Италия XV. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИТА
ИТЕ
ИТИ
ИТО
ИТС
ИТТ
ИТУ

XV. Музыка

  Существенная роль в развитии мирового музыкального искусства принадлежит музыкальной культуре Италия Итальянская народная музыка отличается певучестью мелодий, живостью, зажигательностью ритмов. Для народных танцев характерен размер 6/8, 12/8 и быстрый, зачастую стремительный, темп: сальтарелло (сохранились записи 13—14 вв.), родственные ему ломбарда (танец Ломбардии) и фурлана, или форлана (венецианский, фриульский танец), тарантелла (южно-итальянский танец, ставший общенациональным). Наряду с тарантеллой популярна сицилиана, которой близки баркарола (песня венецианских гондольеров) и тосканская риспетто (песня восхваления, любовного признания). Известны песни-жалобы — ламенто (тип причитания). Пластичность и певучесть мелодии, лиризм, нередко подчёркнутая чувствительность типичны для распространённых в Италия неаполитанских песен. Итальянские народные мелодии питали оперную и балетную музыку, проникали в религиозные мессы. К народной музыке обращались многие композиторы Италия и др. стран (в т. ч. М. Италия Глинка, А. С. Даргомыжский, П. Италия Чайковский).

  Существенное влияние на формирование итальянской музыки оказало музыкальное искусство Древнего Рима (см. в ст. Рим Древний). В 6—7 вв., в результате отбора и переработки римской церковью многих местных христианских песнопений, церковные мелодии были систематизированы и канонизированы, завершился процесс создания канонического григорианского хорала, ставшего основой культовой музыки Западной Европы. Католическая церковь, искореняя из церковной музыки проникающие в неё живые элементы народных мелодий, наталкивалась на сопротивление городских общин, стремившихся сохранить местные особенности напевов. Так, например, Милан отстаивал свои, менее аскетичные, напевы, так называемое амвросианское пение, сложившееся ещё в 4 в. (см. Амвросий).

Б. А. Виттоне. Церковь Сан-Микеле в Борго-д'Але (близ Турина). 1770—80. Италия.

Б. А. Виттоне. Церковь Сан-Микеле в Борго-д'Але (близ Турина). 1770—80.

В конце 10 в. крупным центром музыкальной культуры Италия становится Тоскана. Здесь частично протекала деятельность музыканта-теоретика Гвидо д'Ареццореформатора нотного письма (его реформа легла в основу современной нотации). Во Флоренции в 14 в. складывается Арс Нова (Новое искусство) — прогрессивное направление в музыкальном творчестве и теории музыки эпохи Раннего Возрождения, положившее начало расцвету светских 2и 3-голосных лирических (мадригал, баллата) и жанровых (качча) песен, инструментальной музыки. Среди музыкантов выделяются: флорентийский композитор и органист Ф. Ландино, музыкальный теоретик Маркетто Падуанский. В 13—14 вв. получили распространение лауды — одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения духовно-назидательного характера на мелодии народнопесенного склада. Лауды распевались на собраниях городских «братств» в Тоскане, Венеции и др.

  В эпоху Возрождения развивается светское искусство, усиливается влияние народной музыки, значительных успехов достигает музыкально-теоретическая мысль (венецианский композитор и теоретик Дж. Царлино явился основоположником учения о гармонии), возникают новые формы музыкально-общественной жизни — музыкальные академии (одна из них организована в 1470 при дворе Медичи во Флоренции; в 1566 в Риме основана академия «Санта-Чечилия»; в 1666 в Болонье учреждена филармоническая академия) и консерватории (профессиональные музыкально-учебные заведения). О. Петруччи изобрёл новый способ нотопечатания (патент в 1498). Расцветают светские вокальные жанры — фроттолы, вилланеллы, утвердившие в отличие от сложной полифонии итальянской церковной музыки иной тип многоголосия — преобладание аккордики (гомофонии), выделение в верхнем голосе простой, легко запоминающейся мелодии. Песни этих жанров, близкие народным, были популярны среди демократических слоев городского населения. В 16—17 вв. центральное место в светской музыке занимает мадригал, распространившийся в эпоху Раннего Возрождения (становится вокальной поэмой 4или 5-голосного склада, обычно на любовно-лирическую тематику). Новый тип мадригала создали А. Вилларт, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди.

