Норвегия XV. МузыкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка О древнем происхождении музыки Н. свидетельствуют памятники материальной культуры, найденные при раскопках (2 в. до н. э.), изображения музыкальных инструментов на камнях (2 в. н. э.) и в деревянных орнаментах, упоминания в сагах инструментов скальдов (скрипки гиг и фель, рог лур, ручные арфы крогарп, лангарп, или лангелег). Сохранились древние народные инструменты — буккехорн (козий рог), приллар (бычий рог), триллехорн (рожок), селье (род флейты). Известны имена странствующих народных поэтов-певцов С. Фенесбане и Х. Рунге, исполнителей на феле. Н. издавна славилась народными скрипачами-виртуозами (К. Луросен, Н. Рекве); их традиции продолжал в 19 в. Т. Аудунсен. Народные напевы (слотты) и инструментальные наигрыши (люарслотты, лангелейкслотты) сохранили самобытность и причудливую образность. Оригинальны песни о горных духах (троллях и гномах), лесных девах (гульдрах), великанах. Среди песенных жанров — колыбельные, любовные, шуточные, состязательные (импровизационные), рыбачьи, пастушьи (хаукинг, лильинг), заканчивающиеся фиоритурами, основанными на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков. Сохранились лирико-эпические песни (12—16 вв.) о викингах, скальдах, рыцарях, первых королях. Народным мужским танцам свойственны стремительные темпы и синкопированные ритмы (спринггар, халлинг и др.). Средне-вековая церковная музыка Н. развивалась в русле европейских влияний. В 16 в. получило распространение искусство народных певцов — зингмейстеров. В 17 в. на жаловании городских управлений состояли городские музыканты (главным образом немцы и датчане). В 14—16 вв. в Н., находившейся под властью Дании, национальное профессиональное искусство почти не развивалось. Первые видные музыканты Н. — органист и дирижёр Ф. Грот, композитор А. Флинтенберг, органист Ф. Фогель (2-я половина 18 — начало 19 вв.). В конце 18 в. выдвигается семейство органистов-композиторов Линнеманов («норвежские Бахи»); наиболее известен Л. М. Линнеман, первый собиратель норвежского музыкального фольклора, педагог и теоретик. Интерес к народной национальной музыке проявился в связи с национально-освободительным движением в период шведско-норвежской унии (1814—1905). Издавались сборники народных песен — «68 мелодий норвежских гор» (1841), «Старые и новые мелодии норвежских гор» (1848—67) и др., Л. М. Линнемана, позднее — сборники К. Эллинга, У. М. Санвика, А. Бьёрндаля и др. Впервые народные мелодии использовал В. Тране (песня горца из его музыки к пьесе Х. Бьеррегора «Приключение в горах» стала народной). В 1850—60-х гг. начала формироваться национальная музыкальная школа; её основоположники — Х. Хьерульф, создатель норвежского романса; У. Булль, композитор-импровизатор и скрипач-виртуоз, получивший широкую известность; Р. Нурдрок, пропагандист национальной музыки, автор национального гимна. Их деятельность подготовила почву для расцвета творчества классика норвежской музыки, композитора мирового значения Э. Грига, возглавившего национальное романтическое направление и создавшего высокие образцы национального музыкального стиля. Последователи Грига — первый норвежский симфонист и дирижёр Ю. Свенсен, романтики Ю. Хальворсен, К. Синдинг; Г. Скьеллеруп (музыкальные драмы в стиле Р. Вагнера). Сочетание национальной основы и влияния поздних немецких романтиков характерно для произведений Я. Боргстрёма, П. Лассона, С. Ли, Х. Клеве, Ю. Баккер-Лунне; воздействие К. Дебюсси ощутимо в творчестве А. Хурума, Т. Турьюссена, Д. М. Юхансена. Среди композиторов национального направления начала 20 в. — А. Эгген, У. Хьелланн, Л. И. Иенсен, Х. Ли, М. М. Ульфестад; выдвигаются певицы С. Арнольдсон и Г. Гроруд. Основоположник современной норвежской музыки — Ф. У. Вален (ученик А. Шёнберга), он ввёл в музыку Н. додекафонию и оказал влияние на многих скандинавских композиторов. Выделяется симфоническое творчество Х. Северуда (его 7-я симфония с хором посвящены победам СССР над фашистскими оккупантами, 1944). Из композиторов середины 20 в. наиболее известны К. Эгге, основатель и председатель (1946—48) Союза композиторов скандинавских стран, представитель Н. в музыкальном комитете ЮНЕСКО; Б. Брустад, Ш. Халль, К. Андерсен, К. Кольберг, К. Нюстедт. Высокое развитие в Н. получила церковная музыка и искусство игры на органе (Л. Нильсен, А. Санволль и др.). С конца 1940-х гг. в музыку Н. проникли влияния И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б. Бартока (сочинения И. Квандаля и многие др.). В числе музыкантов — композиторы Л. Йенсен, У. Хьелланн, У. Фален, С. Юрдан; дирижёры Э. Фьельстад, О. Грюнер-Хегге, К. Гарагулю; певица К. Флагстад. В 1950-х гг. возникла группа норвежских композиторов-авангардистов (см. Авангардизм), среди них — Б. Фонгар, Ф. У. Арнестад, А. Нурхейм, А. Янсон. В Н. работают 8 музыкальных объединений, в том числе Норвежский союз композиторов (председатель А. Нурхейм), Комитет по вопросам музыки, организующий оркестры и др. музыкальные коллективы и учреждения (с 1946), Норвежская опера в Осло (с 1958), 2 консерватории — в Осло (с 1883) и в Бергене (с 1905), симфонический оркестр, струнный квартет при Филармоническом обществе, секция музыковедения при университете в Осло (с 1954); в Бергене работает оркестр при обществе «Гармония», проводятся ежегодные Майские национальные музыкальные фестивали (с 1953). М. Поульсон. Церковь в Гравбергете, близ Эльверума. 1953—55.
Лит.: Финдейзен Н., Музыка в Норвегии. Очерки ее развития, СПБ. [1910]; Ланге К., Эствед А., Норвежская музыка, пер. с англ., М., 1967; Ostvedt A., Music and musicians in Norway today, Oslo, 1961. См. также лит. при ст. Григ Э., Булль У., Нурдрок Р. Л. Г. Бергер. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|