Рационализм (философ.)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЁ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ

Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм (философ.) противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «Рационализм (философ.)» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

  Как целостная система гносеологических воззрений Рационализм (философ.) начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический Рационализм (философ.) 17—18 вв. (Рационализм (философ.) Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Рационализм (философ.) разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Рационализм (философ.) у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

  Рационализм (философ.) 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Рационализм (философ.)

  Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Рационализм (философ.) пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Рационализм (философ.) утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.

  Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Рационализм (философ.) к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Рационализм (философ.) роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.

  И. Кант, пытавшийся примирить идеи Рационализм (философ.) и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 340). Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности (см. Априори) не только понятийных форм (как это было в классическом Рационализм (философ.)), но и форм созерцанияпространства и времени. Но кантовский Рационализм (философ.) сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма, он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.

  В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире своё собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Рационализм (философ.) приобретает характер панлогизма.

  В буржуазной философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм,неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классического Рационализм (философ.) с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Рационализм (философ.), связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Рационализм (философ.) (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).

Ограниченность и односторонность Рационализм (философ.) были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Рационализм (философ.) стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 152—53).

 

  Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 3; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Декарт Рационализм (философ.), Рассуждение о методе. Избр. философские произведения, М., 1950; Лейбниц Г., Новые опыты о человеческом разуме, М., 1936; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5; Girgensohn К., Der Rationalismus des Abendlandes, Greifswald, 1921; Cassirer Е., Die Philosophic, der Aufklärung, Tübingen, 1932; Santillana G. de, Zilsel Е., The development of rationalism and empiricism, Chi., 1941.

  Б. С. Грязнов.

 

Так же Вы можете узнать о...


«Цзефанцзюнь бао» («Освободительная армия»), ежедневная газета, орган Военного совета ЦК компартии Китая и министерства обороны КНР; издаётся в Пекине.
Шуйские, княжеский и боярский род в России 15—17 вв.
S-матрица, то же, что матрица рассеяния.
Антиливан, Джебель-эш-Шарки, горный массив в Сирии и Ливане.
Бауэр Эрвин Симонович (19.10.1890, Лёче, Австро-Венгрия, — 1942), биолог-теоретик.
Брусиловский Евгений Григорьевич [р. 30.10(12.
Вишневецкий Дмитрий Иванович (г. рождения неизвестен, — умер 1564), князь.
Геоантиклиналь (от гео… и антиклиналь) (геологическое), частное поднятие земной коры в пределах геосинклинальной системы.
Гуляй-город, полевое подвижное укрепление из деревянных щитов с прорезанными в них бойницами, применявшееся рус.
Допш Альфонс Допш (Dopsch) Альфонс (14.6.1868, Лобозиц, ныне Ловосице, Чехия, — 1.
Золотой курган, 1) курган в 5 км от г.
Кальцеолярия (Calceolaria), род растений семейства норичниковых.