Сцена из оперы «Возвращение Улисса» К. Монтеверди. «Флорентийский музыкальный май». 1942. Италия.

Сцена из оперы «Возвращение Улисса» К. Монтеверди. «Флорентийский музыкальный май». 1942.

  В 15—16 вв. итальянская музыка осваивает достижения европейских полифонистов, оказывая в то же время влияние на мастеров нидерландской школы. В 16 в. формируются крупные школы полифонической музыки — римская (выдвинулась в период Контрреформации) и венецианская. Римскую школу (центр — собор св. Петра) возглавлял Палестрина, создавший классические образцы католического хорового многоголосия а капелла. Он «прояснил» полифонию, приблизился к аккордовому складу, утвердившемуся в светской музыке эпохи Возрождения (писал также светскую музыку — мадригалы). В противовес строгому прозрачно-аккордовому стилю а капелла римской школы, венецианская (центр — собор Сан-Марко) создала пышный, монументально-декоративный стиль вокально-инструментального многоголосия в церковной и светской музыке (с использованием двух и больше хоров, усиленных органами, инструментальными ансамблями). Крупнейшие мастера — А. Вилларт (основоположник школы), А. Габриели, Дж. Габриели.

Б. Антелами. «Снятие со креста»» Мрамор. 1178. Собор в Парме. Италия.

Б. Антелами. «Снятие со креста»» Мрамор. 1178. Собор в Парме.

На рубеже 16—17 вв. в Италия возникают новые виды вокально-инструментальной музыки — опера, оратория, кантата, канцона (сольная песня с инструментальным аккомпанементом), в которых совершается переход от полифонии к гомофонии. Высокохудожественные образцы ораторий и кантат создали Дж. Кариссими, А. Страделла. Появление оперы (конец 16 в.) было подготовлено развитием всех жанров итальянского музыкального искусства: светской музыки, музыкально-драматических представлений (майские представления в деревнях, священные представления, мадригальные комедии, интермедии, пасторальные балеты). В становлении оперы существенная роль принадлежала музыкально-поэтическим содружествам, члены которых стремились к возрождению античной трагедии, проповедовали синтез поэзии и музыки. К флорентийскому кружку («Камерата», возник в 1580) принадлежали первые оперные композиторы — Я. Пери, Дж. Каччини. В 1597 во Флоренции была поставлена первая опера — «Дафна» (Я. Пери, текст О. Ринуччини). В 17 в. опера распространилась по всей Италия Формируясь одновременно в нескольких городах, новый музыкально-сценический жанр приобретал различные черты: на флорентийской опере сказалась некоторая академическая замкнутость аристократического художественного кружка; в Мантуе она носила характер придворного зрелища; в Риме на неё влияли клерикальные круги, впервые появилась бытовая опера (религиозно-назидательного характера). В процессе развития опера выходит за пределы аристократической среды (вначале ставились закрытые спектакли для знати). В Венеции с 1637 открываются публичные платные оперные театры (первый из них — «Сан-Кассиано»). Основателем оперной школы здесь был К. Монтеверди — классик оперы, автор музыкальных трагедий, создавший новый, «взволнованный», музыкально-драматический стиль (кончитато). Среди крупных композиторов венецианской оперной школы 17 в. — Ф. Кавалли, М. А. Чести.

Церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции. Начата в 1014. Италия.

Церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции. Начата в 1014.

  На рубеже 17—18 вв. центр оперного искусства из Венеции переместился в Неаполь. Неаполитанская оперная школа, возглавлявшаяся А. Скарлатти, культивировала жанр оперы-сериа (серьёзная опера, окончательно сложилась в начале 18 в.). Оперы этого жанра писались на условно-героические сюжеты (преимущественно из античной мифологии); крупнейшие либреттисты — А. Дзено и П. Метастазио. Для оперы-сериа характерно преобладание сольных номеров (типична 3-частная ария да капо), без хора и балета. В ней достигло высокого совершенства искусство сольного пения — бельканто. Однако с течением времени внешняя виртуозная сторона исполнения, выдвинувшаяся на первый план, заслонила драматическое и музыкальное содержание спектакля. Опера превращалась в «концерт в костюмах». Более поздние представители неаполитанской оперной школы, особенно Н. Йоммелли и Т. Траэтта, стремились преодолеть установившиеся штампы, сближаясь с принципами оперной реформы К. В. Глюка.

