Нидерланды (государство в Зап. Европе) XIII. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИИ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИУ
НИФ
НИХ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

XIII. Литература

Древнейшим литературным памятником на нидерландском языке считаются т. н. Каролингские псалмы (9 в.). Первым крупным писателем Нидерланды (государство в Зап. Европе) является Генрих фон фельдеке (р. между 1140—50 — умер около 1200 или 1210), создатель куртуазного стиля в нидерландских и немецких литературах. В творчестве Г. де Гроте (1340—87) и Й. Брюхмана (1400—73) содержатся мистические идеи, которые были формой протеста против католической церкви. Заметное место занимали «Рифмованная хроника» (1305) Мелиса Стоке и новеллы Дирка Поттера (около 1370—1428) в духе итальянского Возрождения. В Амстердаме и других городах значительную роль в литературной театральной жизни в 14—16 вв. играли так называемые камеры риторов, или редерейкеров. Известным исполнителем «спроков» и «бурде» (нидерландское фабльо) был В. ван Хилдегарсберх (около 1350—1408). Идеи Возрождения в литературе Нидерланды (государство в Зап. Европе) наиболее полное выражение нашли в творчестве Эразма Роттердамского; широкую известность получила его сатира «Похвала глупости» (1509, изд. 1511). С гуманистическим движением связаны также поэзия Я. ван дер Нота (1540 — около 1595), сатиры Ф. Марникса ван Синт-Алдегонде (1540—1598), проза Д. В. Корнхерта (1522—90), К. ван Мандера (1548—1606), Х. Спигела (1549—1612). литература Нидерланды (государство в Зап. Европе) 12—16 вв. развивалась в русле нидерландской литературы.

17 в. — «золотой» век в культуре Нидерланды (государство в Зап. Европе) Для творчества писателей этой эпохи, принадлежавших к разным литературным направлениям (главным из которых был классицизм), характерно внимание к социальным и этическим проблемам. В стихах А. Валериуса (1575—1625, сборник «Памятные звуки Нидерландов», опубликован 1626) выражены художественные принципы народной поэзии и песен «гёзов». Писатель П. К. Хофт (1581—1647) возглавлял так называемый «Мейденский кружок», сыгравший важную роль в истории гуманистической литературы 17 в. В развитии национальной драматургии важное место заняло творчество С. Костера (1579—1665). Демократическими идеями проникнуты произведения Г. А. Бредеро (1585—1618) и Я. Стартера (1594—1626). Кальвинистско-мещанскую мораль выражал поэт Я. Кате (1577—1660). Значительное явление — лирическая и дидактическая поэзия К. Хёйгенса (1596—1687), отмеченная, однако, усложнённостью поэтического слога. Контрастировали с классицистической драматургией пьесы Я. Фоса (около 1610—67), отличавшиеся барочной высокопарностью стиля. Известностью пользовались романы И. ван Хемскерка (1597—1656) и Нидерланды (государство в Зап. Европе) Хейнзиуса (1656—1718). Под влиянием пантеистической философии Б. Спинозы развивалась поэзия Я. Лёйкена (1649—1712). Центральное место в истории литературы 17 в. занимало творчество поэта и драматурга И. ван ден Вондела (1587—1679), в котором взаимодействуют черты классицизма и барокко. Его трагедия «Люцифер» (1654) — один из шедевров мировой литературы.

  В литературе 18 в. наблюдается ослабление национально-демократических традиций. Новые, буржуазные патрицианские идеалы привели к эпигонскому следованию литературным образцам др. стран, особенно французскому классицизму. В идейно-художественном отношении значительной была драматургия П. Лангендейка (1683—1756), опиравшегося на традиции Мольера. Особое место занимает поэзия Х. Пота (1689—1733), развивавшего народно-демократические традиции. Ю. ван Эффен (1684—1735) издавал журнал «De Hollandsche Spectator» (1731—35), в котором, подражая английским просветителям, подверг критике бюргерские нравы. Братья В. ван Харен (1710—68) и О. З. ван Харен (1713—79), испытавшие влияние Вольтера, выступали с демократических позиций. О. З. ван Харен в трагедии «Агон» (1769) осудил злодеяния нидерландских колониальных властей, а в историческом эпосе «Гёзы» (1771) прославил восстание Нидерланды (государство в Зап. Европе) против Испании. Во 2-й половине 18 в. формируется сентиментализм, видным представителем которого был поэт Р. Фейт (1753—1824), автор романов «Юлия» (1783) и «Фердинанд и Констанция» (1785). Просветительным и критическим пафосом проникнуты семейно-бытовые романы «Сара Бюргерхарт» (1782) и «Биллем Леевенд» (1784—85) Элизабеты Волф-Беккер (1738—1804) и Агье Декен (1741—1804), подражавших С. Ричардсону. Я. Беллами (1757—86) — автор сборника патриотических стихов «Песни Зеландуса об отчизне» (1785). Эстетиколитературные сочинения Х. ван Алфена (1746—1803) и Й. Кинкера (1764—1845) подготовили предромантические течения.

