Италия 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИТА
ИТЕ
ИТИ
ИТО
ИТС
ИТТ
ИТУ

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

  Развитие наук на территории Италия в период существования Римского государства см. в ст. Рим Древний.

Философия. Вплоть до позднего средневековья философия на территории Италия развивалась в общих рамках европейской средневековой мысли. Выходцами из Италия были такие крупнейшие представители средневековой философии, как Петр Дамиани, Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, деятельность которых протекала преимущественно за пределами Италия Большую связь с Италия обнаруживают мистические учения Арнольда Брешианского и Иоахима Флорского. По существу начало формирования итальянской философии относится к 13—14 вв. Важную роль в этом процессе сыграли Болонский и Падуанский университеты; последний стал центром аверроистского (см. Аверроизм) аристотелизма (Пьетро д'Абано и др.), с которым связано развитие учения о двойственной истине — философской и религиозной (Марсилий Падуанский).

  В эпоху Возрождения итальянская философия играет ведущую роль в развитии европейской философии. В целом ренессансная мысль проникнута идеями гуманизма (в широком смысле слова), который противопоставляется первоначально (Петрарка, Боккаччо) поздней схоластике. Философия эпохи Возрождения ещё слабо вычленена в системе культуры и не имеет чёткого осознания специфических для неё предмета и методов; она обычно не отделяет себя от теологии, магии, рождающейся экспериментальной науки, теории искусства и т.п. В общем русле увлечения гуманистов мудростью древних намечаются тенденции к возрождению учений, несовместимых с христианским миросозерцанием, в частности эпикуреизма. Хотя в эпоху Возрождения властно заявляют о себе материалистические и атеистические идеи (Дж. Ч. Ванини и др.), они предстают в целом как тенденции и стороны различных идеалистических концепций. Особое место в формировании новых моральных и политических принципов занимает Н. Макиавелли, утверждающий автономную значимость «государственной необходимости», её независимость от каких-либо моральных и религиозных оснований и выдвигающий идеал сильного человека, своей «доблестью» призванного победить слепую «судьбу». Идеи Макиавелли оказали значительное воздействие не только на мыслителей его эпохи, но и на социологическое концепции нового времени.

  Гуманисты опираются в своих философских построениях на традиции платонизма (сказывается также влияние Августина и восточной патристики), пытаясь синтезировать их с принципами христианского вероучения (М. Фичино, Пико делла Мирандола и деятельность Платоновской академии во Флоренции). Обращение к неоплатонизму и некоторым эзотерическим учениям (каббала и т.п.) привело к распространению оккультных наук, в том числе астрологии и алхимии. Из этого увлечения «магическими науками» родилась итальянская натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла), достигшая наивысшего развития у Дж. Бруно. Проникнутая пантеистическими умонастроениями и гилозоизмом, натурфилософия Возрождения утверждает единство и иерархическая упорядоченность мира, где всё — от сферы духа до сферы низших существ и самой материи — пронизано «симпатическими» связями субстанциального сродства. На основе представления о единстве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) возникает идеал человека-мага, открывающего закономерное действие потаённых сил и благодаря этому господствующего над стихиями. Эти магические устремления натурфилософов способствовали развитию опытного знания, экспериментального естествознания. Материалистические тенденции в итальянской философии Возрождения достигают высшего развития у П. Помпонацци, в целом придерживавшегося аристотелизма.

  Во 2-й половине 17—18 вв. итальянская философская мысль скудеет: в это время в Италия не существовало ни философских школ, ни сколько-нибудь влиятельных философских направлений. Особняком стоит Дж. Вико, один из основоположников историзма в новоевропейской философии, предшественник Гердера и Гегеля. Вико выдвинул теорию исторического круговорота — циклического развития наций, и дал опыт целостного истолкования различных форм духовной культуры и социальной жизни как определённого исторического единства.

  Господствующее положение в философии начала 19 в. занимали различные направления католической мысли, главным образом учения А. Розминии В. Джоберти, испытавших известное влияние Италия Канта и полемизировавших с гегелевской диалектикой. В 1830—60-е гг. выдвигается ряд прогрессивных мыслителей, принадлежавших к демократическому крылу национально-освободительного движения (К. Пизакане, К. Каттанео, Дж. Феррари). В 50—70-х гг. наиболее значительным философским направлением было так называемое неаполитанское гегельянство, к правому крылу которого принадлежал А. Вера, а к левому — Б. Спавента и Ф. де Санктис. Для левых неаполитанских гегельянцев характерно стремление к преодолению догматической трактовки Гегеля, просветительская, гуманистическая, антиклерикальная направленность. В силу своей противоречивости неаполитанское гегельянство стало одним из идейных источников как марксизма в Италия, так и итальянского неогегельянства. В последние десятилетия 19 в. доминирующим в идейной жизни Италия стал позитивизм, представлявший собой пёстрое и в общем неоригинальное явление. Его наиболее известный представитель — Р. Ардиго. Весьма влиятельной в последующем развитии буржуазной социологической мысли оказалась концепция В. Парето (функционалистское учение о «социальном равновесии», теория смены элит и др.).

