Белорусская Советская Социалистическая Республика XV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники искусства на территории Б. (кремнёвые фигурки, орнаментированная керамика, остатки свайных построек и др.) восходят к каменному веку. В раннем железном веке (примерно с 5 в. до н. э.) появляются изделия из бронзы и железа (бляхи, браслеты, подвески, застёжки, плетёные пояса и т.д.), распространяется глиняная мелкая пластика (фигурки животных), возводятся жилые постройки с деревянными стойками, поддерживавшими плетёные кровлю и стены. К 1-му тысячелетию н. э. относятся найденные на территории Б. памятники искусства древних славян. В 10—13 вв. Б., ставшая частью Киевской Руси, сделалась одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусского искусства, своеобразно преломившего художественный опыт и Киевской Руси и Западной Европы, начинается в 14 в.

  Средневековая белорусская архитектура носит в основном оборонный характер. Город обычно располагался вокруг или вблизи укреплённого замка и, кроме того, был окружен кольцом оборонительных сооружений. Сохранились замки в Лиде (14 в.), Новогрудке (14—16 вв.), Мире (16 в.), Несвиже (восходит к 16 в.). Кроме культовой выполняли оборонную роль и мощные, массивные здания православных церквей, католических костёлов, «кальвинских зборов». К 16 — началу 17 вв. складываются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

Белорусская ССР. Костёл в Ишкольде. 16 в. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Костёл в Ишкольде. 16 в.

  В 17—18 вв. в архитектуре Б. получают развитие тенденции барокко; проводниками этого стиля были различные католические ордена. К лучшим памятникам барокко на территории Б. принадлежат иезуитские костёлы в Несвиже (заложен в 1584, архитектор Дж. М. Бернардони из Комо) и Гродно (освящён в 1667), костёл кармелитов в Глубоком (1735), Софийский собор в Полоцке (11 в., перестроен к 1750).

Белорусская ССР. Софийский собор в Полоцке. 2-я пол. 11 — середина 18 вв. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Софийский собор в Полоцке. 2-я пол. 11 — середина 18 вв.

  Уже на первых порах развития приобретает самобытные черты белорусская живопись. В отличие от идеального типа святого, характерного для живописи Византии и Киева, в белорусской иконе и книжной миниатюре святой наделён простонародными чертами, ему свойственна грубоватая характерность. Белорусские мастера охотно вводят в свою живопись орнаментальные элементы, украшая узорами нимбы и одежды святых, превращая фоны икон в резное золочёное поле, а в некоторых случаях заменяя изображение одежды святого резной деревянной накладкой. Белорусские средневековые книги, как правило, украшены орнаментальными заставками. К лучшим памятникам белорусской миниатюры принадлежат Мстижское (14 в.) и Оршанское (14 в.) евангелия. Монументальная живопись средневекового периода в Б. почти не сохранилась.

Белорусская ССР. Сторожевая башня в Каменце. Конец 13 в. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Сторожевая башня в Каменце. Конец 13 в.

  С 16 в. в белорусской живописи постепенно намечается поворот к реализму нового времени: на смену плоскостным иконописным ликам приходят объёмные изображения человеческих лиц (икона «Параскева Пятница», Художественный музей БССР, Минск). В иконописи 17 в. появляются элементы бытового жанра, пространственные перспективы. В 17—18 вв. начинает развиваться портретная живопись.

<a target=<a target=Белорусская ССР. Минск. Площадь Якуба Коласа. Справа — Ленинский проспект. Белорусская Советская Социалистическая Республика." alt="Белорусская ССР. Минск. Площадь Якуба Коласа. Справа — Ленинский проспект."> Белорусская Советская Социалистическая Республика." alt="Белорусская ССР. «Параскева Пятница». Икона 16 в. Художественный музей БССР. Минск.">

Белорусская ССР. Минск. Площадь Якуба Коласа. Справа — Ленинский проспект. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Минск. Площадь Якуба Коласа. Справа — Ленинский проспект.

Белорусская ССР. Минск. Улица Ленина, разрушенная немецко-фашистскими захватчиками. 1944. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Минск. Улица Ленина, разрушенная немецко-фашистскими захватчиками. 1944.

Белорусская ССР. Минск. Один из новых районов города. 1967. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Минск. Один из новых районов города. 1967.

