Нидерланды (государство в Зап. Европе) XV. МузыкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка Первые сведения о музыкальной культуре Нидерланды (государство в Зап. Европе) относятся к раннему средневековью С. 12 в. развиваются рыцарская лирика и искусство менестрелей, городских и придворных (играли на духовых инструментах). С 13 в. существовали школы менестрелей. В 14 в. возникают хоровые капеллы при различных цехах. Музыка приобретает важное значение в жизни общества. Городские музыканты — стадпейперы (трубачи и др.) участвуют в церковных и придворных торжествах. Создаются церковные музыкальные коллегии и (впервые в Европе) профессиональные певческие школы (метризы) при крупнейших кафедральных соборах. Подготовкой хористов ведал магистрат. Для нидерландских городов (с 15 в.) характерен мелодичный колокольный звон (системы колоколов управлялись часовыми механизмами). Празднества, ярмарки (кермессы), стрелковые и др. соревнования сопровождались игрой на музыкальных инструментах, пением и танцами. Особенно популярны были песенные и хоровые жанры. Среди сохранившихся памятников народной музыкальной культуры Нидерланды (государство в Зап. Европе) — песни флагеллантов (религиозных сектантов 15 в.). Исключительно высокого подъёма достигло музыкальное искусство Нидерланды (государство в Зап. Европе) в 15—16 вв., когда на богатой основе народной музыки, французского и английского многоголосия и передовой профессиональной музыкальной культуры расцвела нидерландская школа контрапунктистов, широко распространившаяся в др. странах. Она ознаменовала классический период музыки Нидерланды (государство в Зап. Европе) и вершину развития европейской вокально-хоровой полифонии, определив законы контрапункта. Деятельность её крупнейших представителей оказала значительное влияние на дальнейшее развитие всей западноевропейской музыки. В 16 в. в период буржуазной революции в Нидерланды (государство в Зап. Европе) получили общенародное распространение песни гёзов (повстанцев), направленные против испанской тирании. В их мелодике отражены черты формировавшегося национального песенного стиля. В 16 в. в Амстердаме и др. городах возникает карийон — национальное искусство виртуозной игры на наборе колоколов, литьём которых славились нидерландские мастера (заимствовано затем др. странами). Среди известных звонарей (также органистов) — С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт, Х. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.). Здание городских весов в Харлеме. 1597—98. В 17 в. в связи с развитием инструментальной музыки высокого уровня достигает производство музыкальных инструментов (клавиры фламандских мастеров 17 — 1-й половины 18 вв.— лучшие в Европе; славятся и нидерландских органные мастера). С утверждением кальвинизма в независимых Северных Нидерландах упраздняется пышное (католическое) хоровое многоголосие, распространяется протестантское пение. Высокого уровня достигает органное искусство. Крупнейший композитор, мастер органной и клавирной игры конца 16 — начала 17 вв. Я. П. Свелинк оказал влияние на развитие немецкой органной школы. Однако в целом музыка Нидерланды (государство в Зап. Европе) с 17 в. теряет ведущее значение. Клавирная, лютневая и ансамблевая игра, многоголосное пение, игра на комнатном органе (портативе) распространяются в бюргерской среде (о чём свидетельствуют полотна голландских живописцев). Образуются содружества любителей музыки — «коллегиум музикум». Развиваются жанры инструментальной музыки (органной, клавирной, для струнных и др. ансамблей). Магистрат Амстердама организует бесплатные концерты церковных органистов для горожан (до 1727), которые позднее превратились в публичные органные концерты. В 17—18 вв. Амстердам — важнейший европейский центр музыкального-издательского дела. С конца 17 в. (в период