Нидерланды (государство в Зап. Европе) XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИИ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИУ
НИФ
НИХ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На территории Нидерланды (государство в Зап. Европе) сохранились керамика и мегалитические сооружения неолита, кельтское поселение 1-го тыс. до н. э. в Эзинге, остатки древнеримских построек 1—3 вв. н. э. в Валкенбюрге и Элсте, металлические изделия германцев 1-го тыс. н. э. К каролингскому времени (8—10 вв.) восходят центрическая капелла дворца Валкхоф в Неймегене и две мощные базилики (Синт Серваскерк и Онзеливе-Врау) с вестверками в Маастрихте. Среди памятников средневековой архитектуры Нидерланды (государство в Зап. Европе) — городские стены и башни в Кампене, Зволле, Амстердаме, узкие городские дома с фронтонами, замки в Гааге (Внутренний двор с Рыцарским залом; см. илл.). Вейке-бей-Дюрстеде, Дорненбюрге, Мёйдене, романская церковь в Сюстерене, готические храмы в Утрехте, Харлеме, Лейдене, Делфте, Хертогенбосе. Болотистые почвы и недостаток камня в Нидерланды (государство в Зап. Европе) вызвали преобладание небольших кирпичных построек (готические церкви 13—14 вв.), распространение деревянных сводчатых перекрытий в церквах (Ауде керк в Амстердаме). Импозантны общественные городские здания 16 в. — готические (ратуша в Мидделбурге, здание городских весов в Девентере) и ренессансные (ратуша в Гааге, см. илл.; здания городских весов в Харлеме и Алкмаре, см. илл.), с богатым каменным декором. В развитие живописи нидерл. Возрождения внесли важный вклад мастера из сев. провинций (современные Нидерланды (государство в Зап. Европе)) — в 15 в. Гертген тот Синт Янс и Босх, в 16 в. Ян ван Скорел и Лука Лейденский, Питер Артсен и Ян ван Амстел, Дирк Якобе и Дирк Барендс. Здесь особенно острым был интерес к демократическому бытовому жанру и натюрморту, к лирике и сатире, к живописной передаче света и атмосферы, сложился тип группового портрета городских корпораций. Всем этим уже подготовлялись характерные черты голландской живописи 17 в. (см. также Нидерландское искусство).

С. Веннекол. Ратуша в Энкхёйзене. 1686—88. Портал. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

С. Веннекол. Ратуша в Энкхёйзене. 1686—88. Портал.

С политическим самоопределением буржуазного нидерландского государства в результате революции 16 в. начала быстро формироваться национальная голландская художественная школа, наиболее демократическая из национальных школ 17 в. В архитектуре была велика роль сооружений, связанных с судоходством и морской торговлей (огромные несохранившиеся многофункциональные здания Адмиралтейства и Ост-Индской компании в Амстердаме, кварталы высоких, массивных складов), а также общественных, торговых и производственных зданий — ратуш, торговых рядов, бирж, мануфактур, мастерских, контор, цеховых и гильдейских домов. Прямоугольная или концентрическая сеть каналов большей частью определяла структуру города. Узкие дома с фронтонами возводились обычно из кирпича, часто в сочетании с камнем. Для начала 17 в. характерны кирпичные здания с белокаменным декором (архитектор Л. де Кей), скромные протестантские храмы (архитектор Х. де Кейсер). В середине 17 в. преобладал своеобразный голландский вариант классицизма, отличавшийся практичностью, простотой, ясностью объёмной композиции, сдержанностью пластического убранства, спокойной представительностью общего облика зданий (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост, Д. Сталпарт, братья Ф. и Ю. Вингбонс). Традиционные типы небольших жилых домов и строгих общественных зданий удержались в Нидерланды (государство в Зап. Европе) до начала 19 в., но уже во 2-й половине 17 в. в Нидерланды (государство в Зап. Европе) распространились влияния более богатой дворцовой и парковой архитектуры французского классицизма.

П. Пост. Новая ратуша в Маастрихте. 1659—64 (башня окончена в 1684). Нидерланды (государство в Зап. Европе).

П. Пост. Новая ратуша в Маастрихте. 1659—64 (башня окончена в 1684).

