Индия XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Более чем трёхтысячелетнюю традицию индийской литературы открывают веды (конец 2-го — 1-я половина 1-го тыс. до н. э.) — религиозные гимны на санскрите, в которых содержатся зачатки лирики, эпоса и драмы. Приблизительно в 6—5 вв. до н. э. в устном творчестве на народных языках — пракритах складывается ядро огромных эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», окончательно оформившихся в первых вв. н. э. на санскрите. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. на пали и пракритах создаётся буддийская литература, в том числе джатаки, в которых религиозная дидактика сочетается с фольклорными сюжетами (см. Палийская литература, Пракритская литература). В 4—3 вв. до н. э. на дравидийском юге страны зарождается самобытная древнетамильская литература (см. Тамильская литература), ранние памятники которой («Десять песен» и др.) носят преимущественно светский характер. Записанный на санскрите народный сборник сказок «Панчатантра» (3—4 вв. н. э.) положил начало жанру так называемой обрамленной повести. На рубеже новой эры намечается переход к индивидуальному творчеству, складываются самостоятельные литературные виды и формы: пракритская лирика Халы (приблизительно 4 в.), санскритские драмы Ашвагхоши (приблизительно 2 в.), Бхасы (4 в.), тамильская лироэпическая поэзия (например, «Повесть о браслете», приписываемая Иланго Адигалю, 7—9 вв.). В творчестве Калидасы (около 5 в.) и Дандина (6—7 вв.) на санскрите мифологические сюжеты, почти целиком утратив религиозную окраску, стали средством выражения гуманистических идей. Вершиной древнетамильской литературы является книга афоризмов «Тирукурал» Тируваллувара (4—5 вв.), рисующая идеальный образ мудрого правителя. Сцена из спектакля «Рамаяна». Труппа «Бхаратия кала кендра». Дели. Примерно с 7 в. начинается история средневековой литературы. Наряду с литературой на санскрите (см. Санскритская литература) и тамильском языке возникают литературы на других языках — дравидийских (см. Каннада литература, Малаяльская литература,Телугу литература) и новоиндоарийских (см. Ассамская литература, Бенгальская литература, Гуджаратская литература, Маратхская литература, Орийская литература, Пенджабская литература, Урду литература, Хинди литература). Позднее вырисовываются контуры кашмиpcкoй литературы и синдхской литературы, а также индийские литературы на пушту. Создание государств с правящей мусульманской верхушкой и широкое распространение ислама вызвали становление индийской персоязычной литературы: Амир Хосров Дехлеви (1253—1325), Мирза Бедиль (1644—1721) и др. (см. также Иран. Литература). Многовековые хозяйственные, политические и культурные связи народов Индия заложили основу единства литературного процесса в Индия Народное антифеодальное движение, проходившее под религиозным лозунгом бхакти, содействовало расцвету литературы развитого феодализма (15—17 вв.), направленной против классового и кастового гнёта, против религиозно-сектантской розни. Отходя от санскритских канонов, писатели ориентировались на поэтику фольклора: поэт каннада Пурандарадаса (около 1480—1564), бенгалец Чондидаш (14—15 вв.), поэты хинди Кабир (15—16 вв.), Сурдас (около 1483 — около 1563) и др. Консервативное крыло пыталось сочетать идеи бхакти с проповедью незыблемости кастовой системы (поэт хинди Тулсидас, около 1532—1624). Народные восстания против державы Моголов в 17 в. вдохновляли певцов свободы — маратхов Тукарама (1608—49) и Рамдаса (1608—81), пенджабца Говинда Сингха (1666—1708). Завоевание Индия Великобританией и консервирование колонизаторами феодальных отношений предопределили в 18 в. упадок индийской литературы и усиление эпигонских тенденций. Но уже в 19 в., особенно во 2-й его половине, в ряде литератур Индия появляются просветительские идеи, отразившие борьбу демократической «третьесословной» и феодальной культуры (некоторые индийские исследователи называют этот период индийским возрождением). Просветительский реализм способствовал развитию как в бенгальской, так и в других литературах обличительного социально-бытового романа [«Баловень богатого дома» бенгальского писателя Перичанда Миттро (1814—1883) и др.]