государственной унии с Англией) в Нидерланды (государство в Зап. Европе) преобладает английская, французская и итальянская музыка. Для её исполнения создаются вокально-инструментальные капеллы (в 1732 в Гааге и др.). Наряду с домашним музицированием и церковными концертами в 18 в. утверждается новая форма музыкальной жизни — платные публичные концерты гастролёров, в числе которых были выступления А. Вивальди (1738) и юного В. А. Моцарта с сестрой (1765—66, в Амстердаме и Гааге). Спектакли итальянской и французской комической оперы ставились эпизодически на сценах драматических театров (главным образом силами иностранных артистов). Первая голландская опера в стиле классицизма — «Торжествующая любовь» К. Хакуарта (1678). Среди др. подобных опер национальных композиторов — «Земира и Азор» (1783), «Ричард Львиное Сердце» (1792) и «Две статуи» (1798) Б. Рулофса. В Гааге и Амстердаме музыкальные коллегии преобразуются в концертные общества. В 1777 в Амстердаме организуется научное и культурное общество «Богатое заслугами» (существовало до 1889) с оркестром и собственным концертным залом, где дирижёрами выступали известные композиторы Б. Рулофс и Й. Ферхюлст. С 1796 проходили воскресные концерты общества «Музыкальное просвещение», в 1815 в Гааге возникло общество «Хармоника», преобразованное в 1821 в общество «Дилигенция», много лет дававшее симфонические концерты. Церковь в Гармерволде. 3-я четверть 13 в. В 1-й половине 19 в. развивается национально-демократическая музыкальная культура, вначале с немецким романтическим влияниями, так как многие голландские композиторы обучались в Германии. Среди них: Ж. Б. ван Бре, Й. Ферхюлст (оркестровая, камерная, культовая музыка), Р. Хол (национальные песни и хоры), В. Николаи (национальные детские песни). Была основана первая национальная Королевская музыкальная школа (1826—46, Гаага), создано общество поощрения музыки (1829), которое поддерживало премиями национальных композиторов и издавало их произведения, открыло в 1853 собственную музыкальную школу, участвовало в организации Амстердамской консерватории (1884) и хоровых коллективов в ряде городов Нидерланды (государство в Зап. Европе) В 1841 учреждено общество «Цецилия» по охране быта музыкантов. Проводились публичные концерты на открытом воздухе с участием Королевской военной капеллы в Гааге (с 1829) и Паркового оркестра в Амстердаме. С 1875 существует Королевское общество нидерландских музыкантов (Амстердам) с различными профессиональными объединениями и многочисленными отделениями в стране. В 1883 было основано крупнейшее концертное общество «Консертгебау» с собственным залом, с хором и знаменитым симфоническим оркестром, которым руководили В. Кес (1888—95), выдающиеся нидерландские дирижёры В. Менгельберг (1895—1941), Э. ван Бейнум (1945—59), Э. Йохум (с 1961); с этим оркестром работали П. Монтё, Б. Вальтер; позднее оркестр возглавил В. ван Оттерло. Развитию оперы в Нидерланды (государство в Зап. Европе) способствовали организованное в 1884 Вагнеровское объединение «Вагнер-Веренинг» (до 1919 руководил Х. Виотта; исполнялись в 1894—1912 вагнеровские оперы, позднее и произведения др. композиторов, в том числе современных) и национальные оперные труппы — «Холландсе опера» (1886—94, организована Й. Г. де Гротом, ставила на голландском языке оперы композиторов С. ван Миллигена, Я. Брандтс-Бёйса, В. Ландре и др.), «Де Недерландсе опера» (1894—1901, основанная дирижёром К. ван Линденом) и Национальная опера (1916—23, руководитель Г. Х. Коиман). Получают известность нидерландские оперные артисты: Я. Урлюс, А. ван Рой, К. ЭнгеленСевинг и др. Й. Мендес да Коста. «Ван Гог» (фрагмент) Бронза. 