  В начале 20 в. господствующим становится неогегельянский идеализм в субъективно-идеалистической (Дж. Джентиле) и объективно-идеалистической (Б. Кроче) формах. Итальянские неогегельянцы развили консервативные стороны неаполитанского гегельянства. Они считали идеализм Гегеля недостаточно последовательным, а свою задачу видели в освобождении учения Гегеля от «ошибочной идеи природы» и превращении его в «чистую философию духа». Итальянское неогегельянство развивалось в непрерывной борьбе с марксизмом и в направлении сближения с католическим спиритуализмом. Официальной государственной идеологией Италия с середины 1920-х гг. был фашизм, которому, однако, фактически не удалось создать философские системы, несмотря на заимствования из многочисленных источников — религиозно-мистических, иррационалистических, позитивистских, неогегельянских, синдикалистских и др. Неогегельянство перестаёт быть ведущим направлением в 40-х гг. 20 в. Но если Кроче не оставил философской школы, то влияние Джентиле (примкнувшего к фашизму) продолжало оставаться весьма значительным. Последователи его разделились на так называемых левых джентилианцев (Уго Спирито, Г. Калоджеро), выдвинувших принцип «проблематизма» относительности любого философского решения, и правых джентилианцев — более многочисленную и влиятельную группу, к которой относятся, в частности, представители христианского спиритуализма (М. Ф. Шакка, А. Карлини и др.), соединяющего элементы системы Джентиле с идеями Платона, Августина и Розмини. В центре внимания христианского спиритуализма, в отличие от томизма, официальной философии католической церкви, — индивидуальное сознание, раскрытие его на пути к богу. Томизм весьма распространён в Италия (Ф. Ольджати, К. Джакон, У. Падовани, Г. Бонтадини и др.). Представители основных направлений итальянской религиозной философии объединяются в так называемом Галларатском движении, основанном в 1945; ежегодно происходят съезды участников этого движения.

  После 2-й мировой войны в Италия получает развитие экзистенциализм. Гл. представителем христианского экзистенциализма является Э. Кастелли. Создатель так называемого позитивного экзистенциализма Н. Аббаньяно пытался преодолеть пессимизм и негативизм «классического» экзистенциализма путём соединения его с неопозитивизмом и этическим формализмом. Ряд мыслителей ищет пути от абстрактного гуманизма к марксизму. В этом плане представляют интерес концепции Э. Пачи и особенно Э. Гарена, крупного историка философии.

  В последней трети 19 в. в Италия получают распространение идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Начиная с оригинального мыслителя-марксиста конца 19 в. А. Лабриолы, итальянская марксистская философская мысль ориентируется главным образом в направлении разработки проблем исторического материализма и теории научного социализма. Идейное наследие А. Грамши, основателя Итальянской коммунистической партии, последовательно отстаивавшего и развивавшего марксистско-ленинскую теорию, оказало большое влияние на итальянскую культуру и философскую мысль (не только марксистскую) в послевоенный период. Последователи А. Грамши — П. Тольятти и плеяда современных исследователей-марксистов, основное внимание уделяют вопросам, связанным с концепцией «итальянского пути к социализму». Вопросы диалектического материализма, теории познания, логики, философии естествознания занимают большое место в трудах А. Банфи, Г. Делла Вольпе, Л. Ломбардо-Радиче. Исследовательскую работу итальянские марксисты ведут в области эстетики (критика буржуазной эстетики, проблемы художественного метода, истории эстетических идей и др.). Центром марксистской мысли является Институт Грамши (основан в 1949).