. Получает распространение романтизм (исторические романы бенгальского писателя Б. Чоттопаддхая, 1838—94, и др.). Антиколониальным пафосом проникнута пьеса «Зеркало индиго» (1860) бенгальского драматурга Д. Миттро (1829—74), рисующая протест крестьян против произвола английских плантаторов. В 20-е гг. 20 в. центральной темой индийской литературы становится борьба за национальную независимость. В середине 30-х гг. зарождается движение прогрессивных писателей, целью которого была последовательная демократизация литературы, сближение её с жизнью. В 1936 По инициативе Премчанда (1880—1936), М. Р. Ананда (р. 1905) и Саджада Захира (р. 1905) создаётся Ассоциация прогрессивных писателей Индии. Глубокое воздействие на литературу оказал гандизм — господствующее идеологическое течение в национально-освободительной борьбе Индия Формируется революционно-романтическое течение (поэт урду Джош Малихабади, р. 1898). Высшую ступень развития критического реализма знаменует творчество Премчанда и Р. Тагора (1861—1941, Нобелевская премия, 1913). Поэзия М. Икбала (1877—1938), писавшего на урду и персидском языке, прославляет волевого, инициативного человека, венец творения. Влияние литературы социалистического реализма содействует становлению социалистического искусства слова в Индия: политическая поэзия и интимная лирика поэта урду Э. Х. А. Вафы (1900—36), романы бенгальского писателя Г. Халдара (р. 1902), проза и публицистика писателя хинди Яшпала (р. 1903). Обновляются поэтические формы, интенсивно развивается проза. В это же время появляются декадентские направления: фрейдистский роман «Ладджа» писателя хинди Индия Джоши (р. 1902), мистическая поэзия поэтессы хинди М. Вармы (р. 1907) и др. Достижение Индия государственной независимости (1947) содействовало росту прогрессивной литературы, выдвинуло на первый план социальную тематику, способствовало упрочению единства литератур страны (при национальном своеобразии каждой из них). Резко обострилась борьба между прогрессивными и реакционными направлениями. Ведущей темой литературы стала трагедия человеческого существования в капиталистическом мире. Среди критических реалистов усиливается тяга к изображению людей труда, борцов с социальной несправедливостью: прозаик каннада Ниранджана (р. 1923), малаялец Такажи Ш. Пиллай (р. 1914) и др. В лагере реакции выступают писатели религиозно-шовинистического направления (например, писатель хинди Гурудатт). Экзистенциалистская философия отразилась на творчестве писателя хинди Агьеи (р. 1911) и романиста телугу Б. Кришнарао (1918—62). В творчестве поэта хинди Д. Бхарати (р. 1926), маратхских поэтов Б. С. Мардхекара (1907—56) и Ш. Муктибодха (р. 1921) и др. поиски новых форм и средств художественной выразительности становятся самоцелью. Борьба за преодоление последствий колониализма и подъём экономики способствовали развитию ряда отстававших прежде литератур и становлению новых (майтхили, бходжпури, догри и др.). Индия С. Рабинович. Наряду с литературами на национальных языках в Индия развивается индийская литература на английском языке, который долгое время был основным языком государственных учреждений и высшего образования. В стихах первых англоязычных поэтов (Г. Л. В Дерозио, 1809—31; К. Гхош, 1809—73; Т. Датт, 1856—77) ощущается влияние английского романтизма. В поэзии конца 19 — начала 20 вв. (Ауробиндо Гхош, 1872—1950; С. Найду, 1879—1949; Х. Чаттопадхая, р. 1898) содержатся призывы к национальному освобождению Индия В 30-х гг. 20 в. зарождается англоязычная проза, крупнейшими представителями которой являются М. Р. Ананд, Р. К. Нараян (р. 1906), Х. Чаттопадхая и др. Е. Я. Калинникова. Литературоведение. Интерес к теоретическому осмыслению литературы обнаруживается уже в работах ранних индийских грамматистов Панини (4 в. до н. э.) и Патанджали (2 в. до н. э.). Самостоятельное значение теория литературы получает во 2-й половине 1-го тыс. н. э. Объектом исследования становятся художественно-изобразительные средства (аланкара), категории раса (эстетическое