1908. Государственный музей Крёллер-Мюллер. Оттерло. В конце 19 — начале 20 вв. выдвигаются национальные композиторы Б. Звере, затем Й. Вагенар (также дирижёр, органист, в 1919—37 директор Королевской консерватории, основанной в 1908 в Гааге) и А. Дипенброк; они создали национальный программный симфонизм, вокально-инструментальные и музыкально-театральные произведения, став основоположниками современной национальной музыкальной школы Нидерланды (государство в Зап. Европе) Среди др. музыкантов — К. Доппер, автор программных национальных симфоний, и музыкальный фольклорист Ю. Рентген. В числе композиторов начала 20 в. — Я. ван Гилсе, импрессионисты А. Вормолен и Б. ван ден Сигтенхорст Мейер. В 1911 создано общество нидерландских композиторов; после 1-й мировой войны — Нидерландское общество современной музыки во главе с композиторами-экспериментаторами Х. Загвейном, М. Вёрмёленом, Д. Рёйнеманом и С. Дресденом (создал хоровую капеллу «Мадригал», 1914). Крупнейший композитор 1-й половины 20 в. — В. Пейпер, воспитавший многих современных композиторов Нидерланды (государство в Зап. Европе) (также музыкальный критик). Среди музыкантов середины 20 в. — композиторы Х. Бадингс, Р. Г. Эсхер, М. Флотхёйс, Х. Андриссен, М. Монникендам, С. Бессем, Р. де Рос, Г. Ландре, К. ван Барен и др.; дирижёры П. Хюппертс, Б. Хайтинк; пианисты К. де Грот, Л. Понсе, Х. Хенкеманс; клавесинист Г. Леонхардт; скрипачи Т. Олоф, Х. Кребберс; певцы Т. Байле, Ф. Вронс, певицы М. Арден, Г. Браувенстейн. Немецко-фашистская оккупация затормозила развитие музыкальной жизни, которая возобновилась вскоре после 2-й мировой войны 1939—45. В конце 40-х гг. появились различные авангардистские творческие направления (см. Авангардизм); их представляют композиторы Я. Гердс, Ю. Андриссен, Т. де Леув, Х. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат, М. Менгельберг, М. Флотхёйс, Я. ван Флейман и др. В Нидерланды (государство в Зап. Европе) существуют «Де Недерландсе опера» (возобновлена в 1946 муниципалитетами Гааги и Амстердама, выступает также в Роттердаме и Утрехте), оперные компании «Де Зёйд Недерландсе опера» (основана в 1848, г. Маастрихт) и «Форум» (с 1955, г. Энсхеде); общества «Гаагский художественный клуб» (с 1945), «Донемус» (с 1947, Амстердам; пропагандирует современную музыку), «Молодёжь и музыка» (с 1948, Амстердам), «Новая музыка» (Гаага), общества органистов, дирижёров, союз музыковедов (с 1965) и др. Широко развито рабочее музыкальное движение, существуют рабочие музыкальные общества, в том числе хоровое объединение «Голос народа» (с 1907, Гаага). Известные хоры — «Аполлон» (мужской; 1897—1954, Амстердам) и «Гаагские певцы» (с 1917). С 1948 в Амстердаме проходят летние музыкальные фестивали. В современной Нидерланды (государство в Зап. Европе) 20 симфонических оркестров; крупнейшие (кроме «Консертгебау») — оркестр «Резиденси» (Гаага, основан в 1899 дирижёром Х. Виоттой) и Амстердамский филармонический оркестр (создан в 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде; с дирижёром А. Керсьесом гастролировал в 1971 в Ленинграде и Таллине, в 1972 — в Москве). В Нидерланды (государство в Зап. Европе) 7 консерваторий — в Амстердаме, Гронингене, Гааге, Роттердаме, Утрехте, Маастрихте и Тилбурге; 3 музыкальных лицея; Нидерландский институт католической церковной музыки; специальное учебное заведение, готовящее церковных музыкантов, в том числе звонарей. В университетах Амстердама, Лейдена и Утрехта имеются факультеты истории и теории музыки. Расписной изразец. 17 в. Собрание Вис. Амстердам.