  Главные центры философских исследований: институт философии при Римском университете (основан в 1939), Итальянское общество философских и религиозных исследований, Итальянское общество социологии (основано 1937). Философские журналы: «Archivio di filosofia» (с 1931), «De Homitie» (с 1961), «Critica» (1903—44, с 1945 название — «Quaderni della critica»), «Filosofia» (c 1950), «Giornale di metafisica» (c 1946), «Giornale critico della filosofia italiano» (c 1920), «Il Pensiero» (c 1956), «Rivista critica di storia della filosofia» (c 1946), «Rivista di filosofia» (c 1909), «Rivista di filosofia neo-scolastica» (c 1909), «Sophia» (c 1933), «Sapienza» (c 1948). Вопросы марксистской философии освещаются в журнале «Critica Marxista» (с 1963).

  Н. В. Котрелев (до 19 в.),

  С. А. Эфиров (с 19 в.).

Историческая наука. Основные исторические сочинения периода раннего средневековья в Италия — «Гетика» Кассиодора (6 в.), дошедшая в пересказе Иордана, «История лангобардов» Павла Диакона (8 в.) и история, сочинения Лиутпранда. С ростом городов начался расцвет средневековой исторической науки Италия В 11—13 вв. были созданы многочисленные горные хроники: миланские — Арнульфа и Ландульфа; Генуи — Каффаро; Модены, Пармы и др. городов — Салимбене, а также монастырские хроники (хроника Монтекассино — Льва Марсиканского и др.). К этому же периоду относятся исторические труды Готфрида из Витербо, Гуго Фальканда, Ландульфа и др. В 14 в. появились хроники общеитальянского значения флорентийцев Дино Компаньи и Джованни Виллани.

  Историческую науку эпохи Возрождения в Италия характеризуют отказ от богословских исторических концепций, начало научной критики исторических источников, реалистичный подход к анализу исторических событий. Видные представители гуманистической историографии Италия 15 в. — Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо; основоположником критического метода считается Лоренцо Балла, разоблачивший подложность так называемого. «Константинова дара». Наиболее полное развитие принципы гуманистической историографии нашли в сочинениях крупнейших историков 16 в. — Никколо Макиавелли, впервые подчеркнувшего связь внешнеполитической истории с внутренней политикой государства, и Франческо Гвиччардини, показавшего экономический и политический кризис Италия к началу 16 в.

  В 17 в. итальянская историография переживала упадок, связанный с феодально-католической реакцией. Главным направлением историографии 18 в. было собирание, критика и публикация источников. Наиболее значительны издания Л. А. Муратори.

  Становление буржуазной исторической науки в Италия было связано с идеями Просвещения, а также с идеологическими запросами развивавшегося национального движения. В первые десятилетия 19 в. вышел ряд трудов энциклопедического характера, созданных К. Тройя, Дж. Каппони, Ч. Канту и др. Господствует либерально-католическое направление (неогвельфы); его крупнейшие представители — Тройя, Каппони, Чезаре Бальбо, исследовали преимущественно проблемы средневековой истории Италия В борьбе коммун и папства против чужеземных императоров они видели прообраз современного национального движения. Неогвельфам противостояла школа гибеллинов (Дж. Никколини, А. Раниери, А. Ваннуччи, Дж. Ла Фарина), опиравшаяся на политические и антиклерикальные идеи Макиавелли. Оба направления исчезли после Революции 1848.

  В середине 19 в. растет интерес к социально-экономической истории (труды Л. Чибрарио, Л. Бьянкини, Э. Поджи). В 1842 во Флоренции (и с 1844 в Неаполе) стал выходить первый исторический журнал «Archivio storico italiano».

  После объединения Италия начался новый этап в развитии исторической науки. В 60—70-х гг. 19 в. возникли многочисленные общества по изучению отечественной истории, ряд общих и специальных исторических журналов. В 1883 образовался итальянский исторический институт. Началась публикация обширного документального материала. Повысился уровень исторических исследований. В конце 19 в. ведущая роль принадлежала так называемой филологической школе (П. Виллари и др.), принявшей принципы позитивизма. В конце 19 — начале 20 вв. итальянская историческая наука выдвинула ряд учёных с мировым именем: Э. Пайс — историк античной культуры, Г. Феррероспециалист по истории Древнего Рима, Л. Каэтани — по истории арабских народов.

  В начале 20 в. в историографии получила значительное распространение так называемая экономико-юридическая школа (Г. Сальвемини, Дж. Вольпе и др.). Историки этой школы пытались осуществить синтез исторической, юридической и экономической наук. Большой вклад внесли представители экономико-юридической школы в изучение истории средневековья. В тот же период стала складываться так называемая этико-политическая школа, основоположником которой был Б. Кроче. Она оказала сильное воздействие на развитие не только итальянской, но и мировой буржуазной историографии. Проповеди мнимой беспристрастности историка, метафизичности и социологизму филологической школы Кроче противопоставил тезис об историческом характере всего существующего. Однако историзм Кроче носил идеалистический характер. Отводя социально-экономической истории второстепенную роль, Кроче утверждал, что главная задача историка — изучение духовной и религиозной жизни человечества, т. е. разработка этико-политической истории.

