радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение">

Италия XII. Печать, радиовещание, телевидение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИТА
ИТЕ
ИТИ
ИТО
ИТС
ИТТ
ИТУ

XII. Печать, радиовещание, телевидение

  Выходит (1972) 81 ежедневная газета, 74 иллюстрированных еженедельника. Самые влиятельные буржуазные газеты (по данным 1972): «Коррьере делла сера» («Corriere della Sera»), газета ломбардских промышленников, с 1876, тираж 600 тыс. экземпляров, выходит в Милане; «Стампа» («Stampa»), с 1866, тираж 450 тыс. экземпляров, принадлежит концерну «ФИАТ», выходит в Турине; «Мессаджеро» («Messaggero»), выходит в Риме с 1878, тираж 350 тыс. экземпляров; «Джорно» («Giorno»), с 1956, тираж 270 тыс. экз., связана с объединением «ЭНИ», выходит в Милане; «Национе» («Nazione»), с 1859, тираж 220 тыс. экземпляров, выходит во Флоренции.

Бенедетто да Майано. Палаццо Строцци во Флоренции. Начато в 1489. Италия.

Бенедетто да Майано. Палаццо Строцци во Флоренции. Начато в 1489.

  Компартия издаёт с 1924 газету «Унита» («Unita») в двух изданиях (в Риме и Милане), тираж около 300 тыс. экземпляров; журналы «Ринашита» («Rinascita»), с 1944, «Критика марксиста» («Critica Marxista»). Местные федерации компартии издают еженедельные или двухнедельные газеты.

  Орган Итальянской социалистической партии — газета «Аванти!» («Avanti!»), с 1896, тираж около 50 тыс. экземпляров, выходит в Риме.

  Орган Христианско-демократической партии — газета «Пополо» («Popolo»), с 1944, тираж 25 тыс. экземпляров, выходит в Риме.

  Широкое распространение в Риме имеет «Паэзе сера» («Paese sera») — вечерняя прогрессивная газета, с 1949, тираж около 150 тыс. экземпляров

  Радиовещание осуществляется с 6 октября 1924, когда вступила в строй радиостанция в Риме. Телевидение начало транслировать свои передачи по национальной программе в 1954 и по 2-му каналу — в 1961; передачи ведутся на итальянском языке. В Италия четыре радиои телевизионных центра — в Риме, Милане, Неаполе и Турине.

  Внутри Италия радиовещание ведётся на итальянском языке (имеются три основные программы, не считая местных); кроме того, есть передачи на немецком языке — для меньшинства, проживающего в области Трентино-Альто-Адидже (Южный Тироль), и на словенском языке (для областей, прилегающих к Триесту). На заграницу вещание ведётся на 22 языках. Радиовещание и телевидение находятся в ведении акционерного общества «Радио э телевизионе итальяна» («РАИ-ТВ»), контролируемого государством.

  А. Л. Адамишин.

 XIII Литература

Ранний фольклор в Италия не сохранился. Средневековая литература Италия возникла после падения Римской империи и в период между 6 и 12 вв. создавалась на латинском языке (преимущественно религиозные гимны, легенды и хроники). Быстрое развитие городов способствовало появлению литературных памятников на национальных диалектах в конце 12 — начале13 вв. (повествовательная религиозная поэзия, светская и религиозная лирика). В 1-й половине13 в. возникла сицилийская поэтическая школа (Якопо да Лентини, умер 1233, и др.), подражавшая прованским трубадурам. В Тоскане в связи с внутригородской борьбой развивалась политическая лирика (Гвиттоне д'Ареццо, около 1230 — около 1294, и др.), а также аллегорико-дидактическая поэзия (Брунетто Латини, около 1220 — около 1294).

Декоративно-прикладное искусство 15—16 вв. Чаша с изображением поклонения волхвов и бегства в Египет. Стекло, эмаль. Венеция. Около 1465. Городской музей. Болонья. Италия.

Декоративно-прикладное искусство 15—16 вв. Чаша с изображением поклонения волхвов и бегства в Египет. Стекло, эмаль. Венеция. Около 1465. Городской музей. Болонья.