Лит.: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М., 1941, с. 305—468; т. 2, ч. 2, М., 1959, с. 73—138; Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, М., 1937; Бёрни Ч., Музыкальные путешествия 1772 г., [пер. с англ.], М., 1967, Straeten Е. van der, La musique aux Pays-Bas avant le XIX siecle, v. 1—8, Brux., 1867—88; Paap W., Contemn porary music from Holland, Amst., 1953; Music in Holland, ed. by Е. Reeser, Amst., 1959. Л. Г. Бергер. Нидерланды (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название — Голландия). Государственный герб Нидерландов. Флаг государственный. Нидерланды. I. Общие сведения Н. — государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км. Граничит на Ю. с Бельгией, на В. с ФРГ. В состав территории Н. входят Западно-Фризские острова. Площадь 36,9 тыс. км2 (без внутренних вод) или 41,2 тыс. км2 (с внутренними и территориальными морскими водами). Население 13,5 млн. чел. (начало 1974). Столица — г. Амстердам, местопребывание парламента и правительства — г. Гаага. В административном отношении территория разделена на провинции (см. табл. 1), последние — на общины. Табл. 1. — Административное деление (1970)
В. Дюдок. Ратуша в Хилверсюме. 1928—30. Владения Н. в Америке — Суринам (Нидерландская Гвиана) и Нидерландские Антильские острова (Кюрасао, Аруба, Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус и южная часть о. Сен-Мартен). Солка сыров. II.Государственный строй Н. — конституционная монархия. Действующая конституция принята в 1887 (существенно дополнялась и изменялась в 1920—65; последняя редакция 1965). Глава государства — король (королева), наделённый широкими полномочиями; назначает министров и судей, имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. При короле имеется назначенный им совещательный орган — Государственный совет. Законодательную власть осуществляют король и парламент Н. — Генеральные штаты, состоящие из двух палат. Члены Второй (нижней) палаты (150 депутатов) избираются населением на 4 года. Первая (верхняя) палата избирается на 6 лет провинциальными штатами пропорционально численности населения провинций; состав палаты обновляется наполовину каждые три года. Правом законодательной инициативы от имени парламента обладает Вторая палата. В результате выборов 1972 во Второй (нижней) палате места между партиями распределились следующим образом: 43 места — Партия труда, 27 — Католическая народная партия, 22 — Народная партия за свободу и демократию (либералы), 14 — Антиреволюционная партия, 7 — компартия, 7 — Христианско-исторический союз, 7 — Политическая партия радикалов, 6 — Демократы-66, 6 — Демократические социалисты-70, 3 — Государственная реформистская партия, 3 — Крестьянская партия, 2 — Реформистский политический союз, 2 — Пацифистская социалистическая партия, 1 — Римско-католическая партия. В Первой (верхней) палате в 1972 Католическая народная партия имела 22 места, Партия труда — 18, Народная партия за свободу и демократию (либералы) — 8, Антиреволюционная партия — 7, Христианско-исторический союз — 7, Демократы-66 — 6, компартия — 3, Политическая партия радикалов — 2, Пацифистская социалистическая партия — 1, Реформистский политический союз — 1. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Исполнительная власть принадлежит правительству — Совету Министров. В провинциях имеются органы местного самоуправления — провинциальные штаты, избираемые населением на 4 года. Председатели провинциальных штатов — комиссары назначаются королём и являются представителями центральной власти. В городских и сельских общинах имеются выборные органы — общинные советы, подчинённые центральным властям и провинциальным штатам. Возглавляющий общинный совет бургомистр назначается королём на 6 лет. Судебную систему Н. возглавляет Верховный суд — высшая апелляционная инстанция (состоит из председателя,2 вице-председателей и 17 членов, назначаемых королём по представлению Второй палаты парламента), имеются также апелляционные суды и окружные суды. Функции судов первой инстанции осуществляют кантональные судьи. III. ПриродаV. Исторический очерк Н. в период буржуазной революции 16 в. VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 3. Научные учреждения XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|