Индия XI. Наука и научные учреждения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
остеопат одинцово

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

XI. Наука и научные учреждения

 

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наука в древности и средние века. Ещё в глубокой древности население бассейна р. Инд создало высокоразвитую культуру, не уступавшую таким очагам мировой цивилизации, как государства Месопотамии и Древний Египет, а в ряде отношений и превосходившую их. Раскопки Хараппы и Мохенджо-Даро — главных городов индийской цивилизации — показали высокий уровень городского строительства; канализационная система была одной из наиболее совершенных на Древнем Востоке. Некоторые гидротехнические сооружения Древней Индия явились прототипом современных конструкций в Европе и Америке. Например, многоарочная плотина близ Хайдарабада — прототип современных железобетонных плотин.

  Хараппская культура (3—2-е тыс. до н. э.) была культурой эпохи бронзы, которая наряду с медью играла важную роль в хозяйстве и ремёслах. Из этих металлов изготовлялись многие орудия производства и оружие; были известны плавка, ковка и литьё металлов.

  Сведения о науке Индия 1-го тысячелетия до н. э. крайне скудны; имеются некоторые данные об астрономических и математических знаниях этой эпохи. Жрецы производили систематические наблюдения движения Солнца и Луны; арифметические операции включали также элементарные дроби. Ценным источником изучения древней медицины Индия является «Аюрведа» (9—3 вв. до н. э.). Высокого уровня достигли анатомия, терапия, хирургия. Выдающимися врачами и хирургами своего времени были Дживака (6—5 вв. дон. э.) и Чарака (1 в. н. э.). Руководства «Чарака — Самхита» и «Сушрута — Самхита» переводились позднее на арабский язык. Особенно высокого уровня достигло хирургическое искусство (создано свыше 200 хирургических инструментов). Санскритские медицинские трактаты учили пользоваться ланцетом, очищать и сушить раны; применялось обезболивание при операциях. Врачи умели снимать катаракту, трепанировать череп, производить кесарево сечение и т. п. Индийские медицинские знания и хирургическая практика были широко известны в греко-римском мире.

  1-е тысячелетие н. э., особенно период Гуптов (4—6 вв.) — время расцвета древнеиндийской духовной культуры. Последовательное изложение математических знаний этого периода имеется уже в «Сиддханта» — астрономических трактатах начала н. э. Исключительно важным вкладом в мировую науку было создание десятичной позиционной системы счисления. Выдающимся достижением индийской науки является таблица синусов для вычисления местонахождения планет. Крупнейшим астрономом и математиком был Ариабхата (476 — год смерти неизвестен). Ему принадлежит одно из первых решений в целых положительных числах линейного уравнения с двумя неизвестными способом, По существу не отличающимся от современного способа решения с помощью непрерывных дробей. В астрономической части излагается впервые теория эпициклов для объяснения неравномерности видимого движения планет.

  Согласно астрономическим представлениям этого периода Земля неподвижна, а вокруг неё вращаются по круговым орбитам Солнце, Луна, планеты, звёзды. Ариабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Движение небесных тел вычислялось довольно точно, как и их положение в отношении к эклиптике и небесному экватору. Была известна разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Многие астрономические сочинения индийских учёных переводились позднее на арабский яз.

  Брахмагупта (7 в.) развил некоторые положения Ариабхаты; выдающимся достижением в теории чисел явилось предложенное им решение в целых положительных числах уравнения y2 = ax2 + b. Значительный вклад в развитие математики и астрономии внесли Варахамихира (6 в.), Шридхара (9—10 вв.), Бхаскара (12 в.). Последний разработал теорию эпициклов.

  В области медицины этого периода известны имена Вагабхаты, автора медицинского трактата «Аштанга — Хридайя», работавшего примерно в 6—7 вв. в буддийском университете в Наланде; Садхавакара, автора труда по патологии; Бхаскара Бхатта, составившего около 1000 анатомический трактат «Сариранадмини».

  С развитием медицины тесно связаны накопление и систематизация знаний в других областях естественных наук. Появились классификации растений, поскольку последние имели лекарственное значение.

  Химические знания также связаны с фармакологией, и первые их описания встречаются в разделах, посвященных приготовлению лекарств (см. Ятрохимия). Помимо медицины, источником сведений по химии была и техника приготовления красок, духов, цементов, стали, достигшая высокого уровня ещё в Древней Индия К 5 в. относятся первые сочинения, посвященные непосредственно проблемам алхимической теории и практики, они появились в значительной мере под влиянием китайской науки. Из более поздних сочинений значительными представляются труды Говиндабхагаваты (11 в.), Сомадевы (12—13 вв.) и др. В трактатах приводятся классификации веществ минерального и органического происхождения, даются описания различных химических процессов и аппаратуры. Способ получения некоторых веществ (в частности, ляписа) был известен индийской химии задолго до того, как его узнала Европа. Высокого уровня достигла металлургия (об этом свидетельствует сохранившаяся до наших дней в нержавеющем состоянии железная колонна в Дели, отлитая в начале 5 в.). Индийские мастера знали множество сплавов цветных металлов, химических составов, используемых при пайке в ювелирном деле, при обработке кож. Они умели изготовлять разнообразные стойкие минеральные и растительные красители, использовавшиеся в живописи и текстильном производстве. Красная краска для тканей, добываемая из марены, и синяя краска из индиго вывозились в другие страны.

  В период империи Великих Моголов значительных успехов достигла астрономия. Были созданы обсерватории в Дели, Джайпуре и других городах; астрономические приборы представляли собой целые архитектурные сооружения из камня.

Наука в период английского колониального господства (середина 18 — 1-я половина 20 вв.). Английские колониальные власти содействовали развитию в Индия лишь тех областей знания, которые обслуживали колониальное хозяйство. Проводились исследования флоры и фауны Индия, её минеральных богатств, климата. Значительная часть научных учреждений зависела от благотворительности индийских князей или меценатствующих миллионеров.

  Существенный вклад в развитие индийской науки внёс ряд английских учёных, подолгу живших и работавших в этой стране. Важным событием для развития индийской науки в новое время явилось создание в 1784 Азиатского общества Бенгалии (Калькутта), в котором в 18 в. большую роль играл английский востоковед У. Джонс. Вначале оно занималось проблемами истории народов и природы Азии, а с середины 19 в. стало издавать труды По естественным наукам, включавшим наряду с зоологией и ботаникой также физику, химию, геологию, медицину, метеорологию. В 1787 был основан ботанический сад в Калькутте, в 1792 — Мадрасская обсерватория; в ней проводились не только астрономические наблюдения, но и исследования По метеорологии и навигации.

  В 1857 основаны первые университеты (в Калькутте, Бомбее и Мадрасе). К этому же периоду относится организация геологических и ботанических служб Индия При некоторых университетах создавались научные лаборатории. Значительный вклад в геологические исследования Индия внесли английские учёные Т. Олдем и У. Блэнфорд; первым индийцем-геологом был П. Бозе (Бос). Проводились топографические работы (английские учёные У. Лэмбтон, Дж. Эверест, индийский учёный Радханат); были созданы антропологическая и археологическая службы. В 1871—1872 проведена 1-я перепись населения Индия, предоставившая богатый материал для демографических обобщений. В 1875 была организована метеорологическая служба Индия (английские учёные Г. Блэнфорд, Дж. Эллиот).

  В конце 19 — начале 20 вв. возникли естественнонаучные и технические общества: Инженерная ассоциация в Калькутте (1895), Медицинские общества в Ахмадабаде (1902) и в Бомбее (1904), Математическое общество в Дели (1907), Индийская ассоциация развития науки в Калькутте (1909). Их деятельность сыграла важную роль в привлечении внимания индийской интеллигенции к научным исследованиям.