Белорусская ССР. «Параскева Пятница». Икона 16 в. Художественный музей БССР. Минск.

Белорусская ССР. Нефтеразведка. Гомельская область. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Нефтеразведка. Гомельская область.

  В средневековой Б. высокого уровня достигло искусство скульптуры, испытавшее некоторое воздействие романской и готической пластики Центральной Европы, а в дальнейшем — влияние барокко. Деревянные статуи, резные алтари играли важную роль в убранстве интерьеров белорусских храмов. Во время польско-русской войны 1654—67 многие белорусские скульпторы и резчики (старцы Ипполит и Арсений, Клим Михайлов, Герасим Окулов и др.) переселились в Русское государство, где создали немало выразительных произведений (например, работы старца Ипполита в Московском Кремле: «Никола Можайский» в церкви Николы Гостунского и «Распятие» в Теремном дворце).В стиле так называемой белорусской рези был выполнен иконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыре в Москве (Клим Михайлов и др.), украшен дворец в Коломенском.

<a target=<a target=Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Пророки из композиции «Древо иесеево». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика." alt="Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Пророки из композиции «Древо иесеево». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)"> Белорусская Советская Социалистическая Республика." alt="Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Мария из композиции «Распятие». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)">

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Пророки из композиции «Древо иесеево». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Пророки из композиции «Древо иесеево». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. «Евангелист» из с. Негневичи (фрагмент). Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. «Евангелист» из с. Негневичи (фрагмент). Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Символы евангелистов. Детали царских врат из с. Ворониловичи. 17 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Символы евангелистов. Детали царских врат из с. Ворониловичи. 17 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Царские врата из Гродно. Кон. 16 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Царские врата из Гродно. Кон. 16 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Голова херувима. Коп. 17 — нач. 18 вв. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Голова херувима. Коп. 17 — нач. 18 вв. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Пророк Давид из композиции «Древо иесеево». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Пророк Давид из композиции «Древо иесеево». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Символы евангелистов. Детали царских врат из с. Ворониловичи. 17 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Символы евангелистов. Детали царских врат из с. Ворониловичи. 17 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. Мария из композиции «Распятие». Сер. 18 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. «Распятие» (фрагмент). 14 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.) Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Скульптура 14—18 вв. «Распятие» (фрагмент). 14 в. (Дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск.)

  В 16 в. с появлением западно-русского книгопечатания начала развиваться белорусская гравюра [ксилографии в издании Франциска (Георгия) Скорины, Петра Мстиславца, Ивана Фёдорова], пережившая новый подъем на рубеже 17-18 вв. (ксилографии и гравюры на меди в издании Максима Вощанки, где как граверы выступали сам издатель, его сын Василий, Федор Ангилейко и др.).

Белорусская ССР. Слуцкий пояс. 2-я пол. 18 в. Исторический музей. Москва. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Слуцкий пояс. 2-я пол. 18 в. Исторический музей. Москва.

  Среди художественных рёмесел, кроме резьбы по дереву, в Б. в 14-18 вв. заметное место занимают керамика (в том числе керамическая скульптура — С. И. Полубес и др.), художественное шитье, ювелирное дело. Широкой известностью пользовались так называемые слуцкие пояса (18 в.), протканные золотыми и серебряными нитями.

Белорусская ССР. С. И. Полубес. «Апостол Лука». Рельеф. Майолика. 2-я пол. 17 в. Музей «Коломенское». Москва. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. С. И. Полубес. «Апостол Лука». Рельеф. Майолика. 2-я пол. 17 в. Музей «Коломенское». Москва.

