Детские демократические организации

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Детские демократические организации, добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством коммунистических и рабочих партий, демократических, профсоюзных, женских, молодёжных и др. прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения; являются организационной формой участия детей и подростков в борьбе трудящихся за социализм и коммунизм, за мир и демократию, за национальную независимость и социальный прогресс. Детские демократические организации строят свою работу на основе широкого использования самодеятельности и самоуправления, методов игры и соревнования, с учётом психолого-педагогических закономерностей воспитания и развития личности в детском и подростковом возрасте. Принципы, содержание, формы, методы деятельности Детские демократические организации, их структура, символика и атрибуты обусловлены целями и задачами организаций, социальными и национальными условиями их работы, особенностями исторического развития страны. Детские демократические организации действуют в социалистических странах, в странах, добившихся национальной независимости, и в капиталистических странах.

  Первые Детские демократические организации возникли на рубеже 19—20 вв., когда в условиях обострения противоречий капитализма под влиянием классовой борьбы пролетариата получило развитие молодёжное революционное движение; рабочие подростки участвовали в стачках и забастовках, митингах и демонстрациях трудящихся, распространяли нелегальную литературу, активно помогали социалистическим союзам молодёжи. В 1916—17 по решению Международного бюро ассоциации социалистических юношеских союзов в ряде стран создаются детские социалистические группы и союзы: «Друзья детства» (Австрия), «Воскресные школы» (Великобритания и скандинавские страны), «Юный союз часов мира и саг» (Швеция) и др. Однако деятельность этих групп и союзов носила в основном культурнический, просветительский характер.

  Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России, создание коммунистических партий и под их руководством коммунистических союзов молодёжи обусловили во многих странах мира подъём международного революционного движения, развитие детского коммунистического и демократического движения.

  В Советской России первые коммунистические детские группы и союзы были созданы в 1918—20: «Юные коммунисты» в Нижнем Новгороде и Одессе, деткомы и детгорсоветы в Белоруссии, «Муравейник» в Перми, деткомпартия в Туле, юнтрудармия и «Юные Спартаки» на Украине и прочие. По окончании Гражданской войны сложились условия для образования единой массовой детской коммунистической организации под руководством комсомола, которая была основана 19 мая 1922 по решению 2-й Всероссийской конференции РКСМ (см. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина).

  В эти же годы детские коммунистические организации создаются в ряде капиталистические стран (Германия, Швейцария, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.). 2-й конгресс Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, 1921) поручил национальным союзам молодёжи организацию детских групп. При исполкоме КИМ был создан комитет деткомдвижения, который координировал работу детских коммунистических организаций, проводил международные мероприятия в защиту прав детей. В сентябре 1922 в Берлине состоялась 1-я конференция руководителей детских коммунистических организаций 11 стран. КИМ сформулировал главные задачи детских коммунистических организаций: «... объединение пролетарских детей под руководством коммунистов, пробуждение классового сознания в пролетарском ребенке и воспитание его в пролетарской солидарности и борьбе с эксплуататорами. Вся деятельность детских групп должна быть направлена на то, чтобы создать из ребенка соратника на общем фронте пролетарской борьбы. Детская коммунистическая группа поэтому является первой ступенью к коммунистической организации молодежи» («Партия, комсомол и детское движение». Сборник, 1928, с. 32—33). Большое внимание разработке идеологических основ и политических задач молодёжного и детского демократического движения уделяли В. И. Ленин и выдающиеся деятели международного коммунистического и рабочего движения Н. К. Крупская, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, С. М. Киров, К. Цеткин, Г. Димитров, Э. Тельман, В. Пик, М. Торез, П. Тольятти, Хо Ши Мин.

  Работа Детские демократические организации в 20 — начале 30-х гг. в капиталистических странах проходила в сложных условиях: гонения со стороны властей и полиции, противодействие церкви и школы, влияние буржуазных молодёжных и детских организаций. Тем не менее Детские демократические организации усиливали своё влияние на детей трудящихся, опираясь на успехи международного революционного движения, используя опыт пионерской организации им. В. И. Ленина. В 1926 Детские демократические организации действовали в 18 странах, объединяя около 45 тыс. чел., а к началу 30-х гг. — около 150 тыс. (без СССР и МНР).