  Выдающуюся роль в борьбе с эпидемиями сыграл русский врач В. Хавкин. В 1896 он создал специальный институт, называемый теперь институтом Хавкина (в Бомбее), — центр исследования бубонной чумы в Индия

  В 1921 создана Географическая ассоциация Мадраса (ныне Индийское географическое общество), в 1935 — Географическая ассоциация Бомбея.

  Колониальные власти организовали медицинские, клинические научно-исследовательские учреждения, изучающие главным образом тропические болезни. В период до 2-й мировой войны 1939—45 в научных учреждениях Индия изучались также проблемы сельского хозяйства; исследования в области промышленности практически отсутствовали.

  В конце 19 — 1-й трети 20 вв. Индия во многих областях науки не располагала значительными национальными кадрами. Лишь в последние десятилетия 19 в. появились первые индийские учёные — математики и физики, геометр А. Мукерджи и физик, биофизик и физиолог растений Дж. Ч. Бос.

  Несмотря на крайне ограниченные возможности для научных исследований, ряд индийских учёных 1-й половины 20 в. внёс существенный вклад в мировую науку. Среди них — математик С. Рамануджан (исследования по аналитической теории чисел и эллиптических функций); лауреат Нобелевской премии (1930) Ч. В Раман, открывший в 1928 одновременно с советским учёным Л. Индия Мандельштамом комбинационное рассеяние света; один из родоначальников квантовой статистики Ш. Бозе; виднейший физик-теоретик Х. Баба; крупный учёный в области физики плазмы М. Саха; создатель индийской палеоботаники С. Сани; геологи Д. Вадиа и М. Кришнан [директор геологической службы Индия (1972)] и др.

Развитие науки в независимойИ. После завоевания Индия независимости (1947) научные исследования стали тесно увязываться с решением практических проблем. Науке отводится большая роль в достижении Индия экономической самостоятельности, поднятии жизненного уровня народа. Научные исследования охватывают всё более широкий круг проблем фундаментального характера — ядерной физики, физики твёрдого тела и элементарных частиц, химии природных соединений, электроники и др.

  Научные исследования в вузах и научных центрах направлены на эффективное использование природных богатств Индия, разработку новых материалов и технологических процессов на основе местных ресурсов. Предпринимаются попытки найти заменители дефицитному сырью для уменьшения зависимости страны от импорта.

  В области сельского хозяйства усилия индийских учёных направлены на разрешение проблемы обеспечения населения Индия продовольствием. Благодаря большому комплексу исследовательских работ по селекции высокоурожайных сортов риса, пшеницы, кукурузы, проса и сорго, более широкому применению удобрений и использованию современных технологии (так называемая зелёная революция) Индия во 2-й половине 60-х гг. резко увеличила валовой сбор зерна и к 1972 вплотную подошла к решению продовольственной проблемы. Проводятся работы по селекции овощей и фруктов, хлопка, в области животноводства, рыболовства, лесного хозяйства, По ветеринарии и др. Значительны исследования в области почвоведения под руководством Райчаудри. Широкий круг проблем охватывают исследования в промышленных исследовательских лабораториях — в области металлургии, угля и нефти, полимеров, прикладной электроники, электротехники, энергетики, текстиля и др.

  Медицинскими исследованиями занимаются университеты и ряд специальных центров. Важнейшими проблемами являются изучение пеллагры, вирусных заболеваний, методов борьбы с эпидемиями холеры, исследования раковых болезней, вопросы нейрофизиологии. Из научных медицинских учреждений наиболее известны Всеиндийский институт гигиены и здравоохранения (Калькутта), Институт малярии (Дели), Центральный научно-исследовательский институт в Касаули, Институт рака (Бомбей), Всеиндийский институт психиатрии в Бенгалуру, институт проказы в штате Тамилнад, институт Хавкина в Бомбее.

Б. В. Доши. Институт индологии в Ахмадабаде. 1969. Индия.

Б. В. Доши. Институт индологии в Ахмадабаде. 1969.

  Широкую известность приобрели труды физиолога А. С. Укила, хирурга А. Балиги, патолога, онколога, иностранного члена АМН СССР В Р. Кханолкара и др.

  Исследовательские работы в области естественных наук сосредоточены главным образом в университетах и отдельных научных центрах, крупнейшими из которых являются институт фундаментальных исследований им. Тата в Бомбее, Атомный исследовательский центр им. Х. Баба и др.

  В области математики в университетах Лакхнау, Дели и Варанаси (Бенарес) ведутся работы по классическому и функциональному анализу, дифференциальным уравнениям, дифференциальной и алгебраической геометрии, топологии, теории чисел.

  В области физических наук ведётся работа по теоретической физике, астрофизике, физике высоких энергий, ядерной физике, физике твёрдого тела, космическим лучам, микроэлектронике и микроволновой технике. Успешно работает группа М. Менона (физика космических лучей, изучение нейтрино и мюонов высоких энергий). Для изучения космических лучей используются самые глубокие в мире шахты по добыче золота в Колар-Голдфилдс (Южная Индия), а также шары-зонды, запускаемые со специально созданной станции в Хайдарабаде. В национальной физической лаборатории сконструированы некоторые типы лазеров, различные электронные измерительные устройства. Значительные исследования по физике ведутся в университетах: в Делийском — по физике низких температур и астрофизике (астрофизическими исследованиями руководит Д. С. Котари), в Мадрасском — По теоретической физике, биофизике, кристаллофизике, в университете Андхра — по акустике и спектроскопии.

  Значительные исследования проводятся по астрономии. В 1970 вступил в строй уникальный радиотелескоп, построенный институтом фундаментальных исследований на юге Индия (г. Утакаманд) и предназначенный для изучения радиогалактик, слабых источников радиоизлучения, радиоизлучения планет (в частности, Юпитера) и пульсаров.

  В Атомном исследовательском центре работают над разрешением проблем ядерной и технической физики, электронного приборостроения, радиационной безопасности, химической технологии, радиохимии, использования изотопов в медицине, сельском хозяйстве, металлургии. Создание Атомного исследовательского центра и Института фундаментальных исследований и превращение их в ведущие научные центры в области физики, математики и астрономии неразрывно связаны с именем видного организатора индийской науки Х. Баба.

  Геофизические исследования проводятся в учреждениях департамента метеорологии и в Национальном геофизическом исследовательском институте (г. Хайдарабад). Изучаются проблемы сейсмологии, гравиметрии, геомагнетизма и земного электричества, океанографии, механики горных пород, палеомагнетизма, теоретической геофизики, геофизической разведки и геофизического приборостроения. Одним из важных направлений геофизики является разработка геофизических методов поиска подземных вод.

  В Индия 5 научных географических ассоциаций разрабатывают проблемы региональной, исторической и экономической географии. Крупные работы ведёт Организация По составлению национального атласа Индия под руководством Ш. П. Чаттерджи — президента Географического общества Индия В 1968 открыт институт геологии Гималаев.