  В. В. Данчев.

Подъём национального самосознания нашёл выражение в гражданской поэзии Я. Ф. Хелмерса (1767—1813), идеи которой разделяли К. Лоте (1765—1834), В. Месхерт (1790—1844) и др. Эти поэты не отличались радикализмом воззрений, их творчество постепенно выродилось в бытописательство (Х. Толленс, 1780—1856). Крайним субъективизмом отмечено творчество поэта-романтика и историка В. Билдердейка (1756—1831). Его деятельность подготовила появление группы романтиков «Пробуждение» (1823 — 60-е гг.), а также антирационалистическх и антидемократических течений. Начало им положил И. да Коста (1798—1860) в манифесте «Обвинения против духа века» (1823). Писатели Кинкер, А. Старинг (1767—1840), Я. Гел (1789—1862) следовали принципам просветительского реализма, подготовили почву для появления в 40-е гг. реалистической школы, которая ограничивалась, однако, поверхностным отображением действительности. Лучшее произведение реалистической школы — сборник рассказов «Камера обскура» (1839) Нидерланды (государство в Зап. Европе) Бетса (1814—1903) — зарисовки голландской жизни. А. Дрост (1810—34) пытался создать оригинальный нидерландский исторический роман («Хернингард с Дубового городища», 1832), лучшие образцы которого дали Я. ван Леннеп (1802—68), Х. Схиммел (1823—1906), Я. Олтманс (1806—54). В романах Анны Босбом-Туссен (1812—86) содержатся реалистические черты. Значительным событием в литературе Нидерланды (государство в Зап. Европе) было основание журнала либерального направления «De Gids» (1837); вокруг него группировались писатели Э. И. Потгитер (1808—75), К. Бюскен Хют (1826—86), Р. К. Бакхёйзен ван ден Бринк (1810—65). В их творчестве отразилось критическое отношение к мещанству, были заложены основы реалистической эстетики. Крупнейший писатель 19 в. — Э. Д. Деккер (1820—87), известный под псевдонимом Мультатули. Дебютировав как революционный романтик («Макс Хавелаар», 1860, «Письма любви», 1861), он перешёл на позиции критического реализма (драма «Школа князей», 1872, роман «Ваутертье Питерсе», 1862—77). Его творчество направлено против нидерландского колониализма и бесчеловечности буржуазного общества.

  В 80-е гг. в литературе Нидерланды (государство в Зап. Европе) ведущую роль играла группа так называемых восьмидесятников, издававших журнал «De Nieuwe Gids» (1885—1943). Их глава — В. Клос (1859—1938) опубликовал в 1882 своеобразный манифест движения — сборник сонетов Ж. Перка (1859—81) «Матильда». Творчество «восьмидесятников» характеризуется пристальным вниманием к внутреннему миру человека, а также интересом к социальным проблемам. В группу входили Ф. ван Эден (1860—1932), А. Вервей (1865—1937), Л. ван Дейссел (1864—1952) и др. В творчестве Дейссела соединились элементы натурализма и импрессионизма. Эден подверг критике буржуазное общество («Маленький Йоханнес», 1887—1906). В конце 19 — начале 20 вв. в связи с ростом рабочего движения и образованием нидерл. социал-демократии среди «восьмидесятников» произошло размежевание. Клос, Вервей, Л. Куперус (1863—1923) остались на позициях индивидуализма и «чистого искусства»; Эден, Ф. ван дер Гус (1859—1939), Г. Гортер (1864—1927) пришли к социалистическим идеям. Реакцией на крайние проявления натурализма явился неоромантизм: А. де Вит (1864—1939), А. ван Схендел (1874—1946), А. ван дер Леу (1876—1931).

