Индия XVII. КиноБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XVII. Кино Производство фильмов в Индия началось в 1913 («Раджа Харишчандра», режиссёр Д. Г. Пхалке). В 20-е гг. экспансия западноевропейского и особенно американского кино тормозила развитие индийской кинематографии. Выпускались главным образом коммерческие фильмы на мифологические сюжеты, а также мелодрамы и псевдоисторические фильмы. В 1931 поставлена первая звуковая кинокартина «Алам Ара» (режиссёр А. Ирани). В 30-е гг., в период оживления национально-освободительного движения, были выпущены фильмы, в которых содержались передовые социальные тенденции, — «Девдас» (1935, режиссёр П. С. Баруа), «Не ждали» (1936), «Соседи» (1939) (режиссёр обоих фильмов В Шантарам) и др. Во 2-й половине 40-х гг., особенно после завоевания Индия независимости (1947), появилась возможность создания национальной кинематографии. В 1947 был организован Отдел кинематографии при министерстве информации и радиовещания. Появились первые фильмы, реалистически отражавшие жизнь народа — «Дети земли» (1946, режиссёр Х. А. Аббас), «Обездоленные» (1949, режиссёр Н. Гхош). Ряд кинокартин, выпущенных в 50-е гг., также посвящен важным социальным проблемам современности, в том числе «Спутник» (1953, режиссёр Аббас), «Два бигха земли» (1953, режиссёр Б. Рой) о борьбе обездоленных крестьян за свои права на землю, в некоторой мере — фильм «Бродяга» (1951, режиссёр Р. Капур). Кинотрилогия режиссёр С. Рея «Песнь дороги» (1955), «Непобежденные» (1957), «Мир Апу» (1959) стала заметным явлением не только индийского, но и мирового киноискусства. Кадр из фильма «Два бигха земли». Реж. Б. Рой. 1953. Кадр из фильма «Бродяга». Реж. Р. Капур. 1951. Кадр из фильма «Мир Апу». Реж. С Рей. 1959. В 1959 вышел первый панорамный фильм «Бумажные цветы» (режиссёр Г. Датт). Новое решение острой социальной проблемы — возможности брака между членами разных каст — характерно для фильмов «Чеммин» (1966, режиссёр Р. Кориат), «Канку» (1969, режиссёр К. Ратод). В киноленте «Тихая река Кришна» (1968, режиссёр М. Падхак) показано столкновение руководителей сельской общины с реакционными землевладельцами, в фильме «Сагина Махато» (1970, режиссёр Т. Синх) — рост индийского национально-освободительного движения в начале 40-х гг. Для индийских фильмов характерно детальное изображение быта и нравов, неторопливое развитие действия. Значительное место в кинопродукции Индия занимают музыкальные фильмы, часто на исторические сюжеты; во многих из них чрезмерно большое внимание уделяется песням и танцам, не имеющим отношения к содержанию кинокартины. Выпускаются документальные фильмы, всесторонне отражающие жизнь страны. В 1960 открыт Институт кинематографии в Пуне, курсы при этом институте готовят режиссёров, сценаристов, операторов и специалистов по звукозаписи. В 1964 создан Национальный киноархив (г. Пуна). Ежегодно (с 1954) проводится Всеиндийский кинофестиваль в Бомбее. Издаются журналы: «Filmindia» (с 1935), «Filmfare» (с 1952), «Indian Film» (с 1959), «Mirror» (с 1963) и др. Среди известных киноактёров: Б. Сахни, Д. Ананд, Д. Кумар, Р. Капур, Наргис, С. Сен, М. Кумари, Б. Ран, В Рахман, Ш. Тагор, Ш. Капур. Выпускается (1971) свыше 400 фильмов в год — на хинди, бенгали, маратхи и др. языках народов Индия Работает (1971) свыше 7 тыс. кинотеатров. Кадр из фильма «Сагина Махато». Реж. Т. Сингх. 1971.
Лит.: Гарга Б. Д., Гарги Б., Кино Индии, пер. с англ., М., 1956; Панна Шах, Индийское кино, пер. с англ., М., 1956; Колодяжная В С., Кино Индии, М., 1959; Индийскому кино 55 лет, «Индия», 1970, №1; Малик А., Индийское кино, там же, 1970, № 3. В. С. Колодяжная. Индия (на языке хинди — Бхарат); официальное название Республика Индия. Флаг государственный. Индия. Государственный герб Индии. I. Общие сведенияIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения Международные научные связи Индии. XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|