  В области химии крупный исследовательский центр — Национальная химическая лаборатория (г. Пуна). Работы ведутся по прикладным проблемам химии твёрдого тела, физической химии, биохимии, органической и неорганической химии, химии полимеров и химическому машиностроению. Особое внимание уделяется природным соединениям, По изучению которых Индия занимает одно из ведущих мест в мировой науке. Исследуются лекарственные растения и растения, содержащие эфирные масла; при этом специально разрабатываются вопросы выделения, определения и синтеза алкалоидов, красящих веществ, терпенов, терпеноидов, стероидов и т. д. Новые красители и препараты внедрены в парфюмерную промышленность. Изучение красителей возглавляет видный специалист в этой области К. Венкатераман. В химических лабораториях университетов значительное внимание уделяется проблемам, имеющим промышленное значение и относящимся в первую очередь к изучению лекарственных растений, инсектицидов, эфирных масел, антибиотиков и т. д. Школа, созданная Т. Р. Сешадри в Делийском университете, успешно ведёт исследования природных кислородсодержащих гетероциклов, флавоноидов, природных пигментов хинонового типа, лихеновых кислот, природных инсектицидов. Основные направления физико-химических работ в университетах — коллоиды, химия поверхностей, химия силикатов, полимеризация, синтетические смолы и химическая кинетика. Получили развитие исследования по аналитической химии, ядерной и радиационной химии. Активно работают индийские учёные в области электрохимии.

  Ботанические исследования в Индия долгое время сводились к коллекционированию и описанию растений. В начале 20 в. индийские учёные стали заниматься их морфологией, экологией, анатомией. В 40-е гг. появились также работы по физиологии и генетике. Проблемы генетики и растениеводства обычно изучаются в с.-х. учебных и научно-исследовательских учреждениях; таксономия — в учреждениях Ботанической службы Индия Важным центром ботанических исследований в системе высшего образования Индия является Мадрасский университет, в его ботанической лаборатории под руководством М. О. Айенгара успешно велось изучение водорослей. С 1944 лабораторию возглавляет Т. С. Садасиван. Созданная им школа получила международное признание за исследования проблем патологии растений, в особенности проблемы взаимоотношений паразитов с организмом растения-хозяина, а также биохимических процессов, происходящих в грибах. Результаты исследований находят применение в сельском хозяйстве. К наиболее популярным направлениям исследований в университетах относятся также вирусология, цитология, микология.

  В зоологических исследованиях, наиболее развитых в Делийском университете, особое внимание уделяется проблемам энтомологии, биологии клетки и эндокринологии. Вопросы морской биологии изучаются в Аннамалайском университете, где успешно решается задача сочетания количественных морфологических и физико-химических методов исследования морской фауны.

  Видным центром в области биологии является институт палеоботаники им. Бирбала Сани, основанный в 1946 С. Сани, известным трудами по ботанике, палеоботанике и геологии. Институт занимается изучением палеофлоры Индия и, в частности, проблемами палеозойской ботаники, палеонтологии нефти.

  Большое значение имеют исследования по математической статистике, проводимые в крупном научном центре — статистическом институте, основателем которого является видный учёный — специалист в области математической статистики и экономики П. Ч. Махаланобис. По заданию индийского правительства институт принимал участие в разработке пятилетних планов экономического развития страны.

  В. Индия Ткаченко, А. Индия Володарский.

 

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Древнейший период индийской философии можно охарактеризовать как попытку философского осмысления культовых текстов — вед. Истолковывая сакральные термины и действия, мыслители этого периода выработали философские понятия риты (безличный универсальный миропорядок), тапаса (всеобщее психоэнергетическое начало), пуруши (духовная сущность и одновременно антропоморфный образ общества) и вач (идея божественной речи). В начале 1-го тыс. до н. э. в среде жрецов-брахманов складываются школы систематического комментирования вед, в ходе которого обособились следующие философские проблемы: природа бытия (которое мыслилось как единая духовная сущность, пронизывающая Вселенную); природа истины и возможность познания; истинность как отождествление индивидуального сознающего начала со всеобщей духовной сущностью; этическое поведение (организация последовательности действий По поддержанию мирового, социального и душевного порядка, соответствующего религиозному рангу, социальному статусу, полу и возрасту индивида); сущность свободы и возможность освобождения (с помощью особых усилий: йоги, отшельничества, аскетизма, культивирования сокровенного знания, плодом которых должно было явиться исчезновение уз материального, «профанического» существования); философия языка (древнеиндийские мыслители считали, что вещи возникают вследствие их называния творцом мира либо же понятия вещей оказываются возможными благодаря их именованию). Эта проблематика образовала основу идеологии брахманизма, которая в дальнейшем передавалась в виде устных текстов на санскрите: Брахман, Араньяк и Упанишад.

  В Упанишадах выявляется содержание, общее для последующей философии Индия: бытие, истина и благо как высшие цели и формы духовного существования объединяются в понятии Брахмана, а индивидуальные мысли, слова и действия в стремлении к этой цели — в понятии Атмана. В Упанишадах осмысляется и древнейшая йогическая практика как психическая активность, дающая практическую возможность познания Брахмана — Атмана. И природа, и дух в равной степени считаются несотворёнными. Система социальных прав и обязанностей изображается в соответствии с мифологическим миропорядком, так что индивид сознаёт свой социальный статус как некое естественное положение в космосе, а этические правила сводятся к набору предписаний по отысканию человеком надлежащего места в духовной иерархии. Здесь лежат истоки кастовой идеологии (см. Касты), выраставшей из варнового принципа органического членения общества, известного ещё ведам. Постепенно (возможно, под влиянием доведийских культов и мифологии) в Упанишадах намечаются три концепции, оказавшие огромное влияние на последующее развитие философской и религиозной мысли Индия: 1) перевоплощение и карма: после смерти живого существа его душа переходит в другое тело; процесс этот — безначален, в каждом новом теле душа испытывает страдание и наслаждение в зависимости от тех благих и дурных поступков, которые совершались ею в прежних рождениях; механизм связи каждого данного существования души с суммой прежних действий обусловливается и регулируется так называемым законом кармы, которым определяется не только, где и когда перевоплотится душа, но и её биологический ранг, пол, социальный статус, психологический тип, этический и интеллектуальный уровень; 2) дхарма: понятие нормы, образца поведения, этического, социального и психического бытия живого существа; прообраз его осознанного бытия, понимаемого как всеобщность, существующая независимо от индивидуальных проявлений; 3) гуны: основные типы ориентации в материальной, психической и умственной действительности. Гун было три — тамас (природная инертность, психическая пассивность и бессознательность), раджас (природная активность, энергичность и тенденция к проявлению деятельного и волевого начал), саттва (органичность, уравновешенность, самотождественная разумность). Эти три понятия связываются с основной идеей Брахмана — Атмана: карма есть деятельное бытие при отвлечении от субъективного аспекта — сознания; дхарма — сознание, становящееся бытием благодаря механизму кармы; гуны — основные формы связи бытия и сознания в плане соотнесения кармической деятельности с действительностью дхармы.

  В период 7—4 вв. до н. э. интеграция разнородных социальных и этнических групп, населявших Индостан, достигла такой степени, что впервые становится возможным говорить о единстве индийской культуры. Получили развитие систематические организованные школы и направления философской мысли, противостоящие брахманско-ведийской идеологии: локаята,джайнизм, бхагавата, ранняя санкхья, адживака и буддизм.

  Зачинателем индийского материализма (локаяты) считают легендарного Брихаспати, выдвинувшего учение о независимом и безначальном принципе «свабхавы» (природы) как основе всякого бытия. Локаятики критиковали принцип причинности, отрицали достоверность всех источников знания, кроме непосредственного чувственного восприятия. Сознание, согласно локаяте, исчезает с распадом организма. Материальные тела представлялись как комбинации четырёх основных элементов: земли, воды, воздуха и огня, объединённые силой свабхавы. Исходя из этого, в этике локаяты отвергался принцип кармы, жертвоприношения объявлялись ненужными, понятия о добре и зле — относительными, представление о дхарме — недоказуемым. В позднейшей разновидности локаяты — учении чарваков — собственно философские элементы отходят на задний план и уступают место чисто гедонистическим призывам. Материалистические идеи локаяты оказали стимулирующее влияние на многие школы индийской философии.