  Лучший образец прозы 13 в. — анонимный сборник новелл на тосканском диалекте «Новеллино».

  В конце 13 в. возникла философская поэзия «Дольче стиль нуово», которая воспевала возвышенную любовь и раскрывала психологию влюблённого (болонский поэт Г. Гвиницелли, между 1230 и 1240—1276, и флорентийские поэты Г. Кавальканти, 1255 или 1259—1300, молодой Данте и др.). Антисословность и возвеличение человеческого чувства придавали этой поэзии черты Предвозрождения.

  Создатель единого литературного языка — Данте Алигьери (1265—1321), «... последний поэт средневековья и... первый поэт нового времени» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Главные его произведенияповесть «Новая жизнь» (1292), воспевавшая его любовь к Беатриче, и поэма «Комедия» (закончена в 1321; названа в конце 14 в. «Божественной») — один из величайших памятников мировой литературы, в которой ставятся актуальные проблемы времени, моральные, богословские, политические, и с огромной художественной силой изображены чувства и страдания людей.

  Литература Возрождения (14—16 вв.) в Италия, бывшей его колыбелью, подготовлена экономическим развитием городов, оживлёнными торговыми связями с другими странами, общим ростом светской культуры литературе Возрождения присущи гуманистическое мировоззрение, антисословность, жизнерадостное свободомыслие, высокое представление о возможностях человеческой личности, увлечение античностью. Поэт Ф. Петрарка (1304—74) — родоначальник лирики Возрождения. В его стихотворном сборнике «Канцоньере» (1470) воспевается земная любовь к Лауре и тонко выявлены оттенки любовного чувства. Дж. Боккаччо (1313—1375) в поэтических и прозаических произведениях, особенно в проникнутом антиклерикализмом сборнике новелл «Декамерон» (изд. 1471) и повести «Фьяметта» (изд. 1472), утверждал новую гуманистическую мораль, прославлял свободного активного человека и отрицал аскетизм. В 15 в. идеи Возрождения получили развитие в сочинениях т. н. учёных-гуманистов — филологов, философов-писателей, изучавших античность и писавших на латинском языке: Дж. Ф. П. Браччолини (1380—1459), автор фацетий, Л. Б. Альберта (1404—72), Л. Балла (1407—57) и др. Попытку сблизить «учёный гуманизм» с народной поэзией предприняли флорентийские поэты кружка Медичи: Лоренцо Медичи (1449—1492), правитель Флоренции; А. Полициано (1454—94; лирическая драма «Сказание об Орфее», пост. 1480) и особенно Л. Пульчи (1432—84; комическая поэма «Большой Моргант», 1480). Гуманистическим мироощущением проникнуты незаконченная рыцарская поэма М. Бояр до (1441—94) «Влюблённый Роланд» (издание 1495) и пасторальный роман «Аркадия» (1504) неаполитанца Я. Саннадзаро (1455—1530), оказавший влияние на развитие европейской пасторали 16—17 вв. 1-я половина 16 в. знаменует собой расцвет итальянского Возрождения. Установился единый литературный язык. В конце 16 в. под влиянием начавшегося экономического и политического упадка, общей феодальной и католической реакции наступил кризис гуманизма, повлиявший на содержание литературы.

Понтормо. «Вертумн и Помона». Фреска виллы Медичи в Поджо-а-Каяно. 1520. Фрагмент. Италия.

Понтормо. «Вертумн и Помона». Фреска виллы Медичи в Поджо-а-Каяно. 1520. Фрагмент.

  Развиваются различные жанры. Феррарец Л. Ариосто (1474—1533) написал продолжение поэмы Боярдо — поэму «Неистовый Роланд» (1516), проникнутую любовью к земной жизни; в ней высмеиваются средневековые понятия, фантастические мотивы переплетаются с иронией. Ариосто — создатель итальянской бытовой комедии («Шкатулка» и др.). В сатирическом направлении комедию развивали Н. Макиавелли (1469—1527; «Мандрагора»), П. Аретино (1492—1556) и философ Дж. Бруно (1548—1600; «Подсвечник», 1582). Пасторальную драму, идеализирующую действительность, представляли Т. Тассо (1544—95; «Аминта», 1573) и Б. Гваринн (1538—1612; «Верный пастух», постановка 1590) — основоположники этого нового жанра.