В середине 18 в. в Неаполе и почти одновременно в Венеции сформировался новый жанр — опера-буффа (комическая опера, первоначально с уклоном в буффонаду, затем в сентиментализм). Предшественниками оперы-буффа были популярные в начале 18 в. комедии с музыкой и комической музыкальной интермедии в операх-сериа (опера-буффа «Служанка-госпожа» Перголези была поставлена в 1733 как интермедия между актами его же оперы-сериа «Гордый пленник»). Этот реалистический жанр, народный по своим истокам и социальному содержанию, близкий по сюжетам к городскому и сельскому быту, внёс в оперу яркую характеристичность, живую струю общественной сатиры (изобилие комических ситуаций, пародий) и способствовал распространению демократических идей. Крупнейшие мастера оперы-буффа — Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза (неаполитанская оперная школа), Б. Галуппи (венецианская оперная школа). В развитии оперы-буффа значительна роль К. Гольдони — автора многих либретто (преимущественно к операм Галуппи).

  Лучшие итальянские певцы 18 в. обучались в Неаполе (у Н. Порпоры), Болонье (у Ф. Пистокки), Венеции (у А. Лотти, М. Гаспарини). Среди известных исполнителей: певцы-кастраты А. Бернакки, Дж. Карестини, Каффарелли, Фаринелли (в конце 18 — начале 19 вв. их постепенно вытесняют тенора; певицы Л. Агьяри, А. де Амичис, Ф. Бордони, К. Габриелли, Ф. Куццони, В. Тези, А. Тонелли; певцы М. Аллегранти, М. Бабини, Ф. Буссани, Дж. Давид и др.

  В 18 в. открываются новые оперные театры, в том числе «Сан-Карло» в Неаполе (1737), «Ла Скала» в Милане (1778), «Фениче» в Венеции (1792) и др.

  Расцветает также инструментальная музыка. Начиная с 16 в. и особенно в 17—18 вв. высокого развития достигает лютневое (Франческо да Милане, В. Галилеи), органное (Дж. Фрескобальди), клавирное (Д. Скарлатти) искусство. Большое значение приобретает музыка для смычковых инструментов, в особенности для скрипки. Композиторы-исполнители во главе с А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини заложили основы новых циклических форм: концерта — ансамблево-оркестрового (так называемого кончерто-гроссо) и сольного; сонаты — ансамблевой (так называемой трио-сонаты) и сольной. Вивальди принадлежит один из ранних выдающихся образцов программного симфонизма (концерт «Времена года» для скрипки, струнного квинтета, органа и клавира). Одним из создателей симфонии выступил Дж. Саммартини. Крупным мастером симфонической и камерной музыки 18 в. был виолончелист и композитор Л. Боккерини.

Росту инструментальной музыки способствовало появление первоклассных музыкальных инструментов. Ещё в 15 в. в Бреше, а затем в Кремоне развилось искусство изготовления смычковых инструментов. В 16—18 вв. в Италия работали крупные мастера — семьи Амати и Гварнери, А. Страдивари. В 1709—11 Б. Кристофори изобрёл фортепьяно (молоточковый клавир).

  Многие итальянские музыканты в 18 и начале 19 вв. работали в других европейских странах (в том числе композиторы А. Саккини, Л. Керубини, Г. Спонтини; в России — Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза). В то же время Италия привлекала многих иностранных композиторов, музыкантов, певцов, которые завершали здесь музыкальное образование. Среди учебных музыкальных центров выделялась Болонская филармоническая академия. В 18 в. руководящая роль в ней принадлежала теоретику Дж. Мартини. Членами академии были В. А. Моцарт, чешский композитор Италия Мысливечек, русские музыканты М. С. Березовский и Е. Италия Фомин.

  На рубеже 18 и 19 вв. выдвигаются Н. Паганини — композитор и скрипач, один из основоположников музыкального романтизма, и М. Клементи — один из создателей классической фортепианной сонаты, основатель лондонской пианистической школы.

