СССР. Литература и искусство Танец

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Танец

  В СССР танец — один из наиболее массовых видов народного искусства, его подлинное национальное богатство. Каждый народ, населяющий территорию СССР, имеет свои танцевальные традиции, хореографический язык, особые координации движений, музыкально-танцевальные формы, приёмы соотношения движения с музыкой. Танец издавна отражает уклад жизни, обычаи и традиции народов и связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Он — неотъемлемая часть народных представлений на праздниках, ярмарках и др.; в нём нашли отражение и разнообразные стороны трудовой деятельности. Народы, занятые охотой, животноводством, в танце образно запечатлели повадки и характер зверей, птиц, домашних животных (у якутов — танец медведя, литовцев — козлика, русских— «журавль», «гусачок» и др.). У народов-земледельцев сложились танцы, изображающие труд. процессы [латв. танец жнецов, белорусский — «лянок», молдавский — «поама» (виноград), узбекские — «шелкопряд», «пахта» (хлопок)]. С возникновением ремёсел формировались новые танцы (украинский — «бондарь», карельский — «так ткут сукно», эстонский — «сапожник» и др.). Воинская доблесть, героизм также выражаются в танце (грузинские — хоруми, парикаоба; казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном творчестве занимают тема любви, почтительное отношение к женщине (грузинский — картули, русский — байновская кадриль и др.), во многих танцах присутствует народный юмор (белорусский — «Юрочка», узбекский — ракс бозы, таджикский — «аист и лягушка» и др.). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, с бытовыми аксессуарами (платками, шляпами, чашами и др.). Характер танца связан также и с национальной одеждой.

Советская живопись 1940—60-х гг. Г. Г. Нисский. «Колхоз "Загорье"». 1959. Русский музей, Ленинград. СССР. Литература и искусство.

Советская живопись 1940—60-х гг. Г. Г. Нисский. «Колхоз "Загорье"». 1959. Русский музей, Ленинград.

  За годы Советской власти танцевальная культура получила всестороннее развитие. У народов, где давние танцевальные традиции забыты или утеряны, создавались новые — на основе изучения игр, пластических обрядов и смежных искусств (художественных ремёсел, музыки, песен и др.). Так, вновь возник народный танец в Казахской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР. Бурно развиваются танцы народов Севера и Сибири (эвенков, коряков, якутов), которые отличаются неповторимой самобытностью (например, якутский «Асуохай»). Во всех республиках танцевальная культура представлена массовой художественной самодеятельностью и многочисленными профессиональными ансамблями. Такие ансамбли танца, созданные во всех республиках, по существу стали театрами народного танца, где по всем законам сценического действия создаются сценические хореографические произведения. Среди ведущих коллективов: Ансамбль народного танца СССР (1937), Хореографический ансамбль «Берёзка» (1948), Ансамбль танца Азербайджанской ССР (1971), Ансамбль танца Армянской ССР (1958), Ансамбль танца БССР (1959), Ансамбль народного танца Грузинской ССР (1945), Ансамбль песни и танца Казахской ССР (1955), Ансамбль народного танца Киргизской ССР (1966), Ансамбль танца Латвийской ССР «Дайле» (1968), Ансамбль народного песни и танца Литовской ССР «Летува» (1940), Ансамбль народного танца Молдавской ССР «Жок» (1945), Ансамбль танца Таджикской ССР «Лола» (1965), Ансамбль народного танца Туркменской ССР (1941), Ансамбль танца УССР (1937), Ансамбль танца Узбекской ССР «Бахор» (1957).

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. Фигурка крылатого льва с человеческим торсом. Деталь трона из Топраккале. Государство Урарту. Бронза и другие материалы. 7 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. СССР. Литература и искусство.

Скульптура народов ССР дореволюционного периода. Фигурка крылатого льва с человеческим торсом. Деталь трона из Топраккале. Государство Урарту. Бронза и другие материалы. 7 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

  В сценических танцах балетмейстеры и исполнители повествуют о радостной жизни, о труде, праздниках, обычаях и мечтах народа. Характерные черты таких хореографических спектаклей — взаимовлияние профессионального и самодеятельного искусств, их связь с фольклором и бережное сохранение его редчайших образцов.

  В золотой фонд советской сценической народной хореографии вписали яркие страницы такие мастера, как И. А. Моисеев, Н. С. Надеждина, Т. А. Устинова, М. С. Годенко (РСФСР), П. П. Вирский (УССР), И. И. Сухишвили и Н. Ш. Рамишвили (Грузинская ССР), М. Тургунбаева, Тамара Ханум (Узбекская ССР), Ю. И. Лингис (Литовская ССР), В. К. Курбет (Молдавская ССР) и др. См. Танец, а также раздел Танец. Балет в статьях о союзных республиках и раздел Музыка в статьях об автономных республиках.

Русский танец «Полянка» в исполнении артистов Ансамбля народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева. СССР. Литература и искусство.

Русский танец «Полянка» в исполнении артистов Ансамбля народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева.

  В. И. Уральская.

Литература и искусство
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Советские архитектура и градостроительство
Музыка
Танец, балет
Танец
Балет
Драматический театр
Цирк
Эстрада
Художественная самодеятельность
Кино
Международные культурные связи СССР
Так же Вы можете узнать о...


Сьерра-де-Периха (Sierra de Perija), горный хребет в Андах, включающий массивы Мотилонес, Вальедупар, Периха и Ока, на границе Колумбии и Венесуэлы; северный отрог Восточной Кордильеры Колумбии.
Текке, текийе, завие (турецкий tekke, zaviye), обитель мусульманских дервишей в Турции.
Тиреокальцитонин, кальцитонин, гормон позвоночных животных и человека, вызывающий понижение содержания Ca2+ в плазме крови.
Тремадокский ярус, первый снизу ярус ордовикской системы [см.
Тюбингенская школа, направление в немецкой протестантской теологии, развивавшееся в университете г.
Уречье, посёлок городского типа в Любанском районе Минской обл.
Феодосий I Флавий Феодосий I, или Великий, Флавий (Flavius Theodosius) (около 346–395), римский император с 379.
«Форин афферс» («Foreign Affairs» – «Иностранные дела»), ежеквартальный журнал в США, освещающий проблемы внешней политики США и международных отношений.
Халикарнас Балыкчысы (Halikarnas Balikcisi) (псевдоним; настоящее имя Джеват Шакир Кабаагачлы) (1886, Стамбул, — 13.
Холевая кислота (от греч. chole — жёлчь), монокарбоновая стероидная кислота из группы жёлчных кислот.