Теккерей Уильям МейкписБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Теккерей (Thackeray) Уильям Мейкпис (18.7.1811, Калькутта, — 24.12.1864, Лондон), английский писатель. Крупнейший представитель «блестящей плеяды» английских романистов 19 в. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 648). Родился в семье богатого колон, чиновника. В 1829—30 учился в Кембриджском университете; много путешествовал. Работал журналистом (в том числе в журнале «Панч»), талантливый художник-карикатурист. — начало 20 вв. Центральный музей Казахстана. Алма-Ата." У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия». Титульный лист. Рис. У. Теккерея (1883). Разнообразное в жанровом отношении (романы, комические повести, юморески, сказки, пародии, очерки, баллады и др.) творчество Теккерей Уильям Мейкпис едино в своей идейно-художественной направленности. Среди лучших произведений Теккерей Уильям Мейкпис — «Записки Желтоплюша» (1840), повесть «Кэтрин» (1840), цикл пародий «Романы знаменитостей» (1847), романы «Книга снобов» (1847), «Ярмарка тщеславия» (1848), «Пенденнис» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857). Замечательными образцами английской прозы являются литературно-критические очерки Теккерей Уильям Мейкпис («Английские юмористы XVIII века», 1853), его письма. У. Теккерей. Понимание социально-исторических закономерностей, критика викторианской буржуазной эпохи соединяются у Теккерей Уильям Мейкпис с представлением о жизни как о вечном «маскараде существования»; в истории он видит трагикомический гротеск, движение по замкнутому кругу (письмо к матери от 10 марта 1848). В своих философских воззрениях Теккерей Уильям Мейкпис был близок к М. Монтеню, Д. Юму. Теккерей Уильям Мейкпис создал новый тип сатирико-юмористического романа, в котором, опираясь на традиции европейской литературы (Аристофан, Петропий, Ф. Рабле, Сервантес, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Л. Стерн, В. Скотт и др.), соединил путём особых «игровых» приёмов жизнеподобные формы отражения действительности с целой системой художественных условностей, восходящих к народному искусству (мотивы мифологические, сказочные, басенные, из английской «рождественской пантомимы»), тем самым значительно расширив возможности социальной сатиры, углубив реализм изображения. Гротескно-сатирические образы Теккерей Уильям Мейкпис (Желтоплюш, Барри Линдон, Бекки Шарп, маркиз Стайн, Барнс Ньюком), раскрывающие глубину отчуждения человека в классовом обществе, выступают как социально обусловленные и одновременно «вечные» типы. В обрисовке их Теккерей Уильям Мейкпис прибегал к символике, ироническому подтексту, алогизму, пародийной стилизации и т. п. Особое внимание он уделяет разработке образа автора-рассказчика, выступающего под масками-псевдонимами (Айки Соломоне, Микель Анджело Титмарш, Пендиннис). В России творчество Теккерей Уильям Мейкпис, поддержанное революционно-демократической критикой, пользовалось широкой известностью в начале 50-х гг. 19 в.
Лит.: История английской литературы, т, 2, в. 2, М., 1955; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М., 1960; Ивашева В. В., Теккерей-сатирик, М., 1958; Ray G. N., Thackeray, v. 1—2, L., 1955—58; Loofbourow J., Thackeray and the form of fiction, Princeton (N. J.), 1964; Flamm D., Thackeray's critics, Chapel Hill, [1967]; McMaster Ju., Thackeray: the major novels, Toronto, [1971]; Pantuckova L., W. М. Thackeray as a critic of literature, Brno, 1972. В. С. Вахрушев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|