  Скульптура 17 в. не имела большого значения, поскольку в кальвинистских церквах не было статуй, а украшения зданий, надгробия и портретные бюсты (скульпторы Х. де Кейсер, А. Квеллин, Р. Верхюлст) исполнялись сравнительно редко. В то же время живопись (преимущественно станковая картина интимного характера) и графика (рисунок, офорт, резцовая гравюра) получили широчайшее распространение и стали предметом оживлённой торговли. В живописи Нидерланды (государство в Зап. Европе) сравнительно небольшое место занимали академизм (центром которого в начале 17 в. был Харлем) и барокко (спорадические влияния которого оживились к концу 17 в.). Ведущее место заняла национальная школа реалистической живописи, оказавшая огромное влияние на последующее европейское искусство. Творчество голландских реалистов выделялось непритязательным любовным изображением своей страны, жизненностью, естественностью образов, умением показать красоту и внутреннюю значительность скромных обыденных явлений, глубоким интересом к рядовым людям, повседневному быту, к окружающей среде, родной природе, миру вещей. Для голландской живописи характерны тонко нюансированная тональная гамма, мастерская передача материальности предметов, глубины пространства, прозрачности и влажности воздушной среды, многообразных оттенков освещения. Голландские живописцы обычно специализировались в каком-либо из жанров, которые именно в Нидерланды (государство в Зап. Европе) полностью оформились и достигли высокого подъёма: это портрет, в том числе групповой (Ф. Хале), бытовой жанр, посвященный изображению крестьянской (А. ван Остаде) или городской (Я. Стен, Г. Метсю, Г. Терборх, П. де Хох) жизни, пейзаж (Я. Порселлис, Я. ван Гойен, Х. Сегерс, А. Кёйп, С. и Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема), анималистический жанр (П. Поттер), натюрморт (П. Клас, В. Хеда, А. Бейерен, В. Калф), изображения интерьеров (П. Санредам, Х. ван Влит).

Г. Метсю. «Торговец птицей». 1662. Картинная галерея. Дрезден. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Г. Метсю. «Торговец птицей». 1662. Картинная галерея. Дрезден.

Ф. Халс. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». 1627. Музей Ф. Халса. Харлем. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Ф. Халс. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». 1627. Музей Ф. Халса. Харлем.

П. Клас. «Натюрморт с фруктами». 1649. Национальная галерея. Лондон. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

П. Клас. «Натюрморт с фруктами». 1649. Национальная галерея. Лондон.

  В 20—30-х гг. 17 в. голландская живопись была отмечена особенно ярким демократизмом и смелым новаторством; психологической собранности, простоте и цельности образа отвечали строгая пространственная (часто диагональная) композиция и скромная цветовая гамма, построенная на оттенках близких тонов. К середине 17 в. в голландской живописи стали проявляться черты успокоенности, буржуазной ограниченности, пристрастие к изображению изысканной бытовой обстановки, мерно текущей жизни. Вместе с тем дух неудовлетворённости и демократического протеста против буржуазной действительности очень рано начал сказываться у крупнейших голландских реалистов — Халса и особенно Рембрандта, чьё творчество (мифологические, исторические композиции, портреты, пейзажи) проникнуто глубочайшим психологизмом и высокой человечностью. Живопись крупнейшего из учеников Рембрандта — К. Фабрициуса во многом определила деятельность сложившейся в Делфте группы мастеров (Я. Вермер, Э. де Витте), стремившихся создавать произведения, многогранно отражающие современную жизнь. Во 2-й половине 17 в. в голландском искусстве постепенно воцаряются внешняя красивость или сухая описательность, желание польстить самодовольным богатым заказчикам. Последние передовые мастера-реалисты (Рембрандт, Я. ван Рейсдал, Э. де Витте, А. де Гелдер) оказываются в оппозиции к буржуазному обществу.

Я. Вермер. «Кружевница». 1660-е гг. Лувр. Париж. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Я. Вермер. «Кружевница». 1660-е гг. Лувр. Париж.

К. Фабрициус. «Часовой». 1654. Государственный художественный музей. Шверин. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

К. Фабрициус. «Часовой». 1654. Государственный художественный музей. Шверин.

  В 18 в. на фоне упадка искусства Нидерланды (государство в Зап. Европе), принявшего эпигонский характер, выделяются пастели острого наблюдателя буржуазных нравов К. Треста. Высоким качеством отмечены изделия художественного ремесла Нидерланды (государство в Зап. Европе) в 17—18 вв. — пластически богатая серебряная утварь (П. и А. ван Вианен, Я. Лютма), делфтский фаянс (в котором творчески использованы формы и декор кит. фарфора), расписные изразцы, массивная резная мебель.

