Индия XVI. Театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

XVI. Театр

  Народные театральные представления зародились в глубокой древности и ведут своё начало от разнообразных обрядов, игр и танцев племён. Многие формы народного театра дошли до нашего времени (возможно, в мало измененном виде).

  Сценическое воплощение древних эпических поэм «Рамаяны», «Махабхараты» — основа большинства народных театральных представлений. Спектакли индийского театра, где многие перипетии сюжета не только разыгрываются актёрами, но и рассказываются, не нуждаются в специальной сценической площадке, декорациях, большом количестве аксессуаров. Главное внимание сосредоточено на исполнителе. В его арсенале: декламация, танец, пантомима, пение и нередко искусство циркового актёра. Одними из самых ярких и выразительных средств традиционного театра являются многочисленные стили и локальные разновидности танца, сформировавшие классические школы национальной хореографии (бхарат-натьям, катхакали, катхак, манипури). Хореографическую основу подавляющего большинства театральных представлений юга Индия формируют бхарат-натьям (одна из древнейших форм, построена на литературном сюжете, связана с культом бога Шивы) и катхакали, севера — катхак и манипури. Несмотря на различия в специфике структуры, внутренней организации и стиля каждой из классических школ, индийской хореографии присущи сочетание танца с песней, высокотехничная пантомима, развитое драматическое искусство. Многообразие форм и вариантов народного театра сохраняет свою синтетическую природу, которая остаётся неизменной.

Сцена из спектакля «Убийство в соборе» Т. Элиота. «Юнити-тиэтр» Бомбей. Индия.

Сцена из спектакля «Убийство в соборе» Т. Элиота. «Юнити-тиэтр» Бомбей.

  Наиболее популярные формы народных зрелищ северной части Индия — рамлила и кришналила, разыгрываемые в дни национальных и религиозных праздников в течение 14 дней (иногда и более месяца). Исполняют их любители на городских или деревенских площадях. Постановка осуществляется, как правило, одним лицом, наиболее опытным и профессионально подготовленным. В основе сюжетов рамлилы и кришналилы лежат различные эпизоды из жизни эпических героев — Рамы и Кришны; между сценами исполняются бытовые интермедии — шомы, не имеющие прямой связи с сюжетом.

Дж. Рой «Кришна со стадом коров». Гуашь. 1950. Частное собрание. Москва. Индия.

Дж. Рой «Кришна со стадом коров». Гуашь. 1950. Частное собрание. Москва.

  В западной части Бенгалии и Ориссе известно представление джатра. Спектакль начинается обращением к зрителю главного певца-бибека, который затем комментирует происходящее на сцене. Действие сопровождают хор и небольшой оркестр. Филигранно разработанной системой жестов, строго канонизированным для каждого персонажа сложным гримом и костюмом обладает и другое театральное представление Южной Индии — якшагана.

Народный театр представлен в других районах Индия — тамаша (Махараштра), джаши (Кашмир), сванги (Раджастхан) и др.

  Народные театральные формы оказали большое влияние на классический индийский театр, который формировался в Индия в течение 5—1 вв. до н. э. В древнеиндийском трактате «Натьяшастре» (1-е вв. н. э.) детально разработаны вопросы драматургии, актёрского искусства, архитектуры театральных помещений. В основу эстетики классического театра положено учение об эмоции (раса) и её сценическом воплощении (бхава). Правила актёрского искусства строго канонизируются, критерием исполнительского мастерства становится их совершенное выполнение. Содержание классической драмы связано с богатейшей сокровищницей народного мифотворчества. Главные действующие лица драмы — боги, святые, мудрецы, правители, высокопоставленные придворные. Древние трактаты По искусству театра запрещают воспроизводить на сцене социальные конфликты и трагедийные ситуации (бунт народа, осаду города, свержение власти правителя, смерть героя и др.).

Кашмирская шерстяная шаль. 18 в. Музей искусства народов Востока, Москва. Индия.

Кашмирская шерстяная шаль. 18 в. Музей искусства народов Востока, Москва.

  Расцвет классической индийской драмы и театра связан с творчеством в 4—6 вв. Бхасы, Калидасы и Шудраки. Пьесы крупнейших драматургов Индия, выходя из традиционных рамок, показали жизнь древней Индия во всём сё многообразии.

  Глубокий социальный кризис, а также захват власти мусульманскими династиями, практически наложившими религиозный запрет на театр, привели классическую драму к упадку. В 12—13 вв. наблюдается её полное исчезновение. Театральное искусство Индия, его самобытные национальные традиции продолжали, однако, своё развитие в народном творчестве.