  Оперное искусство 19 в. развивалось под непосредственным влиянием общественно-политической жизни. В период Рисорджименто многие композиторы чутко откликались на свободолюбивые устремления соотечественников. В ряде опер Дж. Россини, особенно в его историко-героической опере «Вильгельм Телль» (1829, Париж), прозвучал страстный призыв к борьбе за свободу. В творчестве Россини достигла вершины реалистическая опера-буффа («Севильский цирюльник», 1816). Романтическое направление в итальянской опере 19 в. представлено творчеством В. Беллини и Г. Доницетти. Романтик-лирик Беллини выразил в своей музыке тоску и чаяния итальянского народа, мечту об освобождении родины (хоры из его оперы «Норма» вызывали у публики во время спектакля взрывы патриотических чувств). Одной из вершин реализма в оперном искусстве 19 в. явилось творчество Дж. Верди. Наравне с революционно-патриотическими песнями — «Гимн Гарибальди» (музыка А. Оливьери, слова Л. Меркантини, 1858), «Красное знамя» и др., — хоры и арии историко-патриотических опер Верди («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани», «Битва при Леньяно» и др.) воодушевляли итальянский народ в его борьбе с поработителями. Постановки этих опер нередко сопровождались политическими демонстрациями. Протест против социального неравенства звучит в операх Верди «Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Шедевром оперного реализма являются его оперы «Аида», «Отелло».

Сцена из оперы «Норма» В. Беллини. Театр «Ла Скала». 1832. Италия.

Сцена из оперы «Норма» В. Беллини. Театр «Ла Скала». 1832.

<a target=Э. Росси в роли Макбета. «Макбет» У. Шекспира. Италия." alt="Т. Сальвини в роли Отелло. «Отелло» У. Шекспира.">

Э. Росси в роли Макбета. «Макбет» У. Шекспира. Италия.

Э. Росси в роли Макбета. «Макбет» У. Шекспира.

Т. Сальвини в роли Отелло. «Отелло» У. Шекспира.

  В оперном жанре работали также композиторы С. Меркаданте, Дж. Пачини, А. Понкьелли и др. В 19 в. прославились итальянские певцы, представители искусства бельканто: М. Альбони, А. Бозио, Джулия и Джудитта Гризи, А. Каталани, Б. и К. Маркизио, Дж. Паста, А. Патти, Дж. Стреппони, Э. Фреццолини, М. Баттистини, А. Котоньи, Л. Лаблаш, Дж. Марио, Дж. Ронкони, Дж. Рубини, Ф. Таманьо, Э. Тамберлик, А. Тамбурини и др.

Дж. Де Кирико. «Меланхолия прекрасного дня». 1913. Собрание Б. Гольдшмидта. Брюссель. Италия.

Дж. Де Кирико. «Меланхолия прекрасного дня». 1913. Собрание Б. Гольдшмидта. Брюссель.

  Некоторые итальянские музыканты (конец 19 — 20 вв.) — А. Бойто, Ф. Фаччо, А. Каталани, А. Франкетти — стремились перенести в оперу принципы музыкальной драмы Р. Вагнера.

В конце 19 в. в итальянской опере сложилось новое направление — веризм; к нему принадлежали Р. Леонкавалло, П. Масканьи, У. Джордано и Дж. Пуччини; творчество последнего, проникнутое глубоким психологизмом, выходит за рамки веризма. Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Им присущи подчёркнутая эмоциональность, острота драматических положений, театральная эффектность. Среди исполнителей 20 в. — певицы А. Барби, Дж. Беллинчони, А. Галли-Курчи, Т. Даль Монте, Е. и Л. Тетраццини; певцы Дж. Ансельми, Дж. Де Лука, Б. Джильи, Э. Карузо, А. Мазини, Т. Скипа, Титта Руффо, Ф. П. Тости и др.

