Италия XIII. Кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИТА
ИТЕ
ИТИ
ИТО
ИТС
ИТТ
ИТУ

XIII. Кино

  Первый итальянский фильм снят в 1896. В 1905—06 в Турине, Риме, Милане были организованы небольшие кинофирмы, выпускавшие художественные фильмы. Подъём итальянского кино относится к 1912—13, успех имели псевдоисторические фильмы и картины на литературные сюжеты. Они отличались пышными декорациями, большими массовыми сценами, а также натурными съёмками архитектурных памятников и пейзажей Италия Большую известность получили вышедшие в 1913 фильмы-«колоссы» — «Камо грядеши» (режиссер Э. Гуаццони), «Последние дни Помпеи» (режиссер Л. Маджи) и особенно «Кабирия» (режиссер Дж. Пастроне). Снимались также комедийные фильмы и салонные мелодрамы. Организовав широкую рекламу популярным актёрам, кинофирмы способствовали появлению кинозвёзд — Ф. Бертини, Л. Кавальери, Эсперии и др. В 1914—15 было выпущено несколько фильмов, которые стремились достоверно показать полную лишений жизнь итальянского народа («Затерянные во мраке», режисер Н. Мартольо; «Ассунта Спина», режиссер Г. Серена); они были созданы под влиянием веризма, 1-я мировая война 1914—18 лишила Италия иностранных кинорынков, усилилась конкуренция с немецким и американским кино. С установлением фашистского режима (1922) начался кризис итальянского кино. Некоторое оживление внесло появление в начале 30-х гг. звукового кино; первоначально это были главным образом музыкальные фильмы с участием известных певцов. В середине 30-х гг. фашистское правительство пыталось использовать кино как средство пропаганды. Был установлен контроль над кинопроизводством и кинопрокатом, в 1937 в Риме построен комплекс киностудий и создан киноинститут — Экспериментальный Киноцентр. Однако откровенно фашистских и милитаристских фильмов было поставлено немного. В основном продолжали выходить костюмно-постановочные фильмы и салонные мелодрамы. Работы многих кинематографистов являлись пассивной оппозицией официальному фашистскому искусству. На общем фоне выделялись своей гуманностью лирические комедии М. Камерини и некоторые фильмы А. Блазетти. Своеобразным явлением были изысканные экранизации литературных произведений 18—19 вв., создававшиеся режиссёрами «каллиграфистами», близкими к литературному направлению «проза д'арте»: М. Сольдати, Р. Кастеллани, А. Латтуада, Ф. Поджоли. Зародилось так называемое документалистское течение — фильмы, снятые без профессиональных исполнителей, на натуре (Р. Росселлини, Ф. Де Робертис). Вопреки официальной пропаганде, требовавшей прославления «величия империи», в начале 40-х гг. появились фильмы «Одержимость» Л. Висконти (1942), «Прогулка в облаках» А. Блазетти (1942, в советском прокате «Четыре шага в облаках»), «Дети смотрят на нас» В. Де Сика (1943). Они были глубоко гуманны, показывали распад итальянского общества и непрочность его устоев, царящие в нём жестокость и несправедливость. Большое значение в подготовке нового демократического кино имела деятельность молодых, антифашистски настроенных кинокритиков, группировавшихся в годы 2-й мировой войны 1939—45 вокруг Экспериментального Киноцентра и журналов «Cinema» и «Bianco е nero». Это были Дж. Де Сантис, К. Лидзани, Дж. Пуччини, А. Пьетранджелли, М. Антониони, Л. Висконти, М. Аликата, Г. Аристарко, У. Казираги, ставшие впоследствии видными режиссёрами и киноведами, а также руководители Экспериментального Киноцентра — Л. Кьярини и У. Барбаро.

Сцена из представления комедии дель арте. 16 в. Италия.

Сцена из представления комедии дель арте. 16 в.