восприятие) и дхвани (художественные ассоциации), задачи литературы и психология творчества: «Поэтические украшения» Бхамахи (7 в.), «Зерцало поэзии» Дандина (6—7 вв.), «Сутра о поэтических украшениях» Ваманы (8—9 вв.), «Краткое изложение поэтических украшений» Удбхаты (9 в.), «Описание дхвани» Анандавардханы (9 в.), приписываемая Бхарате «Шастра о театральном искусстве» (рукопись 9 в.), «Рассуждение об уместности» Кшемендры (11 в.) и др. В прологах и вступлениях к произведениям Калидасы, Баны, Дандина встречаются высказывания, свидетельствующие о попытках исторического подхода к развитию литературы. В 15—17 вв. продолжается детализированная разработка эстетических категорий и нормативная систематизация жанров; литературоведение приобретает преимущественно схоластический характер, полностью лишаясь историзма. На первых этапах развития национальных литератур классическая санскритская поэтика сковывала самостоятельную литературную мысль. Её влияние остаётся преобладающим и в 19 в., когда особенно интенсивно стала развиваться текстология. С середине 19 в. намечается тенденция к осмыслению отдельных национальных литератур (особенно бенгальской и хинди) как самостоятельных литературных общностей; появляется современное литературоведение объективистского и позитивистского плана. В 30—40-х гг. 20 в. индийские литературоведы приближаются к осознанию социальной и исторической детерминированности литературного процесса (С. К. Де, С. Н. Дасгупта), а некоторые и к марксистскому его пониманию (Д. Косамби). После завоевания национальной независимости (1947) резко возрос объём и уровень исследований, создан ряд общеиндийских и местных научных организаций как правительственных (Литературная академия в Дели и её филиалы, пенджабский Департамент языка и т. п.), так и общественных (Центральный союз пенджабских деятелей литературы, Союз деятелей тамильской культуры и др.). Видное место в современном индийском литературоведении занимают Х. Двиведи, В Рагхаван, Н. Сингх, Б. Упадхьяй, К. М. Джордж, К. Чайтанья, Г. Халдар, Нагендра, К. Н. Субрахманьям, А. Бос, П. Мачве, П. Падмараджу, Ч. Д. Нарасимхайя и др. В центре внимания современного индийского литературоведения стоят проблемы общеиндийского литературного наследия, становления и развития национальных литератур Индия, дифференциации направлений, соотношения индийской традиционной поэтики и современных литературных теорий, индийского литературного процесса и его соотношения с мировым литературным процессом. Укрепляются контакты индийских и советских литературоведов, появляются совместные издания (сб. «Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения», М., 1961, и др.). Индия Д. Серебряков.
Лит.: Литературы Индии, М., 1958; Драматургия и театр Индии, М., 1961; Поэзия народов Индии, М., 1962; Современная индийская проза, М., 1962; Культура современной Индии, М., 1966; Рабинович Индия С., Сорок веков индийской литературы, М., 1969; История индийских литератур, пер. с англ., М., 1964: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Литература Древнего Востока, М., 1971; Winternitz М., A history of Indian literature, v. 1—2, Calcutta, 1927—33; Literatures in modern Indian languages, Delhi, 1957; Kane P. V., History of Sanskrit poetics, Delhi, 1961; Srinivasa Iyengar K. R., Indian writing in English, N. Y., 1962; Chatterji S. K., Languages and literatures of modern India, Calcutta, 1963; Krishnamoorthy K., Essays in Sanskrit criticism, Dharwar, 1964; Derrett М. E., The modern Indian novel in English, Brux., 1966; Fiction and the reading public in India, Mysore, 1965; Literary criticism: European and Indian traditions, Mysore, 1968; The novel in India, ed. by T. W. Clark, L., [1970]. Сосуд из тёмного сплава с насечкой серебром из Бидара. 20 в. Музей искусства народов Востока, Москва.
Индия (на языке хинди — Бхарат); официальное название Республика Индия. Флаг государственный. Индия. Государственный герб Индии. I. Общие сведенияIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения Международные научные связи Индии. XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|