  После воссоединения Б. с Россией пути русского и белорусского искусства в значительной степени сближаются. Многие белорусские художники (портретист В. Ванькович, пейзажисты А. Г. и И. Г. Горавские и др.) проходят выучку в петербургской АХ. В 19—20 вв. творческая деятельность выходцев из Б. — живописцев С. К. Зарянко, И. Т. Хруцкого, В. К. Бялыницкого-Бирули, мозаичиста Н. Ю. Силивановича и других — тесно связана с Петербургом и Москвой. В свою очередь, в Б. работают видные русские архитекторы-классицисты Н. А. Львов, построивший собор Иосифа в Могилёве (1798, не сохранился), и А. И. Мельниковстроитель здания духовной семинарии в Минске. Огромное значение для развития белорусских городов имела их перепланировка по чёткой регулярной системе, в соответствии с градостроительными принципами классицизма, проведённая в конце 18 — начале 19 вв. русским правительством. Во время перепланировки уничтожаются мешавшие росту городов старые городские укрепления. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. в архитектуре Б. одновременно с прогрессом строительной техники отчётливо заметны черты эстетического упадка, общего для зодчества капиталистических стран того периода. Белорусское изобразительное искусство, как и русское, вступило в это время на путь критического реализма. Реалистические произведения создавали Ю. М. Пэн (сцены из быта бедняков, портреты, пейзажи) и Я. М. Кругер (портреты демократической интеллигенции; картина «Погром», около 1905). Однако в условиях царизма и великодержавного гнёта развитие национальной белорусской культуры было в значительной степени затруднено.

<a target=<a target=Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. В. И. Стельмашонок. Портрет Якуба Коласа. 1967. Художественный музей Белорусской ССР, Минск. Белорусская Советская Социалистическая Республика." alt="Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. В. И. Стельмашонок. Портрет Якуба Коласа. 1967. Художественный музей Белорусской ССР, Минск."> Белорусская Советская Социалистическая Республика." alt="Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. Я. М. Кругер. Портрет минского скрипача Жуховицкого. 1897. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.">

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. В. И. Стельмашонок. Портрет Якуба Коласа. 1967. Художественный музей Белорусской ССР, Минск. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. В. И. Стельмашонок. Портрет Якуба Коласа. 1967. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. Я. М. Кругер. Портрет минского скрипача Жуховицкого. 1897. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. Ю. М. Пэн. «Улица в Витебске». Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. Ю. М. Пэн. «Улица в Витебске».

  Подлинный расцвет культуры и искусства белорусского народа наступает в годы Советской власти. Индустриализация страны в период первых пятилеток повлекла за собой бурный рост городов. В связи с этим была предпринята реконструкция, существенно изменившая их облик. В городах прокладывались новые улицы, проводились мероприятия по благоустройству, современная застройка стала вытеснять старую, преимущественно деревянную. В довоенные годы в белорусских городах был воздвигнут ряд зданий, значительных в архитектурно-художественном отношении, в том числе: Библиотека им. В. И. Ленина (1930—32, архитектор Г. Л. Лавров), Дом правительства БССР (1930—33, архитектор И. Г. Лангбард), здание ЦК Коммунистической партии Б. (1940—41, полностью закончено в 1947, архитекторы А. П. Воинов и В. Н. Вараксин) — в Минске; Дом Советов в Могилёве (1938—39, архитектор И. Г. Лангбард).

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. В. Н. Вараксин, А. П. Воинов. Здание ЦК Коммунистической партии Белоруссии в Минске. 1940—47. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. В. Н. Вараксин, А. П. Воинов. Здание ЦК Коммунистической партии Белоруссии в Минске. 1940—47.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. Г. П. Баданов, М. О. Барщ, С. Б. Ботковский, А. П. Воинов, В. А. Король, С. С. Мусинский, М. П. Парусников, Г. В. Сысоев, Н. Е. Трахтенберг, Н.-А. Э. Шпигельман. Ленинский проспект в Минске. Проложен и застроен во 2-й половине 1940—60-х гг. На площади Победы — обелиск-памятник воинам Советской Армии и партизанам, павшим в Великой Отечественной войне (1954, архитекторы Г. В. Заборский и В. А. Король). Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. Г. П. Баданов, М. О. Барщ, С. Б. Ботковский, А. П. Воинов, В. А. Король, С. С. Мусинский, М. П. Парусников, Г. В. Сысоев, Н. Е. Трахтенберг, Н.-А. Э. Шпигельман. Ленинский проспект в Минске. Проложен и застроен во 2-й половине 1940—60-х гг. На площади Победы — обелиск-памятник воинам Советской Армии и партизанам, павшим в Великой Отечественной войне (1954, архитекторы Г. В. Заборский и В. А. Король).

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. И. Г. Лангбард. Дом правительства Белорусской ССР в Минске. 1930—33. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. И. Г. Лангбард. Дом правительства Белорусской ССР в Минске. 1930—33.