  Вступление Италия в эпоху империализма и формирование империалистической идеологии породили крайне реакционные тенденции в буржуазной историографии. Появились работы, написанные в духе национализма и шовинизма (А. Ориани, Э. Коррадини и др.). В начале 20 в. был достигнут известный прогресс в изучении политических, экономических и идейных предпосылок объединения Италия — так называемого Рисорджименто (труды Дж. Прато, Л. Эйнауди, А. Анцилотти, Н. Родолико, Г. Сальвемини и др.). В период фашистского господства (1922—43) определенная часть итальянской. интеллигенции встала на путь активной поддержки фашизма. Официальными идеологами фашистского режима стали Дж. Джентиле и Дж. Вольпе. Фашистский режим, заинтересованный в идеологическом обосновании своей экспансионистской программы, поощрял исследования в области международной политики. Был создан ряд специализированных институтов: институт стран Среднего и Дальнего Востока, институт стран Восточной Европы, институт международной политики.

  Одним из главных объектов изучения оставалась история Рисорджименто и порожденного им либерального государства. Фашистская историография была представлена работами Дж. Вольпе и др., антифашистская — работами историков различных политический и историографических направлений — Г. Сальвемини, П. Гобетти, либеральная — Б. Кроче, А. Омодео, Ф. Шабо. Антифашистски настроенные историки группировались вокруг журнала Кроче «Critica» (Неаполь).

  Начало марксистской историографии в Италия положили труды А. Грамши и П. Тольятти. После разгрома фашизма и окончания 2-й мировой войны 1939—45 в итальянской историографии выросло сильное марксистское течение, которое внесло значительный вклад в разработку прежде всего проблем новой и новейшей истории. В связи с расширением проблематики исторических исследований появилось много новых исторических институтов.

  Освобождение Италия от гнёта фашизма сделало насущной общественной потребностью переосмысление в свете нового исторического опыта как ближайшего, так и её более отдалённого прошлого. «Сквозными» темами новой и новейшей истории Италия стали социально-экономическая история и история трудящихся масс (работы Дж. Луццатто, Э. Серени, Л. Даль Пане, Л. Бульферетти, Р. Виллари, П. Виллари и др.). Важной самостоятельной областью научных исследований стала в послевоенные годы история рабочего и социалистического движения (работы П. Тольятти, А. Коломби, Дж. Берти, Дж. Тревизани, Г. Манакорда, П. Сприано, Дж. Прокаччи, А. Романо и др.). С 50-х гг. в Италия активизировалась католическая историография (Дж. Спадолини, Г. де Роза, А. Емоло и др.).

Дж. Дзигаина. «Отдых каменщиков». 1953. Галерея. Вадо-Лигуре. Италия.

Дж. Дзигаина. «Отдых каменщиков». 1953. Галерея. Вадо-Лигуре.

  Свидетельством успехов современной историографии является издание ряда обобщающих трудов по истории страны (например, «История Италии», тома 1—5, 1959—60, под редакцией Н. Валери; «История современной Италии» Дж. Канделоро, тома 1—6, 1956—70; русский перевод, тома 1—5, 1958—71). Наиболее обстоятельно изучаются в послевоенное время проблемы экономической истории средних веков, проблемы Возрождения, Рисорджименто, истории рабочего и социалистического движения, фашизма и антифашистского движения. Экономике Италия эпохи феодализма посвящены обширные исследования А. Сапори, Ф. Мелиса, Дж. Луццатто, Р. Лопеца, К. Чиполла. Вопросы идеологии эпохи Возрождения фундаментально разработаны в трудах Э. Гарена, П. Росси, Н. Бадалони, Л. Фирпо. В послевоенный период наиболее значительные работы по истории Рисорджименто созданы Ф. Делла Перута, Г. Куацца, Д. Де Марко, Р. Ромео. Итальянский фашизм исследован в работах историков-марксистов (П. Алатри, Э. Сантарелли и др.) и историков др. политических и историографических направлений, таких, как Л. Сальваторелли, Дж. Мира, Р. Де Феличе и др. Проблемы Сопротивления разработаны учёными и политическими деятелями-марксистами — Л. Лонго, Р. Батталья, историками-социалистами Ф. Каталано, Л. Бассо, Р. Карли-Баллола, католическими историками и историками других направлений.