  В литературе начала 20 в. доминирующее место заняли социалистические идеи. Г. Хейерманс (1864—1924) в романе «Город бриллиантов» (опубликован 1904) обратился к изображению жизни фабричных рабочих; в драмах «Гибель „Надежды”» (1901), «В трудах и молитвах» (1903) и др. он выступил против капиталистической эксплуатации. Гортер и Хенриетта Роланд-Холст ван дер Схалк (1869—1952) посвятили своё творчество борьбе за освобождение рабочего класса. Значительным событием было появление поэм Гортера «Мэй» (1889) и «Пан» (1912), а также сборников стихов Роланд-Холст «Вновь рожденные» (1903), «Дорога вверх» (1907), «Праздник памяти» (1915) и драм «Томас Мор» (1912), «Дети» (1922). А. ван Коллем (1858—1933) под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России создал «Мятежные песни» (1919) и «Песни солидарности» (1918—22).

  1-я мировая война 1914—18 разрушила веру в буржуазный прогресс. В поэзии М. Нейхофа (1894—1953), А. Роланд-Холста (р. 1888), И. Слауэрхофа (1898—1936), Г. Ахтерберга (1905—62) ведущими стали мотивы одиночества, обречённости человека перед лицом судьбы. В поэзии главное место занял экспрессионизм: Х. ван ден Берг (р. 1897), Х. Марсман (1899—1940), Х. де Фрис (р. 1896). Проза представлена социально-критическим романом. Роман «Хлеб» (1933) М. Деккера (1896—1962) насыщен революционным пафосом. Разоблачению капиталистической эксплуатации посвящен роман И. Ласта (1898—1971) «Зёйдерзее» (1934). Широкое полотно народной жизни дано в романах Т. де Фриса (р. 1907) «Земля-мачеха» (1936) и «Колесо Фортуны» (1938). Писатели, группировавшиеся вокруг журнала «Forum», выступали против фашизма: публицисты Э. дю Перрон (1899—1940) и М. тер Брак (1902—40); С. Вестдейк (1898—1971), автор стихов, а также романов «Эльза Бёлер, немецкая служанка» (1935) и «Сошествие в ад господина Фиссера» (1936).

  В годы оккупации Нидерланды (государство в Зап. Европе) немецко-фашистскими войсками (1940—45) распространение получила нелегальная печать, в которой приняли участие Вестдейк, Т. де Фрис, Я. Гресхоф (1888—1971), А. ван Дёйнкеркен (1903—68) и др. Нелегально был издан трёхтомный сборник «Новый песенник гёзов» (1944). Темы Сопротивления нашли отражение и в послевоенной литературе: роман «Поражение» (1950) А. Космана (р. 1922), «Пастораль 1943 года» (1949) Вестдейка, «Сапог на шее» (1945) М. Деккера, трёхтомная эпопея «февраль» (1961) Т. де Фриса.

  В 50-е гг. появилась поэтическая школа так называемых эксперименталистов (Люсеберт, р. 1924, Я. Элбург, р. 1919, Г. Каувенар, р. 1923, С. Финкеног, р. 1928, Р. Камперт, р. 1929), к которой в 60-е гг. примкнули и прозаики («экспериментальный роман» — С. Полет, р. 1924, Я. Бернлеф, р. 1937, и др.). Эксперименталисты, не принимая буржуазное общество, пытаются облечь свои нередко анархические взгляды в модернистские формы. Популярностью пользуются романы «Слёзы акаций» (1949), «Тёмная комната Дамокла» (1959) и «Нет больше сна» (1966) В. Херманса (р. 1921), проза Х. Хасе (р. 1918), С. ван хет Реве (р. 1923), Я. Волкерса (р. 1925), Г. Мюлиса (р. 1927). Так называемый новый стиль, соединение искусства с наукой, пропагандируют «постэксперименталисты» (Г. Слётелар, р. 1935, Г. Верхаген, р. 1939), выступившие в 60-е гг. Новое поколение поэтов и прозаиков, назвавшее себя «группой 70-х годов», в своём «Манифесте для 70-х годов» начало борьбу против увлечения формализмом, за создание литературы, близкой и доступной народным массам (П. Андриссе, р. 1941, Г. Пломп, р. 1944, и др.).