  В основе учения джайнов лежало представление о плюрализме атомарных индивидуальных душ (джива) и противостоянии им неодушевлённой природы (аджива). Высшим идеалом джайнизма выступает душа, полностью освободившаяся от притока неодушевлённой материи. Джайнизм не признаёт тождества индивидуальной души абсолютному духовному принципу и тем самым полагает освобождение (мокша) плодом чисто индивидуального действия. Легендарный основатель бхагаваты Кришна Васудева объединил широко распространенные в образованной среде древнеиндийского общества религиозно-этические и философские идеи неведийского толка в учение об особом типе индивидуального поведения (идеальный воин — «истинный йог»). В основу его мировоззрения положена кшатрийская этика незаинтересованного действия как формы служения в миру религиозным идеалам. Эта этика оказала огромное влияние на формирование древнего и раннесредневекового индийского общества, поскольку в ней впервые обособилось специфически социальное, кастовое сознание, отличное от раннего — варнового — понимания общества как организма. Поэтому на позднейших этапах индийской истории идеологи кастового общества многократно обращаются к наследию бхагаваты. В приписываемом аскету Маккали Деве учении адживака полностью отрицается наличие духовной субстанции: сознание выступает как уникальный результат сверхтонких соединений материи. Ранняя санкхья, приписываемая мифическому мудрецу Капиле, представляет собой дуалистическую философскую систему, в основе которой лежит противопоставление независимых начал: познающего недеятельного субъекта (пуруши) и активной природной субстанции (пракрити). Процесс познания, отождествляемый с этапами либо актами миропроявления, начинается с намерения пуруши быть зрителем и готовности пракрити продемонстрировать игру разных форм активности (гун). В результате пуруша понимает свою инородность миру явлений и осознаёт себя как свободного субъекта. В санкхье, как и в бхагавате, было развито наметившееся ещё в Упанишадах противопоставление проявленного (вьякта) и непроявленного (авьякта) состояний бытия. Во всех этих учениях сказалось стремление к анализу и проверке реальным опытом брахманистского мира духовного абсолюта; утвердилась мысль, что пути самопознания не предуготованы: каждый должен самостоятельно обнаруживать их для себя. Отсюда — небывалый интерес к психологии и способам объективного описания и обоснования действительности субъективного опыта. Эти тенденции наиболее полно выразились в буддизме, который впервые четко противопоставил метод свободного критического анализа опыта традиционному догматическому комментированию, одновременно утвердив примат йогической практики над религиозным априоризмом. Основной метод буддизма сводился к следующему: абсолютное бытие (как индивидуальное, так и бытие вообще) рассматривалось как психический феномен, который затем представлялся в виде онтологической картины. Отсюда — принципиально двуаспектное рассмотрение любой проблемы в буддизме, где всякий объект мира может быть поставлен в соответствие с определённым психическим состоянием, а всякое субъективное психическое состояние в процессе йогического созерцания и транса переживается как объект. Возникнув на почве традиционного индийского философствования, буддизм обнаружил свою фундаментальную противоположность духу этого философствования, ибо последнее строилось на принципиальной невозможности обойтись без личного или универсального духовного начала.

Подавление индийского восстания англичанами. Картина В. В. Верещагина. Ок. 1884. Индия.

Подавление индийского восстания англичанами. Картина В. В. Верещагина. Ок. 1884.

  В раннеклассический период развития индийской философии (4—1 вв. до н. э.) складываются шесть ортодоксальных (в смысле приверженности ведам) философских систем. Основной формой исходного текста для всех них явилась сутра — набор афористических высказываний, излагающих основные положения учения. В последующие века на основе толкования сутр, уточнения и конкретизации их создавались комментарии разных порядков следования и соподчинения. В своей совокупности они составляли корпус философской литературы, объединяемый целостностью философской позиции (даршана), т. е. системой. Системы, в свою очередь, группировались по степени близости. Исторически оказались взаимосвязанными и дополняющими друг друга философские традиции ньяи и вайшешики, санкхьи и йоги,мимансы и веданты. В вайшешике были разработаны онтологические основания плюралистического реализма и создана система категорий, которая впоследствии была интерпретирована ньяей в плане учения о познании, что позволило ей дать формально логическое и семантическое обоснование вайшешики. Классическая санкхья снабдила йогу системой гносеологии и выступила по отношению к ней в качестве обобщённого философского осмысления. Йога же дополнила спиритуалистическую философию санкхьи натуралистической психофизиологией. Миманса, представляющая собой результат предельного развития истолкования вед в их ритуальном аспекте, своей острой критикой всяких попыток решения проблем познания и этики, достижения освобождения и построения онтологии вне рамок авторитетных предписаний вед, способствовала уточнению основных положений метафизики веданты. Разработанная мимансой философия языка вошла в состав семантического анализа веданты. В социальном плане миманса представляет собой законченный образец общинной идеологии, утверждавшей вечность и неизменность традиционной организации индийского общества. Выросшая на основе истолкования в духе абсолютного монизма главных положений Упанишад, веданта отстаивала безусловное тождество Атмана и Брахмана, утверждая нереальность индивидуального опыта и существования. Тем самым она подвергла сомнению самую возможность неортодоксального умозрения, например в духе буддизма, и предлагала теоретическое обоснование авторитета вед. Названные шесть систем индийской философии, взятые в целом, полностью характеризуют идеологию индуизма в её философском аспекте. Их объединяет ясно очерченный круг поставленных ими проблем. Это прежде всего — проблема реализма; все эти системы в большей или меньшей степени выступали приверженцами безусловной реальности существования — духовного либо материального. Затем — это проблема выбора достоверных средств познания, благодаря которым из реальности первоначал следовала бы реальность По крайней мере одного источника познания (восприятия, логического вывода, авторитета вед, либо интуиции). По существу само противопоставление этих ортодоксальных систем (астика) неортодоксальным системам (настика) происходило прежде всего в плане методологии и теории познания: джайны полностью отрицали авторитет вед, буддисты — авторитет вед и реальность мира, адживаки и материалисты — реальность вед и достоверность всех средств познания, кроме чувственных, и т. д.

  В позднеклассический период развития индийской философии (1—8 вв. н. э.) кристаллизировались основные положения шести ортодоксальных систем и были развиты позднейшие формы философскому буддизма. К началу н. э. сложились буддийские сутры «Праджнянарамиты», где проблемы онтологии выступили в обособленном виде. Абсолютным бытием объявляется шуньята («пустота»), с точки зрения которой никакое психическое и предметное существование не может рассматриваться как реальное. Эта идея была разработана в двух основных направлениях: в учении Нагарджуны (2 в. н. э.) — так называемом мадхьямики, где абсолютность онтологической пустоты связывается с диалектичностью человеческого познания, и учении виджнянавады (йогачара 3—5 вв.), где в качестве единственной безусловной реальности выступает само сознание в объективированном виде. Оба эти течения возникли уже в русле буддизма махаяны. Примерно в это же время оформляются и два чисто схоластических направления буддизма хинаяны: саутрантика н вайбхашика. Крупнейшим представителем последней был комментатор раннебуддийских канонических текстов Буддхагхоша, создание же основных трактатов буддизма махаяны связано с именами Ашвагхоши, Асанги, Васубандху, Дигнаги и Дхармакирти. Дигнага первым в индийской философии построил образцовую систему критического анализа средств познания как разновидностей духовной деятельности, а Дхармакирти формализовал его систему, сведя эту деятельность к совокупности интеллектуальных процедур. Дхармакирти завершает важнейший период развития буддийской философии, дополнив обособленную в виде предмета онтологию специальным предметом — методологией («праманавада»). В связи с этим начиная с 6—7 вв. обостряются философские противоречия ортодоксальных школ с буддизмом, явное превосходство методов которого заставило их (в первую очередь — ньяю и веданту) разработать собственные системы с учётом новых методологических средств.