Сельскохозяйственные работы (аллегория времён года). Скульптор Б. Антелами. 1-я половина 13 в. Баптистерий. Парма. Италия.

Сельскохозяйственные работы (аллегория времён года). Скульптор Б. Антелами. 1-я половина 13 в. Баптистерий. Парма.

  Важнейшие центры изучения истории: Итальянский институт истории средневековья (основан в 1883), институт истории Рисорджименто (основан в 1906), Итальянский институт античной истории (основан в 1930); Итальянский институт новой и новейшей истории (основан в 1934), институт Грамши (основан в 1949), институт Дж. Фельтринелли (основан в 1949). Важными центрами изучения истории являются университеты и многочисленные исторические общества. Основные периодические издания: «Archivio storico italiano» (с 1842), «Nuova antologia» (c 1856), «Archivio storico lombardo» (c 1874), «Archivio storico per ie provincie napoletane» (c 1876), «Rivista storica italiana» (c 1884), «Rassegna storica del Risorgimento» (c 1914), «Nuova rivista storica» (c 1917), «Civilta moderna» (c 1929), «Studi storici» (c 1959), «Critica Marxista» (C 1963).

Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Начата в 1520. Италия.

Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Начата в 1520.

  В. Италия Рутенбург, Л. М. Брагина, Г. С. Филатов.

Экономическая наука. Оформление экономической науки в Италия как самостоятельной отрасли знания относится к середине 18 в. Меркантилисты (наиболее видные из них А. Серра и Дж. Монтанари) придавали особое значение развитию сферы обращения, которая, по их мнению, наибольшим образом способствует росту производительных сил в особых условиях Италия Просветители конца 18 и начала 19 в. Дж. Вико, А. Дженовези, Л. А. Муратори, Дж. Р. Карли и др. в своих работах развивали идеи французских энциклопедистов применительно к требованиям социально-экономического и общественно-политического развития Италия Важную роль в развитии итальянской экономической науки сыграло создание в 1754 А. Дженовези при Неаполитанском университете первой в Европе кафедры политической экономии, объединившей учёных, которые оставили глубокие экономической исследования. К школе Дженовези относился выдающийся итальянский экономист 2-й половине 18 в. Ф. Галиани, который в числе других физиократов, как отмечал К. Маркс, подходил в более или менее метких высказываниях «... к правильному анализу товара...» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 44).

  Развитие экономической науки во 2-й половине 19 в. происходило под значительным влиянием идей и теорий зарубежных, главным образом английских и французских, экономистов. Господствующим направлением были доктрины и концепции экономического либерализма и позитивизма, в наибольшей степени отвечавшие интересам растущей промышленной буржуазии. Представители этого направления (К. Каттанео, Ф. Феррара, А. Месседалья и др.) достигли существенных успехов в разработке конкретных экономических проблем — статистики, денежные обращения, демографии и др. В 70—80-х гг. в Италия распространяется экономическое учение К. Маркса. Работы А. Лабриолы положили начало развитию марксистского направления в экономической науке Италия С критикой капиталистических отношений выступали Дж. Романьози, Дж. Мадзини, К. Пизакане и др., заложившие основы теорий мелкобуржуазного социализма в Италия Важным вкладом в развитие экономической науки в конце 19 в. явились работы В. Парето, который одним из первых начал разработку математических методов анализа экономических процессов и явлений. В конце 19 — начале 20 вв. в Италия получили распространение экономические теории, обосновывавшие активное вмешательство государства в экономическую жизнь (дирижизм). С установлением в стране фашистской диктатуры это направление (К. Ферри, У. Спирито и др.) достигло апогея в корпоративистских теориях, ставших официальной социально-экономической доктриной фашистского государства.

Италия (конец 1797 — начало 1799 гг.). Италия.

Италия (конец 1797 — начало 1799 гг.).

  После 2-й мировой войны 1939—45 развитие экономической науки в Италия приобрело ряд новых черт. Одним из важнейших направлений стала марксистская экономическая мысль, внёсшая большой вклад в изучение структуры и тенденций развития итальянской экономики и государственно-монополистического капитализма (П. Тольятти, Л. Лонго, Р. Гриеко, Дж. Амендола, Э. Серени, А. Пезенти и др.). Особое значение имели национальные и международные теоретические конференции экономистов-марксистов, проведённые Итальянской компартией: национальная конференция о тенденциях развития итальянского капитализма (Рим, 1965), конференция об итальянской и мировой экономике (Рим, 1969). Для экономической мысли этого периода характерно также сохранение влияния дирижизма, или статолистского (от итал. stato — государство) направления (П. Силос-Лабини, Н. Андриата, С. Ломбардини и др.). Кроме того, буржуазная экономическая наука использует теоретические концепции и методы, разработанные экономическими школами др. развитых капиталистических стран, стремясь приспособить их к конкретным условиям Италия Важнейшее место в работах итальянских экономистов всех направлений занимают проблемы, связанные с путями преодоления отраслевых и региональных диспропорций в народном хозяйстве и повышения его эффективности.