  В начале 20 в. намечается возрождение итальянского инструментализма. Этому способствовали композитор и дирижёр Дж. Мартуччи, композитор и пианист Дж. Сгамбати. Большую роль в мировой музыкальной культуре сыграли дирижёр А. Тосканини, пианист и композитор Ф. Бузони. В творчестве некоторых композиторов, в том числе О. Респиги, А. Казеллы и др., преломились черты импрессионизма и неоклассицизма. Дж. Ф. Малипьеро, Италия Пиццетти стремятся к возрождению традиций старинной итальянской музыки. В более традиционном плане развивалось творчество Ф. Альфано, Э. Вольф-Феррари, Л. Рокки (в творчестве последнего отразились влияния русской школы). В 50-е гг. 20 в. в Италия усилилось влияние авангардизма. Произведениям ряда современных композиторов свойственна внутренняя противоречивость: обращение к темам большого социального масштаба, высокого идейного звучания сочетается с усложнённостью и надуманностью выразительных средств («Прерванная песня» Л. Ноно, 1956, по письмам осуждённых на смерть борцов Движения Сопротивления, ряд произведений Л. Даллапикколы, Л. Берио). Среди современных итальянских композиторов — Р. Влад, Дж. Ф. Гедини, Италия Монтемецци, Г. Петрасси. За пределами Италия известны имена многих музыкантов и певцов, в том числе дирижёров П. Ардженто, В. Де Сабата, Г. Кантелли, Ф. Превитали, Т. Серафина, Р. Фазано, В. Ферреро, К. Цекки; пианиста А. Бенедетти Микеланджели; скрипачки Дж. Де Вито; виолончелиста Э. Майнарди; певиц Дж. Симионато, Р. Скотто, А. Стелла, Р. Тебальди, М. Френи; певцов Дж. Бекки, Т. Гобби, М. Дель Монако, Ф. Корелли и др. Вклад в развитие музыкальной культуры внесли итальянские музыковеды Л. Торки, А. Бонавентура, А. Делла Корте, Г. Паннаин, Ф. Торрефранка, Г. Барблан (президент общества музыковедения), критик и композитор М. Дзафред.

Микеланджело и Дж. делла Порта. Западный фасад и купол собора св. Петра в Риме. 1586—93. Италия.

Микеланджело и Дж. делла Порта. Западный фасад и купол собора св. Петра в Риме. 1586—93.

  Высокого уровня достигает вокальное искусство. Во многих городах функционируют постоянные оперные труппы, ведущие из них пользуются мировой известностью — «Ла Скала» (Милан), «Сан-Карло» (Неаполь), «Фениче» (Венеция), Римская опера. Вместе с тем многие театры испытывают постоянные материальные затруднения, несмотря на принятый парламентом закон (1967) о частичном субсидировании крупнейших музыкальных коллективов. Большинство оперных спектаклей и концертов недоступно широкой аудитории из-за высоких цен на билеты.

  В Италия проводятся многочисленные музыкальные фестивали (ежегодные) и конкурсы: Международный фестиваль современной музыки (с 1930), «Флорентийский музыкальный май» (с 1933), фестиваль «двух миров» в Сполето (с 1958, основанное итальянским композитором Дж. К. Менотти, живущим в США), «Неделя новой музыки» в Палермо (с 1960); конкурс пианистов им. Ф. Бузони в Больцано (с 1949, ежегодно), конкурс музыки и танца им. Дж. Б. Виотти в Верчелли (с 1950, ежегодно), конкурс им. А. Казеллы в Неаполе (с 1952, каждые 2 года, до 1960 участвовали пианисты, с 1962 — также композиторы), конкурс скрипачей им. Паганини в Генуе (с 1954, ежегодно), конкурс оркестровых дирижёров в Риме (с 1956, каждые 3 года, учрежден Национальной академией «Санта-Чечилия»), конкурс пианистов им. Э. Поццоли в Сереньо (с 1959, каждые 2 года), конкурс молодых дирижёров им. Г. Кантелли в Новаре (с 1961, каждые 2 года), конкурс вокалистов «Вердиевские голоса» в Буссето (с 1961, ежегодно), конкурс хоровых коллективов им. Гвидо д'Ареццо (основан в 1952 как национальный, с 1953 — международный; ежегодно, известен также под названием «Полифонико»). Большое распространение получила коммерческая эстрадная музыка, насаждаемая крупными нотоиздательскими фирмами и фирмами граммпластинок, а также телевидением; проводятся фестивали эстрадной песни (Сан-Ремо, «Канцониссима» и др.).