Статуя Будды из Сарнатха. 5 в. Музей в Сарнатхе. Песчаник. Индия.

Статуя Будды из Сарнатха. 5 в. Музей в Сарнатхе. Песчаник.

  Начало средневекового периода индийской философии (8—17 вв.) отмечено выдающейся фигурой Шанкары, который синтезировал всю предшествующую традицию ортодоксальной философии, доведя её до совершенства благодаря применению метода буддийской диалектики. Созданная им система недвойственной веданты послужила теоретическим основанием не только последующей индуистской философской и религиозной мысли, но и самой индуистской социальной организации (кастового общества). До настоящего времени традиция Шанкары остаётся наиболее влиятельной в Индия Предложенная Шанкарой система (неотличение индивидуального духа от абсолютного субъекта и неотличение абсолютного субъекта от высшей реальности) явилась предельным логическим основанием многих позднейших систем философского и религиозного умозрения. Мадхва (9 в.) создал веданту «двойственности — недвойственности», или диалектического дуализма. Рамануджа (11—12 вв.) развил вишнуистскую веданту ограниченной недвойственности, в основе которой лежала идея отождествления бога с абсолютной реальностью и вытекающая отсюда этика личной эмоциональной приверженности («бхакти»). Крупными ведантистами были Валлабха (15 в.), разработавший учение Нимбарки (11 в.) о троичном различении природы абсолюта; Мадхава (15 в.), автор философского компендиума по истории всех школ. Последним выдающимся достижением индийской философии этого периода явилась школа навьяньяя (12—17 вв.), основанная Гангешей Упадхьяей, в которой была разработана единственная (до начала 20 в.) в мире законченная система интенсиональной формальной логики отношений и создана критическая методология анализа теорий истинности.

Сцена из спектакля «Ритм жизни». Труппа «удай Шанкар компани». Калькутта. Индия.

Сцена из спектакля «Ритм жизни». Труппа «удай Шанкар компани». Калькутта.

  Конец средневековья отмечен своеобразными фигурами Чайтаньи Нанака и Кабира (15—16 вв.), стремившихся к созданию синтетических философско-религиозных систем. Идеалом Чайтаньи был образ простого, не искушённого в философских и догматических тонкостях человека, ищущего правды и бога. Нанак стал основателем общины сикхов, объединявшей мусульманские и индуистские элементы. Кабир положил начало широкому религиозному движению, в основе которого лежала идея отказа от общинной и кастовой идеологии.

  Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.

  В 18 — начале 19 вв. в философии преобладали просветительские идеи, тесно связанные с религиозно-идеалистическими традициями. «Глашатай новой эры», поэт-мыслитель Вемана синтезировал в форме идеалистического монизма раджайоги принципы ряда религиозно-философских систем древней и средневековой Индия, проповедовал «очищение» религии, осмысленное отправление культа, гуманную этику, отвергал аскетизм, отшельничество и т. п. Идеи реформации религии отстаивал и мусульманский мыслитель Валиулла-шах. Выдающимся просветителем начала 19 в. был Раммохан Рай, создавший в 1828 общество «Брахмо самадж», идеология которого основывалась на принципах объективного идеализма ведантистского толка. Деятели этого общества первые в Индия обратились к изучению европейской философии. В мировоззрении Г. Дерозио, возглавлявшего общество «Молодая Бенгалия», идеи религиозной реформации сочетались с материалистическими тенденциями. Идеи материализма проповедовал и его последователь Акшай Кумар Датт.

  Развитие философии во 2-й половине 19 в. связано с поисками путей национального освобождения Индия от британского господства. Созданное в 1875 Д. Сарасвати общество «Арья самадж» провозгласило лозунг «Назад к Ведам!» и в то же время проповедовало рационализм и монотеизм, «активизм» личности и идеи социального прогресса. С просветительскими и религиозно-реформаторскими идеями в сфере ислама выступил Сайд Ахмад-хан. Реформация индуизма особенно отразилась в учении Рамакришны Парамахансы, согласно которому все религии истинны и ведут к познанию единого бога. Популярность приобрели его гуманистические идеи служения ближнему как акта служения богу, осуждение кастового неравноправия и т. д. В области философии он был ведантистом, пытался синтезировать двайту, адвайту и вишиштха-адвайту.

  В конце 19 — начале 20 вв. философская мысль в Индия развивалась под влиянием выдающегося просветителя С. Вивекананды, стремившегося содействовать пробуждению масс, исходя при этом из религии индуизма. Основой его философии послужила веданта; он развивал также теорию «универсальной религии». В 20 в. получило распространение религиозно-философское и общественно-политическое учение М. Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения (см. Гандизм).

  В 1925 по инициативе Р. Тагора и С. Радхакришнана был создан Индийский философский конгресс, на ежегодных сессиях которого обсуждаются важнейшие проблемы развития индийской философии. С 20-х гг. 20 в. выдвинулась плеяда исследователей индийской философии: М. Хариянна, Б. Дас, С. Дасгуита, Радхакришнан и др. Весьма влиятельными становятся «интегральная веданта» А. Гхоша, учения М. Икбала, К. Ч. Бхаттачарьи, а в области эстетики — взгляды Тагора, А. Кумарасвами и др. В центре внимания буржуазной философии 20 в., в целом идеалистической, стоят социально-этические и национальные проблемы. После завоевания независимости на основе национальных религиозно-идеалистических традиций создаются так называемые академические системы (Радхакришнан, Т. М. П. Махадеван, Г. Р. Малкани, П. Т. Раджу, П. Р. Дамле и др.). К ним примыкают религиозно-философские учения С. Шивананды, С. Бон Махараджа, С. Ранганатхананды, С. Джнанананды и др. При этом мистико-интуитивистским течениям противостоят рационалистические тенденции. В 1950-х гг. оформилась школа «философии науки» (П. Дж. Чаудхури, Ч. Т. К. Чари и др.). Существенное место в буржуазной философии и социологии отводится социальным и гуманистическим проблемам (Р. Мукерджи, Г. С. Гхурие, Р. Н. Саксона и др.), которые разрабатываются также идеологами партии Индийский национальный конгресс (Дж. Неру, Сампурнананд и др.), в частности для обоснования концепции «общества социалистического образца».

Сцена из спектакля «Висарджан» Р. Тагора. Театр «Бахурупи». Калькутта. Индия.

Сцена из спектакля «Висарджан» Р. Тагора. Театр «Бахурупи». Калькутта.

  Носителем марксистско-ленинского мировоззрения выступает Коммунистическая партия Индия В трудах индийских марксистов Д. Чаттопадхьяя, М. Роя, Б. Сена, Р. Санкритьяяны, Баларамамурти, Р. Б. Шармы и др. анализируется сущность индийского материализма, буддистской философии, древнеиндийских философских систем. В трудах А. Сена, Н. Кабираджа, Х. Мукерджи и др. освещается развитие индийской философии в новое и новейшее время, даётся анализ идеологии гандизма. В трудах и выступлениях А. К. Гхоша, Ш. А. Данге, Ш. Г. Сардесаи, Г. Адхикари и др. деятелей КПИ разрабатываются кардинальные проблемы социально-экономического и политического развития Индия

  Философские учреждения и журналы: Индийский философский конгресс (основан в 1925) и Индийский институт философии в Амалнере (общий орган: «The Philosophical Quarterly», с 1925), Индийская философская ассоциация (г. Нагпур) и Индийская академия философии в Калькутте (общий орган: «Journal of the Philosophical Association», Nagpur), Институт восточной философии в г. Вриндабан (орган: «Indian Philosophy and Culture»), Центр научных исследований в области метафизики при университете Вишвабхарати в г. Шантиникетон (орган: «Visva-Bharati Journal of Philosophy»), Центр научных исследований в области философии при Индусском университете в Варанаси (Бенарес), Центр научных исследований адвайты и смежных философских систем при Мадрасском университете. Марксистские журналы: «Indian Studies. Past and Present» и «Horizons» — орган Керальского института марксистских исследований (г. Тируванантапурам).

