Добужинский Мстислав Валерианович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОШ

Добужинский Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, — 20.11.1957, Нью-Йорк], русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения «Мир искусства». В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектаклиМесяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ; с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Добужинский Мстислав Валерианович большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена, изд. в 1922, «Белым ночам» Достоевского, изд. в 1923, «Трём толстякам» Олеши, изд. в 1928, и др.). В произведениях Добужинский Мстислав Валерианович наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. Книжная графика Добужинский Мстислав Валерианович отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и конструктивной ясностью рисунка, а с конца 1910-х гг. и повышенной экспрессией линий и пятен. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. С 1925 Добужинский Мстислав Валерианович жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей.

<a target=<a target=Добужинский М. В. «Львиный мост в Петрограде». Автолитография. 1922. Добужинский Мстислав Валерианович." alt="Добужинский М. В. «Львиный мост в Петрограде». Автолитография. 1922." Добужинский Мстислав Валерианович." alt="Добужинский М. В. «Человек в очках» (портрет поэта и художественного критика К. А. Сюннерберга). Уголь, акварель, белила. 1905—06. Третьяковская галерея, Москва."

Добужинский М. В. «Львиный мост в Петрограде». Автолитография. 1922. Добужинский Мстислав Валерианович.

Добужинский М. В. «Львиный мост в Петрограде». Автолитография. 1922.

Добужинский М. В. «Двор». Пастель, гуашь, графитный карандаш. 1903. Третьяковская галерея, Москва. Добужинский Мстислав Валерианович.

Добужинский М. В. «Двор». Пастель, гуашь, графитный карандаш. 1903. Третьяковская галерея, Москва.

Добужинский М. В. Обложка к сказке К. И. Чуковского «Бармалей». Добужинский Мстислав Валерианович.

Добужинский М. В. Обложка к сказке К. И. Чуковского «Бармалей».

Добужинский М. В. Обложка к повести Н. С. Лескова «Тупейный художник» 1922. Добужинский Мстислав Валерианович.

Добужинский М. В. Обложка к повести Н. С. Лескова «Тупейный художник» 1922.

Добужинский М. В. «Человек в очках» (портрет поэта и художественного критика К. А. Сюннерберга). Уголь, акварель, белила. 1905—06. Третьяковская галерея, Москва.

<a target=<a target=М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Тушь. 1922. Добужинский Мстислав Валерианович." alt="М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Тушь. 1922." Добужинский Мстислав Валерианович." alt="Добужинский М. В. Эскиз декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»). 1912. Музей МХАТа."

М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Тушь. 1922. Добужинский Мстислав Валерианович.

М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Тушь. 1922.

Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Гуашь, тушь. 1934. Добужинский Мстислав Валерианович.

Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Гуашь, тушь. 1934.

Добужинский М. В. Эскиз декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»). 1912. Музей МХАТа.

Добужинский М. В. «Октябрьская идиллия». Рисунок для жернала «Жупел». 1905. Добужинский Мстислав Валерианович.

Добужинский М. В. «Октябрьская идиллия». Рисунок для жернала «Жупел». 1905.

Добужинский М. В. «Окно парикмахерской». Акварель, гуашь, уголь. 1906. Третьяковская галерея, Москва. Добужинский Мстислав Валерианович.

Добужинский М. В. «Окно парикмахерской». Акварель, гуашь, уголь. 1906. Третьяковская галерея, Москва.

 

  Лит.: Маковский С., Нотгафт Ф., Графика М. В. Добужинского, Л., 1924; Гусарова А., Книжная графика М. В. Добужинского, в сб.: Очерки по русскому и советскому искусству, М., 1965; История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431—43, кн. 2, М., 1969, с. 194—99; Mstislavas Dobužinskis. Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. Katalogas, Vilnius, 1963 (на литов. и рус. языке); Mstislav V. Dobujinsky. 1875—1957. Memorial exhibition, L., 1959.

  В. М. Петюшенко.

 

Так же Вы можете узнать о...


Шехурдин Алексей Павлович [10(22).3.1886, дер.
Безухий варан, пресмыкающееся; то же, что лантанотус.
Глубоководные отложения, осадки, формирующиеся на больших глубинах на дне морей и океанов; см.
Итуруп, самый крупный остров среди Курильских островов (Сахалинская область РСФСР).
Ливии (Livii), старинный древнеримский плебейский род.
Обручев Владимир Александрович [1836 — 30.1(12.
Ремек Владимир Ремек (Remek) Владимир (р. 26.9.1948, Ческе-Будеёвице), лётчик-космонавт ЧССР, майор, Герой ЧССР (1978).
Тело (алгебраич.) Тело алгебраическое, совокупность элементов, для которых определены операции сложения, вычитания, умножения и деления, обладающие обычными свойствами операций над числами, за исключением, быть может, свойства коммутативности умножения.
Чулымо-Енисейская котловина, Енисейско-Чулымская, северная часть обширной межгорной Минусинской впадины, на Ю.
Банк Франции (Banque de France), центральный эмиссионный банк Франции.
Гигантопитек (от греч.— gigas, род. падеж gigantos исполин, гигант и pithekos — обезьяна), название рода крупных ископаемых человекоподобных обезьян, обитавших в южных и юго-восточных областях материковой Азии в середине антропогена.
«Интерпол», см. Уголовной полиции международная организация.
Легковесные огнеупорные изделия, имеют общую пористость 45% и более при кажущейся плотности 150—1500 кг/м3.