Норвегия XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Древнейшие памятники искусства на территории Н. — наскальные росписи эпох неолита и бронзы (изображения оленей, солнечного диска, условные сцены пахоты, схематические фигуры людей). К середине 1-го тыс. н. э. относится распространение звериного стиля, привнесённого германцами, заселившими юг Н. С конца 8 в. и в 9 в. (т. н. эпоха викингов) формировалось средне-вековое искусство Н.: продолжалось развитие звериного стиля, в который включались геометрический узор («плетёнка») и фигуры людей [резьба на предметах погребального корабля в Осеберге (Усеберге), 9 в.], позже растительные узоры и жанровые сцены; появились каркасные деревянные сооружения. Наивысшее достижение средне-векового зодчества Н. — сложившийся в 11 в. глубоко своеобразный в конструктивном и художественном отношении тип деревянной церкви — «ставкирка» (см. Деревянная архитектура); церкви в Урнесе (1060—1130), Боргунне (около 1150) и др. Каменная архитектура Н. складывалась в 12—14 вв. под влиянием английской романской (собор в Ставангере, 1130—1300) и готической (собор в Тронхейме, около 1140—1320; королевский зал «Хоконсхаллен» в Бергене, 1246—61, и др.) архитектуры. В 13—14 вв. развивалось норвежское готическое изобразительное искусство (росписи церквей, скульптура, миниатюра). Фрагмент резьбы на портале деревянной церкви в Урнесе. 1060. Утрата независимости Н., экономический упадок страны затормозили в конце 14—16 вв. развитие её художественной культуры. Со 2-й половины 16 в. норвежские строители вновь обратились к общеевропейским художественным стилям: элементы архитектуры Возрождения использовались в сооружениях 2-й половины 16—17 вв., в 18 в. преобладающими стали черты барокко и рококо, в конце 18 — начале 19 вв. появились постройки в стиле раннего классицизма. Однако обязательно сохраняющиеся в архитектуре усадебных и городских домов высокие черепичные крыши с изломом, лёгкие деревянные галереи и лоджии свидетельствовали о связях с традиционным деревянным норвежским зодчеством. В изобразительном искусстве 17 — начала 19 вв. влияние европейских стилей (главным образом барокко и рококо) особенно заметно сказалось в декоре интерьеров, над которыми работали преимущественно иностранные мастера (немецкий мастер М. Блументаль). В декоративно-прикладном искусстве наряду с резьбой по дереву, где всё большее распространение получал пышный барочный растительный орнамент, развивались резьба по слоновой кости, роспись по дереву. Собор в Тронхейме. 1140—1320. Перестроен в 19—20 вв. В начале 19 в. освобождение Н. от власти Дании и получение некоторой автономии (в рамках шведско-норвежской унии 1814—1905) создали более благоприятные условия для развития норвежской национальной культуры. На смену несколько суховатому академичному классицизму 1-й половина 19 в. (королевский дворец, 1824—48, биржа, 1826—28, университет. 1838—52, — в Осло) во 2-й половине 19 в. приходят эклектика (псевдороманские формы, английская неоготика) и подражание декоративным элементам отечественной деревянной архитектуры — т. н. драконовский стиль (архитектор Х. Мунте). Первым крупным национальным художником 19 в. был живописец и график Ю. К. К. Даль (один из инициаторов создания Национальной галереи в Осло, общества по охране древностей), который написал ряд героических эмоциональных пейзажей Н. С середины 19 в. возрос интерес к темам из жизни народа (творчество жанриста А. Тидеманна), к национальному пейзажу (Х. Гуде, Ф. Коллетт). В 1870—80-х гг. знакомство норвежских художников с искусством Франции пробудило интерес к специфически живописным проблемам, особенно передаче освещения и световоздушной среды (Х. Баккер, Э. Петерсен, Х. Хейердал, Ф. Таулов и др.). Скульпторы 19 в., как правило, учились в Копенгагене и в той или иной мере были подражателями классициста Б. Торвальдсена (Х. Микельсен, Ю. Миддельтун, М. Шейброк, Б. Бергслиен). Ю. К. Даль. «Стальхейм. Пейзаж с радугой». 