Сцена из спектакля «Неистовый Роланд». Л. Ариосто. Представление на площади в Милане. 1969. Италия.

Сцена из спектакля «Неистовый Роланд». Л. Ариосто. Представление на площади в Милане. 1969.

  Художественная проза 16 в. представлена сочинением «Придворный» (1528) Б. Кастильоне (1478—1529), мемуарами Б. Челлини (1500—71) и новеллистикой (А. Фиренцуола, 1493—1543; М. Банделло, около 1485—1561, и др.), постепенно утрачивающей антиклерикализм и антисословность. В лирике господствовали возглавляемые филологом и поэтом П. Бембо (1470—1547) эпигоны Петрарки. Эпическую поэзию продолжал Т. Тассо, ощущавший трагические противоречия между близкими ему гуманистическими идеалами и религиозно-аскетической идеологией. Гуманистические принципы, пронизывающие ряд эпизодов его поэмы «Освобожденный Иерусалим» (1575), сталкиваются с проповедью аскетизма, а понятие общественного долга приобретает религиозную окраску.

Декоративно-прикладное искусство 15—16 вв. Б. Челлини. Солонка короля Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1539—43. Художественно-исторический музей. Вена. Италия.

Декоративно-прикладное искусство 15—16 вв. Б. Челлини. Солонка короля Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1539—43. Художественно-исторический музей. Вена.

  В 17 в. контрреформация и феодальная реакция, господство испанцев над значительной частью итальянских земель породили явления застоя в духовной жизни и кризис литературы. Барочная поэзия Дж. Марино (1569—1625; поэма «Адонис», 1623) и его последователей отмечена вычурностью и стремлением к формальной новизне. С маринизмом боролись поэт и драматург Г. Кьябрера (1552—1638) и поэт А. Тассони (1565—1635; героико-комическая поэма «Похищенное ведро», 1622). Из прозы 17 в. выделяется сборник итальянских сказок на неаполитанском диалекте, обработанных Дж. Базиле (1575—1632), — «Сказка о сказках», или «Пентамерон» (1634—36). Литературная академия Аркадия (в конце 17 в.), провозгласившая борьбу с маринизмом, способствовала развитию в 18 в. как классицизма (трагедии П. Я. Мартелло, 1665—1727, и Ш. Маффеи, 1675—1755), так и галантной поэзии рококо (П. Ролли, 1687—1765, и др.). Оба направления переплелись в творчестве лирика и драматурга П. Метастазио (1698—1782), создателя многочисленных мелодрам («Покинутая Дидона», 1724, «Катон в Утике», 1728, и др.).

Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина». 1560-е гг. Эрмитаж. Ленинград. Италия.

Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина». 1560-е гг. Эрмитаж. Ленинград.

  Просвещение в Италия началось в середине 18 в. и способствовало развитию национального самосознания. Большую роль в распространении просветительских идей сыграли миланские журналы «La Frusta letteraria» (1763—65), «Caffe» (1764—66) и др. Драматург К. Гольдони (1707—93) отказался от импровизированной комедии дель арте и создал реалистическую комедию характеров («Трактирщица», 1753, «Самодуры», 1760, и др.), выражающую демократические идеи третьего сословия. Его идейный противник К. Гоцци (1720—1806) в своих драматических сказках возрождал элементы комедии дель арте («Принцесса Турандот», 1762, и др.), высмеивал просветительский рационализм. Гражданственным пафосом исполнены тираноборческие трагедии В. Альфьери (1749—1803; «Саул» и др.), в которых революционный классицизм переходит в предромантизм. Просветительскими идеями проникнута сатирическая поэма «День» (ч.1—4, 1763—1804) Дж. Паринн (1729—99). Литература периода Рисорджименто (конец 18 в. — 1870) отличается гражданственностью и патриотизмом. Это ощущается уже в творчестве писателя В. Монти (1754—1828) при всей его идейной непоследовательности. В произведениях У. Фосколо (1778—1827), где классицизм переплетается с сентиментализмом, отражаются рост национального самосознания и возмущение против угнетённого положения родины (роман «Последние письма Якопо Ортиса», 1798, поэма «Гробницы», 1807). Реалистические стихи на миланском диалекте писал К. Порта (1775—1821).