  Научно-исследовательская деятельность в области экономики осуществляют государственные учреждения — Национальный центр исследований (основан в начале 1960-х гг.), координирующий научно-исследовательские работы в стране; Центральный институт статистики (основан в 1926), институт по изучению конъюнктуры (основан в 1957), Национальный институт аграрной экономики (основан в 1946); частные учреждения — Бюро по изучению и исследованиям (основано в 1946) при Конфедерации итальянской промышленности; Ассоциация для развития промышленности на Юге (основана в 1946) и др. Научными исследованиями занимаются также экономические факультеты университетов, исследовательские центры Итальянского банка, Национального торгового банка и некоторые другие государственные объединения.

Бронзовая статуэтка из нураге Альбини (Сардиния). Археологический национальный музей. Кальяри. Италия.

Бронзовая статуэтка из нураге Альбини (Сардиния). Археологический национальный музей. Кальяри.

  Экономический журнал: еженедельник «Mondo economico» (с 1946), ежемесячник «Rivista di politica economica» (с 1911), «Moneta e credito» (c 1947), «Rassegna economica» (c 1946). Статьи по экономической науке публикуются также в теоретических журналах Итальянской компартии «Critica marxista» (с 1963) и «Politica ed economia» (c 1970).

  Н. П. Васильков.

Юридическая наука. С6 в. основным предметом изучения для итальянских юристов стала кодификация Юстиниана. Наиболее значительным трудом в области международного права был составленный Кассиодором (6 в.) сборник дипломатических документов, в котором комментировались отдельные нормы права. Определенное внимание праву уделялось в системе схоластического образования. В 10 в. в Павии возникла школа по преподаванию лангобардского права (видные её представители — Бонифилий, Ланфранк, Валькауз, Вильгельм, Уго). Примерно в 11 в. сложилась равеннская школа юристов, изучавших римское право. В конце 11 в. на базе комментирования Кодекса Юстиниана, Институций и др. в Болонье возникла новая правовая школа (так называемая. болонская школа) — школа глоссаторов, основателем которой считается Ирнерий. Известность приобрели его ученики — Булгар, Мартин, Якоб, Гуго. Глоссаторы сыграли большую роль в рецепции римского права и развитии юридических знаний в Европе. Их преемниками были юристы, занимавшиеся комментированием глосс и римского права (так называемые комментаторы, или постглоссаторы); наиболее известны — Одофред, Бартоло и Бальд. Последующим комментированием римского права занимались легисты. В средние века значительного развития достигло и изучение церковного, канонического права. В 1151 сборник канонического права был составлен болонским монахом Грацианом (Кодекс, или Декрет Грациана). Последователей Грациана называли канонистами или декретистами, наиболее видный из них — преподаватель права в Болонье и Модене Дурантис, составивший в 1275 своеобразную юридическую энциклопедию (Speculum judiciale). Значительное влияние на развитие правовой мысли в Италия оказал Фома Аквинский (одна из важнейших частей системы его взглядов — учение о государстве и обществе). Первым сохранившимся сочинением в Италия по уголовному праву была книга 13 в. Альберте Гандино (напечатана в 1491). Уголовному праву посвящены также труды Юлия Клара и Проспера Форниция. Эти учёные пытались оправдать жестокость уголовного права средних веков.