  Литературоведение. Становление литературоведения как самостоятельной науки происходит в середине 19 в. В. И. А. Йонкблут создал первую научную историю нидерландской литературы. Как профессиональный критик выступал К. Бюскен Хют. В 20 в. господствующее положение в литературоведении занимает т. н. академическая школа (Я. де Винкел, К. Г. Нидерланды (государство в Зап. Европе) де Войс, И. ван Мирло, Г. Кнювелдер, Г. Стёйвелинг). Вместе с тем значительную роль играют различные эстетские направления и теории (Г. Калфф, Х. ван дер Берг, М. тер Брак, К. Фене, И. И. Верстеген, Х. Кале и др.).

 

  Лит.: Корсаков П. А., Голландская литература, «Библиотека для чтения», 1838, т. 27, № 3—4; его же, Опыт нидерландской антологии, СПБ, 1844; Болдаков И. М., Нидерландская литература в средние века, в кн.: Всеобщая история литературы..., под ред. В. Ф. Корша, т. 2, СПБ, 1885; Кирпичников А. И., Очерк истории нидерландской литературы, там же, т. 4, СПБ, 1889; Волевич И. В., Современная литература Нидерландов, М., 1962; Knuvelder G., Handboek tot de geschiedenis der Nederlandse letterkunde, 4 druk., dl 1—4, 's-Hertogenbosch, 1967; Geschiedenis van de letterkunde der Nederlanden. Onder redactie van F. Baur [e. a.], dl 1—9, Brussel — 's-Hertogenbosch — Antw., 1939—52; Brandt Corstius J. C., Geschiedenis van de Nederlandse literatuur, Utrecht — Antw., 1959; Vooys C. G. N. en Stuiveling G., Schets van de Nederlandse letterkunde, Groningen, 1966; Sivirsky A., Het beeld der nederlandse literatuur, 3 druk, [Groningen], 1970; Kuypers J. en Ronde T. de, Beknopte geschiedenis van de Nederlandse letterkunde, 11 druk., Antw., 1972; Stuiveling G., Een eeuw Nederlandse letteren, Amst., 1958; Simons W. J. Hakken en spaanders, Amst., 1971; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur. 1961—66, Amst., 1967; Een overzicht van vijf jaar Nederlandse literatuur, 1967—71, Amst., 1972.

  Ю. Ф. Сидорин.

Нидерланды (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название — Голландия).

Государственный герб Нидерландов. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Государственный герб Нидерландов.

Флаг государственный. Нидерланды. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Флаг государственный. Нидерланды.

I. Общие сведения Н. — государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км. Граничит на Ю. с Бельгией, на В. с ФРГ. В состав территории Н. входят Западно-Фризские острова. Площадь 36,9 тыс. км2 (без внутренних вод) или 41,2 тыс. км2 (с внутренними и территориальными морскими водами). Население 13,5 млн. чел. (начало 1974). Столица — г. Амстердам, местопребывание парламента и правительства — г. Гаага. В административном отношении территория разделена на провинции (см. табл. 1), последние — на общины.

  Табл. 1. — Административное деление (1970)

Провинции

Площадь, тыс. км2(без внутренних вод)

Население, тыс. чел.

Административный центр

Гелдерланд (Gelderland)

5,0

1533,7

Арнем (Arnhem)

Гронинген (Groningen)

2,3

522,4

Гронинген (Groningen)

Дренте (Drenthe)

2,6

372,6

Ассен (Assen)

Зеландия (Zeeland)

1,7

310,3

Мидделбург (Middelburg)

Лимбург (Limburg)

2,2

1012,4

Маастрихт (Maastricht)

Оверэйсел (Overijssel)

3,8

932,9

Зволле (Zwolle)

Северная Голландия (Noord-Holland)

2,7

2260,0

Харлем (Haarlem)

Южная Голландия (Zuid-Holland)

2,8

2991,7

Гаага ('s-Gravenhage)

Северный Брабант (Noord-Brabant)

4,9

1819,5

Хертогенбос ('s-Hertogenbosch)

Утрехт (Utrecht)

1,3

816,4

Утрехт (Utrecht)

Фрисландия (Friesland)

3,4

526,7

Леуварден (Leeuwar» den)

Польдеры2 (Zuidelijke ljsselmeerpolders)

1,0

17,2

 

 

 

 

В. Дюдок. Ратуша в Хилверсюме. 1928—30. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

В. Дюдок. Ратуша в Хилверсюме. 1928—30.