  Детские демократические организации выступали против фашизма и милитаризма, участвовали в сборе средств для Международной организации помощи борцам революции (МОПР), проводили Международные детские недели, помогали стачечным комитетам и семьям забастовщиков, разоблачали лживую информацию об СССР, устраивали политические дискуссии в школах. В связи с наступлением фашизма и милитаризма на демократические силы в капиталистических странах накануне 2-й мировой войны и усилением репрессий, 6-й конгресс КИМ (1935) в соответствии с решением Исполкома Коминтерна об изменении форм борьбы в защиту детей трудящихся от фашизма принял постановление о роспуске большинства Детские демократические организации В годы 2-й мировой войны 1939—45 во многих странах дети трудящихся участвовали в борьбе против фашизма и агрессии, в борьбе народов за национальную независимость. В историю детского демократического движения навечно вписаны имена национальных героев-подростков: Лёни Голикова, Зины Портновой, Валентина Котика, Бориса Царикова, Марата Казея, Володи Дубинина (СССР), Ким Донга и Ле Ван Тама (Вьетнам), Митко Палаузова (Болгария), Витольда Нодельского (Польша), Франко Чезана (Италия), Бошки Буха (Югославия), Элени Папагеоргиу (Греция) и др.

  В социалистических странах массовые организации детей и подростков стали органической частью государственной системы социалистического воспитания подрастающего поколения. Для детских организаций создана государственная сеть дворцов и домов пионеров и др. внешкольных учреждений. Детские организации социалистических стран оказывают посильную помощь трудящимся в экономическом и культурном строительстве. Стали традиционными международные встречи детей социалистических стран. Повсеместно действуют клубы интернациональной дружбы. За активную работу по социалистическому воспитанию детей и подростков пионерские организации НРБ, ГДР, МНР, СССР, ВНР награждены орденами.

  В 1971 в социалистических странах действовали массовые организации детей и подростков: Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (основана в 1922), Димитровская пионерская организация «Септемврийче» в НРБ (1944), Союз венгерских пионеров (1946), Союз пионеров Кубы (1964), Пионерская организация Югославии (1942), Союз польских харцеров (1945), «Сонёндан»в КНДР (1946), Пионерская организация им. Э. Тельмана в ГДР (1948), Пионерская организация МНР им. Сухэ-Батора (1925), Пионерская организация СРР (1944), Пионерская организация Социалистического союза молодёжи ЧССР (1945), Пионерская организация ДРВ им. Хо Ши Мина (1941).

  В 50—60-е гг. усилилось влияние Д. Д. о. в капиталистических странах. Группы и отряды этих организаций создаются обычно по месту жительства детей и подростков (их деятельность в государственных и частных школах, как правило, не разрешается). Детские демократические организации участвуют в политических кампаниях трудящихся, распространяют воззвания в защиту мира и предвыборную литературу коммунистических и рабочих партий, изучают историю революционной борьбы, знакомятся с жизнью и трудом народов социалистических государств, переписываются со своими сверстниками из разных стран.

  Среди Детские демократические организации, действующих в капиталистических странах: «Пионеры Франции» (основана в 1945), Пионерская организация Союза свободной немецкой молодёжи Западного Берлина (основана в 1967), «Молодая гвардия» в Австрии (основана в 1946), Демократический союз пионеров Финляндии (основана в 1945), «Юные пионеры» в Норвегии (основана в 1952), «Бегущие вперёд» в Швейцарии (основана в 1961), Союз пионеров Бельгии (основана в 1945), «Лесной народ» в Великобритании (основана в 1925). В странах Африки и Азии, завоевавших национальную независимость, Детские демократические организации участвуют в ликвидации неграмотности, в возрождении национальной экономики и культуры. Среди них: Пионерская организация Гвинейской Республики, «Пионеры Сенегала», «Пионеры Народной Республики Конго», «Авангард насеровцев» в АРЕ. Изменяется и характер деятельности национальных скаутских организаций, многие из них сотрудничают с Детские демократические организации (например, скауты Ирана, Пакистана, Алжира, Индии).

  При многих Детские демократические организации созданы группы детей младшего школьного (в некоторых странах и старшего дошкольного) возраста: в СССРоктябрята, в ВНР — кишдобош (маленькие барабанщики, названа в честь детей — героев Революции 1848—49), в НРБ — чавдарче (по имени легендарного героя Чавдара), в МНРбогатыри, в ПНР — зухи (смелые), в ЧССР — искры, в ДРВ — августята, в ГДР — юные пионеры, в Великобритании — эльфины при организации «Лесной народ», в Австрии — буревестники в организации «Молодая гвардия». В таких группах дети готовятся к вступлению в ряды Детские демократические организации

  Многие Детские демократические организации издают свои газеты и журналы (см. Детские и юношеские журналы, Пионерские газеты).

