Рублёв Андрей

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУУ
РУФ
РУХ
РУЦ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Рублёв Андрей (около 1360—1370 — 1427, по другим источникам, около 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Рублёв Андрей крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра), по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество Рублёв Андрей сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.

А. Рублёв. «Троица». Конец 14 — 1-я четверть 15 вв. Третьяковская галерея. Москва. Рублёв Андрей.

А. Рублёв. «Троица». Конец 14 — 1-я четверть 15 вв. Третьяковская галерея. Москва.

  На формирование мировоззрения Рублёв Андрей большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины 14 — начала 15 вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв Андрей воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж 14—15 вв., по другим исследованиям, 10-е гг. 15 в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В конце 14 — начале 15 вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427) Рублёв Андрей создал свой шедевр — икону «Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв Андрей наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 Рублёв Андрей совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв Андрей совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёв Андрей в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёв Андрей во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

  В 1425—27 Рублёв Андрей совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёв Андрей В ряде произведений Рублёв Андрей удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже 14—15 вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёв Андрей Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёв Андрей точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец 14 — начало 15 вв.; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец 14 — начало 15 вв., Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва). Творчество Рублёв Андрей является одной из вершин русской и мировой культуры. В 1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва.

  Лит.: Алпатов М. В., Андрей Рублёв, М., 1959; Демина Н. А., «Троица» Андрея Рублёва, М., 1963; Лазарев В. П., Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; Плугин В. А., Мировоззрение Андрея Рублёва, М., 1974; Бетин Л. В., О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, в сборнике: Реставрация и исследование памятников культуры, в. 1, М., 1975.

  Л. В. Бетин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Морелия (Morelia), город в Центральной Мексике, административный центр штата Мичоакан.
Пулемёт, автоматическое огнестрельное оружие.
Терский хребет, горная гряда Предкавказья, главным образом в Чечено-Ингушской АССР.
Элефантиаз (от греч. elephas, род. падеж elephantos — слон), то же, что слоновость.
Вариант (франц. variante, от лат. varians, родительный падеж variantis — меняющий, изменяющийся), 1) видоизменение, разновидность чего-либо 2) Одна из нескольких редакций какого-либо произведения (литературного, музыкального и т.
Живописец (латинское Pictor), созвездие Южного полушария неба, наиболее яркая звезда 3,3 визуальной звёздной величины.
Ла Боэси Этьенн Ла Боэси, Ла Боэти (La Boetie) Этьенн (1.11.
Октябрьское (пос. гор. типа в Крымской обл.) Октябрьское, посёлок городского типа в Красногвардейском районе Крымской области УССР.
Сверление, 1) в металлообработке — процесс получения сквозных и глухих отверстий в сплошном материале на сверлильных, токарных, револьверных, расточных, агрегатных и других станках, а также при помощи сверлильных ручных машин.
Филиппины (государство) Филиппины, Республика Филиппины (Republika ñg Pilipinas; Republic of the Philippines).
Андокид (Andokнdes), гончар и, возможно, вазописец 2-й половины 6 в.
Гемолимфа (от гемо... и лимфа), жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях многих беспозвоночных (членистоногих, моллюсков), имеющих незамкнутую систему кровообращения.
Камагуэй (провинция на Кубе) Камагуэй (Camaguey), провинция в восточной части Кубы.
Маскаренская котловина, впадина на западе Индийского океана.
Повидло (от польск. powidła), пищевой продукт, полученный увариванием фруктовых и ягодных пюре с сахаром (обычно от 1 до 1,8 части пюре на 1 часть сахара).
Статьи конфедерации (Theartic les of Confederation), первая конституция США.
Чёрная Русь, название территории в бассейне верхнего течения р.