  Характерное для эпохи Возрождения обращение к античности и её классическим образцам в сфере права и правовой мысли вылилось в рецепцию римского права и римской юридической культуры. В 15—16 вв. складывается так называемая филологическая школа юристов, или «элегантная школа правоведения» (Будеус, А. Альциат, Куяций и др.). Её приверженцы стремились от комментирования глосс вернуться непосредственно к изучению римского права в сочетании с римской историей и культурой В результате римское право стало существенным элементом общей культуры эпохи Возрождения. В изучении римского права участвовали не только учёные-юристы, но и виднейшие представители итальянского гуманизма Л. Балла и А. Полициано; первая история римского права была написана учеником Баллы Летом Помпонием («О римских магистратах, жрецах, правоведах и законах»). Глубокий след в итальянской науке о государстве и праве оставили Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини. Ряд прогрессивных идей по вопросам государства и права высказал социалист-утопист Т. Кампанелла. Во 2-й пол. 18 в. с резкой критикой феодальных порядков выступили итальянские просветители. Юрист Г. Филанджери выпустил книгу «Наука законодательства», получившую общеевропейскую известность (она оказала некоторое влияние на взгляды русских декабристов). К деятелям просвещения принадлежал также юрист Ч. Беккариа, выдвинувший прогрессивные принципы уголовного права.

  Среди юристов 19 в. видное место занимает П. С. Манчини — основатель национальной школы международного права. Доктрина Манчини сложилась в условиях движения за объединение Италия, её принципы оказали влияние на науку международного частного права.

  В 70-х гг. 19 в. возникла антропологическая школа уголовного права, иногда её называют ломброзианством, поскольку основателем её был итальянский учёный Ч. Ломброзо; его ближайшими последователями были Р. Гарофало и Э. Ферри.

  В 19—20 вв. в Италия, как и в др. странах, во всех областях буржуазного правоведения наблюдается стремление выйти за рамки формально-догматической методологии (характерной для правовой науки 18 — начала 19 вв.), причём в Италия этот процесс впервые обозначился наиболее четко. В науке государственного права так называемая юридическая школа, главным представителем которой был В. Орландо (основной труд «Принципы конституционного права», русский перевод 1907), обновляется и модернизируется с помощью идей институционализма (С. Романо, С. Лессона и др.). В сфере философии права совершается переход от неокантианства, преобладавшего в начале 20 в., к неогегельянству (например, Дж. Дель Веккьо), которое в период фашизма выступало в самых различных формах (например, политико-правовое учение Дж. Джентиле — одного из теоретиков фашистского режима). Распространение получают идеи корпоративизма (см. Корпоративное государство). После 2-й мировой войны в юридической науке Италия распространяется теория так называемого возрожденного естественного права (А. Пассерин д'Антрев, С. Пассарел, Паллиери и др.) как в неотомистском, так и в светском вариантах (А. Баратта, С. Котта и др.). Развитие получили позитивистские (Н. Боббио) и неопозитивистские (У. Скарнелли) течения в праве, а также социологическая школа (Р. Тревес).

  В 1945 по инициативе Ф. Граматика в Италия был создан центр по изучению социальной защиты. Теория «новой социальной защиты» распространилась как в Италия, так и за её пределами; её сторонники — юристы различной политической ориентации. В рамках этой теории Ф. Граматика возглавляет так называемую группу экстремистов, представители которой считают, что характер применяемых судом мер общественной безопасности должен зависеть не от характера преступного деяния, а от степени антисоциальности подозреваемого (по существу это означает полный отказ от принципа законности в сфере уголовного права).

  Некоторые итальянские юристы рассматривают вопросы государствоведения и правоведения с позиций марксизма. Многие важные правовые проблемы решаются в работах А. Грамши, П. Тольятти, Л. Лонго и др. деятелей Коммунистической партии Италия, а также в программных документах партии.

  Центры научно-исследовательской работы в области права: институт истории итальянского права, институт римского права, институт публичного права и политической доктрины (все в Риме), Юридический институт (Турин), институт истории права и римского права (Милан) и др., а также университеты в Риме, Турине, Милане и др. городах. Наиболее крупные правовые журналы: «Bulletino dell'Istituto de Diritto Romano» (c 1888), «Giurisprudenza Costituzionale» (c 1956), «Giurisprudenza Italiana» (c 1848), «Rassegna di Diritto Romano» (c 1955), «Rivista di Scienza Giuridiche» (c 1950).

  П. С. Грацианский.