Сцена из спектакля «Филипп» В. Альфьери. Италия.

Сцена из спектакля «Филипп» В. Альфьери.

Сцена из спектакля «Слуга двух господ» К. Гольдони. «Пикколо–театро» Милан. 1947. Италия.

Сцена из спектакля «Слуга двух господ» К. Гольдони. «Пикколо–театро» Милан. 1947.

  В конце 10-х — начале 20-х гг. 19 в. романтизм стал господствующим направлением и установил свои эстетические принципы (статьи, брошюры, послания Дж. Берше, 1783—1851; Л. ди Бреме, 1780—1820; А. Мандзони, 1785—1873, и др.). Появились поэзия и проза, отражающие идеи национально-освободительного движения (лирика Берше; мемуары С. Пеллико, 1789—1854, «Мои темницы», 1832). В лирике Дж. Леопарди (1798—1837) выражены скорбь патриота при виде униженной отчизны, романтическое отчаяние и неверие в прогресс. В этот же период возникает жанр исторического романа. Его родоначальник А. Мандзони — автор романа «Обрученные» (1827), где герои — итальянские крестьяне — противостоят феодальному произволу. Реалистичное изображение действительности в этом произведении переплетается с романтическими мотивами, а католическая религиозность сталкивается с подлинным историзмом. В 30—40-е гг. появляются исторические романы Ф. Д. Гверрацци (1804—73), трагедии Дж. Никколини (1782—1861), лирика Г. Мамели (1827—49) и А. Поэрио (1802— 1848), проникнутые революционными идеями Дж. Мадзини (1805—72). Историко-бытовые романы М. д'Адзельо (1798— 1866) и др. последователей Мандзони отмечены либерализмом и католицизмом. Одновременно расцвела сатирическая поэзия на диалектах — флорентийца Дж. Джустн (1809—50) и римлянина Дж. Белли (1791—1863).

Дж. Саккони. Памятник Виктору Эммануилу II в Риме. 1885—1911. Италия.

Дж. Саккони. Памятник Виктору Эммануилу II в Риме. 1885—1911.

  После Революции 1848—49 выделяется творчество поэтов-гарибальдийцев А. Алеарди (1812—78), Л. Меркантини (1821—72). В историческом романе гарибальдийца Италия Ньево (1831—61) «Исповедь итальянца» (1858) о развитии национально-освободительного движения вплоть до Революции 1848—49 явствен переход от романтизма к реализму. Такой же переход наблюдается и в романе Р. Джованьоли (1838—1915) «Спартак» (1874). Политическая поэзия Дж. Кардуччи (1835—1907) проникнута идеями Рисорджименто и протестом против их быстрого забвения в объединённой Италия В его лирике, утверждающей радость жизни, возрождается классицизм (сборники «Новые стихи», 1861—87, «Ямбы и эподы», 1867—79, и др.) наряду с развитием, с одной стороны, романтических, а с другой — реалистических мотивов.

  После 1870 ведущим течением в прозе стал веризм, отображавший современную социальную действительность, повседневную жизнь «маленьких людей». Писатель-верист Дж. Верга (1840—1922) в новеллах (сборники «Жизнь полей», 1880, «Сельские новеллы», 1883, и др.), романах («Семья Малаволья», 1881, и др.) и драмах сочувственно изображал рыбаков и крестьян, высмеивал духовенство и сельских богатеев. Среди веристов выделяются также критик и романист Л. Капуана (1839—1915) и автор психологических романов Грация Деледда (1871—1936). Веристы Верга, Капуана, Дж. Джакоза (1847—1906), М. Прага (1862—1929) и др. создали бытовые драмы. Веризм оказал влияние на социальную поэзию Дж. Чена (1870—1917), на народническую поэзию Ады Негри (1870—1945) и др. Близкий к веристам писатель-социалист Э. Де Амичис (1846—1908) утверждал демократические и гуманистические идеалы (повесть «Сердце», 1886). Ими проникнута и сказочная повесть «Приключения Пиноккио» (1880) Коллоди (псевдоним; настоящее имя — К. Лоренцини, 1826—90).