Я. Лютма. Серебряное блюдо. 1647. Государственный музей. Амстердам. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Я. Лютма. Серебряное блюдо. 1647. Государственный музей. Амстердам.

  В 19 в. в Нидерланды (государство в Зап. Европе) усиленно растут города с плотно заселёнными кварталами и районами трущоб. Классицизм с 1830-х гг. уступает место эклектике; широко распространённое обращение к зодчеству средних веков и Возрождения лишь у некоторых архитекторов (П. Кёйперс, Э. Гюгел) носило творческий характер и вызывалось интересом к рациональным архитектурным формам, связанным с национальной традицией. В 1-й половине 19 в. наряду с академическими композициями и портретами (Я. В. Пинеман, Я. А. Крюсеман), романтическими жанровыми и историко-бытовыми сценами (А. Шеффер, Х. тен Кате, Д. И. Блес, А. Х. Баккер-Корф) создавались пейзажи (А, Схелфхаут, Б. К. Куккук), где использовались традиционные для голландской живописи мотивы. Во 2-й половине 19 в. мастера голландской реалистической живописи опирались на традиции реализма 17 в., видя в нём образец глубокого художественного претворения действительности. Лирическое настроение, тяготение к свободной, эмоциональной живописи характерны для гаагской школы — для созданных Й. Исраэлсом проникновенных сцен из жизни простых обездоленных людей, для задушевных пейзажей Я. Х. Вейсенбрюха, братьев Я. и В. Марис, Х. В. Месдага, изображений интерьеров И. Босбома. В тонких лирических пейзажах Я. Б. Йонгкинда ощущение динамики света и атмосферы предвосхищало импрессионизм. Достижения импрессионизма преломились в выразительных видах амстердамских улиц Г. Х. Брейтнера и в острохарактерных портретах Й. Исраэлса. Социальная насыщенность реалистических образов, смелая экспрессия, контрасты света и тени выделяют картины и этюды В. ван Гога, созданные им в 1881—85 на родине.

Эйндховен. На переднем плане — церковь Синт-Катаринакерк. 2-я половина 19 в. Архитектор П. Кёйперс. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Эйндховен. На переднем плане — церковь Синт-Катаринакерк. 2-я половина 19 в. Архитектор П. Кёйперс.

Я. Б. Йонгкинд. «Оверсхи». 1856. Музей в Дуэ. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Я. Б. Йонгкинд. «Оверсхи». 1856. Музей в Дуэ.

Г. Х. Брейтнер. «Корабельная верфь на Принсенейланд. Амстердам». 1902. Городской музей. Амстердам. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Г. Х. Брейтнер. «Корабельная верфь на Принсенейланд. Амстердам». 1902. Городской музей. Амстердам.

  В 20 в. голландской архитекторы, опиравшиеся на вековой опыт решения в Нидерланды (государство в Зап. Европе) практических функциональных задач, много работали над преодолением перенаселённости городов и освоением отвоёванных у моря территорий. В градостроительстве накоплен опыт рациональной, экономичной и компактной застройки (преимущественно крупными зданиями) как больших районов старых городов (Амстердам — планы архитектора Х. П. Берлаге, 1902, 1915—17, К. ван Эстерена, 1935; Гаага — планы архитектора Берлаге, 1908—09, В. М. Дюдока, 1935), так и заново застраиваемых (город-сад Хилверсюм, архитектор Дюдок, с 1915) или радикально реконструируемых городов (Роттердам, план архитектора К. ван Тра, 1946, 1955—60). На польдерах вокруг новых городов (Эммелорд, с 1948) создана сеть посёлков с малоэтажными домами (Нагеле, 1954—57) и с.-х. ферм с типовыми постройками. Переход к функционализму в Нидерланды (государство в Зап. Европе) начался на рубеже 20 в., когда появились проникнутые национально-романтическими тенденциями постройки Х. П. Берлаге; позже эту романтическую и экспрессивную тенденцию продолжили К. П. К. де Базел, М. до Клерк, П. Д. Крамер. В числе родоначальников европейского функционализма — Я. И. П. Ауд, автор комплексной малоэтажной застройки рабочих районов, Г. Ритвелд, создатель сложных архитектурных композиций с контрастной игрой плоскостей и светотени, В. М. Дюдок, тяготевший к динамическому сопоставлению объёмов, пластическому обогащению архитектурной композиции.

