Индия XV. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

XV. Музыка

  Народы Индия — носители древнейшей, глубоко самобытной музыкальной культуры; её истоки в народных и культовых обрядах, связанных с разнообразной трудовой и духовной деятельностью народа. В Индия рождение музыки традиционно связывают с одним из наиболее ранних литературных памятников «Самаведой» (2-е тыс. до н. э.), в котором собраны гимны-заклинания, исполнявшиеся нараспев при обрядах жертвоприношений. Трактат по театру, музыке и танцу «Натьяшастра» (1-е вв. н. э.) даёт основание считать, что задолго до его создания индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой, глубоко своеобразной и оригинальной.

  Для индийской музыки характерна импровизация. Любое произведение, как инструментальное, так и вокальное, импровизируется на основе одного из традиционных ладоритмических построений — раги. В индийской музыке применяется семь главных тонов, соответствующих европейской семизвучной гамме. Помимо главных тонов, различаются звуки, образующие интервалы менее полутона, благодаря чему октава оказывается разделённой на 22 неравных интервала, или шрути (от слова «слышать, различать»). 12 из них формируют рагу, которая состоит из пяти, шести или семи звуков (остальные вводятся в импровизацию по мере разработки музыкальной темы). Рага — одно из основных понятий индийской музыкальной эстетики; каждая глубоко осмыслена, опоэтизирована, несёт в себе конкретный художественный образ. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д. Исполнение раг приурочивается к определённому времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные).

  Классическая музыкальная композиция строится в трёхчастной форме: она открывается алапой — медленным, проникновенным изложением темы, её сменяют сложные мелодико-ритмические вариации, сопровождающиеся аккомпанементом ударных инструментов, и заключает гата — сложные мелодические варианты темы с изысканной орнаментикой. Сочинённые по такому образцу композиции — крупные произведения, исполнение которых длится часами. Ритм — один из наиболее ярких элементов индийской музыки. Она по своей природе одноголосна, поэтому роль ритма в создании и развитии музыкального образа особенно значительна.

  После основания в Индия выходцами из Передней и Средней Азии (мусульманами по религии) феодальных империй индийская музыкальная культура вступила в тесное соприкосновение с музыкальным наследием мусульманского Востока. В результате возник новый музыкальный стиль, синтезировавший традиционное искусство индусов и мусульман (за ним закрепилось название североиндийского, или хиндустани, в отличие от южноиндийского, или карпатского). Из большого числа вокальных стилей наиболее популярны: дхурупад (истоки в древних храмовых песнопениях, имеет четырёхчастную форму: стхаи, антара, сантара и авход) и кхиял (более поздний, возникший в результате соединения дхурупада с персидской музыкой); подвижная, богато орнаментированная композиция из двух частей — стхаи и антара. Широко распространены также тхумри — изящная лирическая песня о радостях и горестях земной любви, таппа — лирическое произведение, содержащее в своей основе выразительные народные песни Пенджаба; бхаджан и киртан, близкие образцам народной музыки Бенгалии.

  Хотя профессиональная музыка ведёт своё начало от фольклорных образцов, жанры классической и народной музыки существенно различны. Народные песни разных районов наделены локальными особенностями, им свойственны естественная, задушевная интонация, характерная социальная окраска.

  С начала 20 в. под влиянием роста национально-освободительной борьбы среди индийских музыкантов усиливается интерес к национальной фольклористике. Эта увлечённость особенно проявилась в творчестве выдающегося общественного деятеля, драматурга, поэта и музыканта Р. Тагора и нашла многочисленных последователей.

  После достижения Индия независимости появилась новая возможность развития музыкальной культуры. Созданы Академия музыки, танца и драмы («Сангит натак академи», 1953), Национальный оркестр Всеиндийского радио (1952), хоровые коллективы при радиоцентрах Дели, Бомбея и др. городов, постоянные печатные органы. С 1954 проводятся конференции индийской песни («Сангит самелян»), дискуссии и симпозиумы по проблемам музыкального творчествасимфонизма, гармонизации национальной музыки, осуществляются реформы музыкального образования, нотации и др.