  После освобождения Италия от фашизма и гитлеровской оккупации в итальянском кино возникло прогрессивное направление, получившее название неореализма. На зарождение этого направления оказали в частности, влияние теоретические работы В. Италия Пудовкина, С. М. Эйзенштейна и советские фильмы 20-х и 30-х гг. Наиболее значительные представители этого направления — режиссёры Р. Росселлини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа, А. Латтуада. Манифестом неореализма стал фильм Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945), отражавший единство итальянского народа в борьбе против фашизма. Движение Сопротивления стало в 1945—46 одной из главных тем нового кино Италия (фильмы «Пайза» Р. Росселлини, «Солнце ещё всходит» А. Вергано, «Опасно, бандиты!» К. Лидзани). Актуальным темам послевоенной Италия, страшным последствиям войны — безработице, детской безнадзорности, росту бандитизма, а также борьбе с мафией посвящены лучшие неореалистические фильмы: «Шуша» (1946), «Похитители велосипедов» (1948), «Умберто Д.» (1951), режиссер В. Де Сика; «Земля дрожит» (1948), режиссер Л. Висконти; «Трагическая охота» (1947), «Горький рис» (1949), «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), режиссер Дж. Де Сантис; «Без жалости» (1948), режиссер А. Латтуада; «Во имя закона» (в советском прокате «Под небом Сицилии», 1949), «Дорога надежды» (1950), режиссер П. Джерми; «Неаполь — город миллионеров» (1950), режиссер Э. Де Филиппе, комедия «Полицейские и воры» (1951), режиссер Стено и М. Моничелли и др. Однако прогрессивные тенденции, социальный протест в кино, исторический и критический подход к действительности наталкивались на серьёзные препятствия: им мешали отсутствие материальных средств, цензурные преследования со стороны христианско-демократического правительства и Ватикана. Неореалистические фильмы были объявлены вредными и антинациональными. Одновременно в итальянскую кинематографию интенсивно проникал американский капитал, голливудские монополии постепенно подчинили себе итальянские кинофирмы и киностудии. Тормозилось восстановление разрушенной итальянской кинопромышленности. В результате к середине 50-х гг. начался кризис неореализма (оказавшегося во многом идейно непоследовательным): сдвиги, происшедшие в общественной жизни Италия, организованная борьба трудящихся не получили достаточного отражения в фильмах неореалистов. К этому времени в ряде фильмов используются уже только чисто внешние атрибуты неореализма («Хлеб, любовь и фантазия», 1953, режиссер Л. Коменчини), часть режиссёров отходит от прогрессивного кино. В фильме «Дорога» (1954, в советском прокате «Они бродили по дорогам») режиссера Ф. Феллини впервые прозвучали темы одиночества, разобщённости, религиозно-мистические мотивы.

Сцена из спектакля «Метаморфозы бродячего музыканта». Обработка старинного фарса. Труппа итальянского театра под руководством П. Де Филиппо. 1964. Италия.

Сцена из спектакля «Метаморфозы бродячего музыканта». Обработка старинного фарса. Труппа итальянского театра под руководством П. Де Филиппо. 1964.

Кадр из фильма «Рим — открытый город». Реж. Р. Росселлини. 1945. Италия.

Кадр из фильма «Рим — открытый город». Реж. Р. Росселлини. 1945.

Кадр из фильма «Похитители велосипедов». Реж. В. Де Сика. 1948. Италия.

Кадр из фильма «Похитители велосипедов». Реж. В. Де Сика. 1948.

  Нарастание демократического движения в стране в конце 50-х — начале 60-х гг. на короткое время способствовало возвращению части итальянских кинематографистов к антифашистской и социальной тематике. Были поставлены фильмы: «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960), режиссер Р. Росселлини; «Большая война» (1959), режиссер М. Моничелли, «Чочара» (1960) и «Затворники Альтоны» (1962), режиссер Де Сика; «Все по домам» (1961), режиссер Л. Коменчини; «Четыре дня Неаполя» (1962), режиссер Н. Лоя и др. Вышел ряд фильмов, в том числе многоплановый социальный кинороман «Рокко и его братья» (1960) Л. Висконти, фильмы — «Сладкая жизнь» (1959), «Восемь с половиной» (1962) Ф. Феллини, «Приключение» (1959), «Ночь» (1960), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964) М. Антониони, которые с разных идейных позиций отражали современное состояние итальянского буржуазного общества: период временной стабилизации, видимость процветания и так называемое экономическое чудо. Фильмы Феллини и Антониони, режиссёров, получивших мировую известность, несмотря на всё различие их творчества, показывали глубокую разобщённость людей, нарушение внутренних связей и бездуховность буржуазного общества, трагическую судьбу художника в капиталистическом мире. В 60-е гг. начинает работать как режиссёр писатель П. П. Пазолини, противоречивое творчество которого на первом этапе было проникнуто яростным социальным протестом, — «Нищий» (1961), «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964). В 70-е гг. в его фильмах всё отчётливее одерживают верх откровенно эротические и грубо натуралистические мотивы («Декамерон», «Свинарник» и др.). В жанре кинопублицистики выступил режиссер Ф. Рози (фильмы-памфлеты «Сальваторе Джулиано», 1961, и «Руки над городом», 1963). Режиссёр М. Моничелли создал фильм «Товарищи» (1963) о первой итальянской забастовке. Были экранизированы значительные произведения современной итальянской литературы: «Семейная хроника» по В. Пратолини (1961, режиссер В. Дзурлини), «Девушка Бубе» по К. Кассоле (1963, режиссер Л. Коменчини), «Равнодушные» по А. Моравиа (1965, режиссер Ф. Мазелли) и др. В середине 60-х гг. наблюдался значительный спад киноискусства. Резко вырос удельный вес коммерческих фильмов («вестерны», сентиментально-эротические картины, детективные комедии). Появились сделанные по американским образцам милитаристские картины. В прогрессивном киноискусстве наиболее жизнеспособным оказался утвердившийся жанр социальной сатирической комедии, сохранивший некоторые лучшие традиции послевоенного итальянского кино. В этом жанре работают режиссёры В. Де Сика («Бум», 1963, «Брак по-итальянски», 1964), П. Джерми, создавший серию сатирических трагикомедийРазвод по-итальянски», 1961, «Соблазнённая и покинутая», 1963, и др.), а также Э. Петри, Л. Дзампа, обратившийся к режиссуре актёр А. Сорди и др.