  А. Д. Литман.

Историческая наука. Зарождение исторической науки в Индия относится к древности, когда наряду с сочинениями религиозно-философского содержания и эпосом создавались также итихасы («истории»). Древнейшая индийская хроника «Раджатарангини» Калханы (12 в.) повествует об истории Кашмира. С 13—14 вв. при дворах мусульманских правителей составляются исторические хроники на персидском языке. Наиболее важные из них хроники Барани и Афифа (14 в.), Абул Фазла, Низам-уд-дина Ахмада, Бадауни (16 в.), Мухаммада Касима Феришты (17 в.).

  Современная историческая наука в Индия возникла в колониальный период как часть английской историографии, хотя имела специфические национальные черты — особое внимание к культурному наследию страны, критическое отношение к английскому колониальному режиму и т. п. Первым из индийцев начал изучение древних памятников просветитель Раммохан Рай. Историей мусульман в Индии занимался Сайд Ахмад-хан. Крупным специалистом санскрита, ведической и буддийской литератур был Р. Л. Митра, ставший в 1885 первым индийцем — председателем Азиатского общества в Калькутте. Индийские историки проделали большую работу по изучению и изданию древних и средневековых памятников литературы (Х. П. Шастри, Д. Р. Бхандаркар, Шамашастри, К. П. Джаясвал и др.), По выявлению, публикации и изучению эпиграфики (Кришна Шастри, Д. Ч. Сиркар). Важную роль в открытии культуры Мохен-джо-Даро и Хараппы в 20-х гг. 20 в. сыграл Р. Д. Банерджи. Общественные деятели Д. Наороджи, М. Г. Ранаде, а также многие историки (Б. Д. Басу, Р. Ч. Датт и др.) вскрыли экономические последствия британского владычества в Индия Видным историком Индия был Джадупатх Саркар, работы которого (опубликованы в основном в 30—40-х гг.) посвящены преимущественно 17—18 вв. В работах многих индийских историков 1-й половины 20 в. доказывалось, что политические и социальные институты Индия ни в чём не уступали европейским или даже превосходили их своим совершенством. В процессе этих исследований был выявлен ценнейший исторический материал.

  После завоевания Индией независимости (1947) значительно расширился объём археологических раскопок, источниковедческие работы, введены в оборот новые документы на персидском и индийском языках, стали выходить новые исторические журналы. Систематически изучается история борьбы за независимость, особенно деятельность Индийского национального конгресса и М. К. Ганди. В Дели и столицах многих штатов выходят книги серии «Борьба Индии за свободу». В них собран огромный фактический материал, но большинство работ по национально-освободительному движению (авторы П. Ситарамайя, Г. Н. Сингх, В П. С. Рагхуванши, К. К. Датта) не вскрывает социально-экономических причин движения и не выделяет роли различных классов в нём. В многочисленных «Историях Индии», созданных индийскими авторами (С. Айянгар, Ч. С. Рамасвами, 1948—52; Ч. С. Шринивасачари, Р. Айянгар, 1947—1952; Нилаканта Шастри, 1950—52, и др.), и особенно в капитальной «Истории и культуре индийского народа» (предисловие К. М. Мунши, главный редактор Р. Ч. Маджумдар, вышло 8 тт. из задуманных 10) делаются попытки выявить вклад индийских народов в мировую историю и обосновать тезис о специфичности и неповторимости истории Индия Хотя в центре внимания индийских историков остаётся изучение политических событий и культуры, социально-экономическим исследованиям отводится всё более важное место. Работы К. М. Ашрафа и М. Ясина о социальном строе «мусульманских» государств, К. М. Гупты, А. Аппадорая, Т. В Махалингама По экономической истории Южной Индии, А. Боза, А. С. Алтекара, Р. Ш. Шармы, Л. Гопала, П. Нийоги об общественных отношениях в Северной Индии до 13 в. значительно расширили представления о глубинных процессах, шедших в Индия в прошлом. Издано много монографий По истории отдельных местностей Индия (Р. Д. Чокси о Махараштре, А. В Р. Рао об Андхре, и др.).

А. Бос. Портрет Р. Тагора. 1952 Эрмитаж. Ленинград. Индия.

А. Бос. Портрет Р. Тагора. 1952 Эрмитаж. Ленинград.

М. К. Ганди (в первом ряду третий слева) среди членов Национального конгресса в Бомбее. Индия.

М. К. Ганди (в первом ряду третий слева) среди членов Национального конгресса в Бомбее.

  В Индийской Республике историография Индия представлена в основном тремя направлениями. Наиболее многочисленны представители объективистского направления, умеренной националистической идеологии. Для него характерны фактологизм и преувеличенное внимание к политической истории и деятельности исторических личностей, следование традициям английской буржуазной историографии. Работы другой группы историков проникнуты стремлением возвеличить всё индусское путём критики всего колониального (и вообще европейского) и умаления роли в истории Индия неиндусских групп и религиозных общин, в частности — мусульман. Для них характерно тенденциозное использование источников, неисторический апологетический подход к деятелям прошлого. Третье направление представлено пока ещё немногочисленными учёными, стремящимися к материалистическому объяснению истории. В их числе руководитель компартии Ш. А. Данге, который сделал попытку дать марксистское освещение проблемы возникновения классового общества в Индия; Д. Д. Косамби, изучавший социально-экономические аспекты древней и раннесредневековой Индия; Р. Ш. Шарма и Л. Гопал. С материалистических позиций исследуют социальный строй Индия 16—18 вв. Ирфан Хабиб, Сатиш Чандра, Т. Райчаудхури и др., аграрную историю 19—20 вв. — С. Ч. Гупта. Марксистское освещение национально-освободительной борьбы содержится в работах Х. Мукерджи, Н. Кабираджа, Л. Натараджана и др.

  Важнейшие центры изучения истории: Индийский научно-исследовательский институт истории (Бомбей), Институт исторических исследований (Калькутта), крупнейшие университеты — Делийский, Бомбейский и др. Много исторических обществ. Основные периодические издания: «Journal of Indian History» (с 1921), «Indian Historical Quarterly» (с 1925), «The Quarterly Review of Historical Studies» (с 1961). О научных учреждениях и периодических изданиях см. также в ст. Индология.

  Л. Б. Алаев.

Экономическая наука. Зачатки экономических знаний прослеживаются в древнеиндийском трактате «Артхашастра» и в хрониках феодального периода. После завоевания Индия английскими колонизаторами (середина 18 — 1-я половина 19 вв.) представители индийской экономической мысли разделяли различные идеи западноевропейской буржуазной экономической мысли, прежде всего английской классической буржуазной политической экономии. С конца 19 в. в условиях развития индийского национального движения начала складываться индийская национальная школа буржуазных экономистов. Её основателями считаются деятели национального движения Д. Наороджи и М. Г. Ранаде. Наороджи усматривал причины экономической отсталости Индия в системе колониальной эксплуатации. В книге «Нищета и небританское управление в Индии» (1901) он впервые сделал попытку рассчитать национальный доход страны и размеры колониального хозяйства. Ранаде, уделявший в своих работах значительное место аграрному вопросу, выступал поборником уничтожения собственности колониального государства на землю и утверждения принципа буржуазной собственности. Критическим анализом колониального хозяйства занимались также Т. К. Гокхале, Р. Ч. Датт, Р. Мукерджи и др.