  Среди музыкальных обществ — Корпорация новой музыки (с 1923), Ассоциация музыкальных библиотек, общество музыковедов и др. В Италия много музыкальных учебных заведений (14 консерваторий, музыкальные лицеи, школы), научных институтов (в том числе институт изучения наследия Верди). С 1808 работает музыкальное издательство и торговая фирма Рикорди и К° (имеются отделения во многих странах).

  Издаются музыкальные журналы: «La Rassegna Musicale» (с 1928), «Il Convegno Musicale» (с 1964) в Турине, «Musica e Dischi» (с 1945), «Musica Jazz» (с 1945), «Scala» (с 1949) в Милане и др.

 

  Лит.: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; его же. Опера до оперы, Собр. музыкально-исторических соч., пер. с франц., т. 4, М., 1938; Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историческая хрестоматия, 2 изд., т. 1—2, М., 1933—36; Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, М., 1937; Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, М. — Л., 1940; Левик Б., История зарубежной музыки, в. 2, М., 1961; Розеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII века, в. 1, М., 1963; Мартынов Италия Италия, История зарубежной музыки первой половины XX века, М., 1963; Конен В. Д., История зарубежной музыки, в. 3, 2 изд., М., 1965; История европейского искусствознания. Вторая половина 19 века, М., 1965; Друскин М. С., История зарубежной музыки, в. 4, 3 изд., М., 1967; Della Corte A., L'opera comica italiana nel’ 700 v. 12, Bari, 1923; Bonaventura A., L’opera italiana, Firenze,1929 Convaglios C., Ilfolklore musicale in Italia, Napoli, 1936; A'bbiati F., Storia della musica, v.1—5, Mil., 1939—46; Sartori C., Bibliografia della musica strumentale italiana stampato in Italia fino al 1700, Firenze, 1952 De Paoli D, l’opera italiana dalle origini all’opera verista, Roma, [1954]; Confalonieri G., Storia della musica, v. 1-2, Mil., 1958.

Лоренцо Гиберти. «История Иакова». Рельеф восточных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1425—52. Италия.

Лоренцо Гиберти. «История Иакова». Рельеф восточных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1425—52.

  (По материалам статьи К. А. Кузнецова из 2-го изд. БСЭ).

XVI Балет Италия — страна, где зародился европейский балет. Этому способствовали традиции античного и средневекового искусства, богатая народная танцевальная культура. От бальных танцев и танцевальных выходов в придворных представлениях (14 в.) к аллегорическим и мифологическим пантомимам (15—16 вв.) — такова эволюция сценического танца. Танец занимал значительное место также в комедии дель арте. В конце 16 в. деятельность итальянских мастеров (балетмейстер Б. Бальтазарини и др.) способствовала формированию балета как театрального жанра во Франции. Во 2-й половине 17 в. балет утвердился и в Италия, в придворном спектакле. В 18 в. почти все музыкальные театры Италия ставили балеты. Ведущие итальянские балетмейстеры и танцовщики (Г. Анджолини, В. Галеотти и др.) работали во Франции, Дании, России и др. странах. Новый этап в развитии балета Италия был связан с началом борьбы итальянского народа за независимость и единство страны (конец 18 в.). Этот этап нашёл отражение в творчестве балетмейстера С. Вигано, который ставил героические хореодрамы («Творения Прометея» Бетховена, 1801, 1813, «Отелло» на сборную музыку, 1818), в постановках Г. Джои. Ученики К. Блазиса, преподававшего в созданной в 1813 балетной школе при театре «Ла Скала», выступали в театрах многих стран. В 1880-х гг. успехом пользовались феерии балетмейстера Л. Манцотти. Итальянские мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце 19 в. был принят танцевальными школами др. стран. Танцовщики освоили пальцевую технику, усложнили вращения и прыжки, достигли большей элевации. Итальянские артисты балета Э. Чеккетти, К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки выступали и на русской сцене. В начале 20 в. балет Италия пришёл в упадок, и только некоторое оживление наступило в период 1920—30-х гг. благодаря деятельности Б. Г. Романова, А. Миллоша и др. В середине 1940-х гг. значительно активизировалась работа балетной труппы и школы театра «Ла Скала», в репертуар которых вошли балеты П. Италия Чайковского, С. С. Прокофьева, постановки Дж. Баланчина, Дж. Кранко и др. По инициативе режиссера Б. Менцотти во 2-й половине 60-х гг. в труппе театра осуществлены экспериментальные постановки для танцовщицы К. Фраччи («Чайка» Р. Влада по А. П. Чехову, «Египетские ночи» на музыку С. С. Прокофьева). Балетные труппы при оперных театрах Рима, Флоренции, Неаполя, Венеции, Палермо периодически ставят балетные спектакли, в том числе постановки Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина, Б. Ф. Нижинской, новые работы А. Миллоша. В Неаполе в конце 60-х гг. в театре «Сан-Карло» был поставлен спектакль «Макбеты» на музыку Р. Штрауса, разоблачающий фашизм, Среди ведущих артистов балета и балетмейстеров 1930—60: А. Радиче, О. Амати, В. Коломбо, М. Пистони, У. Дель Ара. В начале 70-х гг. известность приобрели танцовщики А. Араньо, Э. Терабуст, Л. Кози. Балетные спектакли регулярно ставятся для Международных фестивалей «Флорентийский музыкальный май» (с 1933) и фестиваля в Сполето (с 1958).