Кадр из фильма «Руки над городом». Реж. Ф. Рози. 1963. Италия.

Кадр из фильма «Руки над городом». Реж. Ф. Рози. 1963.

Кадр из фильма «Рокко и его братья». Реж. Л. Висконти. 1960. Италия.

Кадр из фильма «Рокко и его братья». Реж. Л. Висконти. 1960.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь». Реж. Ф. Феллини. 1959. Италия.

Кадр из фильма «Сладкая жизнь». Реж. Ф. Феллини. 1959.

Кадр из фильма «Ночь». Реж. М. Антониони. 1960. Италия.

Кадр из фильма «Ночь». Реж. М. Антониони. 1960.

  Определенное место в итальянском кино 2-й половины 60-х гг. заняли фильмы молодых режиссёров («Кулаки в кармане» М. Беллоккио, 1965, картины М. Сампери, Ф. Фреццы и др.), отражавшие протест молодёжи, носивший анархистский характер, однако последующие работы этих режиссёров стали разновидностью коммерческого кино. На рубеже 70-х гг. сложилось прогрессивное направление, получившее название «нового» или «левого политического кино». Оно противопоставило свои произведения, проникнутые антифашистским, антиколониалистским, демократическим духом, коммерческой продукции буржуазного кино. Наиболее видные представители «политического кино» Италия — режиссёры Э. Петри («Следствие по делу гражданина, оставшегося выше всяких подозрений», 1969, и «Рабочий класс идёт в рай», 1971), Ф. Рози («Люди против», 1970, и «Дело Маттеи», 1972), Дж. Монтальдо («С нами бог», 1969, и «Сакко и Ванцетти», 1971), Дж. Понтекорво («Битва за Алжир», 1966, и «Кемада», 1971), Б. Бертолуччи («Конформист» и «Стратегия паука», оба в 1969), В. Дзурлини («Сидящий по правую руку», 1969), Дж. Пуччини («Семь братьев Черви», 1967), Д. Дамиани, фильм которого «Признание полицейского комиссара прокурору республики» (1970) получил одну из главных премий 7-го Международного кинофестиваля в Москве в 1971. Значительный фильм о рабочем классе — экранизация романа В. Пратолини «Метелло» (1970), режиссер М. Болоньини. Направление «левого политического кино» поддерживают представители старшего поколения. Таковы антифашистские картины Л. Висконти «Гибель богов» (др. название «Проклятые», 1968) и В. Де Сика «Сад Финци-Контини» (1971). В то время как Ф. Феллини поставил фильм «Сатирикон» (экранизация романа Петрония, 1969), проникнутый ощущением крушения цивилизации, мировой катастрофы, М. Антониони сумел отойти от главной для него темы человеческой разобщённости и поставил в США фильм «Забриски-пойнт» (1970), гневно обличающий жестокую американскую действительность и отражающий умонастроения бунтующей американской молодёжи. Эта картина М. Антониони по праву занимает видное место как в итальянском «политическом», так и в прогрессивном американском кино.