П. Ауд. Дом в жилом районе Кифхук в Роттердаме. 1925—29. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

П. Ауд. Дом в жилом районе Кифхук в Роттердаме. 1925—29.

Г. Ритвелд. Особняк Шрёдера в Утрехте. 1924. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Г. Ритвелд. Особняк Шрёдера в Утрехте. 1924.

Амстердам. Площадь Дам. Национальный монумент памяти жертв 2-й мировой войны и гитлеровской оккупации. Бетон. 1954—56. Скульптор Дж. Радекер, архитектор П. Ауд. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Амстердам. Площадь Дам. Национальный монумент памяти жертв 2-й мировой войны и гитлеровской оккупации. Бетон. 1954—56. Скульптор Дж. Радекер, архитектор П. Ауд.

  Поиски новых архитектурных форм, особенно характерные для группы, связанной с журналом «De Stijl» («Стиль»; 1917—28) и объединявшей архитекторов, дизайнеров и живописцев, постепенно сменились чисто рационалистическим пониманием функциональных задач архитектуры (Я. Дёйкер, Й. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт). Это направление, преобладавшее в годы после 2-й мировой войны проявило себя в разработке планов жилых домов разной этажности (в том числе многоэтажных галерейного типа) и различных, подчас новаторских проектов общественных сооружений — торгового центра с улицами для пешеходов (Лейнбан в Роттердаме, 1949—53, архитекторы И. Х. ван ден Брук, Я. Б. Бакема; см. илл.), ж.-д. вокзала (в Роттердаме, 1956—57, архитектор С. ван Равестейн) и ж.-д. почтамта (в Роттердаме, 1959, архитекторы Э. Х. и Х. М. Крайзангер), многофункционального торгового здания (в Роттердаме, 1948—1952, архитекторы В. ван Тейен, Х. А. Маскант), интерната из равных пространственных ячеек («Бюргервесхёйс» в Амстердаме, 1958—1960 архитектор А. ван Эйк; см. илл.) и др. Сотрудничество архитекторов и дизайнеров демонстрирует амстердамский аэропорт Схипхол (1963—67, архитектор М. Ф. Дёйнтьер). Консервативное, стилизаторское направление в архитектуре представлено работами зодчих делфтской школы — церквами, малоэтажными посёлками (М. Я. Гранпре-Мольер).

И. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт. Табачная фабрика «Ван Нелле» в Роттердаме. 1928—30. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

И. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт. Табачная фабрика «Ван Нелле» в Роттердаме. 1928—30.

Я. Дёйкер, Б. Бейвут. Санаторий «Зоннестрал» в Хилверсюме. 1928—29. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Я. Дёйкер, Б. Бейвут. Санаторий «Зоннестрал» в Хилверсюме. 1928—29.

Торговый центр Лейнбан в Роттердаме. 1949—53. Архитекторы Й. Х. ван ден Брук и Я. Б. Бакема. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Торговый центр Лейнбан в Роттердаме. 1949—53. Архитекторы Й. Х. ван ден Брук и Я. Б. Бакема.

Я. Б. Бакема. Торговый центр в Нагеле. 1954—57. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Я. Б. Бакема. Торговый центр в Нагеле. 1954—57.

Х. А. Маскант и др. Жилые дома на улице Карел Дорманстрат в Роттердаме. 1958. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Х. А. Маскант и др. Жилые дома на улице Карел Дорманстрат в Роттердаме. 1958.

Амстердам. Сиротский приют «Бюргервесхёйс». 1958 — 60. Архитектор А. Ван Эйк. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Амстердам. Сиротский приют «Бюргервесхёйс». 1958 — 60. Архитектор А. Ван Эйк.

  В 20 в. впервые сложилась самостоятельная голландская школа скульптуры, проявившая себя в экспрессивной малой пластике (И. Мендес да Коста), в монументальных работах (Л. Зейл, Х. М. Везелар) и портрете (Л. Х. Сондар, Л. О. Венкебах). Гуманистическими идеями проникнуто разностороннее творчество скульпторов М. Андриссена, Х. Кропа, Дж. Радекера, Ф. Сигера. В живописи и графике рубежа 19—20 вв. сильны были черты мистической символики и стилизации в духе «модерна» (Я. Тороп, И. Торн-Приккер). В 1910-х гг. сложился «неопластицизм» — вид абстрактной живописисочетание чётких геометрических фигур, раскрашенных в чистые цвета (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек). Среди голландских экспрессионистов выделяется Я. Слёйтерс, чуткий к противоречиям жизни, к невзгодам простых людей. Демократия, и гуманистические устремления одерживают верх в творчестве Чарли Тороп и Х. Шабо, а особенно в росписях и графике П. Алмы на социально-политические темы. Вместе с тем в современных Нидерланды (государство в Зап. Европе) распространены многие формы абстракционизма (скульптор А. Волтен, живописец К. Аппел), сюрреализма, «поп-арта» и др. модернистских течений.