Сцена из спектакля «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. Де Филлиппо. Труппа Э. Де Филлиппо. 1960. Италия.

Сцена из спектакля «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. Де Филлиппо. Труппа Э. Де Филлиппо. 1960.

  В конце 19 в. в литературе Италия возникли неоромантическое и символистское направления. Главный представитель неоромантизма, окрашенного в религиозные тона, — А. Фогаццаро (1842—1911; роман «Отживший маленький мирок», 1895). К символизму тяготел поэт Дж. Пасколи (1855—1912), воспевавший природу, сельскую жизнь и простые человеческие чувства (сборники «Тамариск», 1891, и др.). Наиболее характерным проявлением декаданса и ницшеанства являются эстетские и гедонистические стихи, драмы и романы Г. Д'Аннунцио (1863—1938), ставшего певцом итальянского империализма и впоследствии пришедшего к фашизму. Как реакция против риторики Д'Аннунцио в конце 1900-х гг. возникло течение так называемой сумеречной поэзии, изображавшее в меланхолических тонах обыденную жизнь: Г. Гоццано (1883—1916) и др. В 1909 возникло течение футуристов (см. Футуризм), возглавляемое Ф. Т. Маринетти (1876—1944), творчество которого, проникнутое истеричным антигуманизмом и милитаризмом, являлось идейной подготовкой фашизма. Кризис традиционной морали и трагедию «маленьких людей» в буржуазном мире с наибольшей остротой показал Л. Пиранделло (1867—1936). Его лучшие новеллы, романы («Покойный Маттиа Паскаль», 1904) и драмы («Шесть персонажей в поисках автора», 1921, «Генрих IV», 1922, и др.), несмотря на парадоксальность ситуаций, носят социальный и гуманистический характер.

  Участие Италия (1915—18) в 1-й мировой войне и последующие годы подъёма рабочего движения и нарастания фашистской опасности привели к резкому размежеванию сил в литературе. Журнал «La Ronda» (1919—1922) проповедовал замкнутость художника в «индивидуальную свободу мысли». В романе Италия Свево (Звево: 1861—1928) «Самопознание Дзено» (1923) самоанализ вытесняет картину реального мира. Левое крыло итальянской интеллигенции во главе с А. Грамши (1891—1937) и антифашистским публицистом П. Гобетти (1901—26) боролось за демократическую культуру и литературу в тяжёлых условиях фашизма, который ликвидировал в 1926 всю легальную прессу в Италия

  Двадцать лет фашистской диктатуры привели к отходу части представителей литературы Италия от социальной тематики, от реалистических традиций. Иллюзорным бегством от действительности был «магический реализм» М. Бонтемпелли (1878—1960), католический фатализм исторических романов Р. Баккелли (р. 1891; трилогия «Мельница на По», 1938—40). В поэзии 20—30-х гг. господствовал герметизм с мотивами одиночества, трагическими ощущениями мира, выраженными в изощрённой поэтической форме (Дж. Унгаретти, 1888—1970; Э. Монтале, р. 1896; У. Саба, 1883—1957). Стремление к критическому изображению реальной действительности воплотилось в эти годы в творчестве К. Альваро (1895—1956), который показал жизнь крестьянства Юга («Люди из Аспромонте», 1930), А. Моравиа (р. 1907), разоблачавшего опустошённый духовный мир буржуазной интеллигенции (роман «Равнодушные», 1929, и др.). Реалистическая традиция жила в творчестве литераторов антифашистской эмиграции: Дж. Джерманетто (1885—1959, «Записки цирюльника», 1930), А. Уголини (1896— 1954, сборник «Фонарь», 1934) и др. Усиление антифашистских настроений в Италия в конце 30-х гг. отразилось в творчестве Ч. Павезе (1908—1950) — рассказы и повести 1936—40, Моравиа (сатирический роман «Маскарад», 1941). В «Беседах на Сицилии» (опубликован в 1941) Э. Витторини (1908—66) в аллегорической форме выражен протест против военной авантюр фашизма.