  После завоевания независимости (1947) круг изучаемых экономических проблем значительно расширился, появились новые исследования, связанные прежде всего с практическими потребностями становления и развития независимой национальной экономики. Важнейшее место в них занимает разработка теоретических и методологических основ планирования и регулирования, экономическая политика, проблемы народонаселения и занятости, аграрный вопрос. Существенный прогресс достигнут в изучении планирования и практического использования экономических моделей и межотраслевых балансов (С. Чакраварти, А. К. Сен, П. Ч. Махаланобис, М. Мукерджи, Б. С. Минхас, П. Н. Мадур, Д. Гадгил, А. Вайдиянатан, П. Пант). Большое внимание уделяется также общим социально-экономическим исследованиям (К. Н. Радж и В К. Р. В Рао), вопросам концентрации и централизации производства и капитала (Р. К. Хазари), определению позиций иностранного капитала (М. К. Куриан), положению и перспективам развития государственного сектора (Р. К. Нигам). Марксистская экономическая мысль направлена на разработку социально-экономических проблем Индия, экономической политики (А. Гхош, Мохит Сен).

  Центры экономической науки: Делийская школа экономических исследований, Институт экономического роста, Национальный совет прикладных экономических исследований, Центральная статистическая организация, Делийское отделение индийского статистического института (Дели); экономический факультет Бомбейского университета, Резервный банк Индии, Центр экономических исследований торговой палаты, Демографический центр, Научно-исследовательский институт Таты (Бомбей), Институт политики и экономики им. Гокхале (Пуна), Индийский статистический институт (Калькутта), экономический факультет Калькуттского университета. Научные центры связаны с государственными организациями, ведающими вопросами экономического развития: Национальной плановой комиссией, Министерством финансов, отраслевыми министерствами и Бюро государственных предприятий. Значительная аналитическая работа ведётся и самой Национальной плановой комиссией.

  Экономические журналы и газеты: «Economic Review» (с 1949) — орган Национального конгресса, «Economic and Political Weekly» (с 1966), «Eastern Economist» (с 1943), «Capital» (с 1888), «Commerce» (с 1910) — органы крупного бизнеса, и др.

  А. Индия Медовой.

Юридическая наука. Возникновение юридической науки в Индия относится ко 2—1 вв. до н. э. Примерно к этому периоду исследователи относят составление древнеиндийского сборника предписаний — законов Ману (см. Ману законы). В доколониальный период индийские юристы занимались в основном толкованием норм традиционного права: сначала индуистского, а затем и мусульманского. В колониальный период насильственному введению британских правовых институтов и концепций сопутствовало появление трудов, созданных англичанами и индийцами, получившими образование в Великобритании.

  Завоевание независимости (1947) и создание собственной правовой системы обусловило подъём юридической науки. Рецепция многих британских правовых институтов, известное влияние английского юридического мышления не смогли лишить юридическую науку Индия специфических национальных черт. В первые годы после 1947 правовые работы носили в основном чисто комментаторский характер, в 60-е гг. появились оригинальные труды. Внутренняя структура юридической науки определяется сложностью правовой системы Индия, что связано с федеративной формой государственного устройства, с сохранением традиционных правовых систем, которые применяются в различных религиозных общинах. Используя метод сравнительного правоведения, учёные создали значительное число работ По актуальным проблемам политической науки, современного международного права. Наиболее интересными авторами в области конституционного права являются М. Г. Гупта, А. Нандиш, Б. М. Шарма, Индия Д. Шарма, Р. Н. Агарвал, М. Баласубраманьян, Д. Н. Баннерджи, Дурга Дас Басу, В Д. Махаджан и др., в области уголовного и уголовно-процессуального права — Р. Л. Гупта, С. Н. Багга, Б. Н. Баннерджи, Буп Чанд, Б. К. Бхаттачарья. Разработкой цивилистических проблем занимаются Д. В Китал, Д. Н. Гуха, О. П. Агарвал и др. Значительное число оригинальных трудов создано в области административного, торгового, земельного, договорного, семейного и финансового права, общего права и права справедливости, индуистского права и т. д. Подготовка юристов-практиков и научных работников ведётся на юридических факультетах многих университетов, а также в специализированных центрах: Индийская школа синтетической юриспруденции (Бомбей), Юридический колледж в Патне, Индийский юридический институт (Нью-Дели), Административный колледж (Хайдарабад), Индийский институт публичной администрации (Бомбей и отделения в других городах), Всеиндийский институт местного самоуправления (Бомбей) и др. Издаётся около 30 центральных и местных юридических журналов, в том числе «Criminal Law Journal» (с 1904), «Delhi Law Times» (с 1965), «Gujarat Law Reporter», (с 1960), «Indian Journal of International Law» (с 1959), «Indian Law Institute Journal» (с 1958), «International Journal of Legal Research» (с 1966), «Journal of Constitutional and Parliamentary Studies» (с 1967) и др.

Бомбей. Улица Дадабхай Наороджи. Справа — здание вокзала. Индия.

Бомбей. Улица Дадабхай Наороджи. Справа — здание вокзала.

  А. А. Мишин.

Языкознание. Началом индийского языкознания, возникшего в 1-м тыс. до н. э. послужил грамматический и этимологический анализ текстов вед, имевший целью сохранение традиционного чтения священных гимнов. Древнеиндийская традиция грамматических обобщений легла в основу научного описания языка в грамматике Панини (4 в. до н. э.). Грамматические комментарии Катйайаны (3 в. до н. э.) и Патанджали (3 в. до н. э.), основывающиеся на языке произведений, написанных на классическом санскрите, поясняли и дополняли ряд правил Панини. Последующие составители санскритской грамматик следовали его методу и системе. Элементарная грамматика «Катаптра» Шарвавармана (1 в. н. э.) послужила образцом для грамматик пали и дравидийских языков. Написанная в Южной Индия (позже Панини) классическая грамматика «Толькаппиям» положила начало тамильской грамматической традиции.

  Система Панини была воспринята составителями и пракритских (см. Пракриты) грамматик, сделавшими первый шаг в сравнительно-историческом языкознании установлением фонетических соответствий в древнеи среднеарийских языках. К области развития общелингвистических вопросов в древнем и средневековом индийском языкознании можно отнести семантическую теорию слова (шабдашакти) у теоретиков поэтики и логиков и теорию спхота в «Вакйападийа» Бхартрихари (7 в. н. э.).

  Начало индийской лексикографии восходит к глоссариям, составлявшимся к ведам (нигханту). Важнейшие из санскритских словарей — «Амаракоша» Амарасинха (6—8 вв.) и «Абхидханагинтамани» Хемачандры (12 в.); им же составлен оригинальный пракритский словарь «Дешинамамала».

