Индия X. Просвещение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

X. Просвещение

Почти 200-летнее английское колониальное господство в Индия оставило тяжёлое наследие в области образования. К моменту освобождения Индия единой для всей страны системы образования не было; в 1946 на всех уровнях обучалось только 18,24 млн. чел. из 296,1 млн. чел. населения. После провозглашения независимости Конституция 1950 декларировала введение к 1960 обязательного бесплатного обучения детей до 14 лет (осуществление этого решения отнесено на 1985). К 1971 уровень грамотности населения достиг 29,4%. Образование находится в ведении министерств просвещения штатов, работающих под руководством союзного министерства просвещения.

  Современная система народного образования Индия имеет сложную структуру: дошкольные учреждения для детей 3—6 лет (число их незначительно, принадлежат главным образом частному сектору), начальные и младшие «основные» школы (дети 6—11 лет), неполные средние и старшие «основные» школы (11—14 лет), полные (высшие) средние школы (11—17 лет). Принципы «основного» образования были сформулированы М. Ганди в 1937. Основным элементом образования, По Ганди, должен быть труд детей без различия касты, класса, религии, что имеет для Индия большое значение. «Основные» школы дают общее образование и готовят выпускников к практической деятельности. Число учащихся начальных школ выросло с 14,11 млн. в 1946/47 учебном году до 55 млн. в 1968/69 учебном году (77,3% возрастной группы); охват неполным средним образованием возрос с 6,7 млн. учащихся в 1960/61 учебном году до 12,27 млн. учащихся в 1968/69 учебном году (32,3% возрастной группы); охват средним образованием — с 3,03 млн. учащихся в 1960/61 учебном году до 6,58 млн. учащихся в 1968/69 учебном году (19,3% возрастной группы). В силу различных социальных причин отстаёт обучение девочек: в 1968/69 учебном году в начальной школе обучалось только 20,56 млн. девочек (37,1%), в неполной средней школе число учащихся девочек составляло 28,6%, а в полной средней школе — 24,8% от общего числа учащихся. В государственных начальных школах обучение бесплатное, преподавание ведётся на родном языке, а в многонациональных районах — на региональном языке. В частных начальных школах (их 25%) обучение платное. В большинстве средних школ обучение платное. С 1967 в систему школьного образования введена так называемая трёхъязыковая формула — в школах нехиндиязычных штатов изучаются три языка — национальный, хинди и английский, а в школах хиндиязычных штатов, кроме хинди и английского, один из региональных языков. С 1967 ведётся работа по пересмотру программ, созданию новых учебников, улучшению материального оснащения школ и т. д.

«Кришна, укращающий змея Калийя». Миниатюра рукописи «Бхагавата-пурана» (Раджастхан, школа Бунди). Темпера. Ок. 1640. Музей в г. Кота. Индия.

«Кришна, укращающий змея Калийя». Миниатюра рукописи «Бхагавата-пурана» (Раджастхан, школа Бунди). Темпера. Ок. 1640. Музей в г. Кота.

  Подготовка квалифицированных рабочих для промышленности осуществляется через профессионально-технические школы с 2—3-летним курсом обучения на базе неполного среднего образования. В 1965/66 учебном году в 266 тыс. профессионально-технических школ обучалось 2,8 млн. учащихся. Существует около 200 тыс. училищ индийской музыки и танца, изящных искусств, домашнего хозяйства, где занимается около 2 млн. учащихся.

  Высшее образование Индия представлено университетами, колледжами, часть которых входит в состав университетов, и институтами. В стране (на начало 1972) 83 университета, 9 институтов, приравненных к университетам, 9 институтов национального значения (около 2,6 млн. студентов, в том числе 23% женщин). Высшее образование платное. Продолжительность обучения 5—6 лет. Университеты делятся на три типа: университеты — организационные центры, которые составляют программу обучения, принимают экзамены и присваивают степени выпускникам колледжей, находящихся под их управлением; университеты — только учебные заведения; университеты, осуществляющие учебное и организационное руководство колледжами, входящими в их состав. Велико число студентов на гуманитарных факультетах (41,4% в 1967/69 учебном году), хотя среди выпускников этих факультетов ежегодно около 50 тыс. чел. не имеют возможности получить работу. Старейшие университеты: Калькуттский университет, Бомбейский университет, Мадрасский университет.

  Техническим образованием руководит Всеиндийский совет по техническому образованию. Крупнейшие технические институты: Кхарагпурский, Бомбейский (построенный с помощью СССР), Мадрасский, Канпурский, имеющие статус институтов общегосударственного значения. Кроме учебной работы, на них возложена организация переподготовки инженерных кадров и научной работы по современным проблемам техники. В 1968/69 учебном году в 137 технических институтах обучалось 25 тыс. студентов, в 284 техникумах — 50 тыс. студентов.

  Крупнейшие библиотеки: Национальная библиотека в Калькутте (основана в 1902, свыше 1,2 млн. тт.), Публичная библиотека в Дели (основана в 1951, свыше 400 тыс. тт.), Центральная публичная библиотека в Мадрасе (основана в 1896, 197 тыс. тт.), Библиотека восточной литературы в Патне (основана в 1924, 69 тыс. тт.).

  Главные музеи: Национальный музей Индия в Дели (1949), Индийский музей в Калькутте (1814), Национальная художественная галерея в Мадрасе (1951), Национальная галерея современного искусства в Дели (1954); Мемориальный музей и библиотека Дж. Неру, Мемориальный музей М. Ганди в Дели; Государственный музей в Мадрасе (1851). Под охраной государства находятся также ценнейшие исторические и архитектурные памятники в Агре, Махабалипураме, Джайпуре и многие др.

Тарелка с лаковой росписью. 20 в. Музей искусства народов Востока, Москва. Индия.

Тарелка с лаковой росписью. 20 в. Музей искусства народов Востока, Москва.

  О. К. Дрейер.

 

Индия (на языке хинди — Бхарат); официальное название Республика Индия.

Флаг государственный. Индия. Индия.

Флаг государственный. Индия.

Государственный герб Индии. Индия.

Государственный герб Индии.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
Международные научные связи Индии.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Фабрициус Давид Фабрициус (Fabricius) Давид (9.3.1564, Эзенс, Фрисландия, – 7.
Финальная теория уголовного права, в буржуазной теории уголовного права концепция, согласно которой размер уголовной ответственности определяется не причинённым вредом, а конечной («финальной») целью преступника.
Фридрих Густав Фридрих (Friedrich) Густав (4.6.1871, Подебради, — 19.
Херихор, в Древнем Египте в 11 в. до н. э. верховный жрец храма бога Амона в Фивах, захвативший власть в Верхнем Египте и северной области Куша после смерти фараона Рамсеса XII в 1070 и принявший царскую титулатуру.
Хшанув (Chrzanow), город в Польше, в Катовицком воеводстве.
Чакри, правящая династия таиландских (сиамских) королей (с 1782).
Чорох, Чорух (тур. Çoruh), река в СССР (в Аджарии, Грузинской ССР) и Турции.
Шипулин Фёдор Кузьмич [10(23).11.1913, с. Абай, ныне Горно-Алтайской АО, — 19.
Эвтектоид (от эвтектика и греч. eidos — вид), эвтектика, образующаяся при охлаждении твёрдого раствора.
Эмерсон Ралф Уолдо Эмерсон (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5. 1803, Бостон, — 27.
Юкагирское плоскогорье, плоскогорье по правобережью р.