подъём общественного движения в годы Революции 1905—07 захватил и Б. Видную роль в борьбе за белорусскую школу и создание учебников на родном языке сыграли в те годы поэт Якуб Колас и поэтесса Тётка (А. С. Пашкевич). Вышел в свет первый белорусский букварь «Лемантар» (1906). Значительный вклад в развитие культуры и педагогической мысли Б. в конце 19 — 1-й четверти 20 вв. внесли педагоги-этнографы Е. Р. Романов, А. К. Сержпутовский, языковед Е. Ф. Карский, поэт Янка Купала. В 1914/15 учебном году в Б. имелись 7682 общеобразовательные школы всех видов, в том числе 7492 начальные школы, 119 неполных средних, 71 средняя школа. Во всех типах школ обучалось 488,6 тыс. учащихся (1/5 всех детей школьного возраста). Из средних специальных учебных заведений в 1915 работало несколько учительских семинарий, технических школ и 3 учительских института. В 1913 в Б. была 851 массовая библиотека (с книжным фондом 423 тыс. экземпляров). Около 80% населения Б. оставалось неграмотным.

  Победа Октябрьской революции открыла перед белорусским народом широчайшие возможности культурного развития. Основной задачей культурной революции в первые годы Советской власти была ликвидация массовой неграмотности населения. В апреле 1919 открылись первые вечерние школы для взрослых, а с конца 1920 была организована сеть школ для малограмотных. Преподавание велось на родном языке учащихся. По инициативе деятеля партии педагога П. Н. Лепешинского и его брата педагога М. Н. Лепешинского были организованы первые опытные школы-коммуны — Литвиновичская (1918) и Леменская (1920—1924). Большую помощь им оказывали В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский. В апреле 1924 ЦИК и СНК БССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения на родном языке. К 1932 оно было завершено, началось осуществление всеобщего обязательного 7-летнего обучения. Грамотность населения к этому времени достигла 89%.

  Иначе сложилась судьба трудящихся западных областей Б., захваченных в 1919 буржуазной Польшей. В 1925/26 учебном году на территории Западной Б. оставалось только 2 белорусские и 8 польско-белорусских школ. После воссоединения белорусского народа (1939) с января 1940 в западных областях было введено всеобщее 7-летнее обучение. Всего в БССР в 1940/41 учебном году имелось 12294 школы, в которых обучалось 1,7 млн. учащихся; в 25 вузах и 128 средних специальных учебных заведениях обучалось 56,6 тыс. студентов. Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили в Б. 6808 школьных зданий, все детские дома и детские сады. В зонах партизанских действий (в Брестской, Гомельской, Витебской и других областях) создавались общеобразовательные лесные школы. В послевоенные годы в кратчайший срок была восстановлена школьная сеть Б. К 1959 грамотность населения в возрасте 9—49 лет достигла 99%. С 1959/60 учебном году начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению, закончившийся к 1962/63 учебному году. С 1966/67 учебного года в Б. осуществляются конкретные меры, направленные на переход ко всеобщему среднему образованию. В 1969 в 2333 дошкольных учреждениях воспитывалось 260 тыс. детей. В 1969/70 учебном году имелось: 11660 общеобразовательных школ всех типов, в которых обучалось 1852 тыс. учащихся. В 1969 было 421 внешкольное учреждение: 160 дворцов и домов пионеров и школьников, 29 станций юных техников, 20 станций юных натуралистов, 189 детских спортшкол, 7 экскурсионно-туристских станций и др. В 1969/70 учебном году в 148 профессионально-технических учебных заведениях обучалось 81866 учащихся, в 131 средних специальных учебных заведении — 144,4 тыс. учащихся, в 28 вузах — 137,3 тыс. студентов. В числекрупнейших вузов: Белорусский университет им. в. И. Ленина, институты — политехнический, механизации сельского хозяйства, технологический, народного хозяйства, медицинский, педагогический, педагогический иностранных языков в Минске; сельскохозяйственная академия в Горках, педагогическая, медицинская, сельскохозяйственная в Гродно; ветеринарный, медицинский, педагогический институты в Витебске и др. В 1969 в Гомеле на базе педагогического института создан университет. В вузах БССР ведётся подготовка по 170 специальностям. В конце 1969 в Б. было 7321 массовая библиотека (общий фонд 52049 тыс. экземпляров книг и журналов), 48 музеев, 5879 клубных учреждений. Крупнейшие библиотеки: Государственная библиотека БССР им. В. И. Ленина (см. в ст. Библиотеки союзных республик) и Фундаментальная библиотека АН БССР в Минске. В числе глвных музеев — Исторический музей Б., Музей истории Великой Отечественной войны, Дом-музей 1-го съезда РСДРП, Художественный музей, Литературные музеи Я. Купалы и Я. Коласа (все в Минске); Историко-археологический музей в Гродно, Музей героической обороны Брестской крепости (Брест), Дом-музей А. Мицкевича (Новогрудок) и др.

Белорусская ССР. Л.М. Мягкова. «Хоровод». Цветное стекло (стеклозавод «Неман»). 1969. Художественный музей БССР. Минск. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Л.М. Мягкова. «Хоровод». Цветное стекло (стеклозавод «Неман»). 1969. Художественный музей БССР. Минск.