  Музыка индийского кино — одно из новых явлений музыкальной культурной жизни современной Индия С ней ассоциируется понятие современной лёгкой индийской музыки. Главной её особенностью является синтез восточных и западных образцов музыкального искусства. Среди ведущих композиторов этого направления — А. Бисвас (фильмы «Мунна», «Утешительница Хамдард» и др.), Н. Али («Байджу Бавра», «Дидар» и др.) и др. композиторы.

  Индийский музыкальный театр (см. также раздел Театр), бытующий с глубокой древности, представлен разнообразными формами синтетического характера, вобравшими в себя, помимо музыкальных выразительных средств, танец, пантомиму и слово. Наиболее значительные из них: джатра,тамаша и якшагана. Во время народных и национальных праздников формируются труппы, которые разыгрывают музыкально-танцевальные представления. В 50 — начале 70-х гг. успешно ведутся эксперименты в области поисков новых форм национального музыкального театра. Его репертуар пополняется новыми интересными работами композиторов Анила Бисваса, Шилы Ватс, Бахадура Хусейна Хана, Гуляма Хайдара, Рави Шанкара и др.

 

  Лит.: Синявер Л., Музыка Индии, М., 1958; Культура современной Индии, М., 1966; Mukerji D. P., Indian music. An introduction, [Bombay, 1945]; Daniélou A., Northern Indian music, v. 1—2, [L. — Calcutta], 1949—54; Sambamoorthy P., South Indian music, 5 ed., v. 1—5, Madras, 1951—56; Sanyal A. N., Ragas and Ragiuis, Bombay, [1959].

  М. П. Бабкина.

 

Индия (на языке хинди — Бхарат); официальное название Республика Индия.

Флаг государственный. Индия. Индия.

Флаг государственный. Индия.

Государственный герб Индии. Индия.

Государственный герб Индии.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
Международные научные связи Индии.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Осио Хэйхатиро (1796—1837), руководитель восстания 1837 в Японии против правительства сёгунов Токугава.
Панкратова Анна Михайловна [4(16).2.1897, Одесса,— 25.
Первое начало термодинамики, один из двух основных законов термодинамики, представляет собой закон сохранения энергии для систем, в которых существенное значение имеют тепловые процессы.
Пиптатерум (Piptatherum), род многолетних дерновинных трав семейства злаков.
Пожарная лестница, предназначается для подъёма личного состава пожарных частей и оборудования на верхние этажи зданий для тушения пожара и для спасения людей (см.
Посевная годность семян, хозяйственная годность семян, количество (в процентах) пригодных для посева семян в семенном материале.
Прогресс (пос. гор. типа в Амурской обл.) Прогресс, посёлок городского типа в Амурской области РСФСР, подчинён Райчихинскому горсовету.
Пуэрто-Падре (Puerto Padre), город на В. Кубы, в провинции Орьенте.
Ратно, посёлок городского типа, центр вского района Волынской области УССР.
Риманово пространство, пространство, в малых областях которого имеет место приближённо (с точностью до малых высшего порядка сравнительно с размерами областей) евклидова геометрия, хотя точно такое пространство может не быть евклидовым.
Русско-монгольское соглашение 1912 О признании автономии Внешней Монголии.
Сантонский ярус (от Santonia — Сантония, древнеримское название исторической области Сентонж во Франции), четвёртый снизу ярус верхнего отдела меловой системы [см.
Секс (франц. sexe, от лат. sexus — пол), пол; в современном русском языке то же, что сексуальность, т.
Сим Са Джон (псевдоним — Хён Джэ, И Сук) (1707—1770), корейский живописец.
Смешанные леса, леса из хвойных и широколиственных древесных пород, распространённые на равнинах и в нижнем поясе гор умеренного влажного климата Евразии и Северной Америки.
Сото Эрнандо де Сото (Soto) Эрнандо де [1496(?), Баркаррота, Испания, — 21.