Сцена из балета «Титаны». Балетмейстер С. Вигано. Милан. 1819. Италия.

Сцена из балета «Титаны». Балетмейстер С. Вигано. Милан. 1819.

 

  Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 1-4, СПБ, 1913-17; Классики хореографии Л.-М., 1937; Reina F., Des origines du ballet, nes du ballet, P., 1955; Tani G., II balletto in Italia, в кн.: Cinquanta anni di opera e balletto in Italia, Roma, 1954.

  Л. Я. Суриц.

Италия (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).

Государственный герб Италии. Италия.

Государственный герб Италии.

Флаг государственный. Италия. Италия.

Флаг государственный. Италия.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVII. Драматический театр
XIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Варек (франц. varec, varech), морские водоросли, выброшенные волнами на берег.
Ветродвигатель, двигатель, использующий кинетическую энергию ветра для выработки механической энергии.
Водяные папоротники (Hydropteridales, Hydropteridineae), произрастающие в воде папоротники двух порядков — марсилеевидных (Marsileales) и сальвиниевидных (Salviniales), которые объединяются в одну группу по признаку наличия у тех и других резко отличающихся друг от друга мегаспор и микроспор.
Вулканическое стекло, нераскристаллизовавшийся продукт быстро остывшей лавы.
Гарибальдийские бригады, ударные партизанские отряды, организованные в тылу у гитлеровцев Итальянской компартией в период Движения Сопротивления в 1943—45.
Гершуни Григорий Викторович [р. 21.7(3.8).1905, Минск], советский физиолог животных и человека, член-корреспондент АН СССР (1964).
Гойтхский перевал, перевал через Черноморскую цепь Большого Кавказа.
Грация (от лат. gratia — миловидность, прелесть),
Даллес Джон Фостер Даллес (Dulles) Джон Фостер (25.2.1888, Вашингтон, — 24.
Дерунов Константин Николаевич [1(13).6.1866, Петербург, — 29.
Дистальный (от лат. disto — отстою), в анатомии животных и человека пункт, участок тела, более отдалённый от его центра или срединной (медианной) плоскости, в противоположность ближе лежащему пункту — проксимальному, например, кисть занимает Д.
Дука Андроник Дука (Dukas) Андроник (г. рождения неизвестен — умер около 910), византийский полководец.
Жете (французское jete, от jeter — бросать), одно из основных прыжковых па в классическом танце, при котором во время танцевального шага тяжесть корпуса танцовщика переносится с одной ноги на другую.
Звёздные скопления, группы звёзд, связанных между собой силами взаимного притяжения и имеющих совместное происхождение, близкий возраст и химический состав.
Игры детские, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними.
«Интернационал» (гимн) «Интернационал» (франц. L’Internationale, от лат.
Каврайского способ, способ совместного определения географической широты j места и поправки часов u (или долготы l) из астрономических наблюдений.
Капитал (нем. Kapital, франц. capital, первоначально — главное имущество, главная сумма, от лат.