  В 20—30-е гг. добилось немалых успехов и вступившее на путь социалистического реализма изобразительное искусство Советской Б. История борьбы белорусского народа за свободу и независимость, его сегодняшний героический труд — таковы основные темы, к которым обращались и сейчас обращаются художники Б. В советское время в Б. вырос ряд талантливых мастеров: живописцыВ. В. Волков (портретист, жанрист, исторический живописец), И. О. Ахремчик (портретист, пейзажист, исторический живописец, монументалист), Е. А. Зайцев (исторический живописец, пейзажист, портретист), К. М. Космачёв (исторический живописец); скульпторыА. В. Грубе (создатель станковых композиций, рельефов, памятников), М. А. Керзин (видный художник-педагог), А. М. Бразер (портретист), З. И. Азгур (портретист и монументалист), А. О. Бембель (портретист и монументалист), А. К. Глебов (портретист, монументалист, автор станковых композиций); художники театра О. П. Марикс, С. Ф. Николаев.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. А. О. Бембель и др. Мемориальный комплекс Курган Славы на 21-м километре Московского шоссе около Минска. 1969. Центральная часть. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. А. О. Бембель и др. Мемориальный комплекс Курган Славы на 21-м километре Московского шоссе около Минска. 1969. Центральная часть.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. А. В. Грубе. «Лирник». Дерево. 1926. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. А. В. Грубе. «Лирник». Дерево. 1926.

  В годы Великой Отечественной войны белорусские художники не прекратили творческую деятельность. Находясь в составе действующей армии, в партизанских отрядах, в эвакуации, они создали своеобразную художественную летопись героической борьбы народа.

  В послевоенные годы белорусские архитекторы провели огромную работу по ликвидации разрушений, причинённых фашистами городам и сёлам Б. Были созданы новые генеральные планы всех крупных населённых пунктов. В короткий срок города и сёла Б. были фактически отстроены заново. Преобразился Минск, жилой фонд которого был уничтожен в годы оккупации на 74%. В центре города создан ряд архитектурных комплексов (ансамбли площадей Ленина, Центральной, Победы, Якуба Коласа), чередующихся с рядовой застройкой и связанных между собой Ленинским проспектом. Благотворное влияние на развитие белорусской архитектуры оказали постановления ЦК КПСС и Советов Министров СССР по вопросам строительства («О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» от 23 августа 1955, «О мероприятиях по обеспечению развития производства строительных конструкций, деталей и материалов» от 24 августа 1955, «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 и др.). Во 2-й половине 50-х гг. совершилась перестройка материально-технической базы строительства, возросли его темпы, распространились индустриальные методы, вступили в строй домостроительные комбинаты. С начала 60-х гг. в Б. в широком масштабе ведётся строительство крупнопанельных домов с улучшенной планировкой квартир. Заметное место занимает строительство жилых домов из объёмных элементов. Идут поиски эстетически-выразительных современных архитектурных форм и планировочных принципов. В числе наиболее удачных архитектурных решений 60-х гг.: здание горисполкома (1964, архитекторы С. С. Мусинский, Г. В. Сысоев), Дворец спорта (1966, архитекторы С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев), жилой массив на улице Толбухина (1966, архитектор Ю. В. Шпит), гостиница «Юбилейная» (1968, архитектор Г. М. Бенедиктов), ансамбль Ленинского проспекта (Г. П. Баданов, М. О. Барщ, С. Б. Ботковский, А. П. Воинов, В. А. Король, С. С. Мусинский, М. П. Парусников, Г. В. Сысоев, Н. Е. Трахтенберг, Н.-А. Э. Шпигельман) — в Минске; мемориальные комплексы Курган Славы на 21-м км Московского шоссе около Минска (1969; скульптор А. О. Бембель, архитектор О. А. Стахович) и Хатынь (1968—69; архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин; скульптор С. И. Селиханов). В условиях интенсивного развития промышленности и быстрого научно-технического прогресса 60-х гг. в республике возникли новые города — Светлогорск, Жодино, Новополоцк, Солигорск.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев. Дворец спорта в Минске. 1966. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев. Дворец спорта в Минске. 1966.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. Архитекторы Ю. М. Градов, В. П. 3анкович, Л. М. Левин, скульптор С. Н. Селиханов. Мемориальный комплекс Хатынь. 1968—69. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. Архитекторы Ю. М. Градов, В. П. 3анкович, Л. М. Левин, скульптор С. Н. Селиханов. Мемориальный комплекс Хатынь. 1968—69.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. Ю. В. Шпит. Жилой массив на ул. Толбухина в Минске. 1966. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Архитектура Советской Белоруссии. Ю. В. Шпит. Жилой массив на ул. Толбухина в Минске. 1966.

