Выставки художественные

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЫБ
ВЫВ
ВЫГ
ВЫД
ВЫЕ
ВЫЖ
ВЫЗ
ВЫК
ВЫЛ
ВЫМ
ВЫН
ВЫП
ВЫР
ВЫС
ВЫТ
ВЫХ
ВЫЧ
ВЫШ
ВЫЩ
ВЫЯ

Выставки художественные, публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. Выставки художественные — основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством (с современным искусством, с художественным наследием). Иногда Выставки художественные устраивают также в целях продажи произведений искусства. Различаются Выставки художественные международные, национальные, региональные (в СССР — всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. Выставки художественные могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные — «биеннале» и др.). Выставки художественные часто объединяют произведения по какому-либо признаку — по составу участников (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение имеют музейные Выставки художественные (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование Выставки художественные, размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) Выставки художественные в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции.

  Первыми Выставки художественные были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15—16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. Выставки художественные становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм», 1855, «Салон отверженных», 1863, — обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств, 1890, во Франции; Сецессионы, с 1892, в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества Выставки художественные в конце 19 — начале 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов, 1905, Петербург).

  В СССР и других социалистических странах Выставки художественные предназначены для народных масс и играют большую воспитательную роль; это обусловило широкое распространение Выставки художественные (в том числе тематических). Крупнейшие из них: «15 лет РККА» (1933), «Индустрия социализма» (1939), «Великая Отечественная война» (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), «Искусство — в быт» (1960), «На страже мира» (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967) — в Москве; «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» (1967) в Москве и других городах; Всесоюзная художественная выставка, посвящённая столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970) в Москве; «Мы любим жизнь» (1966) в Берлине. Велика роль Выставки художественные в подъёме национальной культуры и роста национального самосознания в странах, освободившихся от колониального господства (1-й Международный фестиваль африканского искусства, 1966, Дакар, Сенегал). В капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается много Выставки художественные в рекламных, коммерческих целях, а также выставки, пропагандирующие буржуазную идеологию.

  Для искусствознания большое значение имеют Выставки художественные, посвящённые отдельным явлениям истории искусств, на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными Выставки художественные (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960, в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967—68, в Париже), международные Выставки художественные («Искусство и Сопротивление», 1965, в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» в интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

 

  Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1—2, М., 1965—67; Luckhurst K. W., The story of exibitions, L. — N. Y., 1951; Koch G. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geshichte von den Anfängen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, B., 1967.

  В. М. Петюшенко.

Так же Вы можете узнать о...


Зенон Бернард Зенон (Zenon) Бернард (1894—25.6. 1942, Кассель, Германия), деятель люксембургского рабочего движения.
Пионерские газеты, в СССР массовые общественно-политические периодические издания для пионеров и октябрят, органы ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ союзных республик, обкомов комсомола, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им.
Шубин Павел Николаевич [14(27).3.1914, с. Чернавск Елецкого у.
Знаки препинания, элементы письменности, служащие для разграничения языковых единиц (смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова), для указания на синтаксические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, а также для внешней информации о тексте (указание на цитаты, незаконченность высказывания, графические сокращения и пр.
Пища, совокупность неорганических и органических веществ, получаемых организмами из окружающей среды и используемых ими для питания.
Щипачёв Степан Петрович [р. 26.12.1898 (7.1.
Зриньи Миклош (поэт) Зриньи (Zrinyi) Миклош (1.5.1620, замок Озали, Хорватия, — 18.
Платонов Андрей Платонович [20.8 (1.9).1899, Воронеж, — 5.
Эдикула (лат. aedicula), в античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие и увенчанная фронтоном.
Иванов Алексей Андреевич Иванов (псевдоним — Кюндэ) Алексей Андреевич [4(16).
Плювиограф (от лат. pluvia — дождь и ...граф), прибор для регистрации количества, продолжительности и интенсивности осадков.
Экзотрофные организмы, то же, что эктотрофные организмы.
Иерихон (др.-евр. Ерихо, греч. Iericho), один из древнейших городов в Палестине, на территории современной Иордании (остатки в 22 км к северо-востоку от Иерусалима; ныне городище Тель-эс-Султан).
Подводные хребты, вытянутые горные поднятия дна океанов и морей.
Эльма огни, огни святого Эльма, электрические разряды в атмосфере в форме светящихся кисточек, наблюдаемые иногда на острых концах возвышающихся над земной поверхностью высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т.
Иогансон Борис Владимирович [р. 13(25).7.1893, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1968).
Прахов Адриан Викторович [4(16).3.1846, Мстиславль, — 1(14).
Янцзы, цзян, Голубая река, самая большая река Китая и Евразии.
Кампгаузен Лудольф Кампгаузен (Camphausen) Лудольф (10.1.1803, Хюнсхофен, — 3.