1842. Национальная галерея. Осло. К конце 19 в. передовое норвежское искусство откликнулось на перестройку жизни, связанную с индустриализацией страны, обострением социальных противоречий и с укреплением национального самосознания норвежцев. Произведения живописцев К. Крога, Э. Вереншёлля, Г. Мунте, Т. Киттельсена, наполненные демократическими и патриотическими идеями, свидетельствуют о сложившейся национальной реалистической школе. С реалистическими традициями связаны и работы скульптора Г. Вигеланна, позднее вставшего на путь символизма и подчас грубого натурализма. В этот же период сложилось и творчество Э. Мунка, одного из предшественников экспрессионизма в европейском искусстве и блестящего мастера монументальных росписей, гравюры на дереве, офорта и литографии. К. Крог. «Борьба за существование» (фрагмент). 1888—89. Национальная галерея. Осло. Г. Вигеланн. «Монолит» и скульптурные группы во Фрогнер-парке в Осло. Гранит. 1900—43. В архитектуре первых двух десятилетий 20 в. продолжала господствовать эклектика, а в конце 20 — начале 30-х гг. получил развитие функционализм. После 2-й мировой войны основное внимание уделялось проблемам расширения и реконструкции городов (проект «Большого Осло», 1948—50), массовому жилищному строительству. В поисках самобытных форм архитекторы вновь обращаются к народному зодчеству (туристские гостиницы, частные виллы, особняки). В 1960-х гг. получил развитие брутализм (ратуша в Аксере близ Осло, 1963, архитектор Х. Лунд, Н. Слетту; музей в Ховикоддене, 1964—1968, И. Эйквар, С. E. Энгебретсен). В сельских местностях Н. распространены поселения хуторского типа («горд»), с комплексом жилых и хозяйственных построек, располагающихся компактными группами или цепочкой (в гористых районах), либо покоем и замкнутым каре (на территории со спокойным рельефом). Несколько «гордов» составляют селение («гренн», или «тун»). Постройки — деревянные, на каменном фундаменте, окруженные галереями и украшенные резьбой (жилые дома, «лофты»-кладовые, хозяйственные постройки. В изобразительном искусстве 1-й половины 20 в. огромную роль играло монументально-декоративное искусство, всегда предметное и конкретное по содержанию (работы А. Револля, П. Крога, А. Рольфсена, Р. Аули и др.). Во 2-й половине 20 в. сосуществуют самые различные направления, начиная от абстракционизма и кончая «поп-артом» и др. модернистическими течениями (творчество живописцев Я. Вейдемана, К. Румора, Г. С. Гундерсена, И. Ситтера). Демократические реалистические традиции сохраняются в работах ряда живописцев (Х. Финне), графиков (В. Тветерос, П. Гоген), создающих пейзажи, портреты, жанровые композиции на темы из жизни рыбаков и лесорубов. В 20 в. получила развитие неоклассицистическая линия в скульптуре (В. Расмуссен, Р. Лунне, Г. Янсон, Э. Баст и др.). Для декоративно-прикладного искусства (мебель, керамика, текстиль, изделия из металла) характерны простые рациональные формы, в декоре часто используются переработанные элементы национального фольклора. Прикладное искусство издавна играло большую роль в крестьянском быту (литые и кованые изделия из металла, выточенные из дерева фигурные сосуды, а также ткачество, вышивка, вязанье, кружевоплетение). Многие традиционные виды вытеснены промышленным производством и сохраняются лишь в отдалённых районах страны.
Лит.: Искусство Норвегии, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, т. 5, т. 6, кн. 1, М., 1960—65; Всеобщая история архитектуры, т. 4, 7, 10, 11, Л. — М., 1966—73; Stewart J., Norwegian art treasures, L., 1959; Abrahamsen H., Norwegian architecture, Oslo, 1960; Askeland J., Norskmalerkunst, [Oslo, 1963]; Norwegische Volkskunst. Bildteppiche. HolzarbeiteНорвегия Austellung. [Katalog], W., 1963. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|