Э. Витторио. Машиностроительный завод в Ивреа. 1957. Италия.

Э. Витторио. Машиностроительный завод в Ивреа. 1957.

  Всенародное Движение Сопротивления фашизму и немецко-фашистским захватчикам в 1943—1945 принесло подлинное обновление литературе Италия В середине 40-х гг. ведущим реалистическим направлением первого послевоенного десятилетия стал неореализм, проникнутый антифашистским духом, верой в человека из народа, стремлением правдиво показать национальную жизнь. Тематика антифашистской партизанской борьбы занимает в этот период значительное место в прозе и поэзии: романы Витторини «Люди и нелюди» (1945), Р. Вигано (р. 1900) «Аньезе идёт на смерть» (1949), повесть К. Кассолы (р. 1917) «Старые товарищи» (1953), поэтические сборники С. Квазимодо (1901—68) — «Пята чужеземца на сердце» (1946) и «Жизнь не сон» (1949); разнообразна мемуарная и документальная литература Движения Сопротивления. Неореалистом является В. Пратолини (р. 1913), показавший судьбы и борьбу итальянского народа в исторической перспективе (романы «Повесть о бедных влюблённых», 1947, «Метелло», 1955). литературе неореализма присуще сочетание лирической темы с разоблачением социальной несправедливости: роман Ф. Йовине (1902—50) «Земли Сакраменто» (1950), книги К. Леви (р. 1902) «Христос остановился в Эболи» (1945) и «Слова-камни» (1955), комедии Э. Де Филиппе (р. 1900) «Ложь на длинных ногах» (1948), «Моя семья» (1956) и др., поэтический цикл П. П. Пазолини (р. 1922) «Прах Грамши» (1957). Расцвет переживает неореалистическая кинодраматургия (Ч. Дзаваттини, р. 1902, Пазолини, Дж. Бассани, р. 1916, и др.). Прогрессивную литературу для детей, основанную на народных традициях, создаёт поэт и сказочник Дж. Родари (р. 1920) — «Приключения Чиполлино» (1951), детские стихи 50-х гг. В конце 50-х гг. проявляется некоторая ограниченность неореализма: идейная расплывчатость, эмпиризм, неумение показать сложность духовного мира человека. Некоторые писатели-неореалисты проявили растерянность перед усложнившимися социальными конфликтами, поддались модернистским влияниям.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей» (фрагмент). 1534—40. Галерея Уффици. Флоренция. Италия.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей» (фрагмент). 1534—40. Галерея Уффици. Флоренция.

  В 60-е гг. литература Италия, использовав опыт неореализма, обрела новые идейно-художественные аспекты. Углубляется образ современного человека, расширяется сфера его социального и психологического изображения, идут поиски новых выразительных средств. Особое развитие получает социально-психологический роман. Моравиа после «Римских рассказов» (1953) и романа «Чочара» (1957), где ощущается влияние неореализма, обращается к проблеме отчуждения, бичуя приспособленчество, утрату идеалов героями из буржуазной среды (роман «Скука», 1960, сборник «Автомат», 1963). В повести Италия Кальвино (р. 1923) «Облако смога» (1958), в гротескно-сатирическом романе Г. Паризе (р. 1929) «Хозяин» (1965) вскрывается враждебность «неокапитализма» духовному миру человека. В философско-аллегорическом жанре — повести «Несуществующий рыцарь» (1959), «Космикомических рассказах» (1965) Кальвино ставит современные морально-этические проблемы. Глубже раскрывается тематика войны и Движения Сопротивления, осмысляемая как проблема моральной ответственности (романы Кассолы «Невеста Бубе», 1960; М. Вентури, р. 1925, «Белый флаг над Кефаллинией», 1963). В ряде произведений встаёт тема рабочего класса, становления человеческого характера в труде, в общественно-политической деятельности (Пратолини, «Постоянство разума», 1963).