  С 19 в. началась эпоха современного индийского (индоарийского и дравидийского) языкознания, развивающегося в русле мирового языкознания. Р. Г. Бхандаркар (прочитал в 1877 в Бомбейском университете серию лекций «О санскрите и происшедших от него языках»), а также английские учёные, долго жившие и работавшие в Индия, — Р. Колдуэлл (автор «Сравнительной грамматики дравидийских языков», 1856) и Дж. Бимс (автор 3-томной «Сравнительной грамматики индоарийских языков», 1872—79) явились основателями научного изучения современных индийских языков. После 1-й мировой войны 1914—18 исследованию индийскими учёными живых языков способствовали подъём национально-освободительного движения и рост национального самосознания. Развивались художественная, публицистическая, научная литература и пресса, возрастало значение национальных языков в школах и университетах. В связи с этим создавались грамматики и большие толковые словари (например, «Хинди шабдасагара», 1908—28) и энциклопедии. В 1913 при Калькуттском университете была основана кафедра сравнительной филологии; с 1917 её возглавил Индия Дж. Тарапоравела, а в 1922—52 ею руководил С. К. Чаттерджи, поднявший индийское языкознание до международного уровня. Его капитальный 2-томный труд «Происхождение и развитие бенгальского языка» (1926) и работы по фонетике бенгальского языка способствовали появлению монографий индийских учёных По истории и фонетике национальных языков и диалектов. Монументальное «Описание языков в Индии» (1903—28) английского учёного Дж. А. Грирсона расширило круг лингвистических исследований, особенно за счёт бесписьменных и малоизвестных языков и диалектов.

  Наряду с увеличением количества работ По современным языкам лингвисты и филологи продолжают исследования ведического языка, санскрита, среднеиндоарийских языков. В Деканском колледже под руководством С. М. Катре собираются материалы для полного санскритского словаря. В другом лексикографическом центре — Ведическом исследовательском институте в Хошнарпуре — ведётся работа по созданию индексов к ведам, брахманам и веданге.

  В области изучения пракритов и апабхранша известны труды С. К. Чаттерджи, С. М. Катре, Б. Дж. Сандесара, Х. Д. Веланкара, Сукумарсена, А. М. Гхатаге, М. А. Мехендале, Г. В Тагаре и др.

  Кроме диахронического и синхронического описания фонологического и грамматического строя, лексикологических и этимологических исследований, создания двуязычных и толковых словарей, исследований влияния субстрата и результатов языковой интерференции, схожести и расхождения языков, лингвисты разрабатывают нормы государственного языка, научную и техническую терминологию, вопросы о месте и перспективах английского языка в Индия

  Важнейшие научные учреждения и общества: Исследовательский институт при Деканском колледже (Пуна, основан в 1939, издаёт «Bulletin of the Deccan College Research Institute»), Лингвистическое общество Индии (Пуна, основано в 1928, издаёт журнал «Indian Linguistics», с 1931), центр изучения санскрита и пракритов при университете в Пуне — Институт востоковедения им. Бхандаркара (основан в 1917, издаёт «Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute»), Институт изучения вед (Пуна), центр дравидийского языкознания при Аннамалайском университете (Аннамалайнагар, основан в 1929), кафедра сравнительной филологии Калькуттского университета (основана в 1913), Калькуттское филологическое общество (основано в 1959, издаёт «Bulletin of the Philology Society of Calcutta», c 1959), Институт востоковедения при университете в Бароде (основан в 1915, издаёт «Journal of the Oriental Institute, University of Baroda»), кафедры языкознания Делийского и др. университетов, Центральный институт индийских языков (Майсур, издаёт бюллетень «Vartavaha», с 1969), Центральный институт хинди (Агра), центр изучения тамильского языка — Совет по развитию исследований тамильского языка (Мадрас, основан в 1959).

  В. М. Бескровный.

 

  3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

  Правительственными учреждениями, ведающими в Индия научными исследованиями, являются Совет по научным и промышленным исследованиям, Комиссия по атомной энергии, Индийский совет по с.-х. исследованиям, Индийский совет по медицинским исследованиям, Организация оборонных исследований, Комиссия по субсидированию университетов. Совет по научным и промышленным исследованиям (основан в 1942) руководит научными исследованиями, планированием и координацией научно-исследовательской деятельности в области промышленности, финансирует отдельные исследования (преимущественно прикладного характера) в ряде университетов и институтов. Президент совета — премьер-министр Индии. Совету непосредственно подчинены 30 научных центров (лабораторий и др.). В ведении Комиссии по атомной энергии находятся Атомный исследовательский центр им. Х. Баба, Экспериментальная наземная станция спутниковой связи, Центр космической науки и техники, Экваториальная ракетная станция в Тумбе, Исследовательский институт рака. Комиссия также финансирует разработку теоретических проблем ядерной физики, проводимую в крупных научных центрах. Организация оборонных исследований при Министерстве обороны Индия (основана в 1958) руководит 35 научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими учреждениями и лабораториями, занимающимися изучением проблем вооружения, инженерной техники, транспортных средств, электроники и т. д. Индийский совет по с.-х. исследованиям (основан в 1929) руководит 24 исследовательскими учреждениями, включая институты, лаборатории и станции. Основные научные центры в области сельского хозяйства: Индийский с.-х. исследовательский институт (основан в 1905) с многочисленными отделениями, Центральный исследовательский институт аридных зон (основан в 1959), Центральный исследовательский институт риса (основан в 1946) и др. Индийский совет по медицинским исследованиям подчинён Министерству здравоохранения и планирования семьи. Руководит Центром по изучению холеры (основан в 1962), Научно-исследовательской лабораторией питания (основана в 1918), Исследовательским институтом профессиональных заболеваний (основан в 1966), Центром вирусологии (основан в 1952), центрами по изучению отдельных болезней — проказы, трахомы, туберкулёза. Научные исследования по географии и геологии координирует Комитет по природным ресурсам (Дели).

Скульптура ворот ступа в Бхархуте. 2 в. до н. э. Индийский музей. Калькутта. Песчаник. Индия.

Скульптура ворот ступа в Бхархуте. 2 в. до н. э. Индийский музей. Калькутта. Песчаник.

  В Индия имеется много научных обществ и ассоциаций, а также несколько академий наук. Наиболее крупная общественная научная организация — Индийская национальная академия наук (до 1970 — Национальный институт наук Индии, основана в 1935). Она не располагает собственными исследовательскими центрами. В 1971 президентом Индийской национальной академии наук избран Б. Р. Сешачар.

  Самое массовое научное общество Индия — ассоциация Индийский научный конгресс (основан в 1914), членом которой может стать каждый индийский учёный. Её деятельность заключается в организации ежегодных сессий, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады по различным направлениям научных исследований.

  О научных учреждениях и организациях по общественным наукам см. соответствующие разделы статьи.

Индия (на языке хинди — Бхарат); официальное название Республика Индия.

Флаг государственный. Индия. Индия.

Флаг государственный. Индия.

Государственный герб Индии. Индия.

Государственный герб Индии.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
Международные научные связи Индии.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Миксоспоридии, слизистые споровики (Myxosporidia), отряд простейших класса книдоспоридий; многие зоологи выделяют М.
Молярность раствора, концентрация раствора, выраженная числом молей (грамм-молекул) растворённого вещества, содержащегося в 1 л раствора; см.
Мунана (Mounana), горнопромышленный центр в Габоне, в районе Верхнее Огове.
Насонов Арсений Николаевич [15(27).8.1898, Евпатория, — 23.
Нивальный пояс, пояс вечных снегов, самый верхний природный высотный пояс гор, расположенный обычно выше снеговой границы.
Нура, Керегетас, Карашокы, Пайгожа, Байгожа, река в Карагандинской и Целиноградской областях Казахской ССР.
Октябрь (пос. гор. типа в Ярославской обл.) Октябрь, посёлок городского типа в Некоузском районе Ярославской области РСФСР.
Осман ибн Аффан (умер 656, Медина), третий (т.
Паннекук Антон Паннекук (Pannekoek) Антон (2.1. 1873, Вассен,—28.
Первичные и вторичные качества, гносеологические понятия механистического материализма, введённые английским учёным Р.
Пинцет (от франц. pincette — щипчики), медицинский инструмент, состоящий из двух пружинящих браншей для захватывания и удерживания тканей, перевязочных материалов и пр.
Подсечно-огневая система земледелия, примитивная система земледелия, при которой с.