  Успешно в послевоенные годы развивается прогрессивное документальное кино, опирающееся на любительское кино. Демократическое движение кинолюбителей возникло и приняло организационные формы по инициативе крупнейшего теоретика кино Ч. Дзаваттини. В 1970—71 созданы полнометражные документальные фильмы о забастовочной борьбе рабочего класса («Контракт» и «Аполлон», режиссер У. Григоретти), фильм об условиях жизни итальянских трудящихся («Бедные умирают раньше», режиссер Б. Бертолуччи). Борьбе римских забастовщиков посвящен фильм «Палатка на площади», снятый актёром Дж. М. Волонте в 1972.

  Наиболее известные актёры послевоенного итальянского кино: А. Маньяни, Дж. Мазина, С. Лорен, Дж. Лоллобриджида, К. Кардинале, С. Сандрелли, М. Мастроянни, Дж. М. Волонте, А. Сорди, Тото, У. Тоньяцци и др. Развивается творческое содружество между советскими и итальянскими кинематографистами, созданы фильмы совместно производства: «Они шли на Восток» режиссер Дж. Де Сантиса (1964), «Красная палатка» режиссер М. К. Калатозова (1970), «Подсолнухи» режиссер В. Де Сика (1971), «Ватерлоо» режиссер С. Ф. Бондарчука (1971) и др. В Италия проводятся кинофестивали: Международный кинофестиваль в Венеции (в 1932, 1934—38 и с 1946), фестивали документальных, научных и учебно-популярных фильмов в Падуе, туристических фильмов в Тренто, комических фильмов в Бордигере, научно-фантастических фильмов в Триесте, фестиваль детских фильмов в Палермо и др. В Италия существует более 40 кинофирм, все крупнейшие киностудии находятся в Риме (в том числе фирмы К. Понти и Д. Де Лаурентиса). Итальянская кинопромышленность выпускает в год свыше 200 фильмов. Имеется около 20 тыс. киноустановок, из них около 1/3 принадлежит церковным приходам. Ватикан и католическая церковь влияют на кино через католическую печать и Католический Киноцентр, церковные приходы. Коммунистическая партия и левые силы Италия оказывают широкую поддержку прогрессивным деятелям кино, борясь за национальный и демократический характер итальянского киноискусства. Выходят специальные киножурналы: «Cinema nuovo», «Bianco е nero», «Filmcritica», «Cinema e film» и др. Выпускается большое количество телефильмов.

Верона. Церковь Сан-Дзено Маджоре (1120—38). Италия.

Верона. Церковь Сан-Дзено Маджоре (1120—38).

 

  Лит.: Лидзани К., Итальянское кино, пер. с итал., М., 1956; Кьярини Л., Сила кино, пер. с итал., М., 1955; Садуль Ж., Всеобщая история кино, [пер. с франц.], т. 2, 3, 6, М., 1958—1963; Соловьева Италия, Кино Италии (1945—1960). Очерки, М., 1961; Богемский Г., Витторио Де Сика, М., 1963; Шитова В., Лукино Висконти, [М., 1965]; Кацев Италия, Джузеппе Де Сантис, [М., 1965]; Муратов Л. Г., Итальянский экран, Л., 1971.

  Г. Д. Богемский.

Италия (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).

Государственный герб Италии. Италия.

Государственный герб Италии.

Флаг государственный. Италия. Италия.

Флаг государственный. Италия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVII. Драматический театр
XIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Межпарламентский союз, международная неправительственная организация, представляющая собой объединение национальных парламентских групп, разделяющих цели этой организации и желающих участвовать в её работе.
Микроворсинки, специализированные выросты плазматической мембраны эпителиальных клеток у животных и человека.
Молодёжная, советский антарктический метеорологический центр.
Муиззи Абу Абдаллах Мохаммед ибн Абд аль-Малик (около 1048—49 — умер 1127), персидский и таджикский поэт.
Народный совет (в Австро-Венгрии) Народный совет (Narodni Sovet), временный орган словенских политических партий, возникший в августе 1918 в период обострения политического кризиса в Австро-Венгрии и усиления борьбы за создание национальных государств, в том числе объединённого югославянского государства.
Нефть
Нсута (Nsuta), город на Ю. Ганы, в Западной области.
Окружение (воен.), изоляция определённой группировки противника от остальных его войск для последующего уничтожения или пленения.
Осетинская равнина, Североосетинская равнина, подгорная равнина в Северо-Осетинской АССР.
Пандектное право (нем. Pandektenrecht, позднелат.