  Изобразительное искусство Б. послевоенного периода и особенно 2-й половины 50—60-х гг. характеризуется многообразием творческих тенденций. Сосредоточенность художников на самых существенных сторонах истории и современной жизни белорусского народа, стремление к лапидарности и глубине образа, к ритмически выразительной, с элементом энергичного декоративизма, композиции — таковы главные особенности искусства Б. последних лет. В ряду ведущих художников республики появились новые имена: живописцыВ. К. Цвирко (пейзажист, исторический живописец), В. П. Суховерхов (исторический живописец и портретист), А. Д. Шибнёв (исторический живописец), Р. В. Кудревич (жанристка), Н. М. Воронов (исторический живописец), М. А. Савицкий (жанрист и исторический живописец), М. В. Данциг (пейзажист и исторический живописец); графики — А. М. Кашкуревич (мастер эстампа), Г. Г. и Н. Н. Поплавские (мастера эстампа и книжной иллюстрации), Е. Г. Лось (мастер эстампа и книжной иллюстрации); скульпторыС. И. Селиханов (монументалист), Л. Н. Гумилевский (автор станковых композиций), П. К. Белоусов (портретист), Г. И. Муромцев (автор станковых композиций), А. М. Заспицкий (автор станковых композиций); художники театра — Е. Г. Чемодуров, П. В. Маслеников. Активные и плодотворные поиски современных форм ведутся в декоративном искусстве Б. (особенно в области художественного стекла).

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. В. К. Цвирко. «Март». 1947. Художественный музей Белорусской ССР, Минск. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. В. К. Цвирко. «Март». 1947. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. М. А. Савицкий. «Наказание смертью». 1969. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. М. А. Савицкий. «Наказание смертью». 1969.

Белорусская ССР. В. М. Вощанка. «Положение во гроб Христа». Гравюра на дереве, напечатанная на холсте (антиминс). 1708. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. В. М. Вощанка. «Положение во гроб Христа». Гравюра на дереве, напечатанная на холсте (антиминс). 1708.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. М. В. Данциг. «Новосёлы». 1961. Художественный музей Белорусской ССР, Минск. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. М. В. Данциг. «Новосёлы». 1961. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.

  В 1935 в Минске был основан Союз архитекторов Б., в 1938 — Союз художников Б. (оргкомитет создан в 1932).

 

  Лит.: Сидорова А. А., Древнерусская книжная гравюра. М., 1951; Егоров Ю. А., Градостроительство Белоруссии, М., 1954; [Герасимович П. Н. и Никифоров П. П.], Изобразительное искусство Белорусской ССР, М., 1957; Кацер М. С., Макаревич В. М., Искусство Белоруссии 14—17 веков, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960: Орлова М., Искусство Советской Белоруссии, М., 1960: Прокофьев О. С., Искусство Белоруссии [18 в.], в кн.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти». Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР. [Каталог], [М., 1967]; Архитектура России, Украины и Белоруссии. XIV — первая половина XIX вв., М., 1968 (Всеобщая история архитектуры, т. 6): Паньшина И. Н., Искусство Советской Белоруссии, Минск, 1968; Елатомцева И., Художественная керамика Советской Белоруссии, Минск, 1966; её же, Монументальная летопись эпохи, Минск, 1969; Чантурия В. А., История архитектуры Белоруссии. Дооктябрьский период. Минск, 1969: Чантурия В. А., Элентух И. Б., Памятники зодчества Белоруссии. Краткий путеводитель, Минск, 1969; Шчакацixiн М., Гравюры i кнiжныя аздобы ў выданьнях Францiшка Скарыны, в сборнике: Чатырохсотлецьце беларускага друку. 1525—1925, Miнск, 1926; [Барышаў Г. I.], Тэатральна-дэкарацыйнае мастацтва Савецкай Беларусi, [Мiнск], 1958; Кацар М. С., Нарысы па гicторыi выяўленчага мастацтва Савецкай Беларусь, Miнск, 1960: Якунiна Л. I., Слуцкiя паясы, Miнск, 1960.