  Во 2-й половине 19 в. бурный рост национально-освободительного движения и национального самосознания пробуждает к жизни театр европейского типа, драматургию на новоиндийских языках — бенгали, хинди, маратхи и др. Одной из первых была труппа бенгальских артистов (создана ещё в 1795 в Калькутте русским учёным Г. С. Лебедевым). В 1872 бенгальский драматург Г. Гхош основал Национальный театр, оказавший большое воздействие на широкие круги индийской общественности. На языках хинди, маратхи и др. получила развитие социальная драма. Призыв к борьбе за освобождение от колониального гнёта, резкая критика порядков, установленных в стране английской колониальной администрацией, огромный общественный резонанс деятельности театра Гхоша побудили англичан издать в 1876 Закон о драматических представлениях, вводивший жёсткую полицейскую цензуру.

  В 40-х гг. 20 в. театральная жизнь страны значительно активизируется. Возникли профессиональные и любительские театральные коллективы, призывающие к борьбе за освобождение от гнёта колониализма. Ассоциация народных театров (основана в 1943) объединила многие прогрессивные театральные коллективы и организации Индия В начале 50-х гг. получили известность труппа танцовщика и хореографа У. Шанкара, «Малый балет» (организован в 1952 Ш. Бардханом) и др.

  После достижения независимости возрождается национальная культура, в том числе и театральное искусство. Важное значение имело открытие в 1953 Академии музыки, танца и драмы, которая имеет сеть филиалов и организаций во всех штатах. Наиболее известные театры страны в Калькутте — «Бахурупи», «Минерва», «Стар», «Рангмахал», Театральный центр и др. Постоянные театры имеются также в Дели, Илахабаде, Мадрасе, Бомбее, Варанаси, Пуне. В 60-е гг. насчитывалось свыше 30 профессиональных театральных коллективов. В 1959 в Дели при Академии музыки, танца и драмы открыта первая государственная театральная школа, там же имеется Индийский центр искусства (создан в 1958).

  Театральная жизнь начала 70-х гг. характеризуется стремлением к синтезу традиционного национального театра с формами и методами западноевропейских театров, а также созданием новых профессиональных трупп. В 1971 только в Бомбее работало 22 профессиональных коллектива. Из числа вновь созданных наиболее популярны: Новый театр (Дели), «Тарун опера» (Калькутта; в репертуаре спектакль По книге «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида — «Ленин — джатра»), «Драматик Винт» (Бомбей) и др.

  Театр кукол — один из самых древних видов театральных представлений. В современной Индия наиболее популярны театр марионеток (штат Раджастхан, Орисса), теневой театр (штат Андхра, Керала, Орисса) и театр перчаточных кукол (Орисса, Уттар-Прадеш).

 

  Лит.: Драматургия и театр Индии, сб. ст., М., 1961; Gupta Chandra Bhan, The Indian theatre, Banaras, 1954; Gargi Balwant, Theater und Tanz in Indien, B., 1960; Benegal S., A panorama of theatre in India, [New Delhi, 1968].

  М. П. Бабкина.

 

Индия (на языке хинди — Бхарат); официальное название Республика Индия.

Флаг государственный. Индия. Индия.

Флаг государственный. Индия.

Государственный герб Индии. Индия.

Государственный герб Индии.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
Международные научные связи Индии.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Советско-малайзийские соглашения . Дипломатические отношения с 3.
Спинная сухотка, табес дорзалис (от позднелатинского tabes — истощение и dorsalis — спинной), поздняя форма сифилитического поражения нервной системы, преимущественно оболочек, задних корешков и задних столбов спинного мозга.
Стожары, русское народное название звёздного скопления Плеяд.
Существование [позднелат. ex (s) istentia, от лат.
Ташкентские Минеральные Воды, бальнеологический курорт Узбекской ССР, в 20 км от Ташкента.
Тимирязевский, посёлок городского типа в Томском районе Томской области РСФСР.
Трапезиты, трапедзиты (греч. trapezitai, от trаpeza — стол, стол менялы), в Древней Греции менялы.
Тычинка, репродуктивный орган цветка покрытосеменных растений, в котором образуются пыльцевые зёрна; гомологична микроспорофиллу.
Урицкий (пос. гор. типа в Казахской ССР) Урицкий, посёлок городского типа, центр Урицкого района Кустанайской обл.
Фермерское хозяйство в капиталистических странах, частное товарное с.
Фортескью Джон Фортескью (Fortescue) Джон (около 1394 – около 1476), английский юрист, политический мыслитель и государственный деятель.
Хантер (Hunter), река на юго-востоке Австралии.
Хориспора (Chorispora), род растений семейства крестоцветных.
Циллертальские Альпы (нем. Zillerthaler Alpen, итал.
Чёртово дерево, шипдерево, аралия маньчжурская (Aralia mandshurica), дерево семейства аралиевых.
Шелехов, Шелихов, город областного подчинения в Иркутской области  РСФСР.
Шюц Генрих Шюц, Шютц (Schutz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (14.