  Владения Н. в Америке — Суринам (Нидерландская Гвиана) и Нидерландские Антильские острова (Кюрасао, Аруба, Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус и южная часть о. Сен-Мартен).

Солка сыров. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Солка сыров.

II.Государственный строй

  Н. — конституционная монархия. Действующая конституция принята в 1887 (существенно дополнялась и изменялась в 1920—65; последняя редакция 1965). Глава государства — король (королева), наделённый широкими полномочиями; назначает министров и судей, имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. При короле имеется назначенный им совещательный орган — Государственный совет. Законодательную власть осуществляют король и парламент Н. — Генеральные штаты, состоящие из двух палат. Члены Второй (нижней) палаты (150 депутатов) избираются населением на 4 года. Первая (верхняя) палата избирается на 6 лет провинциальными штатами пропорционально численности населения провинций; состав палаты обновляется наполовину каждые три года. Правом законодательной инициативы от имени парламента обладает Вторая палата. В результате выборов 1972 во Второй (нижней) палате места между партиями распределились следующим образом: 43 места — Партия труда, 27 — Католическая народная партия, 22 — Народная партия за свободу и демократию (либералы), 14 — Антиреволюционная партия, 7 — компартия, 7 — Христианско-исторический союз, 7 — Политическая партия радикалов, 6 — Демократы-66, 6 — Демократические социалисты-70, 3 — Государственная реформистская партия, 3 — Крестьянская партия, 2 — Реформистский политический союз, 2 — Пацифистская социалистическая партия, 1 — Римско-католическая партия. В Первой (верхней) палате в 1972 Католическая народная партия имела 22 места, Партия труда — 18, Народная партия за свободу и демократию (либералы) — 8, Антиреволюционная партия — 7, Христианско-исторический союз — 7, Демократы-66 — 6, компартия — 3, Политическая партия радикалов — 2, Пацифистская социалистическая партия — 1, Реформистский политический союз — 1. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

  Исполнительная власть принадлежит правительству — Совету Министров.

  В провинциях имеются органы местного самоуправления — провинциальные штаты, избираемые населением на 4 года. Председатели провинциальных штатов — комиссары назначаются королём и являются представителями центральной власти. В городских и сельских общинах имеются выборные органы — общинные советы, подчинённые центральным властям и провинциальным штатам. Возглавляющий общинный совет бургомистр назначается королём на 6 лет.

  Судебную систему Н. возглавляет Верховный суд — высшая апелляционная инстанция (состоит из председателя,2 вице-председателей и 17 членов, назначаемых королём по представлению Второй палаты парламента), имеются также апелляционные суды и окружные суды. Функции судов первой инстанции осуществляют кантональные судьи.

III. Природа
V. Исторический очерк
Н. в период буржуазной революции 16 в.
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
  1. Естественные и технические науки
3. Научные учреждения
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Гхассульская культура, археологическая культура эпохи энеолита (конец 5—4-е тыс.
Еврейская автономная область, в составе Хабаровского края РСФСР.
Инспектор (от лат. inspector — наблюдатель, смотритель), 1) в советских государственных учреждениях и на предприятиях, а также во многих общественных организациях должностное лицо, осуществляющее надзор и контроль за правильностью действий подведомственных органов и лиц (финансовый И.
Кентавры, в древнегреческой мифологии лесные или горные демоны, полулюди, полукони, пристрастные к вину спутники Диониса.
Которская бухта (Boka Kotorska), залив Адриатическом море, в южной части побережья Югославии (Социалистическая Республика Черногория).
Либерально-демократическая партия (ЛДП) (Дзию минсюто), политическая партия Японии, выражающая интересы крупного капитала, сельской буржуазии и привилегированной бюрократии.
Мединь Янис Мединь, Мединьш Янис [27.9(9.10).1890, Рига, — 4.
Набат (от араб. наубат — барабанный бой), 1) сигнал тревоги для сбора народа или оповещения о бедствии, подаваемый барабанным боем, ударами в колокол и т.
Олонхо, якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тыс.
Пико... (от исп. pico — малая величина), приставка для образования наименования дольных единиц, по размеру равных 10-12 исходной единицы.
Псевдоним (от псевдо... и греч. onyma — имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя.
Садо, остров в Японском море, в 30 км от западного побережья острова Хонсю.
Собачий зуб, вид луковичных растений из рода кандык; название основано на сходстве формы луковицы с клыком собаки.