Языкознание. Впервые в Италия языковедческие проблемы (классификация языков, причины их изменения, соотношение общего литературного языка и диалектов) были затронуты в трактате Данте «О народном красноречии» (1305). Вплоть до середины 19 в. сочинения о языке носят общефилологический характер: составлялись словари, грамматики, комментарии к латинским и итальянским текстам. В 1582 во Флоренции учредилась Академия делла Круска, где велась работа над нормативным словарём итальянского языка (1612, 5 изд., 1863—1923). Языкознание как отдельная научная дисциплина оформилось в конце 19 в. в связи с развитием сравнительно-исторического описания языков вообще и итальянских диалектов в частности. Основоположником итальянской лингвистики был Г. Италия Асколи, работы которого по древним языкам и по итальянской диалектологии — «Ладинские говоры» (1873) и др.— развивают методы немецкой школы младограмматиков. Последователями Асколи являются итальянской диалектологи К. Сальвиони, П. Г. Гойданич, К. Мерло. Лингвистическая география, представленная работами Дж. Бертони «Диалекты Италии» (1916) и М. Бартоли «Введение в новую лингвистику» (1925), «Очерки ареальной лингвистики» (1945), вначале находилась под влиянием эстетической концепции языка (акт индивидуального творчества) Б. Кроче и носила название неолингвистики. Критику крочеанства в языкознании с позиций точных методов исследования содержит книга Дж. Ненчони «Идеализм и реализм в науке о языке» (1946). Вплоть до середины 20 в. итальянская лингвистика остаётся в стороне от структурных (точных) методов изучения языка и занимается описанием языка как общественного явления. В связи с этим развивались такие области, как диалектология, ономасиология, лингвистическая география (Б. Террачини, К. Мерло, Дж. Видосси, К. Баттисти); составляются лингвистические атласы (Дж. Боттильони, Дж. Видосси), этимологические словари (К. Баттисти и Дж. Алессио); пишутся руководства по общему, индоевропейскому и романскому языкознанию (В. Пизани, Дж. Девото, К. Тальявини); изучаются проблемы субстрата, языковых смешений, этнолингвистики. Большое место занимают также работы, посвященные языку и стилю отдельных писателей (Дж. Фолена, Ф. Маццони, Дж. Контини). Изучение языка Данте, начатое ещё в 16 в., ведётся в специальном институте «Сочиетá дантеска» во Флоренции. В центре внимания итальянских лингвистов и филологов находятся вопросы нормализации итальянского языка, соотношение литературного языка и диалектов, взаимодействие функциональных стилей (Б. Мильорини, Дж. Девото, Т. Де Мауро, А. Скъяффини, Б. Террачини). Обобщающее исследование по истории итальянского языка — книга Б. Мильорини «История итальянского языка» (1960). Научно-исследовательским центром изучения итальянского языка является Академия делла Круска, состоящая из трёх секторов — итальянской филологии, грамматики и лексикографии. Лингвистические журналы: «Archivio glottolog' italiano» (c 1873), «L'ltalia dialettale» (c 1924), «Archivium romanicum» (1917—41), «Cultura neolatina» (c 1941), «Studi di filologia italiana» (c 1927), «Lingua Nostra» (c 1939), «Lingua e Stile» (c 1966).

Дж. Манцу. «Кардинал». Бронза. 1951. Национальная галерея. Осло. Италия.

Дж. Манцу. «Кардинал». Бронза. 1951. Национальная галерея. Осло.

  Т. Б. Алисова.

Италия (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).

Государственный герб Италии. Италия.

Государственный герб Италии.

Флаг государственный. Италия. Италия.

Флаг государственный. Италия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVII. Драматический театр
XIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Коцюбинский Михаил Михайлович [5(17).9.1864, Винница, — 12(25).
Крушанов Андрей Иванович (р. 1.6.1921, село Четь, ныне Боготольский район Красноярского края), советский историк, член-корреспондент АН СССР (1970).
Кэли Артур Кэли, Кейли (Cayley) Артур (16.8.1821, Ричмонд, — 26.
Лейкоциты (от лейко... и греч. kytos — вместилище; здесь — клетка), белые кровяные клетки, бесцветные клетки крови животных и человека.
Лиро-эпический жанр (вид) литературно-художественного произведения сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я».
Льянкиуэ (Llanquihue), озеро на юге Среднего Чили.
Мальмё (Malmo), город и порт на юге Швеции, на восточном берегу пролива Эресунн.
Маха Карел Гинек Маха (Macha) Карел Гинек (16.11.1810, Прага, — 6.
Металлиды, металлические соединения, интерметаллические фазы, промежуточные фазы, химические соединения металлов между собой.
Михайлов Тимофей Михайлович [22.1(3.2).1859, деревня Гаврилово, ныне Сычёвского района Смоленской обл.
Мосаддык Мохаммед (1881, Ахмедабад, — 5.3.1967, там же), политический и государственный деятель Ирана.
Нагорный (пос. гор. типа в Магаданской обл.) Нагорный, посёлок городского типа в Беринговском районе Чукотского национального округа Магаданской области РСФСР.
Немагнитные суда, суда, предназначенные для проведения магнитной съёмки и др.