Белорусская ССР. Река Припять. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Река Припять.

Белорусская Советская Социалистическая Республика (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa), Белоруссия (Беларусь).

Белорусская ССР. Флаг государственный. Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Белорусская ССР. Флаг государственный.

I. Общиесведения

  БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с Польшей, на С.-З. с Литовской ССР, на С. с Латвийской ССР, на С., С.-В. и В. с РСФСР, на Ю. с УССР. Площадь 207,6 тыс. км2. Население 9 млн. чел. (на 15 января1970). Столица — г. Минск. Республика делится на 6 областей и 117 районов. Имеет 81 город и 123 посёлка городского типа (см. табл. 1).

  Табл. 1. — Административно-территориальное деление (на 1 января 1970)

Области

Территория, тыс. км2

Число городов

Число посёлков городского типа

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилёвская

32,3 40,1 40,4 25,0 40,8 29,0

14 16 11 9 18 13

15 28 23 23 23 11

II.Государственный строй

  БССР — социалистическое государство рабочих и крестьян, союзная советская социалистическая республика, входящая в состав Союза ССР. Действующая конституция БССР утверждена Чрезвычайным 12-м съездом Советов БССР 19 февраля 1937. Высший орган государственной власти — однопалатный Верховный Совет БССР, избираемый на 4 года по норме: 1 депутат от 20 тыс. жителей. В период между сессиями Верховного Совета высший орган государственной власти — Президиум Верховного Совета БССР. Верховный Совет образует правительство республики — Совет Министров, принимает законы БССР и т.п. Местными органами власти в областях, районах, городах, посёлках и сёлах являются соответствующие Советы депутатов трудящихся, избираемые населением на 2 года. В Совете Национальностей Верховного Совета СССР Белоруссия представлена 32 депутатами.

  Высший судебный орган Б. — Верховный суд республики, избираемый Верховным Советом БССР сроком на 5 лет, действует в составе 2 судейских коллегий (по гражданским и по уголовным делам) и Пленума. Кроме того, образуется Президиум Верховного суда. Прокурор БССР назначается Генеральным прокурором СССР сроком на 5 лет.

III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Белоруссии
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Белоруссии
VIII. Профессиональные союзы
Х. Медико-географическая характеристика
Художественная самодеятельность.
XXII. Наука и научные учреждения
Развитие естественных и технических наук в Б. после Октябрьской революции (довоенный этап).
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX Кино
Так же Вы можете узнать о...


Интерлакен (Interlaken), город в Швейцарии, в кантоне Берн.
Карантинный пруд, пруд в рыбоводном прудовом хозяйстве для временной изоляции больной, подозрительной на заболевание и завозимой из др.
Клиностат (от греч. klino — наклоняю и statos — поставленный прямо), прибор, применяемый в опытах по физиологии растений для устранения одностороннего действия на них некоторых факторов окружающей среды, главным образом силы тяжести и света.
Корректные и некорректные задачи, классы математических задач, которые различаются степенью определённости их решений.
Кучинский Юрген Кучинский (Kuczynski) Юрген (р. 17.9.1904, Эльберфельд), немецкий (ГДР) экономист, историк и общественный деятель, член Германской АН в Берлине (1955).
Литьё в самотвердеющие формы, процесс получения отливок, при котором используют литейные формы и стержни, изготовленные из смесей, затвердевающих на воздухе и не требующих сушки или дополнительной обработки внешними реагентами.
Марков Андрей Андреевич (русский математик) Марков Андрей Андреевич [2(14).6.1856, Рязань, — 20.
Мио... (от греч. mys, родительный падеж myos — мышца), составная часть сложных слов, указывающая на отношение к мышцам, например миобласты, миофибриллы.
Надстройка, понятие исторического материализма, обозначающее совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определённого общества.
Ноттингем (Nottingham), город в Великобритании, на р.
Отдых, состояние покоя или деятельность, восстанавливающие работоспособность.