Х. М. Везелар. Монумент освобождения в Росендале. Известняк. 1951. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Х. М. Везелар. Монумент освобождения в Росендале. Известняк. 1951.

М. Андриссен. Памятник жертвам 2-й мировой войны в Национальном парке в Энсхеде (фрагмент). Бронза. 1946—49. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

М. Андриссен. Памятник жертвам 2-й мировой войны в Национальном парке в Энсхеде (фрагмент). Бронза. 1946—49.

 

  Лит.: Виппер Б. Р., Становление реализма в голландской живописи XVII века, 1957; его же, Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640—1670), М., 1962; Фромантен Э., старые мастера, [пер. С франц., М., 1966]; Егорова К. С., Художественные музеи Голландии, [М., 1969]; Крашенинникова Нидерланды (государство в Зап. Европе) Л., Современная архитектура Нидерландов. (Голландия), М., 1971; Ротенберг Е. И., Западноевропейское искусство XVII века, [М., 1971]; Gelder Нидерланды (государство в Зап. Европе) Е. van, Duverger J. (red.), Kunstgeschiedenis der Nederlanden, dl 1—3, 3 dr., Utrecht — Antw., 1954—56; Broek J. H. van den, Gids voor nederlandse architectuur, 2 dr., Rotterdam, 1959.

Нидерланды (Nederland), Королевство Нидерландов (Koninkrijk der Nederlanden) (неофициальное название — Голландия).

Государственный герб Нидерландов. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Государственный герб Нидерландов.

Флаг государственный. Нидерланды. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Флаг государственный. Нидерланды.

I. Общие сведения Н. — государство в Западной Европе, на С. и З. омывается Северным морем. Длина морских границ около 1 тыс. км. Граничит на Ю. с Бельгией, на В. с ФРГ. В состав территории Н. входят Западно-Фризские острова. Площадь 36,9 тыс. км2 (без внутренних вод) или 41,2 тыс. км2 (с внутренними и территориальными морскими водами). Население 13,5 млн. чел. (начало 1974). Столица — г. Амстердам, местопребывание парламента и правительства — г. Гаага. В административном отношении территория разделена на провинции (см. табл. 1), последние — на общины.

  Табл. 1. — Административное деление (1970)

Провинции

Площадь, тыс. км2(без внутренних вод)

Население, тыс. чел.

Административный центр

Гелдерланд (Gelderland)

5,0

1533,7

Арнем (Arnhem)

Гронинген (Groningen)

2,3

522,4

Гронинген (Groningen)

Дренте (Drenthe)

2,6

372,6

Ассен (Assen)

Зеландия (Zeeland)

1,7

310,3

Мидделбург (Middelburg)

Лимбург (Limburg)

2,2

1012,4

Маастрихт (Maastricht)

Оверэйсел (Overijssel)

3,8

932,9

Зволле (Zwolle)

Северная Голландия (Noord-Holland)

2,7

2260,0

Харлем (Haarlem)

Южная Голландия (Zuid-Holland)

2,8

2991,7

Гаага ('s-Gravenhage)

Северный Брабант (Noord-Brabant)

4,9

1819,5

Хертогенбос ('s-Hertogenbosch)

Утрехт (Utrecht)

1,3

816,4

Утрехт (Utrecht)

Фрисландия (Friesland)

3,4

526,7

Леуварден (Leeuwar» den)

Польдеры2 (Zuidelijke ljsselmeerpolders)

1,0

17,2

 

 

 

 

В. Дюдок. Ратуша в Хилверсюме. 1928—30. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

В. Дюдок. Ратуша в Хилверсюме. 1928—30.

  Владения Н. в Америке — Суринам (Нидерландская Гвиана) и Нидерландские Антильские острова (Кюрасао, Аруба, Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус и южная часть о. Сен-Мартен).

Солка сыров. Нидерланды (государство в Зап. Европе).

Солка сыров.