  В те же годы складывается авангардистское направление («Группа 63»), сочетающее анархическую антибуржуазность и левачество с отрицанием реалистической традиции и чисто формальным экспериментаторством, не давшим серьёзных художественных результатов (Э. Сангуинети, р. 1930; театральные «квартеты» в форме беседы четырёх лиц: озаглавленный по-немецки «Traumdeutung» — «Толкование снов», 1965; «Протоколы», 1969).

  На рубеже 70-х гг., в обстановке подъёма рабочего и молодёжного движения в Италия, обострилась борьба прогрессивной итальянской литературы с буржуазной «массовой культурой». С помощью современных средств информации пропагандируются мещанские, потребительские идеалы, культ секса, психопатология. Наступление реакционной идеологии вызвало резкий отпор передовой итальянской культуры, разоблачающей морально-психологические травмы личности, измельчание духовных ценностей как социальное бедствие современного итальянского капитализма (роман М. Сольдати «Актёр», 1970; сборник рассказов Л. Орсини «Анестезия», 1971).

  Марксистская интеллигенция Италия, Итальянская компартия много внимания уделяют разработке принципов реализма как художественного метода, борьбе против массовой культуры. Основные тенденция современной итальянской литературы — острокритическое отношение к буржуазной действительности, понимание моральной ответственности писателя перед обществом. Современная литература Италия занимает видное место в мировой культуре.

  Литературоведение. В средние века оно сводилось к латинским риторикам и поэтикам, среди которых — 2-я часть трактата Данте «О народном красноречии» (начало 14 в.). Литературоведение эпохи Возрождения (16 в.) опирается на неоплатоновскую и аристотелевскую эстетику: трактаты П. Бембо, Л. Кастельветро (1505—71), Дж. Джиральди Чинтио (1504—1573), Т. Тассо. В 18 в. основы новой науки о литературе, проникнутой элементами историзма, заложил Дж. Вико (1668—1744) в сочинении «Основания новой науки об общей природе наций» (1726). Представителями просветительского литературоведения были автор истории итальянской литературы Дж. Тирабоски (1731—94), С. Беттинелли (1718—1808), Дж. Баретти (1719—89) и др. Романтическая критика зиждется на эстетических принципах «Полусерьёзного письма Златоуста» (1816) Дж. Берше, на теоретических работах Мандзони («Письмо к господину Ш.», написано 1820, опубликовано в 1823; «О романтизме. Письмо маркизу Ч. Д'Адзелио», написано 1823, опубликовано в 1846). Крупнейшим литературоведом 19 в. является Ф. Де Санктис (1817—1883). В его основных работах — «Критические очерки» (1866), «История итальянской литературы» (1870), курс лекций «Итальянская литература в XIX в.», опубликовано в 1897, и др. — нашли выражение идеи Рисорджименто. Он связывал развитие литературы с идеями эпохи, с историческим развитием народа, в его эстетике сильны материалистические и реалистические тенденции. На идеалистических, неогегельянских позициях находился критик-философ Б. Кроче (1866—1952). Он провозгласил самоцельность искусства как творческий процесс, рассматривал литературу как форму вневременной красоты. Этот эстетический принцип Кроче ведёт к отрыву литературы от национальной истории, хотя для некоторых его литературно-критических исследований характерен исторический подход. Итальянское буржуазное литературоведение 1918—1939-х гг. в основном находилось под влиянием идей Кроче (Ф. Флора, 1891—1962, и др.). Выделяется прогрессивный критик и литературовед Л. Руссо (1892—1961), стоявший на последовательных антиклерикальных позициях. Обстоятельная критика концепции Кроче содержится в трудах А. Грамши, основателя итальянской марксистской эстетики и литературоведения. В статьях, опубликованных в коммунистической печати 20-х гг., а затем в работах, написанных в тюрьме в 30-е гг. («Литература и национальная жизнь» — том «Тюремных тетрадей»), Грамши исследует национальную культуру и литературу с позиций марксистской концепции истории. Он разработал понятие национально-народной литературы, которая выражает глубинные чаяния народных масс в данный момент национальной истории. Работы Грамши имеют огромное значение для развития современного прогрессивного итальянского литературоведения. Ныне литературоведческая школа, стоящая на марксистских эстетических позициях, занимает видное место в итальянской культуре (работы К. Салинари, Н. Сапеньо, Дж. Феррата и многие др.). В Италия создан Институт Грамши, плодотворно разрабатывающий проблемы эстетики, художественной методологии, литературоведения и критики.