  Лит.: Ильюшин И. М., Умрейко С. А., Народное образование в Белорусской ССР, Минск, 1961; Нарысы ricторыi народнай асветы i педагагiчнай думкi ў Беларусi, Miнск, 1968; Культурнае будаўнiтцтва у Беларускай ССР. Рэкаменд. паказальнiк лiтаратуры, Miнск, 1965; Белорусская ССР за 50 лет. Статистический сборник, Минск, 1968; Наша республика. Цифры и факты, [Минск,1968].

Белорусская ССР. П. Нонхард. Дом-крепость в Гайтюнишках. 1611—12. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. П. Нонхард. Дом-крепость в Гайтюнишках. 1611—12.

  С. А. Умрейко, И. И. Смирнова.

Белорусская Советская Социалистическая Республика (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa), Белоруссия (Беларусь).

Белорусская ССР. Флаг государственный. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Флаг государственный.

I. Общиесведения

  БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с Польшей, на С.-З. с Литовской ССР, на С. с Латвийской ССР, на С., С.-В. и В. с РСФСР, на Ю. с УССР. Площадь 207,6 тыс. км2. Население 9 млн. чел. (на 15 января1970). Столица — г. Минск. Республика делится на 6 областей и 117 районов. Имеет 81 город и 123 посёлка городского типа (см. табл. 1).

  Табл. 1. — Административно-территориальное деление (на 1 января 1970)

Области

Территория, тыс. км2

Число городов

Число посёлков городского типа

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилёвская

32,3 40,1 40,4 25,0 40,8 29,0

14 16 11 9 18 13

15 28 23 23 23 11

II.Государственный строй

  БССР — социалистическое государство рабочих и крестьян, союзная советская социалистическая республика, входящая в состав Союза ССР. Действующая конституция БССР утверждена Чрезвычайным 12-м съездом Советов БССР 19 февраля 1937. Высший орган государственной власти — однопалатный Верховный Совет БССР, избираемый на 4 года по норме: 1 депутат от 20 тыс. жителей. В период между сессиями Верховного Совета высший орган государственной власти — Президиум Верховного Совета БССР. Верховный Совет образует правительство республики — Совет Министров, принимает законы БССР и т.п. Местными органами власти в областях, районах, городах, посёлках и сёлах являются соответствующие Советы депутатов трудящихся, избираемые населением на 2 года. В Совете Национальностей Верховного Совета СССР Белоруссия представлена 32 депутатами.

  Высший судебный орган Б. — Верховный суд республики, избираемый Верховным Советом БССР сроком на 5 лет, действует в составе 2 судейских коллегий (по гражданским и по уголовным делам) и Пленума. Кроме того, образуется Президиум Верховного суда. Прокурор БССР назначается Генеральным прокурором СССР сроком на 5 лет.

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Белоруссии
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Белоруссии
VIII. Профессиональные союзы
Х. Медико-географическая характеристика
Художественная самодеятельность.
XXII. Наука и научные учреждения
Развитие естественных и технических наук в Б. после Октябрьской революции (довоенный этап).
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX Кино
Так же Вы можете узнать о...


Ротор (в технике) Ротор в технике [от лат. roto — вращаю (сь)], 1) вращаюшаяся часть двигателей и рабочих машин, на которой расположены органы, получающие энергию от рабочего тела (например, ротор Ванкеля двигателя) или отдающие её рабочему телу (например, Р.
Тектонические эпохи, относительно кратковременные (млн.
Циста (от греч. kystis — пузырь), временная форма существования многих одноклеточных организмов, характеризующаяся наличием защитной оболочки, которая также называется Ц.
Антифашистский национально-освободительный комитет Албании (АНОКА), орган народной власти, возникший в ходе национально-освободительной борьбы албанского народа против фашистских захватчиков и их пособников.
Високосный год, календарный год, содержащий 366 дней, т.
Договор об образовании СССР, документ, юридически оформивший и закрепивший объединение в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик — четырёх советских социалистических республик — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Грузии, Азербайджана и Армении).
Кирка (горный инструмент) Кирка, вид удлинённого молотка с заострённой с одного или двух концов рабочей поверхностью.
Малайская Федерация, официальное название бывшего (до 1957) британского владения.
«Опиумные» войны, см. Англо-китайская война 1840—42, Англо-франко-китайская война 1856—60.
Резьбошлифовальный станок, металлорежущий станок, на котором осуществляют окончательную обработку резьбы шлифовальными кругами.
Сухарто (Suharto) (р. 8.6.1921, Кемусу, близ Джокьякарты), индонезийский государственный деятель, генерал.
Холмы, посёлок городского типа в Корюковском районе Черниговской области УССР.
Аллод (нем. Allod, франкское alodis, от древневерхненем.
Вейсе-Эльстер (Weiße Elster), река в ГДР, правый приток р.
Детекторный радиоприёмник, простейший радиоприёмник, в котором принятые сигналы радиостанций не усиливаются, а лишь преобразуются в звуковые сигналы (детектируются) контактным кристаллическим детектором.
Касситерит (от греч. kassiteros — олово), оловянный камень, минерал химического состава SnO2.