II.Государственный строй

  Н. — конституционная монархия. Действующая конституция принята в 1887 (существенно дополнялась и изменялась в 1920—65; последняя редакция 1965). Глава государства — король (королева), наделённый широкими полномочиями; назначает министров и судей, имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. При короле имеется назначенный им совещательный орган — Государственный совет. Законодательную власть осуществляют король и парламент Н. — Генеральные штаты, состоящие из двух палат. Члены Второй (нижней) палаты (150 депутатов) избираются населением на 4 года. Первая (верхняя) палата избирается на 6 лет провинциальными штатами пропорционально численности населения провинций; состав палаты обновляется наполовину каждые три года. Правом законодательной инициативы от имени парламента обладает Вторая палата. В результате выборов 1972 во Второй (нижней) палате места между партиями распределились следующим образом: 43 места — Партия труда, 27 — Католическая народная партия, 22 — Народная партия за свободу и демократию (либералы), 14 — Антиреволюционная партия, 7 — компартия, 7 — Христианско-исторический союз, 7 — Политическая партия радикалов, 6 — Демократы-66, 6 — Демократические социалисты-70, 3 — Государственная реформистская партия, 3 — Крестьянская партия, 2 — Реформистский политический союз, 2 — Пацифистская социалистическая партия, 1 — Римско-католическая партия. В Первой (верхней) палате в 1972 Католическая народная партия имела 22 места, Партия труда — 18, Народная партия за свободу и демократию (либералы) — 8, Антиреволюционная партия — 7, Христианско-исторический союз — 7, Демократы-66 — 6, компартия — 3, Политическая партия радикалов — 2, Пацифистская социалистическая партия — 1, Реформистский политический союз — 1. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

  Исполнительная власть принадлежит правительству — Совету Министров.

  В провинциях имеются органы местного самоуправления — провинциальные штаты, избираемые населением на 4 года. Председатели провинциальных штатов — комиссары назначаются королём и являются представителями центральной власти. В городских и сельских общинах имеются выборные органы — общинные советы, подчинённые центральным властям и провинциальным штатам. Возглавляющий общинный совет бургомистр назначается королём на 6 лет.

  Судебную систему Н. возглавляет Верховный суд — высшая апелляционная инстанция (состоит из председателя,2 вице-председателей и 17 членов, назначаемых королём по представлению Второй палаты парламента), имеются также апелляционные суды и окружные суды. Функции судов первой инстанции осуществляют кантональные судьи.

III. Природа
V. Исторический очерк
Н. в период буржуазной революции 16 в.
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
  1. Естественные и технические науки
3. Научные учреждения
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Швецов Петр Филимонович [р. 14 (27). 1. 1910, дер.
АДН (ADN; сокращение от Allgemeiner Deutscher Nachrichtendienst), телеграфное информационное агентство ГДР.
Бархатцы (Tagetes), род однолетних или многолетних трав семейства сложноцветных.
Великая китайская стена, крепостная стена в Северном Китае, грандиозный памятник зодчества Древнего Китая.
Гидрол, отход крахмалопаточного производства; сиропообразная однородная жидкость тёмно-коричневого цвета, получающаяся при вторичной кристаллизации гидратной глюкозы из растворов осахаренного крахмала.
Диффузионная камера, прибор, в котором можно наблюдать видимые следы (треки) заряженных частиц.
Инта, город в Коми АССР. Расположен на левом берегу р.
Кодекс Юстиниана, одна из составных частей Кодификации Юстиниана.
Ласситера берег (Lassiter Coast), часть восточного побережья Антарктического полуострова в Антарктиде, между мысом Макинтош на С.
Мелешин Яков Денисович Мелешин, Милешин Яков Денисович [25.11(7.12).
Никиш Артур Никиш (Nikisch) Артур (12.10.1855, Лебеньи-Сент-Миклош, — 23.
Пересыпь, полоса наносной суши, отделяющая от моря лагуну или лиман.
Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, основная форма планирования социально-экономического развития страны, органическая часть системы планов, включающей долгосрочные, среднесрочные (пятилетние) и текущие народно-хозяйственные планы (см.
Сема (от греч. sema — знак), термин, обозначающий минимальную единицу языкового плана содержания (элементарное лексическое или грамматическое значение), соотносящуюся с морфемой (минимальной значимой единицей плана выражения) и представляющую собой компонент её содержания.
Сульфонаты, соли сульфокислот. Широкое применение нашли С.