Сельскохозяйственные работы (аллегория времён года). Скульптор Б. Антелами. 1-я половина 13 в. Баптистерий. Парма. Италия.

Сельскохозяйственные работы (аллегория времён года). Скульптор Б. Антелами. 1-я половина 13 в. Баптистерий. Парма.

 

  Лит.: Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 3—4, СПБ, 1908—09; Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения, т. 1—2, М., 1929; его же, Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Рубцова Г. В., Современная итальянская литература, Л., 1929; Грамши А., Избр. произв., т. 1—3, М., 1957—59; Потапова 3. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1—2, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, М., 1963—1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966; Кин Ц., Миф, реальность, литература, М., 1968; Полуяхтова Италия К., История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), М., 1970; Arrighi P., Le verisme dans la prose narrative italienne, P., 1937; Binni W., La poetica del decadentismo italiano, Firenze, 1949; Garin E., L'limanesimo italiano, Bari, 1952; Rossi V., Il Quattrocento, Mil., 1953; Paoluzi A., La letteratura della Resistenza, Firenze, 1956; Croce B., Poesia popolare e poesia d'arte, Bari, 1957; его же, Storia dell'eta barocca in Italia, Bari, 1957; Salinari C., La questione del realismo. Poeti e narratori del novecento, Firenze, 1960; Sapegno N., Il Trecento, [2 ed.], Mil., 1960; Pullini G., II romanzo italiano del dopoguerra, Mil., 1961; Storia della letteratura italiana, v. 1—9, Mil., 1965—69; Fubini M., Romanticismo italiano, Bari, 1968; Letteratura italiana. I critici, v. 1—5, Mil., [1969].

  Н. Г. Елина (до 1918, Литературоведение),

  З. М. Потапова (после 1918, Литературоведение),

Италия (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).

Государственный герб Италии. Италия.

Государственный герб Италии.

Флаг государственный. Италия. Италия.

Флаг государственный. Италия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVII. Драматический театр
XIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Народность искусства, одно из основных понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов, интересов и психологии народных масс.
«Нефтяник», ежемесячный производственно-массовый журнал Министерства нефтяной промышленности СССР и ЦК профсоюза рабочих нефтяной, химической и газовой промышленности.
Нукус, город, столица Каракалпакской АССР. Расположен на правом берегу Амударьи (у начала её дельты), в 38 км от ж.
Октябрь (месяц) Октябрь (лат. October, от octo — восемь), десятый месяц календарного года (31 сут).
Основания, химические соединения, содержащие гидроксильную группу OH и способные диссоциировать в водном растворе с образованием гидроксильных ионов OH.
Панцирь (биол.) Панцирь (биологическое), твёрдое защитное образование, полностью или частично покрывающее тело некоторых животных.
Переговорное устройство, то же, что оперативная громкоговорящая связь.
Пирос, озеро, расположенное в пределах Валдайской возвышенности, на границе Калининской и Новгородской областей РСФСР.
Покотиловка, посёлок городского типа в Харьковском районе Харьковской области УССР.
Постоянный комитет всемирного конгресса сторонников мира, руководящий и координирующий орган международного Движения сторонников мира в 1949—50.
Происхождение человека, см. Антропогенез.
Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462, Флоренция, — 1521, там же), итальянский живописец флорентийской школы.
Реакция (в психологии) Реакция в психологии, акт поведения, возникающий в ответ на определенное воздействие, стимул; произвольное движение, опосредованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала.
Рифтов мировая система, совокупность крупных разрывных тектонических структур земной коры (рифтов), образующая на поверхности Земли единую систему.