  Работу Детские демократические организации координируют Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ) и созданный при ВФДМ Международный комитет детских и юношеских организаций (СИМЕА). Под патронажем СИМЕА проходят семинары руководителей Детские демократические организации, конференции научных работников, детских писателей и журналистов, организуются международные конкурсы детского творчества, спортивные состязания, кампании в защиту прав детей. В летние каникулы проводится традиционное международное детское лето в лагерях Артек (СССР), Республика им. В. Пика (ГДР), Кранево (НРБ), Чиллеберц (ВНР). Детские демократические организации поддерживают между собой контакты, сотрудничают с прогрессивными международными организациями. В Чехословакии, Франции, Финляндии, Великобритании и др. странах организуются международные летние лагеря. Детские демократические организации активно участвуют в борьбе за претворение в жизнь Декларации прав ребёнка, в мероприятиях ЮНЕСКО по развитию культуры и просвещения. Деятельность Детские демократические организации по воспитанию детей и подростков в духе идеалов мира и социального прогресса, гуманизма и интернационализма положительно характеризовалась и отмечалась многими прогрессивными международными организациями.

  Буржуазия, стремясь ослабить революционизирующее влияние Детские демократические организации на молодое поколение, в целях воспитания детей и подростков в духе буржуазной идеологии, создаёт многочисленные детские религиозные организации, шовинистические военно-спортивные молодёжные и детские союзы (среди буржуазных детских организаций наиболее реакционными были «Гитлерюгенд» в Германии, «Балилла» в Италии, которые действовали в условиях фашистского режима). В начале 20 в. во многих странах мира организованы союзы бойскаутов и гёрлскаутов. В капиталистических странах действуют (1972) скаутские организации, которые объединяют около 10 млн. чел. (см. Скаутизм). Получили развитие организации, которые формально не ставят целей политического воспитания, а призваны содействовать общекультурному и физическому развитию, профессиональной ориентации детей и подростков, так называемые детские лиги природы, ассоциации детских площадок, любительские клубы (например, в США: «Клубы мальчиков», «Будущие домашние хозяйки», «Будущие фермеры» и др., которые ведут работу с детьми и подростками начиная с 7—10-летнего возраста). Однако по существу их деятельность направлена на воспитание подрастающего поколения в духе верности идеалам буржуазного общества.

 

  Лит.: Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодежи, М., 1969; Партия, комсомол и детское движение. Сб. под ред. ЦБ юных пионеров при ЦК ВЛКСМ, [М.], 1928; Пионеры за рубежом, М. — Л., 1927; Зарубежные молодежные организации, [М., 1968]; Пушкина В., Пионерский глобус, [М.], 1967; Димитров Г., За младежта и пионерите, София, 1966; Hoernle Е., Manual for leaders of children's groups, B., [1920]; Seid bereit zum Kampf für die Sache Ernst Thälmanns, [B.], 1958; New trends in youth organizations (a comparative survey), P., 1960, UNESCO; Facts on world scouting, 2 ed., Ottawa, 1961.

  Э. С. Соколова, В. В. Лебединский, В. А. Пушкина.

 

Так же Вы можете узнать о...


Титикака (Titicaca), озеро в Центральных Андах, на границе Перу и Боливии, крупнейшее в Южной Америке и самое крупное высокогорное озеро Земли.
Электроаэрозольтерапия, лечение аэрозолями лекарственных веществ, частицы которых имеют электрический заряд; метод физиотерапии.
Буровая вышка, подъёмное сооружение (обычно металлическая конструкция) над скважиной для спуска и подъёма бурового инструмента, забойных двигателей, обсадных труб.
Донгшонская культура, культура развитого бронзового века (6—1 вв.
Костромская станица, группа курганов бронзового и железного веков у станицы Костромская в Лабинском районе Краснодарского края РСФСР.
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
Распределённые системы колебательные, сплошные колебательные системы, физические системы, в которых свойствами, делающими их колебательными (например, масса и упругость в механических системах, индуктивность и ёмкость в электрических), в той или иной степени обладают все элементы системы, т.
Титовы, семья русских деятелей культуры. Николай Сергеевич Т.
Электроглянцеватель, электрический прибор для придания зеркального блеска поверхности позитива, выполненного на глянцевой фотобумаге.
Бурошнековая машина, машина для выемки маломощных пластов полезного ископаемого (угля, каменной соли и др.
Донецк (центр Донецкой обл.) Донецк (до 1924 — Юзовка, с 1924 до 1961 — Сталино), город, центр Донецкой области УССР.
Костюк Григорий Силович [р. 23.11(5.12).1899, село Могильно, ныне Гайворонского района Кировоградской области], советский психолог, действительный член АПН СССР (1967).
Наумов Николай Александрович [6(18).3.1888, Петербург, — 6.
Рассев, машина для разделения продуктов измельчения зерна с помощью плоских сит, совершающих круговое поступательное движение в горизонтальной плоскости.
Титул (от лат. titulus — надпись; почётное звание), 1) почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельными лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество).
Электродинамика классическая, классическая (неквантовая) теория поведения электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействие между электрическими зарядами.
Бурундай, посёлок городского типа в Илийском районе Алма-Атинской области Казахской ССР.