Ода (жанр поэзии и музыки)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОДА
ОДЕ
ОДЖ
ОДЗ
ОДИ
ОДН
ОДО
ОДР
ОДУ
ОДЫ

Ода (от греч. ōdē — песня), жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «Ода (жанр поэзии и музыки)» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначатьпреимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) термин «Ода (жанр поэзии и музыки)» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху классицизма (17—18 вв.) Ода (жанр поэзии и музыки) была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен — Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились Ода (жанр поэзии и музыки) духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические»). В русскую поэзию Ода (жанр поэзии и музыки) входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна — более близкая традиции барокко (требование «восторга») М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая — рационалистическая — близкая просветительству (требование «естественности» — А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки Ода (жанр поэзии и музыки) «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. Гёльдерлин — Германия). В эпоху романтизма слово «Ода (жанр поэзии и музыки)» уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие Ода (жанр поэзии и музыки) выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).

  С 17 в. в западно-европейских странах термин «Ода (жанр поэзии и музыки)» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными Ода (жанр поэзии и музыки) (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и Ода (жанр поэзии и музыки) в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали Ода (жанр поэзии и музыки) для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).

  М. Л. Гаспаров (Ода (жанр поэзии и музыки) в поэзии).

 

Так же Вы можете узнать о...


Военно-транспортная авиация, один из видов военной авиации, входящей в состав вооружённых сил государства.
Гавайский язык, язык гавайцев, один из полинезийских языков, распространённый на Гавайских островах.
Геополитика, буржуазная, реакционная концепция, использующая извращённо истолкованные данные физической и экономической географии для обоснования и пропаганды агрессивной политики империалистических государств.
Голосеменные, голосемянные (Gymnospermae, или Pinophyta), наиболее древняя группа (отдел) семенных растений, занимающая промежуточное положение между папоротниками и покрытосеменными (цветковыми) растениями.
Гуалегуайчу (Gualeguaychu), город на В. Аргентины, на р.
Ден Владимир Эдуардович [15(27).12.1867, Петербург, — декабрь 1933, Ленинград], советский экономико-географ и статистик.
Днепропетровский металлургический институт, готовит инженеров для предприятий чёрной и цветной металлургии, проектных и научно-исследовательских институтов.
Емь, ямь (финское Нaме), прибалтийско-финское племя, с середины 1-го тыс.
Захедан, город на юго-востоке Ирана. 42 тыс.
Изоморфия (от изо... и греч. morphe — вид, форма), независимое появление одинаковых морфологических признаков у представителей различных далёких в систематическом отношении групп организмов.
Историческая школа (в фольклористике) Историческая школа в фольклористике, одно из наиболее влиятельных направлений русской фольклористики конца 19 — начала 20 вв.
Каолинит, глинистый минерал из группы водных силикатов алюминия.
Кекилов Аман (родился 9.5.1912, аул Кеши, ныне Ашхабадского района), туркменский советский поэт и литературовед, академик АН Туркменской ССР (1969), народный писатель Туркменской ССР (1967), заслуженный деятель науки Туркменской ССР (1972).